Социологический опрос лекарственные растения



Социальный проект: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Вот уже четыре года в нашей школе работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями.

Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.

У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ с помощью лекарственных трав».

Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnyy_poekt_lekarstvennye_rasteniya.doc 407 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением отдельных предметов

Тема социального проекта:

Мнения за и против»

Авторы проекта ученики 4 Е и 4 Ж классов:

Алексеева Наталья Ивановна- классный руководитель 4 Ж класса

Нестерова Лариса Григорьевна – классный руководитель 4 Е класса

Ульяновск – 2013 г.

Актуальность и социальная значимость проекта

Вот уже четыре года в нашей школе работает НЦЛ – научный центр любознательных. И мы его участники. Еще в первом классе мы познакомились с лекарственными растениями.

Ежегодно в школе проводится вакцинация против гриппа, но не все родители дают согласие на её проведение.

У нас возникла проблема: «А нельзя предупредить заболевания гриппа и ОРВИ с помощью лекарственных трав».

Так родилась тема нашего проекта: «Лекарственные растения. Мнения за и против»

Наш девиз: Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её!

Цель проекта: выяснить мнения за и против лекарственных трав.

— познакомиться с лекарственными травами нашего города;

— изучить правила сбора лекарственных трав;

— выявить все мнения за и против лекарственных трав;

— выпустить санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»;

— выпустить плакаты «Будь природе другом!»

Гипотеза: если люди будут больше знать, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

  1. Общение.
  2. Наблюдение.
  3. Книги.
  4. Интернет.
  5. Специалист.
  6. Эксперимент.
  7. Фотоматериалы.

1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).

2. Подбор научной и художественной литературы по теме проекта.

  • по числу учащихся – групповой;
  • по доминирующему методу: творческий;
  • по предметным областям: межпредметный (развитие речи, литературное чтение, окружающий мир, технология, изо).
  • по продолжительности: долгосрочный.

Режим работы : урочное и внеурочное время

1. Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»

2. Классный час «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».

3. Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»

4. Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

5. Плакаты «Будь природе другом!».

6 .Книжки-малютки «Чай «Витаминчик».

1. Погружение в проект.

Цель – подготовка к проектной деятельности.

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы учащихся для работы над проектом.

Каждую весну и осень ученики нашей школы болеют простудными заболеваниями. И хотя в школе ежегодно проводится вакцинация против гриппа, количество заболевания не снижается.

Вахитов Рамиль проанализировал данную обстановку, просчитал количество пропусков весной и осенью 2013 года в 4 Е и 4 Ж классах по причине заболеваний простудными заболеваниями. Рамиль выяснил, что не все ученики делали прививки.

Брюханова Анастасия добавила: «Я тоже прививку не делала. А не болела потому, что моя бабушка в осенний и весенний периоды даёт мне витаминный чай из лекарственных растений.

Топоров Вадим спросил: «А что лучше пить чай из лекарственных растений или пить витамины из аптеки?»

Так и родилась тема нашего проекта «Лекарственные растения. Мнения за и против»

  1. Планирование деятельности.

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Мы распределили обязанности:

— теоретики : Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль

Задание: изучить самые распространенные лекарственные травы нашего города и правила их сбора .

— социологи: Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил

Задание: провести социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

— экономисты : Брюханова Анастасия, Щипакин Илья

Задание: рассчитать, что выгоднее: лечиться лекарственными растениями или лекарственными препаратами.

— журналисты: Топоров Вадим, Алещенко Анастасия

Задание: взять интервью у специалистов и выяснить их отношение к лекарственным травам

Заседание № 3. Открытие трибуны мнений

Охлопкин Алексей, Вахитов Рамиль изучили самые распространенные лекарственные растения и правила их сбора. Они составили вот такую таблицу:

Цветы и стебель

Эпителий относится к быстро обновляющимся тканям и для того, чтобы процессы его восстановления при простуде и гриппе не нарушались, возникает необходимость в назначении этих трав, способствующих восстановительным процессам, — регенерации.

Цветы, корень, листья

Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное действие

Богаты ягоды витаминами (в том числе группы В, фолиевой кислотой), а также микроэлементами. Укрепляет иммунную систему.

Усы, листья, плодоножка, ягоды

Оказывает потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, дезинфицирующее, общеукрепляющее действие

Выводы: Собирать лекарственные травы нужно только в хороших, экологически чистых местах, подальше от промышленных зон, автомобильных дорог. Чем дальше место сбора от человеческого жилья, тем лучше .

Травы, листья и цветки боятся прямых солнечных лучей и теряют под их воздействием большое количество действующих веществ. Поэтому лучшее место для их сушки — хорошо проветриваемые помещения или чердак. Корни, а также сочные плоды растений, напротив, требуют воздушной солнечной сушки. Сырье раскладывают тонким слоем на солнце, иногда переворачивают, а на ночь убирают в помещение.

