Цель работы с детьми по ознакомлению с природой

Цель работы с детьми по ознакомлению с природой

Автор: Заблоцкая Нина Геннадьевна

Организация: МБДОУ ДС №38 «Колобок»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Туапсе

Пояснительная записка

Основой для разработки рабочей программы «Приобщение к миру природы» стали:

  • Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 .10.2013 г.
  • СанПиН 2.4.1.2660 – 13

Программа разработана для детей 3 -7лет

Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

Для реализации рабочей программы используются учебно — методический комплект, включающий в себя:

  • Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г;
  • О.А.Солменникова «Занятия по формированию экологических представлений»;
  • С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»»
  • О.А.Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по темам: «Зима», «Весна», «Осень»;
  • Конспекты занятий по ознакомлению с природой родного края;
  • Конспекты занятий с использованием исследовательской деятельности.

Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Цель рабочей программы

помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы ,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

  • развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.

Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц

Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.

ПРИНЦИПЫ

  1. Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе: доступность и привлекательность необходимой информации. « Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.

  1. Принцип сочетания научности и доступности.

Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

  1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.

Образовательная область «Познавательное развитие» в частности «Приобщение к миру природы» интегрируется со следующими :образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

1. «Физическое развитие».

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Использование двигательной активности в экологических праздниках, викторинах, играх, экскурсиях и походах. Проведение физкультурных минуток, динамических пауз, игр – имитаций на занятиях.

2. «Речевое развитие».

Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной, природоведческой литературой, детской литературой, фольклором.

3. «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о природе, её объектах, значении для человека, животных и растений, основ безопасного поведения в природе, а так же к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

4.«Художественно-эстетическое развитие».

Ценностно-смысловое восприятие и понимание мира природы. Становление эстетического отношения к нему. Использование творческой деятельности для демонстрации красоты родного края, природы в целом и её объектов. Расширение кругозора в части музыкального искусства на экологических праздниках, развлечениях и открытых занятиях

  1. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

  1. Принцип наглядности.

Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

  • Метод интерактивной игры.

Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную деятельность познавательной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

  • Наглядный метод.

С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

  • Словесные методы.

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

  • Практические методы.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…

  • Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.

В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Задачи области «Приобщение к миру природы» во второй младшей группе

  • Знакомство с комнатными растениями.
  • знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.
  • развитие интереса к миру природы;
  • развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри
  • природного комплекса;
  • развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними
  • развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;
  • Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

Планируемые результаты

  • Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;
  • Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
  • Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
  • Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
  • Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.

Организация обучения:

Занятия длятся 15 мин.

Ознакомление с природой.

Всего 9 занятий в году

Учебно-тематическое планирование

2 младшая

всего занятий -9

в месяц 1 занятие

Месяц

занятия

Формы организации педагогического процесса, тематика

Задачи

Литература

«Овощи с огорода»

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

«Домик за забором»

Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор.

«Животные лесных зон Кубани»

Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края.

«В январе, в январе, много снега во дворе…»

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

«Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

«Уход за комнатным растением»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе».

Растения нашего города»»

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( 2-3 вида)

Источник



Формы и методы ознакомления детей в детском саду с природой

Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.
А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.
Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути?
Куда приведет эта река?
Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?
— Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам
двигаться вперед в заданном направлении.

Первое весло – деятельность.
Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Второе весло – эмоции.

Наглядные методы
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы
Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 — 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная — используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Читайте также:  Как быть красивой если от природы некрасивая

И мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по ознакомлению детей с природой.

Для улучшения своей работы я объединила разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. А для того, чтобы ребята стремились к правильному ответу и к более самостоятельной работе мы сделали «Домик успеха», где каждый ребенок накапливает свои, пусть пока еще маленькие и на первый взгляд неприметные, успехи.
Чем старше будут становиться дети, тем выше будет их самостоятельность, тем насыщенней станет их деятельность в природе.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому нами был разработан план сотрудничества с родителями. Для них создан журнал «Лесовичок», который содержит интересные факты из жизни растений и животных, факты о явлениях природы. Была оформлена рубрика на тему «Знай, люби и береги», девизом которой стали слова В.Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Предлагались домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, опытов. Цель выпуска журнала – поддержать интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация. Были предложены консультации «правила друзей природы», «формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.

