Сочинение на тему природа в лирике пушкин

Сочинение: Природа в лирике Пушкина

Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям. Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.

Особенно это касается поэзии Пушкина – ведь его лирике присуще столь сильное биографическое начало, что все этапы творчества поэта непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. И образ природы у Пушкина также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.

В раннем творчестве – в лицейский и петербургский периоды – Пушкин следовал в описании пейзажей различным традициям, идущим от классицизма, сентиментализма и романтизма. Тогда он еще не определил своей собственной позиции в отношении к природе. Поэт и не стремился к этому в то время, ведь все основные разочарования, толкнувшие его на поиски своего места в мире, своей опоры, были еще впереди. Например, традиции классицизма четко прослеживаются в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» 1814 года. Автор населяет мир природы божественными античными силами:

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Миневры росской храм?

Сентиментальным традициям в изображении природы Пушкин следует, например, в стихотворении «Деревня» 1819 года. Пейзаж в нем достаточно условен и составляет единый образ «пустынного уголка», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья»:

… люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

В этом стихотворении естественный и совершенный мир природы противопоставлен миру людей, не свободных от своих пороков и заблуждений:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить. –

так говорит лирический герой, лишь на лоне природы обретающий себя.

В 1820 году Пушкин уезжает в Южную ссылку, где вдали от привычного мира и близких друзей переживает серьезный жизненный кризис. Одновременно поэт открывает для себя творчество Байрона, которое его поражает не только красотой художественных образов, но и тем, насколько романтическая поэзия оказывается созвучной переживаниям самого Пушкина. В творчестве поэта начинается новый этап – романтический период, и экзотическая природа Кавказа во всей своей красе предстает в его лирике. Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отразили внутреннее состояние Пушкина, природа – единственное, с чем он чувствует себя в гармонии. Например, в стихотворении «Узник» лирический герой, оказавшись в заточении, рвется наружу, к свободной стихии:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я.

А в стихотворении «Погасло дневное светило…» лирический герой просит угрюмый океан, по которому скользит корабль, отнести его к новым пределам, поручая себя его прихоти.

Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и прощаясь, клянется в верности морю:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

После приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин погружается в деревенскую жизнь: его день наполнен простыми радостями, общением с соседями и любованием русской природой. Здесь поэт проникается восхищением к ее простой красоте, которая состоит не в экзотических, неординарных пейзажах, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни. Так изображает он русскую природу в стихотворении «19 октября» 1825 г. :

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Пушкин находит красоту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть.

Одновременно поэт стремится снять романтический ореол со многих событий в природе. Так, в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж как он есть, без приукрашивания. Без сомнения, такое изменение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, нашел свое место на тот период, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.

Читайте также:  Какие растения могут встретиться в природе саратовской области

В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль. В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г. лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Так говорит он, но его это не удручает. Ведь таков закон жизни: один уходит, другой приходит на его место («мне время тлеть, тебе цвести»), а у «гробового входа», как и прежде, «младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».

Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:

… На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева,

Улыбка на устах увянувших видна;

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Автор находит в осени нечто особенно близкое и дорогое ему:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Восприятие природы Пушкиным менялось вместе с его душевным миром. У него поиски своего места, своей веры, опоры тесно переплетаются с художественными поисками, и гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.

Источник



Сочинение на тему «Природа в лирике А.С. Пушкина»

Разносторонность творческого дарования А. Пушкина была одной из отличительных особенностей его как писателя. Поэт выступает и как лирик, и как прозаик, и как драматург. Его поэмы и роман «Евгений Онегин» пронизаны лиризмом. Свои мысли, раздумья о жизни, передачу чувств и настроений поэт высказал в лирике. Тематика его лирики разнообразна: тема вольности и протеста в лирике, стихи о дружбе, лирика природы.

Стихотворения, в которых поэт с любовью рисует родную природу, занимают видное место. Пушкин любил природу, воспринимал ее не только глазом художника, но и сердцем любящего патриота. Еще с детских лет он полюбил ее, она прочно срослась с его сердцем, когда поэт проводил лето в Захарове.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Позже эта любовь нашла свое отражение в поэзии, в поэмах, романе «Евгений Онегин». Реалистически изображать природу автор начал не сразу. Вначале его стихи носили романтический характер. Таково стихотворение «К морю». А. Пушкин находился в юной ссылке. Перед отъездом из Одессы он написал это стихотворение вчерне, которое закончил в начале октября 1824 года.

Судьба поэта-изгнанника и судьбы народов сочетаются у него с изображением моря. Поэту море представлялось живым воплощением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи. Эти качества привлекали поэта. По мнению А. С. Пушкина этими качествами обладали Байрон и Наполеон, которые были властителями дум тогдашнего молодого поколения. Поэт не говорит о своем отношении к Наполеону, но в ранних стихотворениях он характеризовал его как тирана, презирающего человечество и свободу. В Байроне его привлекают свободолюбие, гениальность, дух борца, но он одинок в этом мире.

Тема одиночества звучит в стихотворении, как и протест против порабощения народов. Автор видит, что на пути к свободе стоят тираны. Этим стихотворением Пушкин прощался не только с морем, но и с романтизмом в лирике. Поэт переходит к реалистическому творчеству, а в связи с этим меняется характер изображения природы. Здесь он рисует милую его сердцу красоту полей, лесов, долин. Среди них стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча» и другие. В них все просто, предельно реалистически и народно.

Высокой художественной культурой отличается лирика А. Пушкина. Основными отличительными чертами поэзии являются меткость слова, свежесть, точность, простота, сжатость в выражении мыслей и чувств. Высокую гуманность, свободолюбие, жизнерадостность, призыв к служению Родине ценим мы в поэте.

Читайте также:  Чему человеку нужно научиться у природы

Источник

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы.

Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение “Осень”. Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти.

Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…”. Окружающая природа влияет на творчество поэта.

Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении “Вновь я посетил…” Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года.

Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни (“Вот опальный домик…”, “Вот холм лесистый…”), видит неумолимый бег времени: “… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…”.
Пушкин чувствует мудрость этого “общего закона” – вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой “зеленой семьи”. Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы.

Читайте также:  Борьба самцов за самку в природе

На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие.

С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник

Сочинение на тему "Природа в лирике Пушкина"

Пейзаж — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Интересным представляется произведение «Деревня», написанное Пушкиным после окончания Лицея. Поэт показывает картины тихой сельской природы:

К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. », «Погасло дневное светило. », «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило. » поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались», «где рано в бурях отцвела. потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег.

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «Вновь я посетил. ». Его первые строки посвящены размышлениям о человеке и окружающем мире, переменах, происходящих в судьбах людей. Поэт вспоминает «опальный домик», где он жил с няней, «холм лесистый», озеро. Грустная интонация стихотворения подчеркнута контрастом между прекрасной природой и убогостью жизни людей. Но вот поэт обращает внимание на три сосны:

Теперь рядом с ними выросла молодая сосновая роща. «Младая роща» — символ будущих поколений, к которым поэт обращается со словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Пушкин завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших, светлых умов его поколения. В этом заключается высокая миссия поэта — стремление к гармонии. Поэт желал гармонию стиха внести в жизнь. Об этом сказал Александр Блок, определяя значение творчества и личности Пушкина: «. принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.

Источник