Сочинение смысл названия царь рыба

Сочинение смысл названия царь рыба

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Источник



Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева

Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут. Нет ни жалости, ни уважения к необъятному живому миру, которому тоже нужно время для восстановления.

Писателю тяжело давалось написание этого жизненного произведения. Он хотел показать всем, что человек не просто потребитель природных благ, но еще и созидатель. Опустошая природу человек, начинает разрушаться как личность.

Название тоже не случайно выбрано. Астафьев уже названием произведения хотел показать, насколько могуча, бывает природа, и в случае если провинишься, она будет безжалостна.

В рассказе писатель старается донести до нас, что люди и природа не разделима. Все взаимосвязано и подчинено законам природы, хотим мы этого или нет. Действие происходит на бескрайних просторах Сибири. Именно здесь от человека требуется бережное отношение и к природе, и к таким же, как он людям. Сюжет развивается постепенно. Автор то возвращается к прошлому, то повествует о настоящем.

Поступки людей накладываются описание природы. Прекрасна и могуча красота Сибири она не позволит фальшивить. Тихая и прекрасная она накажет человека за все его грехи. Вот только вопрос поймет ли провинившийся и прекратит так делать? Вот об этом писатель и рассказывает на примере главного героя Зиновия Игнатьевича.

Игнатьевич родился и вырос в этих суровых краях, каждый его знает и уважает. Он и рыбак, и охотник, и хозяин хороший, но за всем этим скрывается какая-то червоточинка. Никогда и никому не отказывал он, но все что ни делал, было не от чистого сердца, а с каким-то умыслом, жаждой наживы. Вот поэтому и был богачем.

У каждого народа связанного с рыбалкой и охотой есть свои предания и поверья, которых придерживаются даже самые опытные мастера. Зиновий знал, что осетр в их краях это царь-рыба и ее следует отпускать, но жадность взяла верх.

Поймав огромную рыбу, Игнатьевич не смог побороть жадность и решил завладеть им. Забыв про осторожность, он попал сам же в свои сети. Только оставшись один на один с природой, он понял что есть силы, которые превосходят его. Вся жизнь пронеслась за мгновения.

За все свои деяния человек понесет наказание или получит благодарность, а может быть и будет прощен. Самое главное осознать и не повторять своих ошибок.

Анализ 2

Астафьев Виктор Петрович является выдающимся советским и русским писателем. Его рукой были созданы бессмертные произведения, а по его рассказам экранизированы такие фильмы как «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таёжная повесть». Виктор Астафьев является автором цикла рассказов «Царь-рыба», в котором поднимается очень непростую, но в тоже время важную психологическую тему взаимоотношения личности и общества.

Читайте также:  Ресторан рыба моя сочи

Основной герой рассказа – это Игнатьич. В поселке Чуш, где проживал главный герой, он считался мастером на все руки. Игнатьич в любое время поддержит и поможет в трудную минуту и не бросит в беде. При том, за свою помощь, он не просит благодарности.

В рассказе ярко выражена самостоятельность главного персонажа. С раннего возраста Игнатьич рассчитывал лишь на свои силы и возможности. Он не просил помощи ниу кого, и полагал, что в жизни требуется добиваться всего самостоятельно. В итоге, Игнатьич добивается всего сам, но за все это время, он сильно отдалился от общества, в котором жил, что достигнув много, остался сам по себе.

Если затронуть характер главного персонажа, то он не положительный и не отрицательный. Автор хотел показать читателям обычного человека, со своими мыслями, проблема, взглядами на жизнь и положением в обществе. На последнем Астафьев делает акцент. А именно, Игнатьич действительно, помогает окружающим людям и не просит благодарности в замен, но при этом, люди чувствуют себя должными Игнатьичу. И тот это понимает и ставит себя выше общества. ««Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить».

Помимо общества, демонстрируется и отношения Игнатьича к природе. Он занимается незаконной рыбалкой. И, движет им не голодная нужда, а скорее жадность. Несмотря на это, Игнатьич боится за свою безопасность, поэтому следит, чтобы его не заметили рыбнадзор. Поэтому, следит за каждым шорохом и звуком.

В один из дней, проводя досуг за рыбалкой, попалась Игнатьичу необычная рыба. «Что-то первобытное показалось ему в ее облике». Игнатьич вспоминает старое поверье, которое гласит, что если поймать царь-рыбу, то отпусти ее и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего ее, над себе равным. Царь-рыба является легендой, о которой мечтают все рыбаки.

После такого улова главного героя одолевают думы: оставить рыбу себе и продемонстрировать односельчанам свое превосходство, либо отпустить ее. Собравшись с мыслями, Игнатьич все-таки оставляет рыбу себе, жадность в нем побеждает. Пытаясь вытащить рыбу, главный герой теряет равновесие и падает в воду и путается в самоловах. Рыба начинает тянуть его ко дну.

В этот момент, Игнатьич понимает, что это наказание ему за браконьерство, за отношение к людям и чувствам к своей невесте Глаше. Он просит прощение и кается. После этого, царь-рыба его отпускает, и главный герой остается живым. Сама природа дала Игнатьичу шанс на исправление себя и своих ошибок.

С этого момента, начинается настоящая и полноценная жизнь главного героя, а не существование вне общества и над ним.