Растения, которые продаются в аптеках, более безопасны, чем те, что вы можете собрать сами. Ведь многие из них имеют разновидности, которые непригодны для применения в лечебных целях. Поэтому нужно соблюдать осторожность при сборе и использовании лекарственных трав. Не следует забывать, что со временем все растительное сырье теряет свою целебную силу, поэтому не стоит пользоваться старыми запасами и запасать их в большом количестве .

Гегельский Владислав, Абдульманов Даниил провели социологический опрос «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

Мы провели социологический опрос: Если вы заболеете, как предпочитают вас лечить родители?

  • С помощью таблеток
  • Народными средствами (в том числе рецепты с использованием лекарственных растений)

Вот что мы узнали:

Из 50 учеников 4 Е и 4 Ж класса 42 ученика лечатся с помощью таблеток и только 8 учеников используют лекарственные растения.

Вместе с учителями мы построили график, чтобы нагляднее рассмотреть получившую картину:

Вывод : Опыт наших предков по профилактике и лечению многих заболеваний мы практически не используем и чаще всего лечим болезнь, а не занимаемся её профилактикой.

Брюханова Анастасия, Щипакин Илья провели подсчет экономической целесообразности сбора лекарственных трав.

Вот как мы это делали:

  1. Узнали среднюю зарплату в месяц: 5.000 рублей
  2. Подсчитали среднее количество рабочих дней в месяце = 20 дней
  3. Узнали среднюю зарплату в день:
  1. Узнали стоимость проезда к ближайшей лесной зоне: 32 рубля в одну сторону + 32 рубля обратно = 64 рубля.
  2. Подсчитали ежедневные затраты на сбор лекарственных трав:

300+64 =364 рубля.

  1. Узнали в аптеке стоимость общеукрепляющих витамин: от 180 до 450 рублей.

Вывод: С экономической точки зрения, сбор и приготовление лекарств из растений, менее выгодно, чем покупка лекарственных препаратов .

Топоров Вадим, Алещенко Анастасия, Бакаева Алина взяли интервью у специалистов, и выяснить их отношение к лекарственным травам.

Вот что они узнали:

  1. Мы встретились с бабушкой Брюхановой Анастасии- Брюхановой Татьяной Ивановной. Вот что она сказала:

— Я работаю медицинской сестрой и всегда советую своим пациентам заботиться о своем организме, не допускать болезнь в свой организм, а заниматься профилактикой. В этом большую помощь оказывают лекарственные растения. Вот и внучку свою я приучаю беречь свой организм с детских лет. Я регулярно даю ей общеукрепляющие отвары из шиповника, цветов липы, листьев малины и смородины. А уж если внучка начинает подкашливать – первое средство – отвар из усов и плодоножек земляники.

— А откуда вы узнали такие лекарственные свойства трав?

— Мне их рассказала моя мама — Брюханова Мария Андреевна. Ей уже 88 лет, и она лечится только лекарственными травами. Я её помогаю их собирать.

-А еще мы взяли интервью у прабабушки Андрея Ревина — Штенберг Мира Самуиловна. Она родилась в 1924 году и благодаря лекарственным растениям пережила Великую Отечественную войну.

— Мы узнали мнение о лекарственных травах у школьной медсестры Хазиевой Татьяны Ивановны. Она рассказала нам, что лекарственные травы имеют меньше побочных эффектов, чем лекарственные препараты. И таблетки иногда подделывают. Поэтому лекарственные травы приносят больше пользы, но перед употреблением необходима консультация специалистов.

Мы узнали много полезных рецептов из лекарственных трав.

Вывод: Нужно использовать природные богатства в лечебных целях.

ВЫВОД: Мы пришли к единому мнению, что людям необходимо знать все о лекарственных травах, умело их использовать для укрепления своего здоровья, но не забывать любить, беречь и охранять природу, так как природа – кладовая лекарственных растений.

Продукт проектной деятельности:

1 . Подборка иллюстративного и научного материала «Лекарственные растения нашего края»

2. Классный час «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины».

3. Санбюллетень «Профилактика гриппа и ОРВИ средствами народной медицины»

4. Анкетирование «Как вы лечитесь от гриппа и ОРВИ?»

5. Плакаты «Будь природе другом!».

6 .Викторина «Помоги себе сам «Лекарственные растения»».

В заключении мы решили оценивать свою деятельность. А не зря ли мы потратили столько времени и сил?

Брюханова Анастасия: «Я присоединяюсь к мнению своих бабушек, и считаю, что лекарственные травы приносят много пользы нашему организму, чем таблетки»

Гегельский Владислав: «Я впервые узнал о целебных свойствах многих растений и тоже попрошу маму готовить мне витаминные чаи из лекарственных трав».

