Таблица правила человек и природа

Таблица правила человек и природа

Природный, природоведение, природоохрана, природовед, природоохранный, природозащитный, природопользование, природоведческий, природно-климатический, природно-биологический, природосберегающий.

Во-первых, их объединяет общий корень – природ.
Во-вторых, их объединяет то, что все эти слова связаны с окружающим нас миром.

2. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры по соответствующими буквами.

3. Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.

«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».

1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.

1. Обе культуры – плод исторического развития.
2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения».
3. Между природой и человеком существует равновесие.

2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.

Природа источник вдохновения(культура); природа заставляет людей вести здоровый образ жизни; природа является основным источником питания человека.
1) в суровых, холодных условиях люди становятся запасливыми.
2) в райских местах, где не надо бороться за жизнь люди стремятся познать мир и себя.
3) частые разрушительные катаклизмы научили людей начинать жизнь с нуля, изобретательности тем самым всегда быть на чеку и созидать снова и снова.

3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.

Человек есть слуга и хозяин природы. Весь материальный мир человек черпает из природы — еда, одежда, топливо, другие ресурсы. В отрыве от природы человек будет беспомощным, как ребенок. Человек и природа неразделимы.

4) Подумай, какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой. Свой ответ объясни.

Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере. «Принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы. Относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.

4. Сколько воды нужно человеку?

1) Известно, что один москвич в 1890 г. расходовал в сутки 11 л воды, в 1914 г. — уже 66 л, в 1959 г. — 500 л, в 1995 г. — более 650 л. В настоящее время жителю столицы требуется около 200 л воды в день.

Предположи, почему потребление воды жителями столицы (как и любого другого города) так изменилось.

Значительно вырос расход воды на удовлетворение бытовых нужд населения: воды для питья, бань, а также для прачечных, на поливку насаждений, улиц и другие потребности коммунального хозяйства. В связи с процессом урбанизации из года в год увеличивалось число жителей в городах: так, в нашей стране в 1913 г. городское население составляло 28 млн. человек (17,6% от всего населения); а в 1974 г. выросло до 149 млн. человек (59%).

2) Сравни данные о суточном потреблении воды современными жителями ряда европейских столиц:
Лондон — около 250 л;
Париж — около 450 л;
Москва — около 200 л.

Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

В современном мире резко растет населения мира. Ученые вычислили, что сейчас в мире проживает больше 7 миллиардов человек. Большинство стран Европы считаются развитыми, некоторые развивающиеся. В зависимости от социально-экономического развития столиц, их размера, от количества жителей из зависит объем ежесуточно потребляемой воды.

5. В перечне видов загрязнений обведи номера тех, которые появились в результате деятельности человека.

1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море

6. Опираясь на текст учебника, заполни схему. Приведи примеры каждого вида природных ресурсов.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Исчерпаемые Неисчерпаемые
нефть, газ, каменный уголь, руды вода, ветер, энергия солнца

7. Предположи, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

Потому что красный цвет ассоциируется с тревогой, опасностью и привлекает внимание.

9. Своими словами объясни смысл высказывания известного индийского мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

Это высказывание носит философский характер. В жизни человеку нужно не так уж много — еда, одежда, жилье и окружение других людей — все это природа может дать каждому в избытке.
Но когда человек хочет иметь власть над природой — он забирает у природы намного больше чем ему нужно — тонны баррелей нефти, миллионы убитых животных, сжигание лесов — все это не нужно человеку, но если каждый будет вести себя как варвар, то мир действительно покажется слишком маленьким.
Мир очень большой поэтому у нас много возможностей, много ресурсов для жизни, но жадным людям всегда всего мало и даже мира не хватит для таких людей.

Источник



Человек и природа — примеры связи и значение природы для людей

Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.

Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.

Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.

Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.

Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.

Читайте также:  Русская природа герой нашего времени

В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.

Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Источник

§ 6. Человек, общество, природа.

1. Не загрязняй.
2. Бережно относись к природе.
3. Не причиняй вреда.
4. Не вмешивайся в жизнь природы.
5. Относись порядочно к живой природе.
6. Возмещай нанесенный ущерб.
7. Соблюдай права живой природы.
8. Соблюдай правила сам и следи чтобы соблюдали другие.

