Своеобразие композиции царь рыба

Своеобразие композиции царь рыба

Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.

Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:

  1. Волею судьбы главный герой, который много лет браконьерствовал и расхищал природу, становится жертвой своего промысла.
  2. Погибать он не хочет и взывает к высшим силам. Только тогда в памяти всплывают слова деда о дивной рыбе, встреча с которой может обернуться трагедией.
  3. Безмолвное разумное существо побуждает героя пересмотреть свою жизнь, поменять представления о добре и жестокости, раскаяться и стать лучше.

О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.

В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.

Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.

Важные и второстепенные персонажи

В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах. Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно. Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:

  1. Зиновий Утробин (Игнатьич). Главный герой — самый зажиточный житель поселка и уважаемый человек. В его хозяйстве полный порядок, есть большой дом и хорошие сбережения на книжке. Всегда придет на помощь, отличный механик, любит и умеет разбираться в технике, работает с деревом и делает затеси. Как и соседи, промышляет браконьерством, ловит рыбу. Осознавая, какой урон приносят его действия природе, он «боится сраму», который неизбежен, если настигнет лодка рыбнадзора. Однако не может остановиться в своих промыслах, поскольку им движет жадность.
  2. Командор. Младший брат Зиновия, испытывающий к нему жгучую ненависть. Кровная вражда не дает ему спокойно жить с детства, однажды он даже пытался убить Игнатьича. Теперь постоянно притесняет, выживает с реки.
  3. Царская рыба. Осетр с длинным телом и аккуратным хвостиком, который попался в сети. Рыбак переоценил силы, не пожелав делиться добычей, из-за чего оказался на грани гибели.
  4. Супруга Зиновия. Красивая дама приятной полноты. Работает по профессии, бухгалтером. Приехала в деревню вместе с мужем после его службы во Фрунзе.
  5. Глаша Куклина. Обиженная Игнатьичем в молодости девушка. Она неспособна испытывать чувств, но нашла в себе силы жить дальше и устроить личную жизнь.

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.

Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.

Источник



1. Сюжет – композиция – жанр, творческая история («Царь-рыба» В.П. Астафьева)

Жанр «Царь-рыбы» В. Астафьева, определенный самим автором как «повествование в рассказах», интерпретировался в критике по-разному: как «скрытый роман» (В. Курбатов), разновидность романа, отличающаяся формой повествования (JL Якименко), роман (Н. Яновский), повесть (Н. Молчанова, Р. Комина, Т. Вахитова), «такое жанровое образование, которое ближе всего к циклу» (Н. Лейдерман). О том, как осуществлялся поиск «формы» произведения, Астафьев писал: «Друзья подбивали меня назвать “Царь-рыбу” романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа. Боюсь я этого слова “роман”, ко многому обязывает. Но главное, если бы я писал роман, я бы писал по-другому. Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных отступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями» (Астафьев 1976: 57).

Читайте также:  Видеть во сне как солят рыбу

Чтобы выявить жанровую сущность «Царь-рыбы», необходимо понять композиционную логику произведения, выявить ее связь с построением сюжета. Единство произведения основывается на системе сквозных мотивов, пронизывающих повествование. Первая часть «Царь-рыбы» контрастирует со второй (принцип антитезы находит у автора широкое и многообразное использование), в основу каждой из них положен свой принцип построения. Главы первой части тесно взаимосвязаны друг с другой сквозными образами (включая и образ героя-повествователя), единым местом действия, чередованием лирического и публицистического начал. Некоторые из глав «скреплены» фабульными связками (конец одной главы и начало другой), а такие как «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», сходством сюжетной «схемы» – для них характерен устойчивый тип построения сюжета, связанный с сугубо «браконьерской» ситуацией, – столкновение с рыбнадзором (или ожидание и боязнь этой встречи). В каждом отдельном случае события при сходных обстоятельствах и ситуации (браконьерский лов рыбы) развиваются по-разному. Во второй части книги главы скреплены в единое повествование образом Акима. Фрагментарность построения позволяет не последовательно излагать историю жизни Акима, а лишь высвечивать под определенным углом зрения отдельные моменты ее: детство и юность («Уха на Боганиде»), работа в геологоразведочном отряде, схватка с медведем («Поминки»), путешествие к белым горам («Сон о белых горах»).

