Русский язык грамотность от природы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Центр оценки качества образовния.png

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую — добавить вебинары
  • Критическое мышление
  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • Способностью строить социальные отношения;
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

  1. Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации?
  2. Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
  3. Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы?
  4. Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур?

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке

Креативность Лукаса.png

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

  • Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
  • Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
  • Оригинальность предложенных идей;
  • Гибкость или подвижность;
  • Способность продуцировать большое количество идей.
  • Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

  1. Вербального выражения
  2. Художественного выражения
  3. В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
  • Задания на разрешение проблем — социальных и научных.

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Пирамида Блума.png

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

Русский язык. 7 класс

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

М.М. Разумовская, задание 1.png

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Бабайцева. Старое заданиеБабайцева. Современный

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

Рассуждаем на лингвистическую тему.pngЗадание на работу в паре

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

  • Учимся определять стиль по речевой ситуации
  • Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
  • Учимся проводить смысловой анализ текста
  • Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
  • Создаем текст определенного стиля речи

Разумовская, 6 класс. ЭФУЗадание Lecta

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Шмелев, пример 1Шмелев, пример 2

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Шуточные стихи

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Проектная работа

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

Профориентация_10 класс.png

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Источник



Природная грамотность и условия ее формирования

Природная грамотность и условия ее формирования

Нередко родители младших школьников сталкиваются с таким парадоксом: упражнения и диктанты по русскому языку ребенок выполняет достаточно грамотно и хорошо, но вот спонтанная письменная речь – его записки, письма, сочинения – пестрят ошибками. Невольно возникает вопрос: почему так?

Дело в том, что работа на уроке и спонтанная письменная речь – это разные типы деятельности: сама учебная ситуация, урок русского языка, заставляет ребенка сконцентрировать внимание и контроль именно на грамотности своего письма. Во – вторых, упражнения и диктанты подбираются авторами учебников и учителем с учетом пройденных тем, в этом реализуется принцип доступности. Но ребенок же не может ждать, когда он вырастет и начнет грамотно писать. Едва начав читать, он сразу же понимает, какое мощное средство общения находится у него в руках, и, конечно, при случае тотчас же им воспользуется. Помните?!

Ушол щасвирнус. К.Р. (Кристофер Робин)

Ещё до прихода в школу читающие дети, как правило, изобретают свою теорию письма русского языка. В своих крайних формах она существует в двух вариантах:

Ребенок пишет так, как слышит. Например, предложение

Мы зашли в магазин.

он напишет совершенно верно. Но допустит ошибки в предложении

Они пошли домой.

Ани пашли дамой.

  1. Сравнивая устную речь с тем, как напечатаны слова в книгах, ребенок приходит к выводу: говорим [малакó], пишем «молокó», значит, думает он, надо писать всё наоборот.

Этот ребенок напишет правильно предложение

Они пошли домой.

Мы зашли в магазин.

Мы зошли в могозин.

Читайте также:  Проверочная работа по природе 2 класс по теме растения

Я развела эти два крайних варианта, чтобы показать, откуда возникают ошибки типа «гегант», «корондаш», «грочи», «шерокий». Как правило, родители, столкнувшись с таким дошкольным письмом, разводят руками и надеются, что школа всё исправит. Но вот ваш ребенок поступает в школу, а ошибки как были, так и остаются. И начинают родители заводить разговоры о «природной грамотности»: дескать, не дано нашему ребенку от природы быть грамотным человеком, ничего тут не сделаешь!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие интереса к математике у детей

Да, действительно, феномен «природной» грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии?

Так называемая «природная грамотность» — это орфографическое чутьё спонтанно формирующееся в раннем возрасте.

Исходя из этого, возникают два вопроса:

Что является условием формирования «природной грамотности»?

Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?

Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.

Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?

Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию:

Вы что-то пишете, буква одна за другой четко выскакивает из-под вашего пера (действительно, никто из нас не задумывается, как написать: «карандаш» или «корондаш»). Но вдруг, написав слово «ремисия» Вы замедляете письмо, что-то шепчете, или берете отдельный листочек и пишете «реммиссия», «реммисия», «ремиссия». Удовлетворенно хмыкнув, Вы твердой рукой исправляете написанное слово и продолжаете писать дальше. Что произошло? Почему возникла стоп — пауза? Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: «Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно». Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова.

Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музыкальное развитие детей

Как известно, человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: тем самым мы подразделяем людей на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире – мире телевизоров, видео, компьютеров, у большинства людей ведущий канал – зрительный. Гораздо меньше людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих детей, это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т.е. так, как мы говорим), но всё это не влияет на качество письма; главное — они видят образ слова.

Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – «мо-ло-ко», «пе-ре-не-сли». В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить «ма-ла-ко», «ма-ло-ко», «мо-ла-ко», «мо-ло-ко» и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.

природная грамотность

Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и».

Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования «природной» грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.

Соответственно методика, которая ставит перед собой цель «целенаправленное развитие орфографического чутья (т.е. «природной» грамотности) у ребенка», должна задействовать в своей работе все основные виды восприятия информации человеком. Но прежде чем приступить к описанию методики, нам необходимо задеть ещё один вопрос, связанный с тем, что есть «орфограмма».

Если выразиться кратко, орфограмма – это место в слове, где написание не совпадает с произношением.

Существуют разные типы орфограмм. В этой статье я сосредоточусь на одном: во-первых, потому что орфограммы этого типа составляют 90% от общего числа орфограмм, а во-вторых, именно данный тип орфограмм является предметом изучения на уроках русского языка в начальной школе. Это тип орфограмм, где выбор буквы зависит от позиции (места) звука в слове. Так, все ударные гласные мы можем смело обозначить буквой: «СЛÓВО» — «СЛÁВА». А вот какая вторая буква пишется в этих словах, без проверки точно сказать нельзя: ведь мы говорим [слóва], [слáва]. На основании этого безударные гласные ( кроме звука [у] — кукуруза) считаются в русском языке орфограммами: например, в слове «мáма» мы подчеркнем вторую безударную гласную, как орфограмму. Да, да, не удивляйтесь, хотя память нам с детства подсказывает, что надо писать А, но продиктуйте своему ребенку ряд слов: смéл[а], сéн[а], мóжн[а], пéн[а], нýжн[а], грязн[а], льдин[а], вéчн[а], вьюг[а], мнóг[а], клякс[а], мяс[а], чýд[а], тáйн[а]. Скорей всего у него возникнет сомнение: что на конце писать, О или А? А ведь по своей структуре эти слова ни чем не отличаются от слова «мáм[а]», в них везде на конце слышится звук [А].

Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.

«Плот» и «плод», «дорожка» и «кошка» — что общее между этими словами? А то, что произносим мы их «пло[т]», «доро[ш]ка», «ко[ш]ка». Здесь мы опять сталкиваемся с выбором букв, а значит с орфограммами. То есть, если парный согласный (в-ф, г-к, ж-ш, з-с, б-п, д-т) стоит на конце слова или перед другим согласным «доро[шк]а», то это тоже считается орфограммой. Без сомнения мы можем писать парные согласные, когда они стоят перед гласными «[к]а[ш]а», перед «в» «[св]ерь» — «[зв]ерь» и перед «м», «н», «р», «л» (так называемыми сонорными) «доро[жн]ый».

Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.

А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный.

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте «Молчат ли рыбы», взятого из пособия О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы». Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сто книг, которые должны прочитать дети

Итак, алгоритм письма.

А) Читаем весь текст.

Молчат ли рыбы.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны.

Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.

Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

По памяти вслух воспроизводим предложение.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

Работаем с каждым словом, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.

По памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизводим это предложение.

Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.

Закрываем книгу и по памяти записываем в тетрадь предложения, диктуя его орфографически.

Часто голоса рыб схожи с птичьими.

После того как предложение записано, в словах ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Открываем книгу и сверяем записанное в тетради предложение с написанным в книге.

Вид предложения, после проработки, в книге:

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Работаем с каждым словом

Работаем с каждым словом

Вид предложения, после проработки, в тетради:

Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.

Далее работа идет по тому же алгоритму отдельно по каждому предложению.

Какие механизмы реализуются в данном алгоритме?

В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая. Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.

Читайте также:  Что изучает ботаника какое значение имеют растения в природе

Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.

Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.

В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.

В качестве текстов для списывания рекомендую книгу О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы», а так же специально сделанное для этих целей пособие И.П. Старагиной «Тетрадь для списывания».