Охлопкин Алексей: «Я думаю, что мы не зря потрудились. Скоро весна и в наших организмах уже осталась мало солнечной энергии. Давайте её пополним с помощью лекарственных трав, ведь они все лето её копили для нас».

Вахитов Рамиль: «Но не нужно забывать о разумном использовании лекарственных трав. Их нужно собирать правильно и в нужном количестве.

Бакаева Алина: «Я прочила много интересных книг о лекарственных растениях и предлагаю всем их прочитать:

1. Артамонов В.И. Зеленые оракулы. Москва: «Мысль», 1989 — 189с.

2. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. Москва: «Просвещение», 1986 — 175с.

3. Костин В.И., Корнилов С.П. Лекарственные растения Ульяновской области. Ульяновск: «Симбирская книга», 1993 – 224 с.

4. Ловкова М.Я., Рабинович А.М. Почему растения лечат.. – М.: Наука, 1999
5. Энциклопедия народной медицины — М.: «Экоиздат», Издательский Дом Константина Клименко, 1993 г.

Источник

Социологический опрос лекарственные растения

3. Практическая часть.

3.1. Методика полевых исследований.

Исследования лекарственных растений провели маршрутным методом. Маршруты охватили выборочно территорию рощи и прилегающих к ней окрестностей, а также пойму реки Мунча. Двигаясь по маршруту, составляли флористические списки, встречая лекарственные растения, делали фотоснимки. Также в работе использовали «Определитель лекарственных растений». В ходе работы было собрано и определено 48 видов лекарственных растений, относящихся к 23 семействам. Много растений произрастающих в нашей местности относятся к фармакопейным травам.

Последовательность проведенной работы:

1.Провели количественный учет лекарственных растений путем глазомерной оценки. Разделив все виды растений на 4 группы: встречаются обильно, часто, умеренно часто, редко.

2. Во время прохождения маршрутов были сделаны снимки растений.

3.Составили характеристику видов лекарственных растений, и результаты представили в форме таблиц.

4. Дали характеристику некоторым широко распространенным лекарственным растениям нашей местности.

5. Выяснили, как жители с. Целинное используют эти растения в качестве лекарственных препаратов.

6. Результат социологического опроса населения оформили в виде диаграмм и гистограмм.

7. Провели беседы о применении лекарственных растений и бережном отношении к ним «Знаешь ли ты лекарственные растения?», «Лечение травами» среди учащихся своей школы (5-7 классы).

3.2. Результаты исследований.

Таблица № 2 Распределение видов лекарственных растений по жизненным формам. ( Приложение 3, табл.2, диаг.1)

Из диаграммы видно, что основная жизненная форма – травянистые растения, однолетники.

Таблица № 3 Экологическая и ресурсная характеристика видов лекарственных растений нашей местности. (Приложение 3, табл.3)

Таблица № 4 Распределение видов лекарственных растений по семействам. (Приложение 4, табл.4, диаг.2)

На таблице можно увидеть представителей 23 семейств. Наибольшее количество растений принадлежит семейству сложноцветные. Второе по величине семейство – розоцветные.

3.3. Социологический опрос населения

В ходе работы мною был проведен опрос населения с целью выяснения уровня знаний лекарственных растений и степени их использования непосредственно в лечении тех или иных заболеваний в повседневной жизни. Всего было опрошено 50 человек различных возрастных групп и разной половой принадлежности. Образец анкеты приведен в приложении № 5. По результатам опроса был проведен анализ и получены следующие данные:

Всем респондентам был представлен список растений (прил.№ 1) и было предложено отметить, на их взгляд, какие растения являются лекарственными. Из 49 трав предоставленных в опросе 19 трав знают 36% респондентов. 14 трав используют в домашнем лечении 30% опрошенных. И 34% опрошенных не знает свойства и назначение 16 трав из предложенного списка. Такие растения, как зюзник европейский, подмаренник цепкий, татарник, борец, почечуйная трава не знакомы почти никому. Большинство опрошенных предпочитают пользоваться готовыми сборами и настойками, продающимися в аптеке.

Ответ на вопрос об использовании лекарственных растений непосредственно самими респондентами можно проиллюстрировать с помощью диаграммы (Приложение 6, диаг. 3, 4, 5, 6)

Источник

1. Используете ли вы лекарственные травы?(40 респондентов) — презентация

Презентация на тему: » 1. Используете ли вы лекарственные травы?(40 респондентов)» — Транскрипт:

14 1. Используете ли вы лекарственные травы?(40 респондентов)

15 2. Вы собираете и заготавливаете травы сами или покупаете в аптеке?(33 респондента)

17 Результаты анкетирования по классам. Анализируя эти данные, можно сказать, что школьники с.Саянское знают и используют лекарственные растения родного края. Эти знания они черпают из уроков биологии, ОБЖ, а также используют традиции семьи.