Однако обе части произведения, контрастируя друг с другом, не изолированы одна от другой и в совокупности составляют единое целое. Фабульно главы «Царь-рыбы» соединены преимущественно хронологией жизни героя-повествователя (первая часть книги, главы «Туруханская лилия» и «Нет мне ответа» из второй части) или же Акима (вторая часть книги). Каждая из глав раскрывает особый тип взаимоотношений человека и природы. В первой – «Бойе» – рисуется тяжкое испытание, выпавшее на долю Коли и его напарников, отправившихся на Таймыр промышлять песца, но оказавшихся без общего дела. Их поход чуть не окончился трагически. В этой главе зарождаются мотивы расплаты и спасения. В главе «Капля» представлен совсем иной тип взаимоотношений и иной способ повествования. Общение с природой, ощущение своей слитности с нею дает возможность герою-повествователю почувствовать себя счастливым. Эта глава контрастирует с первой («Бойе»), Следом за «Каплей» автор поместил главу «Не хватает сердца», которая из-за цензуры не была включена ранее в повествование в рассказах «Царь-рыба» и впервые была опубликована в 1990 году как самостоятельный рассказ (Наш современник. 1990. № 8). В главе «Не хватает сердца», как и в «Капле», открыто звучит голос героя-повествователя, но по тональности эта глава антитетична «Капле»: вместо лирического тона – трагический. И начало ее свидетельствует о противопоставлении «светлого» «темному»: «После всех этих занятных историй, после светлого праздника, подаренного нам светлой речкой Опарихой, в самый раз вспомнить одну давнюю историю, для чего я чуть-чуть подзадержусь и вспомню былое, чтобы понятнее и виднее было, где мы жили и чего знавали, и почему так преуспели в движении к тому, о чем я уже рассказал и о чем еще рассказать предстоит» (Астафьев 2004: 92). Символично название главы «Не хватает сердца», так как в ней речь идет о беглых заключенных и о об одной встрече, произошедшей в конце тридцатых годов в тайге. Трагизм истории Хромого в том, что после всех испытаний, выпавших на его долю, ад покажется раем. Эта глава, как и «Сон о белых горах», представляет собой «текст в тексте», с одной стороны, внося новые акценты в осмысление главной темы и усиливая общую тональность повествования в рассказах, с другой стороны, ее включение в произведение является дополнительным «подтверждением» его композиционной логики и принципов организации художественного целого.

Следующие главы после «Не хватает сердца» – «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало» – посвящены изображению браконьерского лова рыбы. Они расположены по степени нарастания основного конфликта произведения, который достигнет кульминации в главе «Царь-рыба». Если Дамка – «бросовый» человечишко и, как другие чушанцы, браконьерствует, то Командор уже способен совершить убийство ради наживы, хотя некоторые проблески человеческого в нем сохранились. Грохотало являет собой крайнюю степень деградации человека.

В этих трех главах мотив расплаты, наметившийся в первой, уходит в подтекст. История пребывания Коли с напарниками на Таймыре (глава «Бойе») заключает в себе поучительный смысл и одну из важных для всего произведения мыслей: человеку не дано вступать с природой в противоборство на равных, она наказывает за это. Коля с напарниками легкомысленно переоценили свои силы и поплатились за это. Оказавшись без совместной работы (промысел), замкнутые в пространстве избушки, среди чуждой стихии, они почти теряют рассудок, будучи не в силах изменить свою участь, нарушить тягучее безмолвие вокруг, прервать бесконечно тянущееся, почти остановившееся для них время, воспротивиться медленному затуханию их жизни, близки к совершению убийства, но спасаются заботой о «ближнем» – заболевшем Коле. Через пробуждение в человеке человеческого к нему приходит спасение. Так реализуется в главе мотив спасения.

Дамка, Грохотало и Командор – каждый по-своему расплачиваются за избранный образ жизни: один утрачивает собственное имя и приобретает взамен собачью кличку, другой вынужден жить вдали от родины и родных и всю жизнь тосковать о них, будучи лишенным возможности вернуться туда; третий, Командор, теряет по вине «сухопутного браконьера» свою любимую дочь Тайку, единственное создание, на которое «откликалась» лучшим в ней ожесточившаяся душа Командора. В центральной для всей книги главе «Царь-рыба» мотивы расплаты и спасения получают дальнейшее развитие и открыто реализуются в судьбе Игнатьича, насыщаясь философским смыслом благодаря притче, положенной в основу главы.

В заключительной главе рассказывается о разных видах браконьерства. Место главы «Летит черное перо» в качестве финальной в первой части вполне закономерно. Не случайно в отдельном издании автор поменял ее местоположение. В журнальном варианте она шла после главы «Поминки» перед «Туруханской лилией» (по очерковому характеру главы «Летит черное перо» и «Туруханская лилия» близки друг другу). В главе «Летит черное перо» подводится своего рода итог теме браконьерства и звучит предостережение, выраженное, в отличие от главы «Царь-рыба», в форме прямого авторского обращения: «…Страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек…».

