Рыбы ознакомление дошкольников с рыбами

Рыбы ознакомление дошкольников с рыбами

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы: русская народная сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Пермяк «Первая рыбка», А. Фет «Рыбка», И. Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Материалы и пособия:

-картинки — иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

-раскраски с различными видами рыб;

Обогащение словарного запаса: чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель: Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации)с изображениями рыб: и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой.Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая».Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — что это?

Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело.Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И.Токмаковой:

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель: Где же спит рыбка и как?

Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей).

Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Воспитатель: Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам: кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме).

Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы.

Воспитатель: Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились?

Интегрированное занятие по художественному творчеству по теме «Рыбы». Цель: — обобщать и закреплять знания детей о рыбах: строении, способах передвижения, среде обитания. Задачи занятия: 1. Образовательные.

Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Рыбы. Водоемы» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05) Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Рыбы. Водоемы. Цель: Познакомить.

Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности по теме проекта «Весенний календарь» (старшая группа) Цель: Совершенствовать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (плясовые, имитационные).

Конспект НОД по математике «Путешествие на планету «Загадка» (старшая возрастная группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 р. п. Сенной, Вольского района, Саратовской области» Конспект.

Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». (старшая группа) Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». Цели: 1. Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным.

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности по теме «Пожар» (старшая группа) Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности Тема “Пожар” (Для студентов ВПУ) Цель: Закрепление правил пожарной безопасности.

Конспект занятия по формированию представлений о человеке «Кто я?» (старшая группа) Цель: Развивать представление детей о себе как о человеке, о том что каждый человек имеет сходства и различия, строение тела, фигуры и т. д.

Конспект занятия по лексической теме «Рыбы» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение в уголке природы за аквариумными рыбками.

Организованная образовательная деятельность по логоритмике «Путешествие к морскому побережью» по теме «Рыбы» МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма» Организованная образовательная деятельность по логопедической ритмике с использованием.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Источник



Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Читайте также:  Салат с консервированной рыбой и свежими овощами

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке. в аквариуме.

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется . (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

рыбки

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай.

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

Источник

Беседа про рыб в подготовительной группе

Познавательная беседа о рыбах для детей 5-8 лет на тему «В подводном мире»

Летним днем на отмели резвятся, играют в догонялки маленькие рыбешки.

Вода прозрачная, прогретая до самого дна. Видно, как на дне дрожат крошечные золотистые песчинки. Привольно чувствуют себя рыбы в подводном мире, вода — их родная стихия!

Родной дом

Волны и кораллы,

И песок морской

Для рыбешек малых —

Милый дом родной!

Каких животных мы называем рыбами?

Рыбы — это позвоночные животные, живущие в воде.

Позвоночные — животные, у которых вдоль всего тела проходит позвоночник, состоящий из отдельных костей.

Как выглядят рыбы?

У рыб — гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники.

Задумывались ли вы над тем, как рыбы передвигаются в воде?

Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники — хвостовой и боковые.

Те животные, которые живут в лесах, полях, на лугах, словом, на суше, дышат кислородом воздуха, а рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. В воде его раз в двадцать меньше, чем в воздухе. Особенно мало кислорода в замутненной воде или в воде с буйной подводной растительностью. А вот в прозрачных студеных ручьях и реках кислорода больше.

У рыб есть специальное приспособление для дыхания — жабры. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом.

Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда мороз мастерит на реках, прудах, озерах ледяные крыши. Чтобы спасти жителей подводного царства от гибели, рыбаки пробивают во льду лунки, прорубают проруби. Через эти оконца рыбы дышат. Так что любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбам пережить трудное зимнее время. А рыбки, будто тихонько перешептываются, говоря рыбакам «спасибо».

Зимняя сказка

Кто любит рыбачить зимой,

Тот сказку мою поймет.

Украшен снежной каймой

Вдоль берега гулкий лед.

Солнце, как елочный шар,

Висит на ветке еловой,

Клубится облачком пар

Над прорубью черно-лиловой.

И слышится как сквозь сон

Из глуби бездонной, зыбкой

Тихий стеклянный звон:

О чем-то шепчутся рыбки.

Некоторым рыбам, например лососю или судаку, для дыхания нужно много кислорода. Другие обходятся и малым его количеством. Это плотва, окунь, карась, щука.

Тело рыб покрыто чешуей. Она состоит из отдельных чешуек. Их форма и размер могут быть разными. А по цвету чешуя чаще всего серебристая.

Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

Серебристые чешуйки

Шепчутся речные струйки,

Лист кувшинки шевеля.

В серебристые чешуйки

Нарядилась рыб семья.

В глубине мелькая зыбкой,

Весело танцуют рыбки.

Рыбы, особенно хищные (щука, акула, окунь), обладают прекрасным зрением, а их нюху позавидует и собака.

