Русские педагоги о природе

Выдающиеся педагоги о роли природы в формировании личности школьника (Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.).

в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56).

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания — развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы . так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках.

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе . " (Сухомлинский, 1972: 12). Природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности" (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский, 1972: 61)

Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". (Зверев, 1980: 19)

А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения — это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы". (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации.

Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей,

Источник



Цитаты о природе, экологическом воспитании

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

«Образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».

Читайте также:  Как получается град в природе летом

«Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее понимает он природу и тем с большим успехом представляет нам её во взаимосвязи с жизнью».

«В каждом человеке природа всходит злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открываясь всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».

«Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы».

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».

«Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого».

«Природа как облако: она постоянно меняется, при этом оставаясь собой».

«Чем более мы берём от мира, тем менее мы оставляем в нём, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни».

«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле».

Леонардо да Винчи

«В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».

Леонардо да Винчи

«Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека».

«Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря».

«Когда я созерцаю чудеса заката или грацию моря, моя душа преклоняется в благоговении перед Творцом».

«Природа – эта самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать».

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем»

«Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить».

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром».

«Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда».

«Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы; их при желании можно восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас Природу, но и самих себя».

«Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства».

«Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой».

«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры».

Ф. М. Достоевский

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Ф. М. Достоевский

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

«Сила, которая держит в руках колыбель каждого народа, — природа его страны».

«Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе».

«Птицы и звери,цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».

«Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим».

«В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой».

Человек, хоть будь он трижды и трава,

Остаётся мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны о вашего рожденья

Сила, стойкость, жизненность растения!

«Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с её законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы».

«Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять».

«Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».

«Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».

«Леса не только приносят великую пользу человеку, но и украшают и оздоровляют землю, поддерживают саму жизнь на земле».

«Незнание природы – величайшая неблагодарность».

«Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек».

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

«Ветер есть дыхание природы».

«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

«Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о тои, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придётся нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?».

«Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбели жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви».

«Не природе нужна наша защита, это нам необходимо еёпокровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить».

«Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».

И земли без воды.

Окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Читайте также:  Правовая природа соглашения об оказании правовой помощи

«Мы не наследуем землю у своих предков, а берём её взаймы у своих детей».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

В. А. Сухомлинский

Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», воспитанники.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д. Родович В настоящее.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение. В этом возрасте закладываются основы личности экологической.

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников из опыта работы воспитателя Шапошниковой В. Ю. «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Сухомлинский Актуальность Веками.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников». Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников (Обобщение опыта) МБДОУ №2 «БЭРЭЧЭТ» Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников (Обобщение опыта).

Источник

Вопрос 1. К.Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР /Сост. Э.К.Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С.Солнцев. – М., 1986. –468 с.

2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия./ Сост. Н. Б. Мчедлидзе. – М., 1986.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – Киев, 1974.

4. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии // Собр. Соч. – М.-Л., 1952. 11.

5. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр.соч. – М.-Л., 1949. – Т.5.

6. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. Соч. – М.-Л., 1949. – Т. 6. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.

7. Водовозова Е.Н. На заре жизни и другие воспоминания. М., 1934.

8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб, 1873.

9. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.

Литература дополнительная:

1. Саморукова П.Г. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении / Дошк. восп. – 1968. — № 12.

2. Саморукова П.Г. Е.Н. Водовозова о природе в воспитании маленьких детей // Дошк. восп. 1969. — № 6.

3. Саморукова П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И. Тихеевой.

К.Д. Ушинскийсправедливо считал природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Многие его положения не потеряли значения и для наших дней.

Взгляды на место и роль природы в воспитании детей он отразил в методических материалах и материалах для детей, предложенных в работах «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинскийопределил природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». У. считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений – вне города. День проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» К.Д. Ушинский. рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное местоположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт развили у У. любовь к родной природе.

Подчеркивая мысль о благотворном влиянии природы на душу ребенка, он восклицает: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». В другом месте он утверждал, что «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий». Воспитание высоких чувств и душевного благородства У. неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.

Использование природы в воспитании детей К.Д. УшинскийУ. связывал с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углубить высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать родину, ее язык, ее историю, ее литературу, ее природу.

Важное место природе У. отводил в первоначальном обучении детей

Общеизвестно, что главной задачей элементарного обучения К.Д. Ушинскийсчитал овладение родным языком. Именно ребенок усваивает элементы народной культуры с самого раннего детства. Вместе с тем К.Д. Ушинскийубедительно доказывает, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, — писал он в предисловии к «Детскому миру», — но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

В развитии ума К.Д. Ушинскийразличал две стороны: формальную и реальную. Формальное развитие ума означает развитие способностей к производству мыслительных операций безотносительно к содержанию мысли. Умственная гимнастика, которая возможна при обучении языку отдельно от мысли, развивает ум формально. Такое учение развивает болтунов. Реальное развитие ума достигается только при усвоении положительных знаний, идей. Необходимо сообщать ребенку положительные знаний и вместе с тем упражнять мыслительные и словесные способности.