Вторая часть, которая открывается главой «Уха на Боганиде», рисует совершенно иной тип взаимоотношений человека и природы, олицетворенный в образе матери Акима. Здесь получает углубление натурфилософская концепция В. Астафьева. Мысль о единстве человека и природы, представленная в главе «Капля» открыто в лирико-публицистических, философских сегментах текста, в главе «Уха на Боганиде» переплавлена в художественный образ, воплотивший в себе этическое кредо писателя. Связи с природой диктуют и определяют характер взаимоотношения среди людей — это одна из основных мыслей как главы «Уха на Боганиде», так и всего произведения.

Место главы «Уха на Боганиде» в качестве открывающей вторую часть произведения не случайно. В ней запечатлен особый мир братства, основу которого составляет коллективный, промысловый, артельный труд. В главе «Уха на Боганиде» нашел воплощение эстетический идеал автора. Именно поэтому В. Астафьев в книге «Посох памяти», говоря об истории создания произведения, назвал ее «главой о доброте» и подчеркнул, что эта глава является смысловым центром книги (Астафьев 1980: 197). Чуш и Боганида — два центральных, противоположных по своей этической сущности, полюса, два образа-символа, с которыми связан принцип антитезы, присущий в целом художественному мышлению писателя и выполняющий в произведении структурообразующую функцию.

Важное место в натурфилософской концепции «Царь-рыбы» занимает образ матери Акима. Она не называется по имени, ее назначение – материнство. Мать – дитя природы и связи с нею у нее прочны и нерасторжимы. Не случайно причиной смерти матери становится выпитое ею «изгонное зелье», убивающее зародившуюся в ней новую жизнь и ее самое. Нарушается ритм жизни, определенный природой. Эта дисгармония, внесенная в закономерный ход природных процессов, ведет к смерти матери.

Вторая глава второй части – «Поминки» – изображает новый этап биографии Акима: работа в геологоразведочном отряде, схватка с медведем, которая в контексте произведения наполняется особым смыслом. Аким выдержал те испытания, которые выпали на долю Коли («Бойе») и Игнатьича («Царь-рыба»), Сцена схватки Акима с медведем, убившим Петруню, противостоит картине поединка человека с царь-рыбой. Антитеза в изображении столкновения человека с силами природы находит и композиционное решение: в расположении глав «Царь-рыба» и «Поминки» используется «зеркальный» принцип – они расположены симметрично по отношению друг к другу Глава «Царь-рыба» занимает второе место от конца первой части, глава «Поминки» – следует второй от начала второй части. Реализации антитезы способствует и культовое – в контексте мифа – происхождение образов царь-рыбы и медведя – «хозяина тайги». Это противники «исключительные», достойные друг друга.

Следующая глава – «Туруханская лилия» – занимает центральное место во второй части книги, выделяясь в ней тем, что в главе, как и в первой части, основным действующим лицом является герой-повествователь, Аким отходит на второй план, преобладает в ней публицистическое начало. Название главы символично в контексте раскрытия темы природы. Туруханская лилия, саранка, воплощает в себе органичность и естественность, присущую лишь явлениям природы. Глава «Туруханская лилия» тематически, по сюжетостроению и стилю близка главе «Капля» (первая часть). И расположены они симметрично друг другу. Если рассматривать заключительную главу «Нет мне ответа» как своеобразный эпилог ко всему произведению, то вторая глава «Капля» и одиннадцатая «Туруханская лилия» составляют своеобразную композиционную раму внутри книги. Поэтому «Сон о белых горах» (законченное произведение внутри повествования) автор «выносит» за пределы этой рамы.

Основные мотивы произведения в предпоследней главе получают свое логическое завершение. Глава «Сон о белых горах» носит итоговый характер. Она «перекликается» с первой главой «Бойе»: сходство ситуаций (изолированность от человеческого мира в природной стихии), идентичность воплощения хронотопа, завершения мотивов расплаты, спасения, получивших начало в главе «Бойе». Аким и Эля, подобно другим героям произведения, «испытываются» теми силами природы, над которыми не властен человек. Кульминацией в построении сюжета главы является изображение их попытки выбраться из снежного плена. Их путь к спасению, ставший дорогой к людям, заканчивается благополучно. Так воплощается в главе мотив спасения.

