Русский язык 2 класс — Е.И. Самонова — Генеза 2012 год
423. Прочитай выразительно стихотворение. Каким настроением оно проникнуто?
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
С какой интонацией нужно читать последнее предложение? Почему?
Выучи первое четверостишие и запиши по памяти.
Тематические группы (по-укр.: тематичні групи) слов — это разные слова, которые объединены одной темой. Например, в тематическую группу «Стройка» могут войти такие слова: дом, строители, кирпичи, доски, дружно, строят и другие.
424. Задание на выбор. Прочитай. Определи тему группы слов из твоего задания. Найди «лишнее» слово. Запиши по образцу.
Образец. Машины, едут, светофор, переход, пешеход — тема «Дорога».
1. Гол, забить, стадион, учёба, болельщик — тема … .
2. Гости, подарки, торт, играть, танцевать — тема … .
3. Картины, художник, рисовать, краски — тема … .
425. При составлении тематической группы слов нужно учитывать значение слова — названия темы. Например, тематическая группа слов по теме «Зелёный парк» будет состоять из таких слов: растут, деревья, кустарники, цветники и других; в тематическую группу по теме «Автомобильный парк» войдут такие слова: машины, ремонт, механики, чинить, детали и другие.
Составьте две группы по пять-шесть слов по рисункам. Запишите подобранные слова.
426. Используя украинско-русский словарь, переведи текст на русский язык. Перевод запиши. Подчеркни слова по теме «Библиотека».
Сашко й Мишко прийшли до бібліотеки. Там стоять стелажі з книжками. Бібліотекар привітно зустріла хлопчиків. Вона допомогла підібрати їм книжки. Мишкові запропонувала енциклопедію про тварин. Сашкові сподобались українські народні казки. Потім друзі пішли до читацької зали.
427. Проверь себя! Главные слова урока.
Тематические группы слов, разные слова, учитывать значение.
428. Задание на выбор.
Прочитай. Выбери группу слов по указанной в твоём задании теме и запиши её.
Мать, пенал, корова, отец, ручка, коза, дедушка, линейка, собака, бабушка, ластик, свинья, сестра, точилка, лошадь, брат, овца, калькулятор.
1. Тема «Учебные вещи». 2. Тема «Родственники». 3. Тема «Домашние животные».
Источник
Урок русского языка по теме Распределение слов по тематическим группам
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.орг. момент 1.Приветствие учителя:
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручки и тетрадки?
2.Целеполагание:
— Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1) 3-4
Грамоте учиться, всегда пригодится.
— Как вы понимаете эти слова?
1.Чистописание ( слайд 2, слайд 3)
О о ОО оо ом ор ог помидор лук огурец
2. Организация индивидуальной работы у доски+карточки на каждую парту(Разрешить «Спор букв», оставить в словах правильную букву, зачеркнув неправильную. На доске записаны слова: в(о,а)рона, (а,о)ртист, с(а,о)рока, мальч(е,и)к, р(е,и)бята, в(о,а)рабей, дев(о,а)чка, ч(и,е)ловек,
п(и,е)тух)
проверка: один ученик у доски, 2 тетради на проверку. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Тем, кто допустил ошибки, повторите словарные слова.
Комментирование отметок.
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
Дети объясняют смысл пословицы.
1. Будем открывать новые знания.
2. Учиться задавать вопросы; думать, размышлять; наблюдать; делать выводы.
Актуализация знаний Слайд3- можно ли назвать эти данные слова одним словом?2.Работа над новым словарным словом.(Слайд 4)
овощи овощной овощевод овощехранилище овощерезка
? Какое из этих слов лишнее? Почему вы так считаете?
? На какие группы можно разделить оставшиеся слова?
3.Подготовка к формулированию темы урока.
— Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти» ( На слайде 5) нарисованы 2 домика, рисунки: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина).
— Задание: распределите слова на две группы, запишите в тетради в два столбика, подчеркнув орфограммы.
Проверка по выполненному заданию на компьютере (Слайд 6)
-По каким признакам распределили слова на группы?
-Что общего у слов первой группы? У второй?
-Назовите слова, у которых все согласные звуки твердые.(ворона, сорока)
Назовите слово, у которого букв меньше, чем звуков.(заяц)
-Какие опасные места вы заметили? Учащиеся называют способы соединения буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу.
Учащиеся называют – овощи.
Овощной, оно не обозначает название предмета
Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, Самоконтроль. Самооценка
Одушевленные и неодушевленные существительные.
Животные и растения.
Они обозначают одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
Безударные гласные, не проверяемые ударением. Мы их запоминаем.
Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока. -Какие два домика у нас были?
? Ребята, может быть кто-то кто догадался, как мы сегодня будем делить слова на группы?
— Чему же мы сегодня будем учиться?
Животные: сорока, ворона, заяц, медведь, пчела.
Растения: береза, пшеница, рябина, черника, яблоня
Будем учиться объединять предметы в тематические группы.
физкультминутка Видео. Выполняют движения под музыку
Работа по теме урока
Откройте учебник на странице 40, найдите упражнение 2. Прочитайте задание про себя. Прочитайте вслух. Что нужно сделать?
Линейка, учебник, тетрадь, ластик …как назвать одним словом? (учебные принадлежности)
Помидор, картофель, огурец, морковь- овощи
Зима, весна, лето осень- времена года.
Посмотрите упр.4. прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать? Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? антонимами? Приведите примеры. Поднимите руку, кому не понятно задание. Выполняют самостоятельно
Ученики читают задания про себя, затем один ученик читает вслух.
Ученики выполняют задание устно.
Ученики выполняют самостоятельно упражнение, проверка осуществляется путем опроса по цепочке.
Гимнастика для глаз Встали все. Руки за спину. Не поворачивая головы, повторяем вместе со мной. Осмотрите на часы. Посмотрите вниз, вверх, влево, вправо. Наклоните голову к левому плечу, к правому. Закончили. Тихонечко присели на места. Выполняют физминутку.
Откройте рабочую тетрадь на странице …. Упр. 130. Прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Что нужно сделать? Выполняем самостоятельно. Ученики выполняют упражнение самостоятельно. Проверка осуществляется устно.
Первичное закрепление 1.самостоятельная работа
На слайде изображены животные. Рассмотрите , запиши в два столбика, в первый столбик названия диких животных, во второй домашних. Проверка на слайде+2 тетради. Комментирование отметок.
Мини- итог.
2. Игра «Третий лишний». (Слайды 9, 10, 11. ) устно
-Определите, какое слово лишнее. Запишите это слово.
Понедельник, среда, осень (дни недели)
Гроза, гром, лужи (явления природы)
Тарелка, мяч, кувшин (посуда)
-Что интересного заметили в записанных словах?
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают вывод.
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют
Они отвечают на вопрос что. Есть слова, в которых все согласные мягкие (мяч). Есть слово, в котором букв больше, чем звуков (осень). Есть слово, в котором все согласные звуки твердые (лужи). Есть лишнее слово (мяч), так как в нем один слог, а в остальных по два слога.
Проверка: ученик читает слова, остальные называют тему.Выполняют задания учителя.
Придумывают свои задания по изученной теме.
Итог урока.
Рефлексия деятельности 1. Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
Закончите предложения:
На вопрос кто? Отвечают слова следующих тематических групп…..(Слайд 14)
На вопрос что? Отвечают слова следующих тематических групп…. (Слайд 15)
Всегда ли можно создать тематическую группу слов?
-Почему это трудно?
Вывод: нужно больше читать, расширять словарный запас, развивать внимание к словам.
Побуждение к самооценке.
— Оцените свое участие в уроке.продолжите предложения.( Слайд 16) …тематические группы.
…люди, животные (звери, птицы, рыбы, насекомые)
… растения, вещи, явления природы, дни недели…
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
Дом.заданиеВ рабочей тетради упр№129.
Источник
Речевой материал по лексической теме «Домашние животные»
Имена существительные — животное, кошка, кот, котенок, собака, пес, щенок, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, осел, осленок, овца, баран, ягненок, свинья, поросенок, скот, голова, шея, туловище, холка, рот, пасть, ухо, глаз, копыто, коготь, хвост, шкура, двор, клетка, конура, сарай, ферма, коровник, конюшня, конезавод, свинарник, овчарня, загон, пастбище, выгон, навес, луг, фермер, свинарка, телятница, доярка, конюх, пастух, забота, уход, ласка, доброта, молоко, мясо, сало, жир, щетина, кожа, шерсть, пух, стадо, кличка, порода, скакун, хрюканье, мычание, ржание, рык, блеяние, маканье, лай.
Глаголы — мяукать, мурлыкать, мычать, ржать, блеять, лаять, хрюкать, мекать, визжать, бегать, резвиться, скакать, валяться, рыть, выпускать, пастись, жевать, грызть, лакать, пить, ласкаться, дружить, лизать, доить, запрягать, накормить, напоить, приручить, приласкать.