19 В результате проведённых мною исследований, я выяснила, что в окрестностях нашего села произрастает очень много лекарственных растений. В своей работе я остановилась конкретно только на самых популярных видах лекарственных растений. Из книг и из бесед с жителями я познакомилась с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовления настоев. Из книг и из бесед с жителями я познакомилась с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовления настоев. Из беседы с фельдшерами Саянского ФАПа я поняла, что в современной медицине широко используются и рецепты народной медицины. Как утверждают медицинские работники, применение народных средств очень эффективно, хотя требуется более длительный срок лечения. Применение лекарственных трав улучшает защитные силы организма и повышает общий иммунитет. Я хотела бы рекомендовать нашим медикам информировать население о лекарственных свойствах местных растений (например создать альбом, повесить стенд в ФАПе). Мои респонденты много рассказали мне не только о полезности сбора лекарственного сырья, но и о бережном отношении к родной природе. Мои респонденты много рассказали мне не только о полезности сбора лекарственного сырья, но и о бережном отношении к родной природе. При заготовке лекарственных растений нельзя забывать мудрый девиз: «используй, охраняя, и охраняй, используя». В результате проведённых мною исследований, я выяснила, что в окрестностях нашего села произрастает очень много лекарственных растений. В своей работе я остановилась конкретно только на самых популярных видах лекарственных растений. Из книг и из бесед с жителями я познакомилась с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовления настоев. Из книг и из бесед с жителями я познакомилась с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовления настоев. Из беседы с фельдшерами Саянского ФАПа я поняла, что в современной медицине широко используются и рецепты народной медицины. Как утверждают медицинские работники, применение народных средств очень эффективно, хотя требуется более длительный срок лечения. Применение лекарственных трав улучшает защитные силы организма и повышает общий иммунитет. Я хотела бы рекомендовать нашим медикам информировать население о лекарственных свойствах местных растений (например создать альбом, повесить стенд в ФАПе). Мои респонденты много рассказали мне не только о полезности сбора лекарственного сырья, но и о бережном отношении к родной природе. Мои респонденты много рассказали мне не только о полезности сбора лекарственного сырья, но и о бережном отношении к родной природе. При заготовке лекарственных растений нельзя забывать мудрый девиз: «используй, охраняя, и охраняй, используя».

Источник

Практический проект «Лекарственные растения в нашем доме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекарственными называют растения, которые содержат особые вещества, помогающие организму человека бороться с болезнью. Эти вещества могут накапливаться в разных частях растения и помогать при разных заболеваниях.

Разработка темы проекта «Лекарственные растения в нашем доме» актуальна для того, чтобы не произошла утрата проверенных временем народных способов лечения. В процессе работы над темой происходит приобщение к традициям народа, бережное отношение к природе, связь поколений.

Просмотр содержимого документа
«Практический проект «Лекарственные растения в нашем доме»»

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

«Лекарственные растения в нашем доме»

Номинация «Лекарственные растения»

Маслова Ольга Вячеславовна, 8 «В» класс

Давыдова Людмила Михайловна, учитель биологии

2.Характеристика лекарственных растений и их применение

3. Социологический опрос по применению лекарственных растений.

В глубокой древности подмечены лечебные свойства растений. С появлением в ХХ в. антибиотиков и новых сильнодействующих искусственных препаратов, интерес к лекарственным растениям снизился.

При этом увеличение числа химических лекарств создало новые проблемы со здоровьем человека – у многих возникают реакции на препараты, среди которых «лекарственная болезнь», анафилактический шок.

При исследовании растений было выяснено, что соотношение различных веществ в растении находится в равновесии, и они в некоторых случаях могут оказаться значительно более эффективными, чем их искусственные побратимы.[1]

Мой интерес к лекарственным растениям не случаен. В дошкольном возрасте я часто болела простудными заболеваниями и у меня развилась аллергическая реакция на антибиотики. Поэтому в нашей семье стараются применять народные методы лечения.

Какие же растения называются лекарственными?

Лекарственными называют растения, которые содержат особые вещества, помогающие организму человека бороться с болезнью. Эти вещества могут накапливаться в разных частях растения и помогать при разных заболеваниях. [2]

Разработка темы проекта «Лекарственные растения в нашем доме» актуальна для того, чтобы не произошла утрата проверенных временем народных способов лечения. В процессе работы над темой происходит приобщение к традициям народа, бережное отношение к природе, связь поколений.

Цель: изучить лекарственные растения, растущие в нашем доме и их практическое применение

1.изучить видовой состав лекарственных растений, произрастающих дома и их применение

2.провести социологический опрос по применению лекарственных растений

Предмет исследования: лекарственные растения, растущие в нашем доме.