Каких рыб называют хищными?

Верно! Это рыбы, которые питаются другими, более мелкими рыбками, мальками, икрой, могут закусить лягушкой или утащить на дно отставшего от мамы-утки утенка.

Нехищные мирные рыбы едят насекомых, маленьких рачков, питаются листьями и стеблями подводных трав.

Во рту у рыб спрятаны особые вкусовые почки, помогающие им различать кислый и сладкий, горький и соленый вкус.

Рыбы, как и мы, люди, могут видеть, слышать, различать запахи и вкусы, чувствовать прикосновение.

Но у рыб есть еще шестое чувство! Вдоль всего тела рыбы от головы до хвоста тянется «боковая линия». «Боковой линией» рыбы воспринимают малейшее колебание воды. Они прекрасно плавают ночью, в мутной воде, не сталкиваясь друг с другом! Хищным рыбам эта линия помогает находить добычу, а нехищным — почувствовать приближение врага.

Хотя и говорят: «Нем, как рыба», но оказывается, что рыбы могут издавать звуки. Они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепнув.

Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».

Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь. Он заполнен воздухом, и с его помощью рыбы не только «разговаривают», но и держат тело в равновесии.

Рыбки умеют хорошо прятаться! В этом им помогают окраска и форма тела.

У некоторых рыб, например, у щуки, на теле отчетливо выделяются темные поперечные полоски. Они помогают щукам оставаться незамеченными среди водорослей.

У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко. «Серебристое брюшко, если смотреть снизу, не будет выделяться на фоне неба. Темная спинка, если смотреть на рыбу сверху, будет сливаться с темным фоном дна» — так написал об окраске рыб писатель и биолог В. Сабунаев.

Если рыба живет в гуще водорослей, то она может быть окрашена в блекло-зеленый цвет, а красно-бурая треска сливается по цвету с красноватой морской капустой.

Рыбки обладают способностью изменять окраску в зависимости от цвета дна. У окуня и щуки, живущих в прозрачной воде в неглубоких местах, где дно золотисто-желтое, песчаное, окраска спины и боков светлая, со слабыми полосами и пятнышками, в торфяных мутных водах с темным дном эти рыбы темные, а среди водорослей — зеленоватые.

У рыбы камбалы есть удивительное свойство! На ее теле такой же рисунок, как на окружающем ее грунте. Если камбала окажется в другом месте, то и узор на ее теле становится другим.

Помогает рыбам прятаться и форма тела. В далекой Бразилии водится рыба, которая называется Вялый лист. Тело у нее плоское, зеленовато-оливкового цвета с темными полосками, очень похожее на лист тополя, украшенный прожилками. На губе у этой рыбы отросток, напоминающий черешок листа. Среди опавших тополиных листьев, лежащих на дне мелкого ручейка, эту хитрую рыбку ни за что не заметишь!

Читайте также:  Старые ловушки для рыбы

Рыбы вообще замечательно умеют играть в прятки!

Знают укромные местечки под камнями, корягами, среди водорослей. Некоторые рыбы зарываются в песок (бычок, камбала).

Где живут, рыбы?

Морские — в морях и океанах. Они прекрасно чувствуют себя в соленой воде.

Каких вы знаете морских рыб?

Верно! Акула, морской окунь, треска, скумбрия, сельдь.

Другие рыбы облюбовали реки и ручьи, озера и пруды, в которых вода пресная. Этих рыб называют пресноводными.

Вспомните, каких вы знаете пресноводных рыб?

Правильно! Это щука и карась, плотва, сом, налим, лещ и карп.

Есть рыбы, которые одну часть жизни проводят в пресной речной воде, а другую — в морях. К ним относятся лосось и осетр. Таких рыб называют проходными.

Для рыб очень важна температура воды! Рыбы южных водоемов (сазан, лещ, сом, осетр) зимой засыпают, их тело покрывается слизью, они не плавают и не едят.

А вот налим, наоборот, любит холод. О нем говорят: «В зимний холод налим молод». Он и икру мечет осенью и зимой. В жару налимы забиваются в норы и ямы и впадают в оцепенение. Неприхотливые рыбы — щука, окунь, плотва — великолепно чувствуют себя и в холодной, и в теплой воде (от 3°С до ЗОС). Карась выживает и в прудах, промерзающих до дна. Замороженные, вмерзшие в лед окунь и налим при медленном оттаивании оживают и весело резвятся в воде! Рыб называют холоднокровными животными — температура их тела такая же, как у окружающей среды.

Каких только удивительных рыб не водится в морях, реках и озерах!

Странная, на наш взгляд, форма тела помогает им прятаться и добывать пищу. Многие рыбы похожи на инструменты, которыми пользуются люди.

У рыбы-меча верхняя челюсть похожа на меч. Эта крупная хищная рыба весит до трехсот килограммов. Рыба-сабля напоминает саблю.

