Толстой тема родина природа

Тема родины по тексту А.Толстого (ЕГЭ по русскому)

Не существует на свете понятия более глубокого и многозначного, более звучного и могучего, чем «Родина». Это слово удивительным образом вобрало в себя все то, что так дорого каждому из нас: не только запах сохнущей на июльском солнце кипы сена и не только леденящую утреннюю росу, сверкающую серебристым отблеском под ногами в морозное утро, и даже не крики ласточек, что свили гнездо в одном из покосившихся куполов старой церквушки, но вещи гораздо более проникновенные, вызывающие целый спектр смешанных друг с другом чувств и эмоций – все это Родина.

К размышлениям на эту тему нас подводит Алексей Толстой в представленном для анализа тексте. Очень красноречивым и убедительным слогом автор заставляет нас задуматься над ролью Родины в жизни человека. Писатель обращается к нашему общему прошлому, рисуя картины, которые некогда представали перед глазами нашего пращура, размышляет непосредственно над русской историей и культурой. Толстой как бы отвечает на вопрос: «Что такое Родина?» словами: «Это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создает своими руками для себя и своих поколений».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В наше время, к сожалению, очень многие не смогут сформулировать ответ на этот тяжелый вопрос, порой даже не пытаясь обратиться к размышлениям. А стоило бы! Именно в твердом понимании того, что же такое Родина, лежит ключ к единению со своей национальной историей, культурой и даже языком, их принятия как чего-то непременно родного и очень близкого. Не зря Толстой пишет, рассказывая про нашего предка: «И дремучий мир, на который накинул он волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной – землей оттич и дедич». Поэтому сейчас, когда все чаще проявляется невежество и забвение по отношению к своей Родине, а значит, и к самому себе, актуальность проблемы не вызывает сомнений.

Благодаря тем приемам художественной выразительности, которыми пользуется автор, а также по общей эмоциональной окраске текста легко считывается позиция писателя: он убежден, что Родина для каждого из нас, для каждого потомка того сильного и бородатого пращура – это одно большое семейное гнездо, бездонная кладезь самобытной культуры, тот некогда дикий, но обузданный нашими предками мир, который стал для нас одним необычайно большим домом. Толстой настолько убедителен, что не согласиться с ним нельзя. Остается только в тяжких потугах ума попытаться в полной мере осмыслить его мудрые слова.

Убедительности Толстому придает и то, что он имеет колоссальный опыт работы в области исторической литературы. Его непревзойденный роман «Петр Первый», лишний раз демонстрирует мастерство писателя в передаче стилистики речи людей того времени, общей атмосферы той эпохи. Произведение посвящено одному из самых противоречивых монархов в истории России и может послужить подтверждением тех мыслей, что высказал Толстой в тексте для анализа, ведь эпоха Петра славится коренными политическими, социальными и культурными преобразованиями нашей страны, но, несмотря на это, а также на то, что эти преобразования осуществлялись в основном насильственным методом, русский народ сумел сберечь чувство осознания России как своего дома, не потерял после европеизации и тотального надругательства над вековыми

устоями и традициями Руси той ниточки, что связывает каждого человека с неосязаемой материей родственного духа. В этом и проявляется роль Родины в жизни человека: она пускает корни нашего гигантского родового дерева глубоко в душу настолько сильно, что их не получится выкорчевать никаким способом, формирует в человеке работу безошибочного механизма национального самоопределения и чувства единства со своим народом, со своей культурой, которую никому не под силу уничтожить, искоренить, даже если облечь ее в совершенно, казалось бы, чуждое.

Но в каких условиях формируется это фундаментальная связь народа со своим общим домом? Это не происходит в одночасье. Точную границу подвести невозможно, ведь этот процесс являет собой длительную череду событий и требует целых столетий. Если говорить конкретно о нашей Родине – России, то в ее истории явно прослеживается целый ряд испытаний, через которые пришлось пройти нашему народу, прежде чем заговорить о себе как о едином целом. Одному из таких событий посвящена «Задонщина» – народное произведение, предположительным автором которой является Софоний Рязанец. Этот памятник русской культуры повествует о «Мамаевом побоище» – Куликовской битве, после победы в которой в сердцах людей вместе с надеждой на скорое освобождение из-под ордынского владычества начало формироваться то самое чувство национального самоопределения – важная веха в истории любого государства. После той битвы между людьми начали стираться границы, которые некогда определяли, кто был московским, кто новгородским, кто из Владимира, а кто из Суздали – теперь это был цельный, неделимый русский народ. Наверное, отсюда и берет свое начало принятие человеком своей Родины, понимания своего причастия к ней. Под этим понятием сплотились некогда разрозненные, враждующие группы людей и Родина, являя собой одно бездонное хранилище общей культуры и истории, соединила их в одно целое.