2. Спорят два шестиклассника. Один заявляет, что ребенок ничего не может сделать для охраны окружающей среды, это задача для серьезных организаций и взрослых людей. Другой возражает, что каждый, даже ребенок, в деле защиты природы может сделать что-то полезное.
Кого вы поддержите в споре и почему?

Поддержу второго, утверждающего, что каждый человек, будь то даже ребенок, может внести свой вклад в охрану окружающей среды. Ведь даже ребенок может не мусорить, не выбрасывать мусор в водоемы, не жечь траву и костры, не ломать веток и не рвать растений, не портить кору деревьев, не причинять вред животным и птицам, не разорять муравейников, гнезд птиц и многое другое. И если каждый из нас возьмет за правило подобное отношение к живой природе, то польза будет ощутимая.

3. Прочитайте текст и заполните рабочий лист.
В. Можно ли избежать подобных катастроф и какими способами?

Избежать техногенных катастроф возможно и для этого необходимо рационально использовать природные ресурсы, грамотно подходить к размещению хозяйственных объектов, предусмотреть все возможные опасности и последствия и меры по их предотвращению при проектировании, строительстве и эксплуатации.

Б. Приведите примеры «рукотворных катастроф».

Аварии на атомных электростанциях; наводнения, после аварий на гидроэлектростанциях; землетрясения, вызванные значительным опустошением подземных полостей в результате добычи ископаемых или подземными ядерными испытаниями; заражение окружающей территории ядохимикатами в результате аварий на химических заводах; загрязнение побережья и водной поверхности нефтепродуктами в результате аварий танкеров и на нефтепроводах; обмеление рек и засуха в результате ирригации.

А. О каких воздействиях — человека на природу или природы на человека — говорится в тексте?

В тексте говорится о воздействии человека на природу в результате его хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению стихийных бедствий.

Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев связаны так или иначе с деятельностью человека. Именно поэтому в конце XX в. стал широко применяться термин «рукотворные катастрофы».

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

Источник

Периодическая таблица системы «природа – человек – общество»

Проблема взаимосвязи между природой, человеком и обществом является объектом философского и научного интереса, пытливых поисков и разъяснений ученых различных мировоззрений с древнейших времен и по сей день. Эти поиски, в частности, касались соотношения тела и души человека (Аристотель), его принадлежности к миру природной необходимости и к миру нравственной свободы (Кант); взаимосвязи его души, сознания и разума, раскрытия в нем абсолютной идеи (Гегель); человека как воплощения общественных отношений (Маркс); свободы человеческой натуры от норм общественной морали (Ницше); проявления человеческой природы через его бессознательную психику (Фрейд); синтеза в человеке гуманистических, психических, социальных и биологических начал (Фромм) и т. д.

Указанные теории и концепции философской антропологии по мере развития самой науки как таковой, опираясь и отталкиваясь друг от друга, последовательно раскрывают те или иные доминирующие, по мнению ученого, признаки, стороны и фрагменты глобальной проблемы «Человек». При этом ни одна из них объективно не могла претендовать на полный охват данной проблемы, имела определенную предельную ценность для своего времени в соответствии с достигнутым в тот период уровнем развития философии и науки.

В XX в. человек еще более усложнил задачу раскрытия своей природы философской антропологией и другими антропологическими науками. В этом столетии человек проявил свою небывалую хищническую природу: развязал две невиданные кровопролитные мировые войны с неимоверными жертвами; взорвал над мирными городами атомные бомбы; создавал фашистские и тоталитарные государства; осуществлял холокост; сжигал себе подобных в газовых камерах и гноил в концентрационных лагерях; подверг голодной смерти миллионы современников в развивающихся странах; осуществлял в отдельных государствах геноцид миллионов сородичей. Кроме того, он осуществил над собой множество иезуитских социальных экспериментов, вознамерившись построить во многих странах так называемые социалистические и коммунистические общества. Ныне пытается увековечить либеральные отношения, призванные удовлетворить безграничные материальные потребности и обеспечить «безбрежные» права всех индивидуумов при отсутствии у них необходимой ответственности перед обществом и окружающей средой.

