Священные животные бога диониса



Дионис – бог в греческой мифологии

Дионис – бог в греческой мифологии

Дионис – весёлый греческий бог – покровитель виноделия и плодоносных сил земли. Как и многие олимпийские божества, Дионис имеет двойственную природу. С одной стороны, это божество плодородия и изобилия, символизирующее энергию и любовь к жизни. Но с другой, «земная» стихия Диониса делает его божеством хтоническим, временами диким и кровожадным. Именно поэтому отправление культа Диониса в Древней Греции сопровождалось оргиастическими практиками и порой даже человеческими жертвоприношениями.

Из мифологии образ Диониса перекочевал в европейскую философию и стал олицетворением стихийного, иррационального и первобытного начала противостоящего аполлоническому началу – рациональному, структурированному и логичному.

Рождение Диониса

Все источники сообщают, что отцом Диониса был Зевс. А вот с матерью всё не так однозначно. Самые древние мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини напрямую связаны со стихией земли и миром мёртвых. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела. Ревнивая богиня Гера, узнав об очередной измене мужа, решила покарать Семелу и внушила ей мысль потребовать от Зевса явиться на очередное свидание во всей его божественной мощи. Однако сила божественных громов и молний, объявших Зевса испепелили Семелу, владыка Олимпа лишь успел выхватить из пламени её нерождённого ребёнка. Поскольку младенец был недоношенным, Зевс зашил его в своё бедро и выносил до необходимого срока. Чтобы спрятать сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.

Однако гнев мстительной богини всё равно поразил Диониса. Гера наслала на Диониса безумие, которое и заставляло его мчаться по миру в окружении хмельных менад и сатиров, насылая такое же безумие на противников своего культа. В этом сюжете древние греки отразили саму двойственность природы: порой – ласковой и щедрой, а порой – жестокой и безжалостной. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис несёт людям определённое благо: он позволяет им скинуть с себя обыденность и скуку и отдаться первобытному огню, скрытому в каждом.

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым младшим из двенадцати богов-олимпийцев и наиболее близким к людям божеством: ведь он был рождён земной женщиной и воспитывался на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало важную перемену в быту и социальном устройстве. Старшее поколение богов-олимпийцев, в целом, покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традицию, ассоциировался с правителями;
  • Арес и Афина – с воинским сословием;
  • Аполлон – с философами, учёными, поэтами и родовой аристократией.

Простой люд тоже искал себе покровителей среди божеств. Купцы, моряки, ростовщики и воры стали почитать Гермеса. А крестьяне сделали своим богом Диониса. Поэтому можно сказать, что оппозиция «Аполлон-Дионис» возникла ещё в Древней Греции и тогда была связана с противостоянием двух социальных классов.

Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом

Мстительная и жестокая природа Диониса прописана в тех сюжетах, где он сталкивается с противниками своего культа. Очевидно, в Греции действительно далеко не все приветствовали дионисийские гуляния, сопровождавшиеся пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Известно, что греческие, а затем и римские власти старались превратить разгульные шествия в более нравственные и спокойные праздники урожая.

Борьба властей с культом Диониса отражена в мифах о царе Ликурге, на которого божество наслало безумие, из-за чего тот убил своего сына, думая, что разрубает виноградную лозу; и в сюжете о трёх дочерях царя Миния, проигнорировавших дионисийские гуляния и за это обращённых в летучих мышей. До наших дней дошёл переданный в мельчайших подробностях Гомером и Овидием миф о Дионисе и тирренских пиратах. Пираты приняли Диониса за простого смертного и похитили его, чтобы продать в рабство. Однако оковы падали с рук странного юноши. Только тогда разбойники поняли, что схватили бога. Но капитан корабля настаивал на том, чтобы поскорее достичь ближайшего из невольничьих рынков и продать пленника. Тогда воздух вокруг корабля внезапно наполнился запахом вина, вокруг мачт и снастей внезапно обвились виноградные лозы и плющ, а сам юноша стал превращаться в хищных зверей – то во льва, то в медведицу. Испуганные пираты стали прыгать за борт и уже в воде превращаться в дельфинов.

Однако Дионис бывал и в хорошем настроении и часто помогал людям. Например, он вывел свою мать Семелу из царства Аида и вознёс её на небо. Желая помочь людям, Дионис подарил Икарию виноградную лозу и научил её возделывать. Именно Дионис даровал царю Мидасу способность обращать всё, к чему бы тот не прикоснулся, в золото. А когда царь понял, что умрёт от голода и жажды, если не избавится от божественного дара, Дионис омыл его в водах Патокла, смыв с Мидаса его новую способность.