В поисках этих положительных знаний К.Д. Ушинскийобращается к природе. Он считал, что ни мир общественных отношений, ни история, ни география не могут дать тех положительных знаний и идей, которые необходимы для развития ума и языка ребенка при первоначальном обучении.

Почему же К.Д. Ушинскийостановил свое внимание именно на природе?

— Прежде всего этот выбор определяется наглядностью.Уже в предисловии к «Детскому миру» он указывал, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

— Вторая причина, по которой К.Д. Ушинскийостановился на природе для первоначального обучения: именно на этом материале, легче всего приучить ребенка к логичности мышления. «… Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей. Логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов им явлений природы».

К.Д. Ушинскийтакже обратился к проблеме отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. В первую очередь он останавливает свой выбор на предметах и явлениях природы, окружающих ребенкаи наиболее ему близких и знакомых. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно…, знакомить дитя, а напротив – приучить находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…». В этом К.Д. Ушинский. видит связь науки (учения) с жизнью.

Читайте также:  Сообщение влияние человека на природу как спасти природу

Какова последовательность ознакомления детей с миром природы?Считая что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинскийуже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесса формирования системы знаний,ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память.

Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематике. «…Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов.». Это требование систематичности первоначальных знаний представляет большую ценность и наше время.

В первой книге «Родное слово», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, У. знакомит детей с растениями, животными, неживой природой.

Он группирует предметы используя для этого разнообразные основания. К.Д. Ушинскийисходит прежде всего из опыта ребенка.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан признак, по которому животные делятся на классы. Четвероногие животные, в свою очередь, разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам.

В определенной группировке предстают перед детьми и растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы, цветы. В другую группу включаются растения, которые практически используются человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные , ягодные и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

К.Д. Ушинскийобращается и к миру неживой природы: предлагает знакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

В первую очередь, знакомя детей с предметами природы, К.Д. Ушинский. давал знания о месте их нахождения. Далее он предлагал использовать «природу со своими годовыми переменами», т.е. включал знания о сезонных изменения в природе. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Естественнонаучный материал, предлагаемый К.Д. Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие художественные рассказы У. могут быть и сегодня использованы в работе с детьми. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История одной яблоньки», «Проказы старухи зимы». Занимательны и в вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинскийо развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения.

Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность, как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинскийпонимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называл два условия развития наблюдательности:

1. наглядность обучения

2. изложение материала в системе и последовательности.

Система изложения материала в «Родном слове» и «Детском мире» направлена и на развитие наблюдательности. Излагать материал вне системы вредно. Излагать систему знаний, не познакомив с отдельными частностями, — значит нарушить основное правило здравой педагогики. У. выбирает золотую середину : отрывочно изложив несколько предметов естественной истории , сравнивает их и сводит частности в систему.

К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности.

1. Он предлагал при рассматривании предмета прежде всего приучать детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов:

Источник

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на роль природы в воспитании детей

Общественно-политические взгляды В. М. Бехтерева (1857–1927) формировались под влиянием Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.

Впервые в русской педагогике с материалистических позиций В. М. Бехтерев показал значение различных факторов в развитии и становлении человеческой личности, попытался представить в определенной системе всю их совокупность в формирования личности. К их числу относилась и окружающая природа.

Он рассматривал личность как «самостоятельное существо по отношению к окружающим внешним условиям», как «самодеятельную особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Как ученый-естественник он отмечал, что «умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков». Его высказывания о сенсорном воспитании детей основывались на экспериментальных данных и длительных специально организованных наблюдениях. По его мнению, недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть… необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой. Поэтому важным принципом воспитания в раннем возрасте он считал правильное и систематическое воспитание органов чувств. В связи с этим В. М. Бехтерев наметил программу развития органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, придавая особенно большое значение слуху и зрению. Воспитание органов чувств, считал он, не может ограничиваться заботой об их нормальном состоянии и правильном функционировании, а должно сочетаться с развитием интеллектуальных процессов.

П. Ф. Каптерев (1849–1922) писал, что «дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя впечатления, пережить те мысли и те чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет щеки и уши; им нужно наслаждаться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть под дождем, шлепать по грязи, им нужно пережить все свойства времени года, их приятные и неприятные стороны, самим видеть все сельские работы на поле, на лугу, на мельнице, деревенские праздники, деревенскую жизнь, столь близкую к природе, так тесно к ней примыкающую; детям самим нужно видеть восход и закат солнца, звезды, луну, словом, нужно сжиться с природой в ее разнообразных явлениях. Только при этом условии правильно разовьются внешние чувства дитяти, ум напитается здоровыми, соответствующими возрасту впечатлениями, а сердце переживет простейшие человеческие радости и печали. «Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках и зоологических садах» [69].

Источник