Методы и средства: социологический опрос , наблюдение, сравнительно-описательный.

2.Характеристика лекарственных растений и их применение.

Небольшое дерево или крупный колючий кустарник высотой до 6 м.

Имеет хорошо развитую корневую систему, может размножаться корневыми отпрысками. Корни облепихи снабжены клубеньками, в которых живут микроорганизмы, усваивающие азот воздуха. Листья очередные, линейные или линейно-ланцетные, длиной до 8 см и шириной до 1 см, с короткими черешками. Облепиха — двудомное растение. Цветки мелкие, желтоватые; женские сидят по два — пять в пазухах веток и колючек на коротких цветоножках; мужские собраны в короткие колосья. Плоды — оранжевые или красные мясистые костянки шарообразной, шаровидно-яйцевидной или эллипсоидальной формы, диаметром около 1 см, с блестящим темно- коричневым семенем.

Облепиха широко распространена в Западной и Восточной Сибири, в Кавказе, в Казахстане и Средней Азии. Произрастает по берегам рек, горных речек и ручьев, озер, окраинам болот, по поймам, растет куртинами по засоленным и заболоченным лугам.

Применение плодов облепихи разнообразно: их употребляют в пищу в свежем, сухом и консервированном виде, из них делают кисели, желе, пастилу, варенье, вино. Плоды имеют и медицинское применение.

Заготавливают плоды облепихи в октябре — феврале, после того как они, замерзнув, станут твердыми. Под куст подстилают ткань или рогожу и ударом палки по стволу отряхивают замерзшие плоды.

Иногда срезают или срубают ветви и обмолачивают их на льду. Плоды очищают от мусора и используют для получения масла в свежем виде. Облепиха — ценнейшее поливитаминное растение. Его применяют для лечения лучевых повреждений ткани, для профилактики повреждений пищевода при лучевой терапии, рака, в гинекологической практике — при кольпитах, эндоцервицитах, эрозиях шейки матки, для лечения кожных болезней, ожогов, обморожений, пролежней, трофических язв, а также язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Применяют масло и для лечения язвенных поражений прямой кишки, внутреннего геморроя, трещин заднего прохода (в этих случаях масло включают в состав свечей). Облепиховое масло находит применение в лечении ползучей язвы роговицы глаз, гайморитов и др. для лечения облепиховое масло можно получить и в домашних условиях. В соковыжималке, в ступке или кастрюле из зрелых плодов отжимают сок. Массу, оставшуюся после удаления сока высушивают, измельчают и заливают подсолнечным маслом в соотношении 1:1,5 (по массе) и настаивают три недели при комнатной температуре, периодически помешивая. После этого жидкую часть аккуратно сливают. Полученное масло пригодно к употреблению.

В народной медицине листья облепихи применяют при подагре и ревматизме. Отвары плодов используют наружно для лечения кожных болезней, а отвар семян — внутрь как слабительное средство.

При язвенной болезни желудка и кишечника: пить облепиховый сок по 0,25 стакана 3 раза в день за 1 час до еды или принимать масло облепихи по 1 ч. л. 3 раза в день за 1 час до еды. Курс лечения – не менее 3 недель. При суставных болях: 2 ст. ложки сухих измельченных листьев на 400 мл кипятка, настаивать 2 ч. процедить. Принимать по 0,5 стакана 3 раза в день. При лечении ран, ожогов масло наносят пипеткой на очищенную от налетов поверхность и накладывают марлевую повязку. При лучевой терапии рака пищевода: назначают облепиховое масло по 1/2 столовой ложки 2 – 3 раза в день в течение всего курса лечения.

Алоэ – вечнозеленое растение из семейства лилейных (Liliaceae) высотой до 4 м, суккулентного облика. Стебли прямостоячие, ветвистые, густооблиственные. Листья очередные, сочные, мясистые, мечевидные, длиной до 50 см, стеблеобъемлющие, с крупными хрящевидными зубцами по краям. Цветки оранжевые, крупные, длиной до 4 ем, шестичленные, поникающие, на тонких цветоножках, собраны в многоцветковую цилиндрическую кисть длиной до 40 см. Плод — коробочка с многочисленными семенами. В комнатных условиях цветет в феврале – марте, плоды не вызревают.

Родина алоэ — Южная Африка, там это растение имеет вид деревца.