Как и любое божество плодородия, Дионис имел связи с множеством женщин и стал отцом множества порой довольно причудливых детей. Его возлюбленной была Афродита, родившая Дионису Приапа – бога садов и полей – и Гименея – божество брака. От связи Диониса и нимфы Дриопы родился козлоногий бог Пан. Также Дионис был отцом Иакха – бога мистерий, рождённого Аврой (позже образы Диониса и Иакха слились в единое целое, отсюда и римское имя бога виноделия – «Вакх»). Почти все дети Диониса, так или иначе, были связаны с хтоническими силами земли и сельскохозяйственными культами.

Законной женой Диониса стала Ариадна, отвергнутая героем Тесеем. Зевс сделал Ариадну бессмертной и вознёс её на небо. Считается, что в браке с Дионисом Ариадна родила аргонавта Фоанта.

Источник

Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии

Дионис, Вакх, Бахус — кто это? За что отвечал этот бог, что он символизирует? Древнегреческая мифология: миф о рождении Диониса. Кто такие вакханки? Что значит вакханалии?

Читайте также:  Забавные животные много кошек

Дионис — в древнегреческой мифологии бог вина и виноделия. В Риме Диониса почитали под именами Бахус или Вакх . Отсюда происходят слова « вакханалия » и « вакханки ». Бахус — символ шумного веселья, пьянства и безудержного разврата.

Дионис — воплощение жизненной силы земли, бог плодородия. Его символами были плющ и виноградная гроздь. Иногда Дионис представал в виде быка или козла. Еще один символ Диониса как бога плодоносящей силы — фаллос.

Одно из прозваний Диониса — Лиэй, то есть освободитель . Он освобождает людей от мирских забот так же, как рвет оковы, которыми его самого пытаются сковать враги.

Динос — божество восточного происхождения. Он младший из 12 олимпийцев. Культ Диониса распространился в Греции относительно поздно — в VIII-VII веках до нашей эры, указывал видный советский антиковед Алексей Лосев. «Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии», — отмечал профессор Лосев.

Дважды рожденный. Миф о Дионисе

Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.

Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном — дважды рожденным.

Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.

Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.

При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.

Источник

Священные животные бога диониса

Леопарды на керамическом сосуде из Каниша, 19-17 вв. до н.э. По такому их обилию здесь можно не сомневаться, что логово Диониса находилось где-то рядом. Бог Сын, Несийский бог, Бог с горы Несы, вскормленный несийскими нимфами, все это он — Дионис.

Интересно, что судя по всему культ леопарда не продвинулся в Европу при движении индоевропейцев из Чатал-Хююка в 6 тыс. до н.э. Возможно, это связанно с тем, что эти животные в историческое время в Европе уже исчезли. Например, в Болгарии я нашел в местных музеях всего один образец сходный с Леопардовой богиней.
Это фигурка из музея Пловдива. Богиня Мать из Калояново, она имеет характерные «леопардовые» пятна в нижней части тела.

Больше всех продвинулись в почитании леопардов этруски. Будучи выходцами из Малой Азии, они принесли в Италию представления о Дионисе, Великой Матери богов и их священных животных.

Уже в древнейшей Гробнице Пантер, VII в. до н.э. из Тарквинии мы видим изображения леопардов, причем одних только леопардов, больше в склепе других изображений нет вообще. Впоследствии, этрусские гробницы стали расписываться богаче, и символ Диониса стал менее заметен на общем фоне. На стене Гробницы Пантер кроме двух леопардов есть еще изображение самого Диониса, вернее одной его головы, из которой видимо сделали чашу для питья. Как либо иначе трактовать этот рисунок я затрудняюсь. Из греческих мифов хорошо известно, что Диониса разорвали на части, в том числе отделили и его голову. Голова Диониса здесь, это само собой голова еще одного леопарда.

Гробница Пантер, VII в. до н.э

Интересны кружки на шкурах зверей из Гробницы Пантер, они почти идентичны тем, что мы разбирали выше — на артефактах из хаттско-хеттского Каниша. Все это говорит нам о том, что этруски и в Италии продолжали помнить свои малоазийские традиции.

Леопарды из более поздней Гробницы Леопардов (480-450 гг. до н.э.) Выглядят они уже более реалистично. Деревце в центре это в сущности все та же Богиня Мать или ее сын Дионис.

Общий вид Гробницы Леопардов.

Ниже, Гробница Львиц из тех же Тарквиний, VI века до н. э. Своей пятнистостью эти львицы напоминают все тех же леопардов, но в целом, можно констатировать, что с периода классический античности львов на подобных изображениях становится явно больше. Здешние львицы интересны своей яркой антропоморфной половой принадлежностью, их изобразили с явными женскими вторичными половыми признаками. Что полностью соответствует представлениям о том, что лев, а ранее леопард, это животные Матери Богов. В хеттских текстах львы и леопарды зачастую имели подчеркнутую женскую роль. При обращении к священным деревьям упоминалось:

«Лев / львица спала как наложница. Леопард спал с вами как наложница».
Вячеслав Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков.