Источник

Орфография как закон природы

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Правописание разделительного Ъ и Ь знаков, приставок пре/при. Знание тонкостей правописания. Правила написания безударных гласных в корне.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.04.2013
Размер файла 24,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по курсу Практикум по русскому языку для логопедов

Работа по тексту «Орфография как закон природы»

1. Вставьте пропущенные знаки препинания. Где необходимо, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки для определения слитного, раздельного или дефисного написания (вставки выделить любым ярким цветом, кроме красного).

2. Выпишите из этого текста примеры, иллюстрирующие следующие правила (нужное правило сформулируйте после каждого примера!):

А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Б) Правописание безударных гласных в корне;

В) Правописание непроверяемых согласных в корне;

Г) Правописание приставок на з/с;

Д) Правописание не с разными частями речи;

Е) Правописание приставок пре/при;

Ё) Правописание непроизносимых согласных в корне;

Ж) Правописание не и ни с разными частями речи;

З) Правописание н и нн в разных частях речи;

И) Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи;

К) Правописание и/ы после приставок;

Л) Знаки препинания в сложносочиненном предложении;

М) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

Н) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

О) Знаки препинания в простом предложении с однородными членами;

П) Знаки препинания в предложении с причастным оборотом;

Р) Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом;

С) Знаки препинания при обособленных членах предложения (вводные слова, приложения и т.д.).

Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы. Дм. Быков

2. А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Компьютерная — пишется разделительный Ь знак.

Собачье — пишется разделительный Ь знак.

Предъявленные — пишется разделительный Ъ знак.

Правило: перед приставкой и после букв в корне Е, Ё, Ю, Я, в остальных случаях пишется разделительный Ь знак.

Б) Правописание безударных гласных в корне;

Либеральные — пишется И.

Правило: безударные непроверяемые гласные в корне слова проверяются орфографическим словарем.

Выправить — в корне пишется а, т.к. проверочное слово — править.

Правило: необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук был под ударением.

В) Правописание непроверяемых согласных в корне;

Россиянина — пишем СС

Русскую — пишем СС

Правило: словарное слово.

Г) Правописание приставок на з/с;

Бесчисленных — пишем в приставке С

Правило: если после приставок на З и С идёт глухой согласный звук, в приставке пишется С, если звонкий согласный — пиши З.

Д) Правописание не с разными частями речи;

Не требуется — пиши раздельно.

Не знаешь — пиши раздельно.

Не влияет — пиши раздельно.

Не видит — пиши раздельно

Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно.

Нечто — пиши слитно.

Правило: отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно, если между ними нет предлога.

Неписаным — пиши слитно.

Правило: причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимого слова.

Необходимых — пиши слитно.

Правило: НЕ с прилагательными пишется слитно, если можно заменить синонимом: нужные.

Не зря- пишется отдельно

Правило: Не с наречиями пишется раздельно

Не дочитывая — пиши раздельно

Правило: Не с деепричастием пишется раздельно.

Невозможно — пиши слитно.

Правило: модальное слово с запретительном значением, Не пишется слитно.

Е) Правописание приставок пре/при;

Пристрастно — пишется ПРИ

Правило: в некоторых словах значение приставок недостаточно ясно, эти слова нужно запомнить.

Ё) Правописание непроизносимых согласных в корне;

Пристрастно — пишется в корне Т.

Известно — пишется в корне Т

Правило: если в корне непроизносимая согласная, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы эта согласная стала произносимой СТРАСТЬ — ПРИСТРАСТНО.

Ж) Правописание не и ни с разными частями речи;

Нечто — пишется слитно.

Правило: неопределенное местоимение с ударной приставкой местоименные слова с приставкой НЕ, на которую падает ударение, пишется слитно.

З) Правописание н и нн в разных частях речи;

Бесчисленных — пишется НН

Правило: в прилагательных, образовательных при помощи суффикса ЕНН пиши НН.

Бессмысленных — пишется НН

Электронное — пишется НН

Искренности — пишется НН

Многочисленны — пишется НН

Правило: С двойным Н пишутся суффиксы -енн-, -ственн-, -онн- имен прилагательных, образованных от существительных.

Неписаным — пишется Н

Правило: в отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок (кроме не) или зависимых слов пиши Н.

Испуганно — пишется НН

Правило: в наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько НН, сколько в прилагательном, от которого они образованны.