В то же время человек в прошедшем столетии продемонстрировал исключительный взлет своих творческих возможностей: раскрыл глубинные секреты микро- и макромира; проник во многие тайны собственной физической, социальной и духовной природы, начал летать по воздуху и даже слетал на Луну, достиг осуществления постоянных полетов в околоземном космическом пространстве; устроил себе исключительные жизненные удобства, использовав научные достижения первой трети XX в. для изготовления множества предметов своего обихода в последней трети столетия; добился существенного развития культуры и искусства; создал разветвленную систему науки, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Построил исключительно комфортные для себя города, дороги, культурные и спортивные сооружения. Одним словом, человек превратился в еще более загадочный объект исследования, чем его предок в прошлые века. Диапазон между его двумя крайними сущностями – звериной и интеллектуально-гуманистической – значительно расширился и приобрел многогранные очертания.

Соответственно активизировались и усилились попытки раскрытия загадки человека. Интенсифицировались многочисленные социологические исследования, появились разнообразные ответвления антропологии: физическая (конституционная), психологическая, философская, политическая, экономическая, социальная, культурная, педагогическая, этническая, половозрастная и др. Особое место в этой структуре продолжает занимать теологическая антропология. В России усилиями академика И. Т. Фролова и его соратников в начале последнего десятилетия XX в. создан Институт человека Российской академии наук, начал издаваться специализированный журнал «Человек».

Особым направлением исследований были попытки выработать единую теоретическую систему о человеке, которые, к сожалению, пока ощутимых результатов не дают[1]. Наиболее характерным обобщенным выводом исследований в данной области является, пожалуй, следующее утверждение П. С. Гуревича: «Человек – это существо, которое не имеет своей ниши. Однако это не признак, это противоречие его бытия. Все, что есть в человеке, как бы отрицает самое себя. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют в нем роль безотказных стимуляторов поведения. Человек властвует над природой и в то же время оказывается ее дезертиром. Он обладает фиксированными признаками, но они двусмысленны, ускользают от окончательных определений. Человек имеет трагическое представление о способах своего существования и в то же время заново в каждом конкретном индивиде открывает эту истину.

Стало быть, человек необычен не в качестве особой формы жизни, а в самом эксцентрическом способе бытия. Он существует совсем не так, как все другие природные особи. Это и есть подлинный исток философской антропологии XX столетия, на пороге которого мы остановились. Она начинается с этой констатации и продолжается размышлением о том, что может следовать из данной посылки»[2].

Соглашаясь с указанным утверждением, следует признать: пока не выработана единая теория человека, необходимо продолжать исследовать его природу со всех сторон силами разных наук и с различных позиций, стремясь при этом сформировать из результатов исследований единую систему знаний о человеке.

Читайте также:  Крым это прекрасная природа

Раскрытие сущности изолированного человека, взятого в отрыве от окружающего мира, очевидно, невозможно в принципе. Для более или менее полного выяснения человеческой природы требуется рассмотрение всех непосредственных и опосредствованных взаимосвязей человека со всеми проявлениями мироздания с выявлением всех элементов и форм взаимосвязей на разных уровнях и по различным направлениям. Попытка такого рассмотрения в данной работе предпринята путем представления указанных взаимосвязей в виде таблицы с намеренно претенциозным названием – «Периодическая таблица системы “человек – природа – общество”» (см. табл.).

Таблица иллюстрирует сложную и многогранную структуру мира, окружающего человека, с каждым элементом которого он имеет ту или иную форму связи, определяемую той или иной характерной чертой человеческой природы. Концентрическое положение человека в процессе восприятия им себя и окружающего мира и осуществления своей жизнедеятельности предполагает такого же положения человеческой природы в философских и научных системах. Иными словами, недостаточно провозглашать человека главным звеном этих систем и в то же время изолированно исследовать лишь отдельные аспекты его природы: экономические, социальные, политические, правовые, культурные и т. п. отношения, познавательные способности, нравственную, физическую природу и т. д. Такие исследования должны иметь исходной методологической основой всесторонний и глубокий анализ собственно человеческой природы, исходя из чего можно постепенно изучить все указанные выше аспекты окружающей среды человека.