Нож-рыба имеет тело, похожее на острый нож. Она умеет плавать хвостом вперед.

Молот-рыба — акула с головой в виде молота. Эта хищная акула живет в Атлантическом и Тихом океанах.

У рыбы-пилы голова в зубцах как у пилы.

Многие рыбы похожи на других животных.

Морской волк, живущий в Черном море, — хищная прожорливая рыба.

Морская лисица — крупная акула с очень длинным хвостом. Она бьет им по воде и оглушает рыбу.

Рыба-кошка, поймав рыбку, играет с ней, как кошка с мышкой.

Рыба-еж — покрыта длинными иглами.

Некоторые рыбы называются по профессиям людей.

Рыба-лоцман. Сопровождает акулу в ее странствиях по океану.

Рыба-землекоп любит копаться в земле.

Рыбка-клоун — забавная рыбка, похожая на игрушку «Ванька-встанька».

Рыба-солдат — небольшая ярко-красная рыбка с продольными белыми полосками.

Как размножаются рыбы?

Большая часть рыб весной и летом откладывают икринки. Икринок у рыб очень много! Если бы из каждой икринки вывелась рыбка, то океаны, моря и реки вышли бы из берегов.

Чтобы отложить икру, рыбы выбирают тихие, укромные уголки — среди затопленных коряг, под камнями или скалами, иногда они мечут икру на листья, ветки и стебли растений. Икринки клейкие и не растекаются по воде, а прилипают там, где их отложили.

Лососи копают на дне ямки, откладывают в них икру, а сверху прикрывают камешками.

Хищные акулы откладывают не икринки, а большие яйца, покрытые твердой скорлупой.

Маленькая рыбка, которая называется колюшкой, строит для своих детей самый настоящий дом! Самец выкапывает небольшую ямку, устилает ее водорослями, потом из стеблей и корешков трав возводит крышу и стены и скрепляет их клейкой слизью. Дом колюшки похож на шарик, у него два входа, побольше и поменьше.

Самочка откладывает в домике икринки и уплывает. После этого заботливый папа закрывает одно отверстие и остается возле другого охранять икру.

На врагов он бросается отважно — щиплет их, колет иглами и прогоняет! Отец не оставляет без присмотра и молодых рыбок-мальков! Отгоняет от них хищников. И только через десять—двенадцать дней, когда мальки подрастают, предоставляет им свободу.

Сколько живут рыбы?

Оказывается, от пяти до ста лет!

Мелкие рыбешки живут меньше, а крупные — щука, сом, осетр — доживают до глубокой старости. Ведь в водоемах у них нет врагов! Если не попадутся на крючок удачливого рыболова, то будут жить очень долго.

В подводном царстве у рыб тоже бывают «профессии».

Есть рыбы — «доктора» и рыбы — «санитары».

Чешуя некоторых рыб (например, линя) покрыта обильной слизью. Раненые рыбки, сорвавшиеся с крючка или спасшиеся от острых зубов хищника стараются потереться о рыбу, покрытую слизью. Ведь эта слизь не простая, она может залечивать раны.

Больным рыбам помогают и рыбы-«санитары». Они очищают плавники и тело от рачков, клещиков, кусочков содранной кожи. Большим рыбам они очищают рот и зубы, будто живые зубные щетки! К «санитарам» выстраиваются длинные очереди, рыбы терпеливо ждут, когда «санитар» займется ими. Маленькие ловкие рыбки смело заплывают в пасть хищников, и те их никогда не едят!

Рыбы-чистильщики обычно окрашены в ярко-желтый или оранжевый цвета, их легко заметить издали.

Есть и хитрые рыбки, они не помогают рыбам, а лишь подделываются под «санитаров» своей окраской.

Кто любит полакомиться рыбкой?

Может быть, вы наблюдали такую картину: чайки низко носятся над рекой, описывая круг за кругом. Заметив рыбку, они камнем падают в воду и с добычей взмывают вверх. Прекрасные рыболовы и орланы-белохвосты, и гагары, и утки-кряквы.

Пеликаны, собираясь стаей, хлопают крыльями по воде, гонят рыбок к берегу. На мели съедают их.

И шустрые зверьки — норки и выдры — умело ловят рыбу. Выдра великолепно плавает. Она ныряет за рыбой. А норка рыбачит у берега. Она даже запасает рыбу впрок, высушивая ее на ветках деревьев.

Бурый медведь и его северный родственник — белый медведь — большие охотники до рыбы!

Хищные рыбы поедают более мелкую рыбу. Но, как правило, охотятся они за больными, ослабленными или ранеными рыбами.

Оказывается, угоститься рыбой могут и некоторые растения!