Помимо главного и важного посыла, что нужно учиться жить с окружающими людям, помогать им и принимать благодарность от них, затронута тема браконьерства. Незаконное истребление животных является важной и острой проблемой современности. Мы должны прикладывать больше усилий для сохранения животных и поддерживать их популяцию. Ведь есть и те, кто полностью истреблены и задачей каждого человека является сохранение природы и представителей флоры и фауны.

Вариант 3

Основным замыслом рассказа «Царь-рыба», является показать проблему отношения современного человечества к природе, к окружающему миру. Безграничное пользование дарами природы, недрами земли и ухудшение общей экологии, плюс загрязнение окружающей среды. Что является страшной глобальной трагедией планеты. Также немаловажной темой, которую затронул автор – нравственная проблема человека, его очищение и покаяние перед самим собой и перед людьми.

Вся эти проблемы отражены на примере двух главных героев рассказа: заядлого рыбака Зиновия Игнатьевича и гигантских размеров Царя-рыбы осетра.

Первый герой рыбак – это символ вседозволенности и безнаказанности над всем: над людьми в поселке, над природой и окружающим миром.

Второй осетр – его размеры указывают о том, что он является Царь–рыбой, как и Царь–зверей лев, орел – Царь-птиц, т.е. олицетворение самой природы, ее величия и могущества.

По старым легендам, когда человеком овладевает алчность и жажда наживы, когда ему все становиться мало, и он желает поймать все больше или самую большую рыбу, то Царь-рыба сама решит судьбу этого человека и все может обернуться бедой. Как будто природа тем самым заставляет переосмыслить все в своей жизни и найти правильный истинный путь к спасению.

Действие разворачивается на реке, где Игнатьич рыбачил один, поскольку не хотел делиться ни с кем добычей. И вот закинув удочку и поймав осетра, сам угождает в свои сети, падая в реку. В западне оказываются оба и осетр и рыбак. Борясь каждый за свою жизнь, они одновременно тянут сети каждый в свою сторону, человек вверх, а рыба вниз. Размеры Царь-рыбы перевешивают, и он утягивает рыбака на дно.

Здесь-то Игнатьич и вспоминает о легенде рассказанную еще дедом, о том, что ели душа не чиста то с Царь-рыбой шутки плохи. Тогда он с мольбой обращается к богу и просит о прощении и раскаивается обо всех содеянных им грехах. После чего рыба высвобождается от сетей и крючков, и уходит на дно, а рыбак освобождается не только от сетей, но и от тяжкого груза, висевшего у него на душе.

Наступает гармония человека с природой, ведь он тоже является частичкой природы. Очень важно не в последний момент своей жизни вспомнить о природе, а заботиться о ней постоянно.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Царь-рыба

Популярные сегодня темы

Я очень люблю на летних каникулах ездить на отдых в деревню. В ней проживает моя бабушка и тётя. У них двухэтажный дом. Вокруг высокий металлический забор бордового цвета.

Среди всех кукол театра сеньора Карабаса Барабаса наиболее примечательной является Мальвина – миловидная девочка с голубыми волосами и длинными ресницами

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

С первого взгляда картина кажется очень темной и серой. Но самом деле это не так, просто нужно проникнуться в каждые детали и внимательно рассмотреть ее

Мир не стоит на месте, все меняется в бешеном ритме, но успевает ли меняться школа? Школа – это не только учреждение, в котором в юные умы закладывают научные знания.

Источник

Анализ произведения Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.

Читайте также:  Тюмень где можно половить рыбу

Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:

  1. Волею судьбы главный герой, который много лет браконьерствовал и расхищал природу, становится жертвой своего промысла.
  2. Погибать он не хочет и взывает к высшим силам. Только тогда в памяти всплывают слова деда о дивной рыбе, встреча с которой может обернуться трагедией.
  3. Безмолвное разумное существо побуждает героя пересмотреть свою жизнь, поменять представления о добре и жестокости, раскаяться и стать лучше.

О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.

В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.

Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.

Важные и второстепенные персонажи

В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах. Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно. Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:

  1. Зиновий Утробин (Игнатьич). Главный герой — самый зажиточный житель поселка и уважаемый человек. В его хозяйстве полный порядок, есть большой дом и хорошие сбережения на книжке. Всегда придет на помощь, отличный механик, любит и умеет разбираться в технике, работает с деревом и делает затеси. Как и соседи, промышляет браконьерством, ловит рыбу. Осознавая, какой урон приносят его действия природе, он «боится сраму», который неизбежен, если настигнет лодка рыбнадзора. Однако не может остановиться в своих промыслах, поскольку им движет жадность.
  2. Командор. Младший брат Зиновия, испытывающий к нему жгучую ненависть. Кровная вражда не дает ему спокойно жить с детства, однажды он даже пытался убить Игнатьича. Теперь постоянно притесняет, выживает с реки.
  3. Царская рыба. Осетр с длинным телом и аккуратным хвостиком, который попался в сети. Рыбак переоценил силы, не пожелав делиться добычей, из-за чего оказался на грани гибели.
  4. Супруга Зиновия. Красивая дама приятной полноты. Работает по профессии, бухгалтером. Приехала в деревню вместе с мужем после его службы во Фрунзе.
  5. Глаша Куклина. Обиженная Игнатьичем в молодости девушка. Она неспособна испытывать чувств, но нашла в себе силы жить дальше и устроить личную жизнь.

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.
Читайте также:  Как обеззараживать речную рыбу

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.

Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.

Источник

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Источник