Признание неразрывной биологической связи человека с окружающей природой предполагает необходимость изучения его физической природы в системе всеобщих синергетических связей мироздания, а не просто исследования механизмов функционирования человеческого организма и его интеллектуально-духовного мира как закрытой системы. Признание неразрывной связи социальной и духовной сущности человека с жизнедеятельностью общества предполагает изучение указанной его сущности путем раскрытия его места и роли в системе всеобщих синергетических об-

щественных связей в социуме. По мере своего совершенствования социальная и духовная природа человека достигнет такого уровня, когда мерилом человечности каждого человека на Земле будет выступать его неравнодушное отношение и участие в судьбе всего человечества и каждого другого человека на Земле. Пока такое положение не достигнуто, в разных людях в различной степени в остаточном виде продолжают сохраняться элементы нечеловеческой и недочеловеческой, животной натуры человека, преобладающей над его человеческой природой.

Нынешние конкретные глобализационные процессы, подводящие к изложенному выводу, предопределяют необходимость рассмотрения взаимосвязей человека с окружающей средой, исходя из отношений в масштабе всего человечества как единой системы и земной природы как целостности. Далее возникает необходимость рассмотрения как единой системы всей земной и околоземной природной среды вместе с человечеством, а затем и всего мироздания вместе с Землей и всеми ее обитателями. Таким образом, с точки зрения философской антропологии можно выделить своеобразную «матрешечную» структуру мироздания: человек – человеческие сообщества – человечество в целом – биосфера земли вместе с человечеством – структура планеты Земля – околоземное окружение – солнечная система – космос – вселенная – мироздание в целом. Как видно, исходным внутренним элементом в данной структуре выступает человек.

С синергетических позиций каждый внутренний элемент этой структуры выступает как открытая самоорганизующаяся система в отношении последующего внешнего элемента и через него, опосредованно, – всех остальных элементов мироздания. Соответственно все элементы, особенно смежные, состоят между собой во взаимоотношениях термодинамического обмена и энтропии; каждый элемент самоорганизован и находится во внутреннем равновесии, но в неравновесном состоянии в отношении внешнего элемента; все элементы развиваются нелинейно – через флуктуацию и бифуркации – под воздействием различных аттракторов. Вся система мироздания, в том числе и человек, находится в процессе универсального эволюционизма.

Особенностью положения человека в системе мироздания является то, что аттракторы его развития имеют широкий и разветвленный характер, но могут быть сгруппированы по двум основным и одному промежуточному направлениям. Во-первых, физико-биологическое развитие человека происходит по линии его синергетических взаимосвязей с естественной природой, со всеми биологическими, химическими, физическими и иными естественно-природными процессами, происходящими между ним и окружающим его миром.

Во-вторых, интеллектуально-духовное развитие человека происходит через аттракторы, действующие по линии его синергетических взаимосвязей с социумом, с окружающими его людьми и в конечном счете с человечеством в целом. На этой базе возникает и само же этому способствует человеческое сознание, которое, зародившись на заре появления и начала восходящего развития человека на Земле, передаваясь из поколения в поколение через обучение и воспитание, превратившись в его безусловные инстинкты и условные рефлексы, проникнув в механизмы его генетической наследственности, способствовало сформированности сегодняшнего интеллектуально и духовно богатого биологического вида – человека. Человеческие сообщества, образованные людьми путем их взаимного общения, вступления во взаимосвязи и взаимоотношения, функционируют как самоорганизующиеся системы, создают для человека мощные аттракторы и способствуют развитию у него мышления, речи, памяти, психики, эмоций и всего того интеллектуального и духовного богатства, которым он обладает сегодня. Конечным человеческим сообществом, существующим сегодня, выступает все человечество в целом.