Считается, что слово «алоэ» пришло в Европу из арабского языка и обозначает многолетнее суккулентное растение, имеющее мясистые листья и стебли и способное переносить длительную засуху. На аккадском языке (древнейшем из семитских) алоэ обозначалось. «si-bu-ru», от этого произошло арабское «sabr» или «saber», означающее терпение, выносливость. Арабы считали алоэ символом выносливости, поэтому вываренному досуха соку алоэ они также дали название «сабур». Это свойство выносливости с древности удивляло и восхищало людей. В Ассирии и Вавилоне (2000 лет до н. э.) алоэ использовали для украшения дверей дома. Над входом в новый дом вешали ветку алоэ. Висящие на домах растения жили без воды по нескольку лет и даже цвели. Этот древний обычай в некоторых странах Ближнего Востока сохраняется по сей день. Объясняется он магическими свойствами, будто бы присущими алоэ. Считалось, что висящие над входом растения способствуют долгой и благополучной жизни обитателей дома.

В качестве лекарственного средства алоэ был известен в Древнем Египте, где его использовали в составе средств для бальзамирования умерших. Более подробные сведения о лекарственном применении приводятся античными авторами Диоскоридом и Плинием. Долгое время греки вынуждены были платить за алоэ разорительную цену. И тогда Александр Македонский по совету своего учителя, великого философа Аристотеля, предпринял завоевание о. Сокотра. Этот остров в то время славился своим сабуром, который вывозился во многие страны мира. Жители острова готовили его путем сгущения сока, получаемого из растущего там алоэ. После завоевания остров был заселен греками, а туземцы превращены в рабов.

О широком применении сока алоэ в античные времена писал Диоскорид: «Сгущает и высушивает раны, возбуждает сон, . зарубцовывает раны тела, рта, половых органов, приостанавливает выпадение волос на голове . Очищает желчь и устраняет желтуху, хорошее средство при ожогах и опухолях. ». Гален включал сабур в состав «эликсира для долгой жизни». Авиценна замечает: «. вообще сабур самое подходящее для желудка слабительное».

Древним ученым не было известно распространенное сейчас алоэ древовидное, родиной которого является Капская область, находящаяся на юге Африки. Греки и арабы различали три вида алоэ и соответственно три вида сока из них: сокотрийское, аравийское и обыкновенное (саманджанское).

Характерный отличительный признак – отттенок сока от почти бесцветного до красноватого.

Авиценна замечает: «Лучший сабур — это сокотрийский. Сок его подобен соку шафрана, а запах — такой, как у мирры. . а аравийский сабур уступает ему в отношении желтизны, тяжести и блеска, но более липкий и твердый. Саманджанский сабур дурно пахнет, он слабо-желтый и без блеска. С течением времени сабур чернеет».

Однако оно широко (по всему свету) распространено в комнатной культуре, в частности в России, известно как столетник.

В медицине используют свежие листья, которые собирают по мере отрастания. В них содержатся горькие на вкус сложные гликозидные соединения антрогликозиды, смеси которых называют алоинами.

В соке растений много ферментов и витаминов. Недавние исследования показали, что в алоэ содержится вещество, подобное аспирину.

Фармацевтическая промышленность изготавливает препарат из жидкого сока алоэ. Этот препарат рекомендуют для лечения гастритов с пониженной кислотностью желудочного сока и хронических колитов. Назначают по 1 чайной ложке 2—3 раза в день.

Эффективность наружного применения сока объясняется, в частности, его выраженной бактерицидностью. Он оказывает губительное влияние на многих болезнетворных микробов: стафилококков, стрептококков, кишечную, дизентерийную и брюшнотифозную палочки.

Сок алоэ для лечения можно получать в домашних условиях из комнатных растений. Для этого лучше использовать наиболее крупные нижние листья. Выжатый сок нужно профильтровать через чистую бязевую ткань или марлю (в несколько слоев) и применять в свежем виде. Без добавления консервирующих веществ сок быстро портится и теряет свою активность. Применяют самостоятельно полученный свежий сок при тех же показаниях и в такой же дозировке, что и продаваемый в аптеках.

Свежий сок используют для полосканий ротовой полости и глотки при заболеваниях слизистых оболочек, в частности при язвенном стоматите.

Издревле сок алоэ считался лекарством от солнечных ожогов, укусов насекомых, облысения. Мясистыми листьями алоэ, говорят легенды, пользовалась царица Клеопатра для освежения кожи и придания шелковистости волосам. Нередко алоэ включают в питательные смеси, употребляемые при истощении, ослаблении организма тяжелыми заболеваниями. Одну из таких смесей рекомендуют, прежде всего, детям. Иногда при остром насморке помогает сок алоэ, который вводят по 5 капель в обе ноздри через каждые 2 – 3 часа.

Вечнозеленое дерево из семейства рутовых высотой до 5 м, с колючками. Листья очередные, продолговатые или ланцетные. Цветки одиночные пазушные или в небольших кистях, с двойным пятичленным околоцветником, многочисленными тычинками и пестиком с верхней завязью. Плоды своеобразные, по ботанической классификации их называют померанцами, они эллиптической формы, разной величины, с желтой коркой и зеленовато-желтой мякотью. Цветет и плодоносит в разное время в зависимости от районирования культуры.

