Стресс и его природа контрольная работа по



Стресс и его природа

Понятие стресса и его виды: физиологический, психологический и коммуникативный. Влияние стресса на устойчивость организма к негативным факторам. Классификация раздражителей. Способы предупреждения и управления стрессом. Подверженность человека стрессу.

Подобные документы

Понятие и природа стресса, его основные причины и источники возникновения, классификация и фазы. Профилактика стресса в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Управление нейтрализацией стрессов.

контрольная работа, добавлен 28.05.2015

Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Факторы, вызывающие стресс. Способы борьбы со стрессом: релаксация, концентрация, регуляция дыхания. Методы профилактики стресса. Результаты экспериментальных исследований.

курсовая работа, добавлен 25.05.2009

Понятие стресса и его виды в зависимости от раздражителя, внешние и внутренние причины, влияние на человека. Определение стрессоустойчивости личности. Приемы ее повышения. Синдром эмоционального выгорания. Естественные способы регуляции организма.

реферат, добавлен 13.06.2017

Современные теории, модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности. Характерные симптомы стресса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности. Профилактика организационного стресса.

реферат, добавлен 11.04.2012

Эмоциональная сфера человека. Физиологический и психологический стрессы. Основные причины стресса. Динамика развития стрессового состояния. Основные стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на поведение и деятельность человека.

реферат, добавлен 01.02.2011

Проблема и психологические факторы профессионального стресса. Понятие стресса, формирование его концепции. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Анализ этого феномена с точки зрения различных психологических концепций.

контрольная работа, добавлен 06.04.2020

Понятие «стресс» и его виды. Динамика стрессового реагирования Г. Селье. Способы предупреждения и управления стрессом. Особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Программа для предотвращения стрессовых ситуаций в работе.

контрольная работа, добавлен 05.05.2014

Понятие и основные факторы стресса как состояния психического напряжения. Содержание профессионального стресса как соматической реакции на напряженные ситуации в трудовой деятельности. Причины стресса у медицинских работников, меры его предупреждения.

контрольная работа, добавлен 02.05.2019

Описание сущности, основных видов стресса. Изучение факторов, которые вызывают стрессовые состояния организма человека. Описание стадий стресса (стадия тревоги, сопротивления, истощения). Анализ последствий стресса. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

презентация, добавлен 28.09.2014

Рассмотрение реакции приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Оценка влияния стресса на поведение человека, его работоспособность, здоровье и взаимоотношение с окружающими людьми. Самые распространенные заболевания от стресса.

Источник

Введение

Трудно найти научный термин, который использовался бы так же часто, как слово «стресс».

Стресс — особое состояние организма возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. [4, c. 513]

В постиндустриальный период развития общества, когда технологии выходят на первый план и задают темпы развития и обновления, возможности людей уходят на второй план, при этом возрастают задачи возлагаемые на людей, увеличивается нагрузка, как эмоциональная таки физическая. В результате большинство населения подвержено стрессу. Именно этот факт, подтверждает актуальность выбранной темы.

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936 году.

По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (то есть один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. [2, c. 186]

Целью контрольной работы состоит в изучении понятия стресс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить понятие стресса;

— проанализировать основные признаки стресса;

— рассмотреть способы выхода из стресса.

Стресс: причины и приемы противодействия.

1 Понятие стресса

Стресс — это эмоциональное напряжение, нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий.

Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress) и в переводе означает давление, напряжение. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. [5, c. 258]

В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).[4, c. 516]

Читайте также:  Связи между растениями и животными или человеком и природой

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936 году.

Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (то есть не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС). [2, c.186]

Понятие стресса шире, чем понятие общего адаптационного синдрома, который иногда рассматривается как клиническое проявление стресса.

ОАС возникает в ответ на стрессор, то есть фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма — относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар), или гомеостаза (У. Кеннон). [3, c.89]

Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и так далее. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, то есть факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. [3, c. 90]

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. [6, c.120]

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и так далее. Особенно большое значение имеет, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Для понимания природы состояний индивида в экстремальных условиях особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). [1, c. 218]

В зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический стрессы. [2, c. 192]

Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта.

Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и другого. [2, c. 193]

Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека.

Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. [2, c. 193]

Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции.

Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. При этом до сих пор остается нерешенной одна из главных проблем формулированная научным сообществом следующим образом: стресс — это хорошо или плохо?

На этот вопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах он высказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказывают благотворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, и только чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут «выбить из колеи», то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие «хорошего» и «плохого» стресса, чем в значительной степени разрушил целостность своей концепции. [5, c. 262]

Читайте также:  Сочинение по английскому языку на тему защита природы

Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни. [1, c. 222]

Стрессы могут проявляться как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой

стресс. Нулевой стресс невозможен. [2, c. 198]

В настоящее время ученые различают эустресс(положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс ( отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. [6, c. 130]

При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и тому подобным пребыванием человека в экстремальных условиях – основные причины недостаточной его изученности. Систематическое экспериментальное изучение адаптации в условиях длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий. Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психофизиологическим показателям: когда в основном были определены физиологические пределы переносимости человеком различных экстремальных физических факторов. Предметом исследования стали психические состояния и работоспособность человека в экстремальных условиях. [3, c. 95]

Важным направлением изучения длительного стресса явились социально-психологические его исследования, необходимые, и для решения проблем групповой совместимости в экстремальных ситуациях, проблем управления массовыми психологическими процессами и тому подобное.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и другому. [2, c. 201]

Источник

Тест. Стресс и его влияние на человека

Укажите порядок стадий общего адаптационного синдрома.

Варианты ответов
  • Стадия тревоги
  • Стадия сопротивляемости
  • Стадия истощения
Вопрос 7

Как следует себя вести в случае получения информации о том, что знакомый оказался в реально опасной ситуации?

Варианты ответов
  • Немедленно сообщить взрослым
  • Всё из перечисленного
  • Помочь знакомому «разрулить» ситуацию
  • Попытаться самостоятельно поговорить с ним
Вопрос 8

Какие физиологические изменения происходят в организме человека при стрессе?

Варианты ответов
  • Увеличение частоты пульса.
  • Повышение кровяного давления.
  • Нервозность
  • Потливость
  • Уменьшение частоты пульса.
Вопрос 9

Отметьте правила борьбы со стрессом.

Варианты ответов
  • Вырабатывайте уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками
  • Учитесь находить оптимальные решения в экстремальных ситуациях
  • Живите в согласии с природой
  • Вырабатывайте самоуверенность
  • Будьте оптимистом
Вопрос 10

Все события, оказывающие на человека сильное влияние, независимо от того, положительные они или отрицательные.

Источник

Природа и причины стресса

Природа стресса.Стресс (от англ. stress – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объёма запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для её решения, но её надо срочно решить. Это тоже стресс.

Читайте также:  Основатель науки о природе

Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Покажем модель стрессовой реакции (рис. 12.5.1).

Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организации.

Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являютсяперемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по схеме«битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от окружающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспосабливаться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 12.5.2).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решить и насущные проблемы своих подчинённых, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Всё, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесёт пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 12.5.3.).

Организационные факторы. Широко распространённой причиной стресса в организациях являетсяперегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства – с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределённы.

Неинтересная работа травмирует человека, т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

Стресс может также возникнуть в результате плохих физиологических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизненные события, как и отрицательные, например, свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., также могут вызвать такой же и даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

· оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объём и тип работы;

· разрешать работникам отказываться от выполнения какого-то задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

· чётко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

· использовать стиль руководства, соответствующий требованиям данной ситуации;

· обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

· выступать в роли наставника по отношению к подчинённым, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Источник