Таблица образ природы в музыке

Технологическая карта урока музыки «Утро (образ природы в музыке).»

Тема урока: Утро (образ природы в музыке).

Класс: 3

Цель : создать условия для повторения знаний, познакомить с музыкой, выражающей характер природы, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира.

Задачи:

Образовательная: познакомить с музыкой, выражающей характер природы.

Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Воспитательная: Способствовать музыкальному воспитанию.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, фортепиано, колонки, ноутбук, фонохрестоматия, словарь Ражникова

ХОД УРОКА:

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

( Ф -фронтальная,

И -индивидуальная,

П -парная,

Г -групповая

( П -познавательные, Р — регулятивные, К — коммуникативные)

1 этап. Орг.момент.(1 -3 мин)

Мотивировать детей на учебную деятельность

Проверка готовности класса к уроку. Музыкальное приветствие.

Самоконтроль готовности к уроку, музыкальное приветствие учителя.

Звучит   А.П. Бородина «Рассвет на Москве – реке»

Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Постановка темы и целей урока.(1-2 мин)

Определить тему и задачи урока

— Как (по характеру) звучала эта мелодия?

— Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы?

— Кого или что вы могли бы представить, слушая эту музыку?

— Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

— Ребята, как вы думаете, после прослушивания этого произведения, о чем мы будем говорить дальше?

Вступают в диалог с учителем:

— анализируют прослушанное произведение и отвечают на вопросы учителя.

— формулируют предполагаемую тему урока

Регулятивные: умение определять и формулировать тему урока.

2 этап. Основной. Изучение нового материала

Направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.

Пьеса, с которой мы познакомимся, написана русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Это первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом» Чайковского

— Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? — О чём человек разговаривает с Богом?

— А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»?

— Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы?

— Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

— Как (по характеру) звучала эта мелодия?

— Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы?

— Кого или что вы могли представить под эту музыку?

— Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

С помощью волшебного Цветика – семицветика (раб. тетр. стр.8) сравним эти произведения.

-Что вы услышали в музыкальном произведении?

-Что вы увидели на иллюстрациях?

Вокально – хоровая работа.

-Вспомните песни, которые передают наше отношение к природе.

— Найдите в содержании песни главную мысль.

— Почему вы так считаете?

— Как музыка раскрывает главную мысль?

— слушают «Утренняя молитва» П. Чайковского, после прослушивания ребята самостоятельно придумывают название пьесы

— беседуют с учителем, рассуждая о прослушанном произведении

— слушают «Утро» Э. Грига и рассуждают о прослушанном произведении.

— Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради

— Учащиеся вспоминают выученные песни, соотносящиеся к данной теме урока. Выбирают одну из них.

— Установка на правильное и выразительное пение. Дыхательные упражнения. Работа над текстом. Речевые упражнения.

— Обсуждение исполненной песни.

СЛУШАНИЕ: «Утро» Э. Грига

«Утренняя молитва» П. Чайковского

Узнают новые понятия

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; работать под руководством учителя;

Познавательные: умение структурировать знания, определять способы действия; находить ответы на вопросы;

сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске «открытия новых знаний».

Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

3 этап. Закрепление.

— Назовите авторов музыкальных произведений, которые мы прослушали и обсудили

Источник



Музыкальные произведения о природе

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе.

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль.

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя.

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения.

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина.

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается.

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами.

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Читайте также:  Лучшие снимки природы россии

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи.

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май.

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Заключение

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать.

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Источник

Образы природы в творчестве музыкантов

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы.

Материал: М. Равель “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя”; ДЖ. Россини “Увертюра к опере “Вильгельм Телль”; П.И. Чайковский “Осенняя песня”; “На тройке”; Чюрленис. Симфоническая поэма “В лесу”; Ю. Чичков “Снежная сказка зимы”; С.Есенин “Синий май. Заревая теплынь”; М. Чюрленис. Репродукции картин “Соната моря”, “Лес”, “Лето”, “Соната весны”, И.И. Левитан “Осенний день Сокольники”.

Оборудование: СД-записи, фортепиано, ноты, доска, краски.

Организационный момент

Вход детей в класс под музыку из симфонической поэмы Чюрлениса “В лесу”. Мысленно совершая прогулку по лесу, проникаясь его красочным, неповторимым звуковым образом, ученики выполняют ряд упражнений.

Основная часть урока

У: Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа дарит музыке звуки. Ребята, какие звуки природы мы можем услышать в музыке?

Д: Звуки, которые слышаться в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы.

У: Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Не раз мы уже встречались с музыкой, рисующей картинки природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Ребята, какие музыкальные произведения о природе вы слышали и какие песни пели сами?

Д: Книпер “Почему медведь зимой спит”, русская народная песня “Во поле береза стояла”, Григ “Утро”, Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”, Глинка “Жаворонок”, Бетховен “Сурок”.

У: Звучит “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя” М. Равеля. После слушания предлагается ответить на вопрос: какое настроение, чувство будит в вас прозвучавшая музыка?