Лимон — культурное растение, в диком виде неизвестен. Родина — Юго-Восточная или Южная Азия. Сейчас выращивают практически во всех странах с субтропическим и тропическим климатом. Широко разводят лимон как комнатное растение.

Пищевое и лечебное употребление нашли плоды лимона. Специфический запах им, а также листьям и ветвям лимона придает эфирное масло.

Мякоть плодов содержит лимонную и яблочную кислоты (5—8 % ) пектиновые вещества, соли калия и меди, фитонциды, витамины С, группы В, Р и каротин.В соке лимона обнаружен кумарин изопимпинеллии, а в кожуре — флавоновые гликозиды, кумарины, ситостерол. Кислый вкус и приятный аромат обеспечивает разнообразное их применение.

В народной медицине многих стран его используют при цинге, желтухе, водянке, мочекаменной болезни, геморрое, туберкулезе, катаре желудка, ревматизме, подагре, радикулитах. Лимонный сок или мякоть употребляют при жажде у лихорадящих больных. Разведенный сок применяют для полосканий при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек рта и глотки, а при ангинах пользуются неразбавленным соком. Широко употребляют лимон как профилактическое и лечебное средство при авитаминозах, атеросклерозе.

Наружно сок применяют при грибковых заболеваниях кожи и для успокоения зуда при экземах, при жирной себорее кожи лица и волосистой части головы. Используют лимон и для удаления веснушек и пигментированных пятен на лице. Для этого готовят лосьон: пену взбитого яичного белка тщательно перемешивают с соком одного лимона,

добавляют в смесь 1 чайную ложку глицерина и 1/2 стакана одеколона. Этим лосьоном протирают лицо перед сном. Для ухода за кожей лица.

Многолетнее травянистое растение из семейства лилейных с луковицами,

состоящими из 6—80 долек (зубков), и с плоскими линейными листьями длиной до 1 м. Цветочные стрелки высотой до 1,5 м, заканчиваются зонтиком мелких грязно-белых цветков. Иногда вместо цветков развиваются воздушные луковички диаметром 1,5— 3 мм. Цветет в июле —

августе. Плоды в условиях России обычно не вызревают.

Чеснок широко культивируют как овощное растение. Он имеет разнообразное пищевое применение, а также является лекарственным растением.

В народной медицине чеснок имеет многообразное применение. Особенно охотно употребляют его для улучшения пищеварения. Чеснок возбуждает аппетит, усиливает выделение пищеварительных ферментов, способствует лучшему усвоению пищи, уменьшает количество газов в кишечнике. Он обладает выраженным болеутоляющим и успокаивающим действием на кишечник. Прием чеснока усиливает мочеотделение и возбуждает деятельность потовых желез. Употребляют чеснок для лечения гипертонической болезни и атеросклероза.

Настойка чеснока на водке считается в народной медицине лечебным средством при камнях в почках и мочевом пузыре, а также при ревматизме и подагре. Настойку чеснока готовят из расчета 40 г измельченных долек на 100 г водки. Принимают ее по 10 капель 2 — 3 раза в день за 20 — 30 мин до еды. Широко используют чеснок также при авитаминозах, болезнях кожи и некоторых инфекционных заболеваниях.

Успех народного применения чеснока для лечения и повышения сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям в настоящее время получил научное объяснение. В чесноке содержатся очень сильны фитонциды, состоящие из летучих веществ и убивающие стрептококков, стафилококков, тифозных бактерий, парахолерного вибриона, туберкулезную палочку и другие болезнетворные микробы. В отличие от многих других фитонцидных растений чеснок выделяет фитонциды довольно долго. Так, измельченные луковицы выделяют их спустя 200 ч и более. Вдыхая летучие фитонциды растертой луковицы, лечат грипп и ангину. Клинически подтвержден лечебный эффект чеснока при острых катарах дыхательных путей, коклюше, воспалениях и нагноительных процессах в легких, гнойных воспалениях уха и слизистых оболочек глаз, колитах и бактериальной дизентерии.

В народной медицине при простудных заболеваниях, трахеитах, бронхитах, бронхиальной астме и коклюше грудь натирают чесночной кашицей, смешанной со сливочным маслом или свиным жиром. Кашица из печеного чеснока со сливочным маслом или чеснок, отваренный с молоком, считается средством, ускоряющим созревание нарывов и размягчающим болезненные мозоли. Бородавки, лишаи, экземы и другие кожные заболевания лечат свежей кашицей или соком чеснока. Для укрепления волос сок чеснока втирают в кожу головы. Свежей кашицей, приложенной к коже через марлю, лечат гнойные раны и плохо заживающие язвы. Такую же кашицу применяют в гинекологической практике для лечения трихомонадных кольпитов.

