Симметричные орнаменты с животными

Симметричные орнаменты с животными

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

Зооморфный орнамент

Его составляли изобразитель­ные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение такого орна­мента восходит ко времени поклонения и обожествления отдельных животных, в первую очередь хищных зверей и птиц за их «особые» качества (силу, быстроту, скорость и высоту полета и т. д.). Не меньшую роль в появлении зооморфного орнамента сыграли и представления многих Древнейших племен о том, что подобные животные в Древности были родоначальниками племени.

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Растительный орнамент

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

«Ислими» (гирлянда цветов) — яркий элемент декора средневосточного региона. Миндалевидная форма «перец» или «огурец» — излюбленный мотив в орнаментах наро­дов Среднего Востока, Индии, Египта.

«Цветок» — один из главных элементов растительного орнамента. Виноградная лоза — символ «древа жизни» в орнаментах мастеров Древней Греции, Византии, Ирана, Китая.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Законы построения орнамента

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Линейный орнамент (бордюр)

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Сетчатый орнамент

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов такого заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутый орнамент

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Читайте также:  Распространение животного заяц русака и зайца беляка

Источник



Зооморфный орнамент

Анималистический рисунок известен еще с палеолита (20 тыс. лет назад). В творчестве древнейших художников изображение зверя встречается гораздо чаще любых других (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Очень популярен этот сюжет был и в более поздние времена. Известны работы шумерских, древнеегипетских, древнегреческих и т.д. художников, выполненных с огромным мастерством и считающиеся на данный момент настоящими шедеврами древнего искусства. Одним из самых ярких вариантов звериного орнамента прошлого является скифо-сибирский, появление которого относят к I в. до н. э. Изображения животных встречаются на скифских и сарматских ювелирных изделиях, оружии, конской упряжи. Считается, что на развитие «звериного стиля» в культуре этих народностей большое влияние оказало искусство древних племен Передней и Центральной Азии. Приблизительно с IV в до н. э. скифский рисунок с подобным мотивом начинает напоминать и древнегреческие варианты зооморфных изображений.

К середине I тыс. до н. э. изображение животных становится декоративным. При этом рисунки приобретают орнаментальность геометрическую, более точную и сложную. Из звериных тел выполняются завитки и переплетения. В этот период животные предстают в основном как воплощения того или иного божества. Например, скифская богиня победы Вертрагна превращается в рисунках древних художников в белого коня. В ряде музеев России и Украины имеется огромное количество блях с изображением животных, свернувшихся в кольцо. Уже к IV—III вв. до н.э. зооморфный скифский орнамент становится более реалистичным и натуралистичным. Историки связывают это, прежде всего, именно с греческим влиянием.

Популярными становятся разного рода жанровые сцены, связанные с героическим эпосом. Поскольку у всех индоиранских народов, в том числе и у скифов, распространенным было представление о том, что часть может служить выражением целого, в орнаментах часто используются только отдельные части животных. К примеру, птица в мотиве – это одна лишь голова, коготь или клюв. Позднее древние мастера начинают соединять элементы отдельных животных разного вида в одном звере. Так, в орнаменте появляются фантастические существа. У скифов, например, очень популярным было изображение бараноптицы, а также бараногрифона (птица, конь, баран). Конечно, для того, чтобы соединить части животных гармонично, да еще и в пластичном отображении, требовалось проявлять поистине недюжинный талант. Собственно, образ грифона появился у скифов, видимо, под влиянием искусства Малой Азии.

Разумеется, считать, что все искусство скифского орнамента было полностью заимствовано из других культур, было бы совершенно неправильным. Его своеобразие наглядно доказано находками, сделанными в Пазырыкских курганах (Алтай, V в до н. э.). Более того, орнаментальное искусство древних скифов оказало огромное влияние на культуру многих европейских народов.

Европейский зооморфный орнамент

Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.

В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля "с павлинами", хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.

Читайте также:  Что сказал лев животным

Источник

Я выбираю:: животные орнаменты для вышивки

Отдельно стоит упомянуть зооморфные мотивы в вышивке, потому что им часто уделяется слишком мало внимания. А ведь животные жили бок о бок с человеком всегда, они успели приобрести особое значение в человеческой жизни.