В-третьих, в промежутке между изложенными двумя основными – естественно-природным и интеллектуально-духовным – направлениями связей человека с окружающим миром человек сам под руководством своего сознания создает и помещает между собой и этим же миром искусственные структуры и среду: мир материальных вещей, орудий труда, технику, технологию, вооружения, интеллектуальные машины, средства культуры, искусства и т. п. Вступая во взаимоотношения с ними, человек через них вступает в естественно-природные отношения с окружающей природой и интеллектуально-духовные связи с себе подобными, с социумом.

Естественно, на всех указанных направлениях развития человека действуют законы синергетики, на всех из них он находится в состоянии термодинамического обмена с окружающей средой, уменьшения, сохранения или возрастания энтропии, физического и интеллектуально-духовного расцвета или деградации.

Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.

Чувство идентичности характеризует гармонию или дисгармонию между самосознанием человека, его восприятием самого себя и окружающего мира, с одной стороны, и собственно состоянием окружающего его мира – с другой. Глобализация, вторгаясь и кардинально изменяя обстановку в окружающей человека среде, порождает дисгармонию между тем, во что превращается эта среда, и той оценкой, какую дает этим превращениям и своему месту в них человек. Поскольку данная оценка бывает, как правило, отрицательной, то гигантские массы людей постоянно пребывают в состоянии душевного дискомфорта, имеет место отклонение в чувстве идентичности человека. А это, в свою очередь, порождает социальную напряженность в мировом масштабе, скрытый и открытый протест против поспешных и непродуманных преобразований, выступает источником межцивилизационного противостояния.

[1] Данная проблема с различных позиций, детально и в разных аспектах рассматривалась в Институте философии РАН на методологическом семинаре «Многомерный образ человека» в июне 2003 г., материалы которого отражены в статье «Как возможна единая наука о человеке?» в журнале «Человек» (2003, № 6; 2004, № 1). В результате весьма содержательной и интересной дискуссии участники семинара продемонстрировали общее понимание того, что создание единой науки о человеке так же проблематично, как и выяснение всех тайн мироздания.

Источник

Человек и природа

Урок 8: Человек и природа

slide11

Перейти

slide15

Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

Природа – это все то, что было создано без вмешательства человека. Сам человек является ее детищем. Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.

С древних времен люди строили свое жилище вблизи рек. Это обеспечивало их водой, рыбой. Животные и растения нужны человеку в качестве продуктов питания, средств передвижения. В недрах земли кроются бесчисленные богатства, которые обеспечили человечество всем необходимым для жизни. Такие полезные ископаемые, как уголь, нефть и газ обеспечили нас топливом. Благодаря добыче железной руды развилось машиностроение, металлообработка, военная, космическая, кораблестроительная и автомобильная промышленности.

Читайте также:  Явления природы в садике

Природа обогащает человечество полезными ископаемыми уже много веков. Люди активно используют ресурсы для улучшения качества собственной жизни. С течением времени влияние человека на природу становится слишком велико. Оно приобретает пагубный характер, вследствие чего происходят глобальные изменения в природе.

Признаки негативных изменений в природе

  1. Загрязнение атмосферы приводит к изменению климата на планете. Причинами тому становятся выхлопные газы, добыча и переработка нефти и угля, работа электростанций, химическое производство. Выбросы отходов деятельности подобных предприятий влияют на повышение среднегодовой температуры на планете, что ведет к глобальному потеплению.

1 chelovek i priroda
Источник

  1. Уничтожение флоры и фауны. Огромное значение в природе и жизни человека играют леса. Их вырубка ведет к нарушению водного баланса на Земле. Разрушаются корневые системы, уменьшаются запасы грунтовых вод, осушаются почвы, уничтожаются места нереста, гибнут животные.

2 chelovek i priroda
Источник

  1. Загрязнение мирового океана происходит из-за сбрасывания нефтепродуктов, радиоактивных и пластиковых отходов. На поверхности океана образуются целые острова мусора, которые уничтожают морских обитателей.

3 chelovek i priroda
Источник

  1. Загрязнение почв происходит тоже по вине людей. Для повышения урожайности используются различные химикаты при удобрении земель. Такое влияние деятельности человека оказывает не только положительный эффект на прирост урожая, но и негативное воздействие на природу. Также из-за отсутствия должной обработки мусора вредные вещества вымываются осадками и попадают в почву.