Получает завершение в главе «Сон о белых горах» и мотив расплаты, раскрывающийся на судьбе Гоги Герцева. Думается, вполне правомерно говорить об этой главе как о «произведении в произведении», поскольку многие художественные реалии, представленные в главах-рассказах фрагментарно, нашли более полное «истолкование» в ней.

Читайте также:  Разделка рыбы судака для фарширования целиком

В критике уже писалось о «сознательной» внутренней связи главы «Сон о белых горах» с «Героем нашего времени» М. Лермонтова (См.: Марченко 1977), реминисценции из которого содержатся в дневнике Герцева и в его характеристике в произведении. Сравнение Гоги с Печориным служит сатирическим целям, выявляя претенциозность и заемность философии Герцева. Его случайная смерть в тайге – та расплата, которая неизбежно должна была настичь Гогу. Он презирает людей. Аким для него «вонючка». Родственные связи с родителями, собственным ребенком для него не имеют значения. Несостоятелен он и в любви, относясь к женщинам (библиотекарше Людочке, Эле) потребительски.

На основании взаимосвязи глав «Бойе» и «Сон о белых горах» можно говорить о кольцевой завершенности сюжета произведения, или о следующей, второй композиционной раме, обрамляющей предыдущую. Взаимосвязаны в «Царь-рыбе» экспозиция и эпилог (глава «Нет мне ответа»), которые составляют третью композиционную раму. В экспозиции и эпилоге открыто звучит голос автора, благодаря чему повествование насыщается лирико-философским звучанием. В экспозиции речь идет о прибытии героя-повествователя в Сибирь. Ему и ранее не раз «доводилось бывать на Енисее» (после этой экспозиции начинается описание путешествия по Сибири, по Енисею и его притокам), в эпилоге же герой-повествователь покидает Сибирь и из окна самолета обозревает ее, видя те перемены, которые произошли, сравнивая ее прошлое и настоящее. В контексте эпилога важен эпиграф к главе («Никогда ничего не вернуть…

Можно в те же вернуться места, но вернуться назад невозможно»), который по смыслу перекликается с завершающими главу словами из Экклесиаста: «Всему свой час и время всякому делу под небесами…».

Наличие в произведении В. Астафьева тройной композиционной рамы свидетельствует о том, что он с успехом пользуется традиционным литературным приемом обрамления. Тройное композиционное обрамление – это важное доказательство того, что мы имеем дело не с циклом рассказов, и даже не с двумя относительно самостоятельными частями внутри повествования, где особняком стоит глава «Сон о белых горах», а с произведением, представляющим собой единое художественное целое. К достижению этой целостности стремился автор, дополнительно дорабатывая «Царь-рыбу» (поменяв местоположение отдельных глав и разделив его на две части, что отсутствовало в первой – журнальной – редакции). И даже включение в текст новой главы («Не хватает сердца») свидетельствует лишь о «подвижности» фрагментарной формы, но не о том, что, «свободно организованный», он может беспредельно «расширяться». Что же касается структуры повествования в рассказах, то включение новой главы лишь «завершило» процесс «гармонизации» текста: притчевая глава «Царь-рыба» заняла в его структуре центральное положение, став седьмой (из тринадцати).

Жанровое определение «повествование в рассказах» указывает на новеллистический тип построения произведения, но механизм соположения «рассказов» имеет важную особенность: все главы четко «закреплены» относительно друг друга, расположены таким образом, чтобы авторская натурфилософская концепция получила свое наиболее полное, полисемантическое художественное воплощение. Соединенные в одном произведении в определенной соподчиненности, эти «фрагменты» составляют единство высшего порядка. Новеллистический тип построения повествования вполне оправдывает себя. Думается, писатель нашел пусть не новую, но с большими художественными возможностями форму, которая позволила реализовать авторскую потребность в пространном, неспешном изложении «путешествия», вобравшем в себя разнородный материал. Эта же «свободная» форма позволила отсечь все второстепенное, отягощающее повествование, включить в него главы с разной жанровой доминантой (лирико-философский рассказ, публицистический очерк, притчу, повесть). Однако она же обязывала автора последовательно выдерживать логику повествования, тщательно продумывать архитектонику и композицию произведения. И в этом проявляется своеобразие жанрового мышления В. Астафьева, творчески переосмысливающего традиционную для мировой литературы форму «новеллистического» повествования. Единство и целостность «Царь-рыбы» создаются благодаря образам героя-повествователя и Акима, сквозным структурообразующим мотивам спасения и расплаты, ритмической организации композиции, кольцевой замкнутости сюжета.