Множество подобных испытаний выпадет на долю русского народа. Полтава, о которой пишет Пушкин в одноименном произведении, Бородинское сражение, которое описали сразу два великих писателя – Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов, бесконечное множество произведений на тему Великой Отечественной войны. Но каждый раз русский народ одерживал победы и знал, что сражается именно за свою Родину – ее роль заключалась в сплочении народа вокруг самой идеи общего дома, общего достояния, языка, своего общего места под солнцем.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю надежду на то, что в будущем понятие «Родина» не потеряет своего сакрального значения и продолжит вызывать в сердцах людей теплые и, быть может, горделивые чувства. Только так нам удастся не потерять нашу связь с собственной культурой и сохранить наше богатейшее достояние для будущих поколений.

Источник



Проект:" Природа в творчестве А.К. Толстого"

Буткова Ольга Ивановна

Проект: «Природа в творчестве Алексея Константиновича Толстого.» Выполнила ученица 6 класса Феннич Алёна МКОУ «Назиевская СОШ» Учитель Буткова О.И.

Граф Алексе́й Константинович Толсто́й — русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской АН.

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии. Алексей получил великолепное домашнее образование. В 1834 году А. К. Толстой становится студентом в московском архиве Министерства Внутренних дел. В 1835 году Толстой с успехом сдает экзамен в университете и получает заслуженный чин. Дальнейшие годы его жизни с 1837 по 1840 связаны с дипломатической миссией России в Германии.

А.К. Толстой —-создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1862 году), драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики , с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно. », «То было раннею весной…»).

Читайте также:  Пришвин познавательная литература о природе

Многие русские поэты воспевали и славили природу родного края, и каждый находил что-то свое очень личное: ассоциации, образы из детства, только ему знакомые аккорды, завораживающие краски. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта.

В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. Любимый пейзаж – приусадебный, представляется в унылой, минорной тональности: запущенный сад, зацветающий пруд, обветшалый дом, старые поникшие деревья вдоль аллей: Приветствую тебя, опустошенный дом, Завядшие дубы, лежащие кругом, И море синее, и вас, крутые скалы, И пышный прежде сад – глухой и одичалый!

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, звонко-напевные мотивы. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Такое возрождение исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма: И в воздухе звучат слова, не знаю чьи, Про счастье, и любовь, и юность, и доверье, И громко вторят им бегущие ручьи, Колебля тростника желтеющие перья; Пускай же, как они по глине и песку Растаявших снегов, журча, уносят воды, Бесследно унесет души твоей тоску Врачующая власть воскреснувшей природы!

Некоторые лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великим композитором современности П. И. Чайковским . Он высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными, а лирические образы возвышенными и яркими.

В своих произведениях Толстой мог удивительно точно сочетать пейзажную лирику с любовной, социальной и сатирической. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге, и подчиняются они только законам абсолютной любви: И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Чтобы любовью не дышало. Читая произведение этого поэта, постоянно ощущаешь его любовь к родной стороне. Его поэтическое творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства. Они словно заново открывают нам красоту привычного.

Источник

Природа в творчестве А. К. Толстого

Многие русские поэты воспевали и славили природу родного края, и каждый находил что-то свое очень личное: ассоциации, образы из детства, только ему знакомые аккорды, завораживающие краски. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. Любимый пейзаж – приусадебный, представляется в унылой, минорной тональности: запущенный сад, зацветающий пруд, обветшалый дом, старые поникшие деревья вдоль аллей:

Приветствую тебя, опустошенный дом,
Завядшие дубы, лежащие кругом,

И море синее, и вас, крутые скалы,
И пышный прежде сад – глухой и одичалый!

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, звонко-напевные мотивы. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Такое возрождение исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,
Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,
Колебля тростника желтеющие перья;
Пускай же, как они по глине и песку
Растаявших снегов, журча, уносят воды,
Бесследно унесет души твоей тоску
Врачующая власть воскреснувшей природы!