Очень распространено применение чеснока как противоглистного средства против остриц у детей. При этом кашицу или целую дольку чеснока вводят в прямую кишку или делают клизму из теплого отвара чеснока.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1,2 м. Цветет на втором году жизни, как правило, в зимний — весенний периоды нерегулярно с февраля по май. Отличается слабым плодоношением.

Каланхоэ (лат. Kalanchoe) – комнатное растение семейства Толстянковых. Используют надземную часть, в которой содержатся флавоноиды, небольшое количество дубильных веществ, витамин С, микроэлементы, органические кислоты (яблочная, щавелевая, лимонная), полисахариды.

Сок каланхоэ рекомендован в качестве противовоспалительного средства, способствующего быстрому очищению ран и язв от некротических тканей. Его применяют наружно при лечении трофических язв, ожогов, пролежней, незаживающих ран, гингивитов, афтозных стоматитов, трещин сосков у кормящих матерей, в акушерско-гинекологической и офтальмологической (зрение) практике, в отоларингологии (ухо, горло, нос).

Лук репчатый

Многолетнее растение (в культуре — двулетнее).Луковица до 15 см в диаметре, плёнчатая. Наружные чешуи сухие, жёлтые, реже фиолетовые или белые; внутренние — мясистые, белые, зеленоватые или фиолетовые, расположены на укороченном стебле, называемом донцем. На донце в пазухах сочных чешуек находятся почки, дающие начало дочерним луковицам, образующим «гнездо» из нескольких луковиц.Листья трубчатые, сизо-зелёные. Луковицы содержат 8—14 % сахаров (фруктоза, сахароза, мальтоза, полисахарид инулин), белки (1,5—2 %), витамины (аскорбиновая кислота), флавоноид кверцетин, ферменты, сапонины, минеральные соли калия, фосфора, железа и др., фитонциды.

Жёлтый, фиолетовый и белый лук.

3. Социологический опрос по применению лекарственных растений.

В ходе работы над данной темой мной был проведён опрос учащихся моего класса (25) по применению ими лекарственных растений. Результаты опроса следующие:

-Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

-Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

Источник

Исследовательская работа «Основные аспекты применения лекарственных растений в фитотерапии»

Актуальность работы. Лечебное действие трав на здоровье человека известно давно и часто используется как традиционной, так и нетрадиционной медициной в самых различных целях. Так, большим спросом пользуются различные лекарственные препараты на основе лечебных трав: чаи, бальзамы, травяные подушки, настои, эмульсии и многое другое.

Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ.

К наиболее распространенным лекарственным растениям относят листья мяты, чабреца, душицы, полыни, зверобоя, а также их комбинации. Однако применение лекарственных трав требуют профессионального подхода. Их нужно вовремя собрать, знать, как высушить и где хранить. Сегодня в мире насчитывается порядка 12000 лекарственных растений.

Применение лекарственных растений — фитотерапия, рассматривается как одно из значимых направлений современной медицины. Лекарственные растения могут быть использованы в любых клинических ситуациях при лечении различный заболеваний, в том числе при заболеваниях дыхательных путей, обладать противовоспалительным действием, снимать боли разного типа.

Цель работы. В настоящее время остается очень мало людей, которых можно считать «хранителями» медицинских знаний о растениях. Поэтому целью моей работы является: изучить и обобщить сведения о лекарственных растениях и правильности использования их в современном мире для лечения и профилактики различных заболеваний.

Задачи:

  • Изучить научно-популярную литературу о свойства лекарственных растениях, правилах их сбора и хранения;
  • Провести анкетирование студентов медицинского колледжа, для того, чтобы выяснить используют ли они лекарственные растения для лечения и профилактики заболеваний;
  • Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Объект исследования: Лекарственные растения, применяемые в фитотерапии.

Предмет исследования: Информированность студентов ГАПОУ «Волгоградского медицинского колледжа» 2 курса специальности Лечебное дело о принципах фитотерапии.

Вывод

На сегодняшний день традиционная медицина не считает фитотерапию полноценным методом лечения. Тем не менее, врачи признают эффективность растительных препаратов и рекомендуют их в качестве дополнительной средств.

Важно понимать, что эффективная фитотерапия – это комплекс знаний и методов создания и применения травяных средств. Поэтому необходимо знакомить людей с правилами сбора, приготовления и хранения лекарственных средств. Но при этом помнить, что все методы лечения имеют свои осложнения и противопоказания, поэтому перед применением нужно обязательно правильное установление диагноза и консультация с врачом. Так же можно отметить, что лекарственные растения являются более доступными для всех слоев населения.

Источник

Читайте также:  Крушинница растение что это