Специфика национального орнамента

Нередко орнамент, отражающий национальную специфику, называют именем народа, для которого он характерен (даже если в районе присутствует этнически смешанное население). Иногда название так же отражает и композицию узора, форму или же месторасположение на одежде.

В пример можно привести русские узоры. Существуют следующие назавния геометрических узоров на рукавах рубахи: «в клюшку», «в клюшку по две ягодки», «в клюшку по пять ягодок», «шашецки», «клубоцки», «простушка», «пояски», «городки», «оконца», «крестам», «кругам», «кони», «коневые голяшки». Кстати, последние названия дают исследователям основание утверждать, что геометрический орнамент поглотил существовавший ранее животный. Еще немного «животных» названий: «кошачьи лапки», «лягушки», «большая лягушка».

Стилизованная, геометризированная фигура человека или ее отдельные части так же часто встречается в ряду узоров. Например. «в цетыре голоушки», «головастица», «головки-ромбики», «головки и пальчики». Имеются названия, отражающие бытовые реалии, связанные с небесной сферой. Но более всего распространены геометрические и растительные узоры. Следом за ними идут узоры зооморфные.

Среди названий узоров, отражающих зооморфные мотивы, можно перечислить «в гусек», «в два гуська», «большие и малые кони», «в конек», «богатка в конек», «конястица», «безголовый конь (олень)», «петухи», «бесхвостые петушки», «курушки», «цыпушки», «орлики», «лев-звирь», «рокастица», «узор медведям» и многие другие.

Зооморфный орнамент и его символика

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Зооморфный орнамент также называют «звериным стилем». Стилизованные изображения птиц и рыб так же относятся к разряду зооморфных орнаментам.

Конь в мифологии связан с культом солнца. Изображение узоров с лошадьми связано с почитанием солнечного света. К тому же, лошадь — животное в крестьянском хозяйстве незаменимое.

Птицы часто изображались на рушниках. Считалось, что птицы олицетворяют весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю.

-Павлин в орнаменте — символ семейного счастья; он несет в себе солнечную энергию.

-Соколы, петухи, голуби — символ молодоженов. Часто птицы изображаются попарно, повернуты друг к другу и держат в клювах ягоду калины или же сидят у корней дерева, которое олицетворяет новую семью.

-Сказочные птицы не несут в себе какой-то мистической символики и играют чисто эстетическую роль. Тем не менее, Это не помешало подобным узорам получить широчайшее распространение.

Что означает цвет

Не только сам рисунок вышивки, но и цвет играет огромную роль.

1. Красный цвет олицетворяет огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, цвет жизни. Красный цвет служил оберегом от злых сил.

2. Белый цвет — символ чистоты, невинности и нежности.

3. Голубой и синий цвета — цвета неба и воды. Так же, голубой цвет олицетворяет чистоту, а синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.

4. Зеленый цвет — цвет природы, жизни, бессмертия.

5. Черный цвет — символ траура и печали. Но иногда использовался в вышивке и как символ земли, и просто для подчеркивания некоторых элементов.

И в завершение статьи, предлагаем Вашему вниманию несколько схем для вышивки с зооморфными узорами. Если Вы соберетесь обставить свой дом в русском стиле, вышивка может Вам пригодиться.

Источник

виды орнамента и особенности его построения

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Читайте также:  После укуса бешеного животного через какое время

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

Зооморфный орнамент

Его составляли изобразитель­ные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение такого орна­мента восходит ко времени поклонения и обожествления отдельных животных, в первую очередь хищных зверей и птиц за их «особые» качества (силу, быстроту, скорость и высоту полета и т. д.). Не меньшую роль в появлении зооморфного орнамента сыграли и представления многих Древнейших племен о том, что подобные животные в Древности были родоначальниками племени.

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Растительный орнамент

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

«Ислими» (гирлянда цветов) — яркий элемент декора средневосточного региона. Миндалевидная форма «перец» или «огурец» — излюбленный мотив в орнаментах наро­дов Среднего Востока, Индии, Египта.

«Цветок» — один из главных элементов растительного орнамента. Виноградная лоза — символ «древа жизни» в орнаментах мастеров Древней Греции, Византии, Ирана, Китая.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Законы построения орнамента

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Линейный орнамент (бордюр)

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Сетчатый орнамент

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов такого заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутый орнамент

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Источник