Подписанное — пишется НН

Правило: в полных страдательных причастия совершенного вида, имеющих приставку пиши НН.

Путаница — пишется Н

Правило: Это имя существительное образованное от прилагательного путаный при помощи суффикса -иц-, в нем пишется столько н, сколько в производящем слове. В прилагательном путаный пишется одно Н, т.к. оно образованно от глагола несовершенного вида путать, отвечающего на вопрос что делать? В прилагательных образованных от глаголов несовершенного вида пишется одно Н.

Предъявленное — пишется НН.

Правило: Страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе причастия пишется НН.

Утонченную — пишется НН.

Смиренных — пишется НН.

Правило: В прилагательном, образованном от глагола совершенного вида, пишется НН.

И) Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи;

Сначала — наречие, пишется слитно.

Правило: наречия, образованные соединением предлога и существительного пишутся слитно.

Зачем — наречие, пишется слитно.

Правило: наречие, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями пишутся слитно.

Сколько-нибудь — наречие пишется через дефис

Правило: суффиксы -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- с местоимениями и наречиями пишутся через дефис.

Солдаты — освободители — приложение, пишется через дефис.

Правило: если одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное является именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Никак — местоимение, пишется слитно.

Правило: частицы НЕ и НИ в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно.

Среднестатистический — пишется слитно.

Правило: Прилагательные, образованные от основ слов отношений между которыми носят подчинительный характер, пишутся слитно.

Обыватель — рабовладелец — пишется через —

Правило: Однословное приложение, следующее за определяемым словом, пишется через дефис.

К) Правописание и/ы после приставок;

Сымитировать — после приставки в корне пиши Ы.

Сыграть — после приставки в корне пиши Ы.

Правило: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ы согласно произношению исключение составляют приставки сверх — и меж — , и слова с иноязычными приставками контрИгра, дезИнфекция.

Л) Знаки препинания в сложносочиненном предложении;

Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель — рабовладелец поплатился.

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: в составе этого сложносочиненном предложении два простых предложения, две грамматические основы, отделяются друг от друга запятой.

М) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

Я уже не говорю про запятые, которым не повезло дважды.

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Читайте также:  Природа села как она прекрасна

Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире».

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны.

Правило: сложноподчиненном предложении состоят из главного и придаточного, отделяются друг от друга запятыми.

Н) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая.

О) Знаки препинания в простом предложении с однородными членами;

«Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: если однородные члены предложения отделяются одиночным союзом И запятая между ними не ставится.

П) Знаки препинания в предложении с причастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова письмо, обособляется с двух сторон.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова немцы, обособляется с двух сторон.

Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета.

Правило: гордо предъявленное хозяином — определение, выраженное причастным оборотом, которое не обособляется, так как находится перед определяемым словом письмо.

Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Правило: запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Р) Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, выделяются запятыми.

С) Знаки препинания при обособленных членах предложения (вводные слова, приложения и т.д.).

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: парные запятые, выделяющие вводное слово конечно, указывающее на степень достоверности сообщения.

Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: парные запятые выделяют вводное слово, пожалуй, со значением низкой степени достоверности сообщения, неуверенности говорящего.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Правило: запятая, после вводного слова, казалось бы, указывающее на степень достоверности сообщения.

Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения.

Правило: запятая, после вводного слова, правда, указывающее на степень достоверности сообщения.

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Правило: запятая, после вводного слова, думаю, указывающее на личное мнение автора.

правописание приставка дефисный безударный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правила правописания и смыслоразличительная роль орфографии и знаков препинания в русском языке. Особенности написания безударных гласных в корне слова, а также правописание приставок, суффиксов, окончаний и предлогов. Расстановка запятых в предложениях.

практическая работа [12,3 K], добавлен 12.01.2010

Правописание безударных гласных в корне, гласных после шипящих и «ц» в разных частях речи, окончаний глаголов. Раздельное правописание «не» и «ни» с разными частями речи. Расстановка знаков препинания в тексте. Значения слов с разными ударениями.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 09.10.2012

Подчинительные союзы и союзные слова, сочинительные союзы: проблема состава. Совершенствование грамотного письма: правописание союзов в русском языке. Слитное и раздельное написание союзов. Проблемные вопросы правописания союзов в русском языке.