Для понимания поэтики «Царь-рыбы» важна творческая история произведения, которая проясняет вопросы, связанные и со структурой текста. В процессе анализа повествования в рассказах мы касались некоторых моментов этой истории, структурных преобразований текста. Остановимся подробнее на самом процессе создания и доработки произведения уже после его первой публикации.

Н.К. Пиксанов писал: «Мы обычно довольствуемся изучением крупных произведений в их окончательной, кристаллизовавшейся форме. Между тем понимание результатов процесса без изучения самого процесса для историка заранее опорочено: только исследование всей истории явлений дает полноту его понимания» (Пиксанов 1971: 15). Исследователь рассматривает вопрос творческой истории произведения не только как один из моментов в разностороннем изучении творчества писателя, но и как особую научную проблему «большого принципиального значения» (Пиксанов 1971: 7), сетуя, что в литературной науке изучению творческой истории произведения уделяется недостаточное внимание.

В. Астафьев принадлежит к числу тех писателей, которые не удовлетворяются единожды написанным и спустя годы вновь возвращаются к своему творению, дорабатывая его. Повесть «Пастух и пастушка» подвергалась особенно тщательной правке, ее он «переписывал» пять раз. «Стоящий литератор, – по словам писателя в книге «Посох памяти», – всегда найдет, что переделать, ибо нет предела совершенству» (Астафьев 1980: 174). Вызывает интерес сравнение первой, журнальной, публикации «Царь-рыбы» («Наш современник». 1976. № 4–6) и последующих, из которых остановимся на издании произведения в первом собрании сочинений В.П. Астафьева (Астафьев В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1981). При сопоставлении двух вариантов «Царь-рыбы» обращают на себя внимание те изменения, которые вызваны стремлением внести как можно больше, по выражению В. Астафьева, «писательской дисциплины» в художественную, в частности композиционную, структуру книги. В отдельном издании повествование пополнилось новой главой «Дамка» (изъятой в журнале по цензурным соображениям) и приобрело двухчастную композицию. Некоторые главы поменялись местами. Глава «Летит черное перо», располагавшаяся в журнальном варианте после главы «Поминки», переместилась, заняв место после главы «Царь-рыба», став, таким образом, заключительной главой первой части. Вот как выглядит построение произведения в журнальном и отдельном изданиях:

Источник

Анализ «Царь-рыба» Астафьев

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

Анализ «Царь-рыба» Астафьев

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Царь-рыба»
  • для самых компанейских — Главные герои «Царь-рыба»

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Читайте также:  Рыба капеллан это что

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Источник

Анализ произведения Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.

Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:

  1. Волею судьбы главный герой, который много лет браконьерствовал и расхищал природу, становится жертвой своего промысла.
  2. Погибать он не хочет и взывает к высшим силам. Только тогда в памяти всплывают слова деда о дивной рыбе, встреча с которой может обернуться трагедией.
  3. Безмолвное разумное существо побуждает героя пересмотреть свою жизнь, поменять представления о добре и жестокости, раскаяться и стать лучше.

О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.

В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.

Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.

Важные и второстепенные персонажи

В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах. Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно. Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:

  1. Зиновий Утробин (Игнатьич). Главный герой — самый зажиточный житель поселка и уважаемый человек. В его хозяйстве полный порядок, есть большой дом и хорошие сбережения на книжке. Всегда придет на помощь, отличный механик, любит и умеет разбираться в технике, работает с деревом и делает затеси. Как и соседи, промышляет браконьерством, ловит рыбу. Осознавая, какой урон приносят его действия природе, он «боится сраму», который неизбежен, если настигнет лодка рыбнадзора. Однако не может остановиться в своих промыслах, поскольку им движет жадность.
  2. Командор. Младший брат Зиновия, испытывающий к нему жгучую ненависть. Кровная вражда не дает ему спокойно жить с детства, однажды он даже пытался убить Игнатьича. Теперь постоянно притесняет, выживает с реки.
  3. Царская рыба. Осетр с длинным телом и аккуратным хвостиком, который попался в сети. Рыбак переоценил силы, не пожелав делиться добычей, из-за чего оказался на грани гибели.
  4. Супруга Зиновия. Красивая дама приятной полноты. Работает по профессии, бухгалтером. Приехала в деревню вместе с мужем после его службы во Фрунзе.
  5. Глаша Куклина. Обиженная Игнатьичем в молодости девушка. Она неспособна испытывать чувств, но нашла в себе силы жить дальше и устроить личную жизнь.

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.

Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.

Источник