В нижнем ярусе под львицами на стене склепа изображен огромный сосуд с вином. Вся композиция росписи, включая музыкантов и плясуний, должна символизировать бога Диониса и его Великую Мать, которые дарили бессмертие своим последователям. Здесь можно вспомнить мое недавнее фото из поста о некрополе малоазийского Термессоса, где лев и леопард также пытаются прильнуть к источнику бессмертной жизни.

Источник

Дионис

Диони́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

Читайте также:  Рассказ про животного и его детеныша

В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber). (лат. Liber) [* 1] .

Содержание

Мифы о Дионисе [ править | править код ]

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:
Сын Зевса и Персефоны.
Сын Нила, убил Нису.
Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
Сын Зевса и Селены, в его честь Орфические мистерии.
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.

Рождение Диониса [ править | править код ]

Старший Дионис

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его карасем.

Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами. Или родился на склонах Дракана (Крит).

Альтернативные версии [ править | править код ]

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.

Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.

Воспитание Диониса [ править | править код ]

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.

Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.

Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

Дионис и безумие [ править | править код ]

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.

В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Индийский поход [ править | править код ]

Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен.

Сошествие в Аид [ править | править код ]

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов [ править | править код ]

Во время плавания Диониса с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), триеру которых он по неосторожности нанял.

Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Читайте также:  Коровы самые добрые животные

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Другие предания [ править | править код ]

Кроме вина, Дионис изобрел «пиво».

Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева.

Диониса почитали арабы. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла.

Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо.

По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере.

Персонажи, связанные с Дионисом [ править | править код ]

Возлюбленные Диониса [ править | править код ]

Адонис.
Ампел.
Бероя.
Гермафродит.
Гименей.
Ио. (редкая версия)
Лаон.
Эригона (дочь Икария).

Потомство Диониса [ править | править код ]

Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
Гименей. От Афродиты (версия).
Деянира. От Алфеи (версия).
Дидимы (Иовакх — один из них). От Авры.
Ком (Комус).
Марон. (версия)
Наркей. От Фискои.
Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
Сатир и Телета. От Никеи.
Фан. (аргонавт)
Фионей.
Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).

Побежденные Дионисом [ править | править код ]

Алпос.
Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
Еврит (гигант).
Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
Оронт.
Пенфей. Растерзан вакханками.
Рет (гигант).
Сифон, царь во Фракии.
Тирренские пираты.

Спутники Диониса [ править | править код ]

Бассариды.
Вакханки.
Гиады.
Корибанты.
Мелии.
Менады.
Мималлоны.
Сатиры.
Титиры.
Триетериды. Спутницы Диониса. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом.
Фиады.
Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина.
Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии.
Коринт. Сын Мистиды.
Мета (Мете). Жена Стафила. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена. Картина с ее изображением в Эпидавре. Подает Силену вино в кубке.
Мистида. Одна из кормилиц Диониса.
Овиста. Ошибочное написание имени Стафил.
Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса. Ему приносят жертвы киллены.
Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты. Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде.

Предметы, связанные с Дионисом:
Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя. Тирс.
Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «*» не найдено соответствующего тега <references group=»*»/> или пропущен закрывающий тег </ref>

Источник

Дионис

Дионис, (римское Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

По преданиям, Зевс, однажды явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам.

Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем жрицу с острова Наксос Ариадну и женился на ней. Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали менады, сатиры, бессариды, вакханки и фиады.

Ариадна
Спящая Ариадна, Джон Уильям Уотерхаус, 1898
Бахус и Ариадна
Бахус и Ариадна, Тициан, 1524 год

Опоясанные змеями, вакханки и сатиры все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей. Пенфей, царь Фив, пытался заточить в темницу дерзкого бога, но Дионис покарал Пенфея: менады, вакханки и фиады (то есть «неистовые поклонницы Диониса») по его приказу в ярости разорвали царя Фив на куски.

Исследователи склонны считать, что культ Диониса имел восточное происхождение. В Греции он получил распространение гораздо позже, чем другие боги, и утвердился там с большим трудом. Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до нашей эры, популяризация его культа приходится на VII-VIII века нашей эры. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев.

Танец вакханки
Танец вакханки, Марк Габриэль Шарль Глейр, 1849
Молодость Вакха
Молодость Вакха, Вильям-Адольф Бугеро, 1884 год

В число двенадцати олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники – дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и т.д., а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения. В период эллинизма культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия, и бог получил свое постоянное прозвище – Сабазий. В Древнем Риме Дионис почитался под именем Вакха (Бахуса).

Norse Demons

Демоны Египта мифология

Геката

Пандора

Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров изобразительного искусства на сайте godsbay.ru предназначены только для ознакомления в информационных, образовательных, учебных и культурных целях.

О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента, контакты

Источник