Солнце, земля, ветер являются активным и действенным началом в произведениях Толстого. В былинах, балладах, написанных поэтом, природа олицетворяет силы добра, вся её мощь противостоит силам зла в образах леших, русалок.
В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади. Толстой передает читателю личные эмоции от этого постоянного движения, от ошеломляющего топота копыт, крика вольных орлиных стай в небе и одинокого воющего волка в поле. Благодаря динамике стихотворения, герой произведения ощущает себя частью окружающего мира, и его восхищению нет предела.
На подсознательном уровне бережет поэт свое душевное равновесие. Особенно его завораживает вид моря, которое несмотря на видимый хаос, беспокойность, подчиняется каким-то своим строгим законам. Бурная водная стихия – это олицетворение взволнованной души Толстого и волны, накатывающие, сменяющие друг друга, наталкивают его на утешительную мысль:

Что же грустить, коли клин вышибается клином.
Как волна сменяется новой волной.

Некоторые лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великим композитором современности П. И. Чайковским . Он высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными, а лирические образы возвышенными и яркими.

В своих произведениях Толстой мог удивительно точно сочетать пейзажную лирику с любовной, социальной и сатирической. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге, и подчиняются они только законам абсолютной любви:

И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,
Чтобы любовью не дышало.

Источник

Тема родины по тексту А.Толстого (ЕГЭ по русскому)

Не существует на свете понятия более глубокого и многозначного, более звучного и могучего, чем «Родина». Это слово удивительным образом вобрало в себя все то, что так дорого каждому из нас: не только запах сохнущей на июльском солнце кипы сена и не только леденящую утреннюю росу, сверкающую серебристым отблеском под ногами в морозное утро, и даже не крики ласточек, что свили гнездо в одном из покосившихся куполов старой церквушки, но вещи гораздо более проникновенные, вызывающие целый спектр смешанных друг с другом чувств и эмоций – все это Родина.

К размышлениям на эту тему нас подводит Алексей Толстой в представленном для анализа тексте. Очень красноречивым и убедительным слогом автор заставляет нас задуматься над ролью Родины в жизни человека. Писатель обращается к нашему общему прошлому, рисуя картины, которые некогда представали перед глазами нашего пращура, размышляет непосредственно над русской историей и культурой. Толстой как бы отвечает на вопрос: «Что такое Родина?» словами: «Это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создает своими руками для себя и своих поколений».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В наше время, к сожалению, очень многие не смогут сформулировать ответ на этот тяжелый вопрос, порой даже не пытаясь обратиться к размышлениям. А стоило бы! Именно в твердом понимании того, что же такое Родина, лежит ключ к единению со своей национальной историей, культурой и даже языком, их принятия как чего-то непременно родного и очень близкого. Не зря Толстой пишет, рассказывая про нашего предка: «И дремучий мир, на который накинул он волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной – землей оттич и дедич». Поэтому сейчас, когда все чаще проявляется невежество и забвение по отношению к своей Родине, а значит, и к самому себе, актуальность проблемы не вызывает сомнений.

Читайте также:  Как приготовить мясо в казане на природе

Благодаря тем приемам художественной выразительности, которыми пользуется автор, а также по общей эмоциональной окраске текста легко считывается позиция писателя: он убежден, что Родина для каждого из нас, для каждого потомка того сильного и бородатого пращура – это одно большое семейное гнездо, бездонная кладезь самобытной культуры, тот некогда дикий, но обузданный нашими предками мир, который стал для нас одним необычайно большим домом. Толстой настолько убедителен, что не согласиться с ним нельзя. Остается только в тяжких потугах ума попытаться в полной мере осмыслить его мудрые слова.