Имена прилагательные — жвачный, домашний, молочный, мясной, копытный, гужевой, меховой, сторожевой, породистый, крупный, худой, бодливый, лохматый, шелковистый, густой, пушистый, теплый, мягкий, шершавый, гладкий, смирный, выносливый, забавный, смешной, ласковый, верный, кошачий, собачий, коровий, свиной, лошадиный, козий, фермерский, хозяйский.
Причастия — лающий, мяукающий, мычащая, хрюкающий, накормленный.
Наречия — вскачь, рысью, верхом, ласково, заботливо, постоянно, всегда, лениво, бесшумно, радостно, тихонько, украдкой.
Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей: корова — коровы — коров.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: овца — овечка.
Образование сложных прилагательных: У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая.) У быка острые рога. У свиньи короткие ноги. У кролика длинные уши. У лошади длинная грива. У овцы мягкая шерсть.
Образование притяжательных прилагательных: Конура собаки. Чья конура? (Собачья.) Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади. Морда кролика. Лапы кошки.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ: нос — носище, лапы, хвост, усы.
Чтение и обсуждение художественных текстов: Л.Н. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».
Источник
Образовательный портал
Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия, строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм, перепроектировать, выполнять задания на закрепление знаний и способов действий, анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметные (МПР): учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности; умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Умение выполнять задания на закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка.
Предметные (ЛР): понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения. Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее. Прочные знания и умения по изученной теме.
2. Оценка результатов:
оценочные суждения на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:
воспринимать задание, на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;
сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;
самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;
создавать зрительный образ понятия,;
умение строить алгоритм деятельности.
3. Цели:
создать условия для развития универсальных учебных действий, творческих способностей;
продолжить работу над формированием представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что? ;
познакомить с новым понятием «тематическая группа слов», учить объединять слова в тематические группы;
развивать устную и письменную речь детей;
воспитывать интерес к изучению родного языка.
4. Технологии достижения цели:
технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности
1.Приветствие учителя:
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручки и тетрадки?
2.Целеполагание:
— Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)
Грамоте учиться, всегда пригодится.
— Как вы понимаете эти слова?
? Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
3. Организация индивидуальной работы у доски. (Разрешить «Спор букв», оставить в словах правильную букву, зачеркнув неправильную. На доске записаны слова: в(о,а)рона, (а,о)ртист, с(а,о)рока, мальч(е,и)к, р(е,и)бята, в(о,а)робей, дев(о,а)чка, ч(и,е)ловек,
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
Дети объясняют смысл пословицы.
1. Будем открывать новые знания.
2. Учиться задавать вопросы; думать, размышлять; наблюдать; делать выводы.
1.Чистописание ( слайд 2, слайд 3)
О о ОО оо ом ор ог помидор лук огурец
— Можно ли записанные слова назвать одним словом?
2.Работа над новым словарным словом.(Слайд 4)
овощи овощной овощевод овощехранилище овощерезка
3.Подготовка к формулированию темы урока.
— Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»
(На слайде 5 нарисованы 2 домика, рисунки: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина).
— Задание: распределите слова на две группы, запишите в тетради.
Проверка по выполненному заданию на компьютере (Слайд 6)
-По каким признакам распределили слова на группы?
-Что общего у слов первой группы? У второй?
-Назовите слова, у которых все согласные звуки твердые.
Назовите слово, у которого букв меньше, чем звуков.
-Какие опасные места вы заметили?
Учащиеся называют способы соединения буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу.
Учащиеся называют – овощи.
Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, Самоконтроль. Самооценка
Одушевленные и неодушевленные существительные.
Животные и растения.
Они обозначают одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
Безударные гласные, не проверяемые ударением. Мы их запоминаем.
Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
-Какие два домика у нас были?
? Ребята, может быть кто-то кто догадался, как мы сегодня будем делить слова на группы?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают.
— Чему же мы сегодня будем учиться?
Физминутка
Животные: сорока, ворона, заяц, медведь, пчела.
Растения: береза, пшеница, рябина, черника, яблоня
Будем учиться объединять предметы в тематические группы.
Решение учебной задачи
1. Проверка индивидуальной работы у доски.
— Что это за слова?
— Где спорят буквы?
— Что еще вы можете сказать об этих словах? — — Что между ними общего?
— А можем ли мы эти слова разделить на тематические группы?
— Запишем эти слова по группам:
Гимнастика для глаз
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю тебе повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
2.Работа по учебнику. Упражнение 53.
Раздели слова на группы:
Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звёзды, Солнце, сапожник, учитель, самолёт, компьютер.
-На сколько групп распределили слова?
Словарное слово РАКЕТА
Учитель показывает слово на доске, дети правильность выполнения показывают «светофорчиками».
Источник