Например, пузырчатка. У этого растения есть пузырьки, прикрывающиеся крышками. Попав в пузырек, мелкая рыбешка уже не может из него выбраться! А приманивает рыбок пузырчатка длинными волосками, очень похожими на червяков.

С древних времен ловили рыбу и люди.

В старину рыб в реках было такое великое множество, что ее доставали руками из-под коряг, камней, а в часы отлива собирали на морских отмелях.

В северных морях рыбу били острой палкой с костяным или каменным наконечником — гарпуном.

А древняя удочка выглядела так: удилище делали из гибкого прочного ивового прута, лесу — из жил животных или полосок шкуры, а вместо крючка использовали обтесанный камешек. Порой крючки делали из дерева или кости. Из ивовых ветвей рыбаки плели большие корзины и ставили их в ручьях и узких протоках — на пути рыб. Позднее рыбу стали ловить сетями, сплетенными из жил и кожи зверей, из прочных стеблей растений (например, крапивы). Сейчас сети плетут из синтетических нитей.

Рыба — любимая еда на нашем столе! Она очень полезная, вкусная и питательная!

Рыбу консервируют, замораживают, засаливают, маринуют. Из нее варят уху, готовят жаркое, а начинку из рыбы кладут в пироги. Ее коптят в специальных коптильнях, получая рыбу холодного и горячего копчения. Чтобы приготовить все эти блюда, нужно выловить очень много рыбы!

Рыбаки знают, где ловить рыбу. С помощью вертолетов, самолетов, специальных приборов — эхолотов — они разыскивают в морях косяки рыб. Помогают им и морские охотницы — чайки. Там, где они с криками кружатся над водой, хватают рыбу, может оказаться и большая стая рыб.

Многие некрупные, но вкусные рыбки — сайры, сардины, кильки — очень любопытны! Увидев свет, они слетаются на него словно бабочки.

Рыбаки используют это свойство рыб, помещая под воду яркий фонарь, а потом мощным насосом засасывают воду с рыбами на палубу корабля.

Современные рыбаки ловят рыбу специальными тралами — огромными сетчатыми мешками. Их тащит за собой морское судно. Когда мешок наполняется рыбой, его поднимают на палубу. Так можно поймать за один раз до десяти тонн рыбы!

Есть корабли, на которых рыбу очищают, обрабатывают, консервируют или замораживают. Их называют плавучими рыбозаводами.

Рыболовы любят посидеть с удочкой на берегу реки или озера.

Дорогие ребята! Были ли вы когда-нибудь на рыбалке?

Представьте, что летним солнечным утром вы устроились на деревянном мостике у реки и закинули удочку.

Читайте также:  С днем рождения пиво с рыбой

На мелководье, среди золотистых песков, резвятся мальки. Спокойна гладь реки. Заросли кудрявого ивняка, словно в зеркале, отражаются в тихих водах. Глаз радуют и быстрые серебристые струйки, и желтые цветы кубышки, покачивающиеся на воде возле гладких крупных листьев.

Чудесно пахнут медом цветущие болотные травы. От реки тянет влажной свежестью.

Источник

«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы: русская народная сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Пермяк «Первая рыбка», А. Фет «Рыбка», И. Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Материалы и пособия:

-картинки — иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

-раскраски с различными видами рыб;

Обогащение словарного запаса: чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель: Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации)с изображениями рыб: и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой.Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая».Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — что это?

Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело.Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И.Токмаковой:

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель: Где же спит рыбка и как?

Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей).

Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Воспитатель: Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам: кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме).

Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы.

Воспитатель: Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились?

Интегрированное занятие по художественному творчеству по теме «Рыбы». Цель: — обобщать и закреплять знания детей о рыбах: строении, способах передвижения, среде обитания. Задачи занятия: 1. Образовательные.

Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Рыбы. Водоемы» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05) Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Рыбы. Водоемы. Цель: Познакомить.

Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности по теме проекта «Весенний календарь» (старшая группа) Цель: Совершенствовать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (плясовые, имитационные).

Конспект НОД по математике «Путешествие на планету «Загадка» (старшая возрастная группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 р. п. Сенной, Вольского района, Саратовской области» Конспект.

Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». (старшая группа) Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». Цели: 1. Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным.

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности по теме «Пожар» (старшая группа) Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности Тема “Пожар” (Для студентов ВПУ) Цель: Закрепление правил пожарной безопасности.

Конспект занятия по формированию представлений о человеке «Кто я?» (старшая группа) Цель: Развивать представление детей о себе как о человеке, о том что каждый человек имеет сходства и различия, строение тела, фигуры и т. д.

Конспект занятия по лексической теме «Рыбы» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение в уголке природы за аквариумными рыбками.

Организованная образовательная деятельность по логоритмике «Путешествие к морскому побережью» по теме «Рыбы» МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма» Организованная образовательная деятельность по логопедической ритмике с использованием.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Источник