Убедительности Толстому придает и то, что он имеет колоссальный опыт работы в области исторической литературы. Его непревзойденный роман «Петр Первый», лишний раз демонстрирует мастерство писателя в передаче стилистики речи людей того времени, общей атмосферы той эпохи. Произведение посвящено одному из самых противоречивых монархов в истории России и может послужить подтверждением тех мыслей, что высказал Толстой в тексте для анализа, ведь эпоха Петра славится коренными политическими, социальными и культурными преобразованиями нашей страны, но, несмотря на это, а также на то, что эти преобразования осуществлялись в основном насильственным методом, русский народ сумел сберечь чувство осознания России как своего дома, не потерял после европеизации и тотального надругательства над вековыми

устоями и традициями Руси той ниточки, что связывает каждого человека с неосязаемой материей родственного духа. В этом и проявляется роль Родины в жизни человека: она пускает корни нашего гигантского родового дерева глубоко в душу настолько сильно, что их не получится выкорчевать никаким способом, формирует в человеке работу безошибочного механизма национального самоопределения и чувства единства со своим народом, со своей культурой, которую никому не под силу уничтожить, искоренить, даже если облечь ее в совершенно, казалось бы, чуждое.

Но в каких условиях формируется это фундаментальная связь народа со своим общим домом? Это не происходит в одночасье. Точную границу подвести невозможно, ведь этот процесс являет собой длительную череду событий и требует целых столетий. Если говорить конкретно о нашей Родине – России, то в ее истории явно прослеживается целый ряд испытаний, через которые пришлось пройти нашему народу, прежде чем заговорить о себе как о едином целом. Одному из таких событий посвящена «Задонщина» – народное произведение, предположительным автором которой является Софоний Рязанец. Этот памятник русской культуры повествует о «Мамаевом побоище» – Куликовской битве, после победы в которой в сердцах людей вместе с надеждой на скорое освобождение из-под ордынского владычества начало формироваться то самое чувство национального самоопределения – важная веха в истории любого государства. После той битвы между людьми начали стираться границы, которые некогда определяли, кто был московским, кто новгородским, кто из Владимира, а кто из Суздали – теперь это был цельный, неделимый русский народ. Наверное, отсюда и берет свое начало принятие человеком своей Родины, понимания своего причастия к ней. Под этим понятием сплотились некогда разрозненные, враждующие группы людей и Родина, являя собой одно бездонное хранилище общей культуры и истории, соединила их в одно целое.

Множество подобных испытаний выпадет на долю русского народа. Полтава, о которой пишет Пушкин в одноименном произведении, Бородинское сражение, которое описали сразу два великих писателя – Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов, бесконечное множество произведений на тему Великой Отечественной войны. Но каждый раз русский народ одерживал победы и знал, что сражается именно за свою Родину – ее роль заключалась в сплочении народа вокруг самой идеи общего дома, общего достояния, языка, своего общего места под солнцем.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю надежду на то, что в будущем понятие «Родина» не потеряет своего сакрального значения и продолжит вызывать в сердцах людей теплые и, быть может, горделивые чувства. Только так нам удастся не потерять нашу связь с собственной культурой и сохранить наше богатейшее достояние для будущих поколений.

Источник

Лев Толстой Природа в его произведениях

МЕТЕЛЬ
В этом рассказе Л.Н.Толстой дал не только превосходное описание
зимней русской природы, но и превосходно изобразил состояние
и характер русского человека в экстремальных условиях.

Зима вечерняя в степи
в Земле Донского Войска
особых тайн всегда полна —
причин для беспокойства.
Не знаешь, что случится вдруг,
особенно, в дороге,
когда метель застанет здесь,
и ночь пройдёт в тревоге.

Фигуры мельниц в темноте
ещё виднелись сносно,
когда со станции одной
ямщик на тройке удалой
погнал её в дорогу, просто.

Поднялся ветер.
Снег сухой с земли, ещё не с неба,
холодной струйкой пробежал
под рукавом тулупа слева.
На темном небе, низко и черно
спустились грозно тучи.
Ни звёздочки не видно, ничего,
лишь ветер, снег, да эти тучи.

Стоим. Потеряна дорога.
На два шага не видно ничего.
Ямщик, мужик бывалый, но
и он тушуется в кромешной тьме,
по-моему, немного.
Волнуется, совета просит:
"Назад вернуться или продолжать. " —
и лишь, когда услышал колокольчик,
решил, что лучше ехать с ними, не стоять.

То почта, тройка, целых три,
курьерский колокольчик
уверенно звучит в метельной тьме,
промчались мимо нас. Извольте!
За ними мы, но вскоре след пропал
в мельтешной тьме из снега.
Нам встретился в ту ночь обоз.
У нас не ближняя дорога.

Он двигался, чернея,
ведомый сонным ямщиком,
лежал под пологом,
а лошади лениво
обоз тащили снежным прямиком.