Д: В начале пьесы – спокойное, в конце – радостное, ожидается приближение чего-то светлого.

Подвести учащихся к постижению образа в этом сочинении, анализу средств музыкальной выразительности, в частности отметить своеобразные изгибы мелодической линии. Обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные М. Равелем.

У: Ребята, услышанное вами произведение называется “Восход солнца”, а что происходит с природой в утренние часы?

Д: Она пробуждается, с первыми лучами солнца, слышаться звонкие птичьи голоса.

Для создания выразительной, красочной картины просыпающейся природы предложить школьникам послушать, как изобразил утро С. Есенин в своем стихотворении “Синий май. Заревая теплынь”: подчеркнуть отдельные поэтические выражения, олицетворяющие природу (“спит черемушка в белой накидке”, “вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры”)

Звучит еще один музыкальный фрагмент – уз увертюры к опере Дж. Россини “Вильгельм Телль”, который тоже воссоздает картину утреннего леса.

По окончании слушания сравнить два музыкальных произведения – “Восход солнца” М. Равеля и “Вильгельм Телль” Дж. России, показать общее между ними.

Д: Спокойное, легкое покачивание, ассоциирующиеся с дуновением ветра; постепенное нарастание звука, напоминающее пробуждение птиц, зверей; усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых музыкальных инструментов; мажорная ладовая окраска.

У: Природа просыпается и начинается общее оживление в лесу. Первые лучи солнца освещают каждый листик, травинку, словно сверкают в капельке росы. Поляны и тропинки заливаются ярким светом, все преображающим вокруг. Каждый раз мы убеждаемся в том, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека; что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно и о красоте жизни. Учитель показывает детям репродукцию картины “Осенний день. Сокольники” И.И. Левитана.

Какое время года изображено на картине?

Д: Осень пасмурная, ветреная.

У: Какие преобладают тона?

Д: Темные, холодные.

У: Ребята, как вы думаете, какой лад, темп, мелодию будет использовать композитор в музыке, чтобы мы услышали осень?

Д: Минорный лад, медленный и неторопливый темп, печальную мелодию.

Читайте также:  План конспект уроку жива та нежива природа

У: Сейчас мы с вами услышим два фрагмента из музыкальных произведений и выберем тот, который бы посредством музыкальной выразительности больше подходил бы к нашей картине.

Звучат фрагменты из музыкальных произведений: “На тройке” и “Осенняя песня” Чайковского.

Дети выбирают второе, так как в нем минорный лад, умеренный темп, унылая и тоскливая мелодия.

Ученики пробуют сами дать название.

У: Музыкальное произведение, отрывок из которого вы выбрали, называется “Осенняя песня”. Это произведение сочинил Петр Ильич Чайковский. Композитор родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении Воткинск. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившиеся издалека песни.

Петя с большой остротой воспринимал весь окружающий его мир, в котором природа занимала огромное место. Играя со своими маленькими друзьями, он вдруг, как бы невзначай, оставлял их в стороне и замирал, глядя на неожиданно открывающиеся перед ним живописные виды. То его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера с нависшими над водой ветвистыми деревьями.

Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в музыкальных произведениях. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы — альбом “Времена года”.

Как вы думаете, сколько музыкальных пьес в этом альбоме?

Д: Двенадцать. Каждая из пьес цикла представляет образ одного из месяцев года.

У: Правильно, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж. “Осенняя песня”, которая прозвучала сегодня на уроке — одна из 12 пьес альбома “Времена года”.

Ребята, сейчас мы будем разучивать песню, в которой тоже говорится об одном из времен года.

Разучивание 1 куплета песни “Снежная сказка зимы”. Муз. Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Работа над интонацией, ритмом.

У: Рассказывая о создании выразительных зарисовках природы нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно — Микалоюса Чюрлениса. Он родился в Литве и вырос в живописной местности, среди лесов и полей, где протекает глубоководная река Неман. Художник нежно любил природу своих родных мест. Вот как он сам пишет об этом: “Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву; тут же, при мне набухали бы светло-зеленые ростки. А там, глядишь, из-за большого листа цветок высовывает голову и улыбается солнцу. Опять слышишь шепот сосен, такой серьезный, будто они тебе что-то рассказывают. И ничто не кажется тебе таким понятным, как этот шепот.” О Чюрленисе говорили, что своими картинами он хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. В его картинах звучит музыка. Давайте рассмотрим репродукцию картины “Соната моря”. Что вы слышите?

Источник

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни. »
(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

— Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно — можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века — например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами — стала зримой.

Есть даже такое выражение — «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна — и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг — к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

— Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

Читайте также:  Почему ф и тютчев называет природу сфинксом что такое сфинкс

«Протокольная правда никому не нужна, — говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве — лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского — при всей её яркой изобразительности — все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков — запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи — так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо — всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель — Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Источник

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Источник