Продолжительное отрицательное влияние человека на природу приводит к мировым катастрофам. Поэтому беречь природу нужно всегда: при любой деятельности и во все времена.

Кто охраняет матушку-природу

Природные объекты охраняются законом. В нашей стране нормативным документом выступает Конституция РФ. В ней говорится о том, что каждый человек имеет право на благоприятную природную обстановку. Также граждане страны должны сохранять окружающую среду, контролировать свое поведение на природе, бережно относиться к животным и растениям.

За нарушение этих норм предусматриваются различные наказания. Наиболее крупной природоохранной организацией является Всероссийское общество охраны природы.

Как исчезают леса

Леса гибнут в результате пожаров и выброса мусора. Вследствие этого насаждений становится меньше. В первую очередь, человек должен помнить правила поведения на природе:

  • запрещается разводить костер в лесу;
  • нельзя поджигать сухие листья, траву, кору деревьев;
  • недопустимо ломать кустарники, срезать кору с растений;
  • нельзя бросать окурки;
  • не стоит обижать обитателей леса, ворошить их норы, гнезда и т.п.;
  • нельзя уносить домой найденных птенцов и диких зверьков.

Также следует помнить, что мусор после себя нужно собрать и вынести за территорию лесной зоны. Культура поведения человека в природе предполагает, что различные отходы после посещения леса будут отправлены в мусорный контейнер.

4 chelovek i priroda
Источник

Защита земли и почвы

Сохранность земель важна потому, что благодаря ей человек получает многие продукты питания. Выращиваются зерновые культуры, овощи, фрукты, травы. Плодородие почв снижается из-за разрушения почвенных слоев при добыче полезных ископаемых, строительстве, эрозии, загрязнении выхлопными газами, утечке радиоактивных веществ.

Чтобы сохранить земли, в удобрениях должно содержаться как можно меньше пестицидов. Государственные организации осуществляют деятельность по охране природы при помощи контроля негативных явлений путем измерения водно-солевого режима земель. Хорошими помощниками для восстановления почв являются земляные черви. Их нельзя уничтожать. Они нейтрализуют опасные соединения.

Охрана водных объектов

Вода – это наш источник жизни. Дольше недели человек не проживет без нее. Вода низкого качества вызывает болезни. Предотвратить загрязнения несложно.Следует помнить, что нельзя бросать мусор в водоем, мыть машину и другой транспорт на берегу реки. При возможности нужно очистить водоем от мусора.

Для глобальной очистки водоемов от загрязнений города строят фильтровальные станции, проводят очистительные работы на побережьях. Также очистке рек и озер способствует разведение рыб. Однако, ничто так не спасает реки, озера и моря от мусора, как ответственное поведение человека по отношению к природе.

Показательные случаи мировых катастроф

Экологическая катастрофа представляет собой происшествие, которое вызывает глобальное негативное воздействие на окружающую среду. Она может произойти как по природным обстоятельствам, так и под воздействием человека. Происходят данные инциденты на планете довольно часто. Рассмотрим крупнейшие мировые катастрофы в истории человечества.

Великий смог

В декабре 1952 года произошла трагедия в Великобритании. Это одна из первых крупнейших мировых катастроф. Виной тому послужила промышленной деятельностью человека. Трагедия произошла из-за выброса двуокиси серы в результате сгорания угля, что поспособствовало образованию кислотного дождя. Ядовитый туман охватил Лондон и в первые 8 дней убил 4000 человек. Позже число погибших возросло до 8000 человек.

Бхопальская катастрофа

Вначале зимы 1984 года индийский завод по производству пестицидов непреднамеренно выпустил ядовитый химический туман. Смертельный выброс унес жизни более 5000 человек. Все они отравились пестицидным газом. И еще более полумиллиона человек получили увечья и подверглись воздействию яда на организм. У пострадавших в катастрофе мирового масштаба были обнаружены повреждения внутренних органов, нарушения иммунной системы и многие другие заболевания.