Метель сильнее становилась.
С земли и с неба сыпал снег,
сухой и мелкий, проникал он
под шубу где-то снизу вверх.
Дорога потерялась где-то,
и мы кружили по степи,
но не одни,
обоз вновь показался впереди,
в нем также люди спали под рогожей,
и также лошадь осторожно
искала путь средь снежной белизны.

Дорога, холод усыпляли сознание.
Оно вдруг яркий свет увидело
и белую равнину,
далёкую и бледную луну,
что тучи разошлись
и в проблески меж ними
к земле неслись
косые
лучи и снег, холодные, слепые,
и небо застилали заодно.

Слышнее становилось завыванье ветра.
И в вихре воздуха росло
число снежинок,
мелких, колющих и льдистых,
как будто обозлившихся на что-то,
скорее без причины, скорее ни с чего.

Вновь тройка почтовая подлетела,
соединилась с нами, чтоб искать
дорогу, скрытую под снегом,
её найти, по ней скакать.
Ямщик дорогу ищет,
топая ногой,
и, кнутовище в снег втыкая,
ругается тихонько сам с собой,
метельную погоду проклиная.
Другие, ему советы подают,
он огрызается на них,
итак,
дорогу, не найдя, вслепую,
в путь отправляются,
за ними мы, держа свой шаг.

Читайте также:  Белые коты на природе

Мы долго ехали за ними
в пустыне белой, а метель,
по-прежнему, кружила, нас кружила,
в колеблющемся и холодном свете,
такая канитель!
Картина неизменна предо мною:
фигуры ямщиков,
их лошадей,
гнедых и пегих в постромках,
на дугах колокольцы,
дорога под копытами, полозьями саней,
но снега пелена всего видней.

Напрасно глаз чего-то ищет!
Нет ни столба, ни стога, ни забора,
Не видится живого огонька.
Везде всё бело, бело и подвижно,
как будто горизонт становится далёким,
то сжатым по бокам на два шага,
то вдруг высокая стена возникнет справа,
она бежит, вдруг исчезает,
то вырастает слева, то впереди бежит,
быстрее лошадей почтовых мчит.

Вверху покажется светло, всего минуту,
увидишь звёздочки, туман закроет их,
и только снег безустали несётся с неба
к тебе за воротник, в лицо
и часто, часто из-под копыт.

Метель. Картина чудотворна.
Белеет всё, мерещится вокруг,
и лошадиный бег неровный
склоняют седоков ко сну.

Сон. Снится лето, пруд, жара,
шиповник, куст колючий,
над ним жужжит пчела,
издалека я слышу бабий смех,
он звонкий и трескучий.
Прекрасно всё.
Великолепие кругом,
лишь надоедливые мухи
мешают, отгоняю их,
Иван, наш кучер,
бежит к пруду спасать кого-то,
за ним мужик бежит к пруду, кричит,
сбегается толпа,
за ней собаки с лаем,
бросают невод тащат из пруда
утопленника.
Меня толкают, просыпаюсь,
в другие сани к ямщикам сажусь
и вместе с ними отправляюсь
на неоконченный маршрут.

Метель сбивала с ног, когда садился.
Клонило в сон опять.
О нём не буду вспоминать
Да, он, пока писал, забылся.

Метель прошла.
Снег становился всё белее, ярче.
Глаза ломило, глядя на него.
Оранжевые полосы по небу
вверх поднимались высоко.
Круг солнца красный завиднелся,
его лучи сквозь сизых туч прошли,
лазурь стала блестяще и темнее,
след чёткий, ясный появился,
окрашен свет был в желтый цвет.
Станица. Тройка побежала.
Закончен долгий жутковатый путь.
Метель утихла. Утро наступало.
Морозный лёгкий воздух
хлынул в грудь.
19.04.2008 г.

Три смерти. Рассказ.
Л.Н.Толстой верный красоте природы,
показывает, что даже смерть не может остановить дыхание жизни
и её всепобеждающую силу, и прелесть, и пробуждение.

Пришла весна.
По улицам текли с навозом льдинки.
Журчали торопливые ручьи.
Народ в одежды яркие оделся,
и голоса ребят звучат, как те ручьи.

В садах набухли на деревьях почки,
раскачивались ветки на ветру,
везде лилась вода, и капли
стекали вниз, прозрачны и легки.