реферат [29,0 K], добавлен 06.08.2010

Правила правописания причастий в русском языке. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных. Написание гласных в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Примеры правописания Е, Ё после шипящих в суффиксах.

презентация [218,6 K], добавлен 25.12.2010

Понятие и особенности обобщающих слов. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Правила использования тире, запятой и двоеточия при обобщающих словах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Обороты со сравнительными союзами (частицами).

Источник

Русский язык и занимательные факты о нем

Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.

Но, говоря по-русски, люди зачастую даже не задумываются о том, на каком удивительном языке они говорят и не знают его истории. Многие из нас не знают о родном языке практически ничего. А между тем, есть очень любопытные факты, на тему которых мы и поговорим в этой статье. Мы уверены, что вы узнаете много нового и интересного.

русский

Факт 1

Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».

Факт 2

Всем привычная буква «Х» изначально называлась несколько длиннее, а именно «хер». От названия этой буквы появилось слово «похерить». Смысл в том, что по виду буква напоминает крест, то есть «похерить» значит каким-то образом что-то перечеркнуть. Смысл этого слова неизменен и в наши дни.

Факт 3

Немногие знают, что в русском есть 2 слова, в которых подряд целых три гласных — это слова змееед и длинношеее.

Факт 4

На Руси и в Российской империи существовало понятие «нелепый глагол». Поскольку устаревшее слово «лепота» означало красоту и правильность чего-либо, то слово «нелепый» означало полную противоположность этому понятию. Слово «лепота» на данный момент почти не используется, а слово «нелепый» осталось и сохранило свой первоначальный смысл.

Факт 5

Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!

Факт 6

Носители английского языка, которые решили изучать русский, придумали оригинальную идею, как запомнить по-русски выражение «я люблю вас». Чтобы им было проще его выучить, они перекроили его на свой лад — «yellow blue bus», что в переводе на русский означает желто-голубой автобус.

Факт 7

Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.

Факт 8

Буква «й» сама по себе не вызывает ни у кого удивления, если встречается в середине слова, но вот чтобы слово с нее начиналось — это считается редкостью. Даже носители языка, как правило, в состоянии вспомнить всего пару-тройку таких слов, например, йога или йод. И только единицы в курсе, что слов, начинающихся на «й», в русском языке насчитывается 74 штуки.

Факт 9

Еще одна редкая буква — «ы». На нее начинаются некоторые названия географических объектов в России.

Факт 10

Еще один занимательный факт — в слове «обороноспособность» целых 7 букв «о»!

Факт 11

На сегодняшний день по популярности в сети Интернет русский язык уступает только английскому и занимает 2 место. Всего в мире на нем изъясняется более 260 миллионов людей.

Факт 12

Русский язык постоянно меняется. Не только уходят архаизмы, но и появляются новые правила. Например, ранее слово «кофе» употреблялось только в мужском роде, но уже 10 лет его официально можно употреблять и в среднем. Таким образом, у этого слова целых два рода одновременно.

Факт 13

Современное слово «баба» считается просторечным и иногда даже оскорбительным, но немногие знают о том, что раньше звание «баба» нужно было еще заслужить. Так называли только тех женщин, которые смогли родить сына. Если у женщины рождались только девочки, то бабой ее не называли вплоть до того момента, пока она не родит мальчика.

Факт 14

Еще одно интересное заимствованное слово — хулиган. Оно было заимствовано в английском языке, от фамилии Халиган одного из английских семейств. Свой сегодняшний смысл в русском получило из-за того, что представители английского семейства отличались весьма буйными чертами характера.

Факт 15

Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.

Факт 16

Первые слова, которые прозвучали в космосе, были произнесены именно на русском языке. Нетрудно догадаться, что произнес их никто иной как Юрий Гагарин.

Факт 17

«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.

Факт 18

В русском языке много выражений, в которых фигурирует слово рука. Причем они имеют разный смысл. Например, «руки так и чешутся», «идти по жизни рука об руку», «все в твоих руках» и другие.

Факт 19

Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.

Факт 20

Знак препинания, который мы сегодня знаем как восклицательный знак, когда-то назывался «точкой удивления». По-настоящему полюбить русский язык, избавиться от досадных ошибок в устной и письменной речи, вспомнить правила и восполнить пробелы в знаниях поможет курс «Идеальный русский». Теория, диктанты, отработка полученных навыков — все для того, чтобы качественно усвоить материал!

Источник