Чернобыльская катастрофа

В 1986 году 26 апреля произошла крупнейшая экологическая катастрофа. Ядерная реакция привела к пожару и взрыву на Чернобыльской АЭС. В результате 50 человек погибли сразу, пытаясь ликвидировать последствия бедствия. Более 4000 человек погибли от рака, вызванного широким распространение радиоактивных веществ.

Радиация развеялась по направлению ветра. От глобальной мировой катастрофы пострадали северные районы Киевской и Житомирской областей Украины, Гомельская область Белоруссии и Брянская область России. Радиоактивные осадки выпали в Мордовии и Чувашии, Ленинградской области РФ. В некоторых пораженных лесах, озерах и реках уровень загрязнения настолько высок, что еще в течение нескольких десятилетий рыба, грибы и ягоды могут представлять опасность.

Крушение танкера «Эксон Валдез»

В марте 1989 года после столкновения с рифом танкер Эксон Валдез разлил нефть в заливе Принц Уильям на Аляске. Исследования говорят о том, что это одна из самых разрушительных мировых техногенных катастроф. Из-за нее погибло множество морских птиц, выдр, тюленей, косаток, лосося и сельди.

Заповедные территории в России

Особо ценные природные объекты отделяют в заповедные территории. В России находится более 100 подобных зон. Некоторые национальные парки включены в Список Всемирного наследия: Байкал, Валдай, Приэльбрусье, Самарская Лука и прочие.

Существуют следующие виды заповедных территорий:

  • государственные природные заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • дендрологические парки;
  • памятники природы;
  • ботанические сады;
  • государственные природные заказники.

В зонах заповедных территорий могут проводиться научные исследования, контролируемые туристические экскурсии. В таких местах запрещена рыбалка, охота, добыча полезных ископаемых, стройка, вырубка леса, сбор ягод и трав. Создаются заповедные территории и охраняются для сохранения культурного и природного наследия, популяризации особых культур растений и редких видов животных.

Какие тайны хранит Красная книга

Информацию о редких видах животных, растений и грибов можно найти к Красной книге. В ее перечень занесены особи, которые подвержены исчезновению. Под охрану попадают не только животные заповедных зон, но и обитатели любых территорий при условии, что вид находится под угрозой вымирания.

Интересные животные Красной книги России

Алтайский горный баран. У этого представителя своего рода самые крупные рога.

5 chelovek i priroda
Источник

Амурский тигр. Единственный в мире вид тигров, приспособленный к жизни в белых снегах и при низких температурах.

6 chelovek i priroda
Источник

Белый медведь. Самый крупный вид медведя.

7 chelovek i priroda
Источник

Гигантская бурозубка. Внесена в Красную книгу России, так как подвержена полному вымиранию из-за массовой вырубки лесов.

8 chelovek i priroda
Источник

Кавказская лесная кошка. Крупнейший вид лесных котов.

9 chelovek i priroda
Источник

Морж. Крупнейший представитель ластоногих с огромными бивнями.

10 chelovek i priroda
Источник

Северный олень. Единственный представитель своего рода, у которого имеют рога самцы и самки.

11 chelovek i priroda
Источник

Яркие представители растений, занесенные в Красную книгу

Подснежник широколистный. Это растение Красной книги встречается в центральной части Кавказа, на альпийских и субальпийских лугах.

12 chelovek i priroda
Источник

Лотос орехоносный. Достояние Каспийского и Азовского моря.

13 chelovek i priroda
Источник

Женьшень обыкновенный. Произрастает в Приморском крае и Хабаровске.

14 chelovek i priroda
Источник

Меч-трава. Растение попало на страницы Красной книги из-за угрозы полного вымирания. Произрастает в европейской части России и на Кавказе.

15 chelovek i priroda
Источник

Фиалка надрезанная. Встречается данный вид растений в Хакасии, Сибири, на Дальнем Востоке.

16 chelovek i priroda
Источник

Помимо Красной книги существует еще Черная книга России. В ней описаны животные, виды которых полностью исчезли. К сожалению, она постепенно пополняется. Гибель животных зачастую происходит из-за необдуманных действий человека, его деятельности. Чтобы избежать этого, нужно начать заботиться о природе уже сейчас.

Источник