Воробушки нескладным хором
попискивали разом и вокруг.
Всё двигалось и радостно блестело
в лучах весны и поднимало дух.

Деревья и дома,
подгнившие заборы,
казалось, ожили весной
такой повсюду был настрой,
что радовало даже человека,
который умирал.
Он стар был и больной.

Холодный матовый покров утра.
Роса ещё не высохла под солнцем.
Ничто не шевелилось:
ни трава, ни лист на ветке дерева,
ни первый робкий лучик солнца.

Лишь звуки в чаще крыльев птиц
пытались тишину нарушить.
Лес пробуждался с пеньем их
и нехотя стал это пенье слушать.

Туман волнами продирался
через кусты, деревья от реки,
в лощине он переливался,
блестел на капельках росы
в лучах сверкающего солнца,
как зеркала разбитого куски.

На небе тучки разбегались,
И на синевшем своде оставались
лишь единицы их,
чтобы следить
за происками птиц,
которые усердно гомозились,
порхали тут и там,
над ветками стремглав носились,
и щебет их счастливым был:
пришло тепло с весною
и гнезда надо вить
и птичью жизнь беспечную продлить.

Но, как бы соблюдая тишину,
над мёртвым деревом склонили
живые ветки — голову свою.
О нем печалясь и тоскуя.
20.04.2008 г.

Лев Толстой
о природе в рассказе "Набег".

Рассказ "Набег".
На фоне красочной природы
Толстой оценивает сущность войн.
Его Кавказ, война, народ, природа
находятся в связи одной.

Набег начался до рассвета.
Лишь голуби вились над балкой и рекой.
Вдали виднелись очертанья гор
и пахло ранним утром лета.
Сверчки, стрекозы наполняли воздух звуком,
как будто колокольчики в ушах,
Туман, росистая трава,
на ней тёмно-зеленый след,
фазан, испуганно взлетевший вверх,
но солнца ещё нет.
И только камни, белеющие вдалеке,
жёлто-зеленый мох,
кусты карагача, кизила
и выпукло и ясно, обозначив,
говорили,
что начался восхода свет.

По мере общего движенья в горы
густая пыль из-под копыт и сотен ног,
поднявшись, заслоняя небо, говорила,
как бы набегу: «Стоп".

Жара и пыль солдат сморили.
Усталые они вступили
в ворота крепости, уже, когда
косые розовые лучи солнца
и облака образовали цепь
у снеговых вершин,
причудливо красиво,
о чём-то с ними говоря.

На отдых дали три часа.
В глубокий вечер, лишь тогда,
когда жар солнца, его блеск
сменил на небе месяц,
и неба синева стала темнеть,
а звёзды ярче засверкали,
отряд вновь выступил в поход,
туда, где будут слава и печали.

Казалось, небо рассердилось,
покрылось тучами. Они длинны,
их темно-серые цвета забили
белеющие облака вдали.
За ними скрылся месяц молодой,
укрывшись среди чёрных гор.
Он был испуган и дрожал,
бросая слабый свет на мрак
к подножью гор.
Сплошная черная стена
вставала пред отрядом,
(она враждующие силы разделяла)
и тишина,
в которой только звуки природа издавала
и дышала, своею силой, красотой.
Она, как будто, примиряла
враждующих людей
и их с собой.
Уместно здесь цитату привести Толстого:
"Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра".
Продолжим мысль, друзья!

Вошли в глубокое ущелье.
Приблизились к разлившейся реке.
На мрачном фоне вспыхивали и исчезали
какие-то огни.
Но вскоре оказалось, что это выстрелы.
Набег встречали пули.
Стрелял передовой пикет, казаки — отвечали.

Глубокий брод с теченьем сильным
отряд прошёл.На берегу
рассыпались казаки вдоль опушек:
бой начался в пыли, в дыму.

Он кончился с заходом солнца.
Оно за снеговым хребтом
последние лучи бросало,
с погибшими прощаясь заодно.
И горы скрылись за туманом.
Лиловый цвет его окутал их.
И обозначались вершины
в багровом свете может быть
ушедших лиц.

Так Лев Толстой описывал природу,
сверяя взгляд свой на войну:
рассвета ещё нет,
он наступил, за ним
от солнца жар, затем вечерняя прохлада,
ночь, тишина, их бой сменил
и солнечный закат, как эпилог набега,
его итоги подводил.
18.04.2008 г.

Источник