Источник

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края

Воспитывать интерес природе и эмоциональную отзывчивость, воспринимать ее красоту.

Сообщать детям первые знания о природе.

Разнообразить наблюдения за растениями, животными, погодой.

Рассказать детям об элементарных правилах бережного и заботливого отношения к природе.

Формировать культуру поведения в природе.

Средняя группа. Развивать интерес и любовь к природе, к ее красоте. Заботиться о животных и ухаживать за растениями. Решать в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Познакомить с трудом взрослых в природе и показать результаты их деятельности. Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями природы и выражать в речи результаты своих наблюдений. Воспитывать правила поведения в природе (не следует рвать много растений и цветов, уничтожать муравейники, гнезда птиц, приносить животных из естественных мест обитания). Дать начальные сведения о Красной книге. Воспитывать у детей интерес к обитателям живого уголка, желание ухаживать за ними. Знакомить с различными сельскохозяйственными профессиями (доярка, хлебороб, овощевод, пастух). Принимать посильное участие в труде в природе (заготавливать корм для птиц, сеять овес, поливать огород). Формировать желание трудиться, приносить пользу, понимать необходимость своего труда (без их помощи растения и животные погибнут). Используя разные художественные средства, воспитывать гуманное отношение к природе. Способствовать развитию творческих умений через эмоциональное и эстетическое восприятие природы.

Старшая группа. Формировать интерес и любовь к природе, умение выражать чувства в делах, в образном слове, в рисунках. Знакомить детей с природой, используя основные методы непосредственного общения с ней (целевые прогулки, экскурсии, наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность).

Вести наблюдения за некоторыми лекарственными растениями: мать и мачеха, одуванчик, ландыш, подорожник, крапива, зверобой, цикорий, клевер полевой.

Приучать соблюдать правила поведения в природе (зря рвать растения, топтать их, жечь костер, разрушать муравейники, птичьи гнезда, жилища животных).

Проводить этические беседы по художественным произведениям: «Зяблик» С. Михалкова, «Уехали» А. Барто,«Плохо» В. Осеевой.

Углублять знания детей о различных сельскохозяйственных видах труда.

Учить устанавливать «живые цепочки» (взаимозависимость различных объектов природы).

Расширять знания о редких животных и растениях.

Подготовительная группа. Продолжать воспитывать интерес к природе через ознакомление с разнообразием флоры и фауны родного края. Сформировать понятие о разных экосистемах и их взаимосвязях: луг, поле, лес, пригорок болото, овраг, водоем, пруд, река. Углубить знания об обитателях разных экосистем:

1. Лес (дуб, береза, липа, осина, клен, черемуха); кустарники (терн, боярышник, акация, барбарис, лещина); звери (заяц, волк, лиса, еж, белка, лось, кабан); птицы (грач, скворец, ворона, ласточка, стриж, сорока, галка, дятел, синица, снегири)

2. Водоем (нутрия, бобр, ондатра, уж, жаба, лягушка); рыбы (карп, плотва, карась, голавль, окунь, щука, ерш, бычок, сом, лещ, жерех);растения (осока, белая лилия, кубышка желтая, кувшинка, незабудка, тростник)

3. Луг (ромашка, василек, клевер, пырей, колокольчик, чертополох, цикорий, пижма, чабрец, душица); животные грызуны (суслики, кроты, полевая мышь, серая крыса); насекомые (комар, муха, саранча, кузнечик, оса, пчела, шмель) Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу (черный кречет, аист, лебедь, сокол, удод, зимородок, тетерев, рябчик, куропатка, барсук, ласка, медведь); растения (ландыш, пролеска, желтая кубышка, лилия речная, купальница) Воспитывать интерес к природоохранной деятельности человека. Способствовать развитию эстетического отношения к природе. Сформировать представления о разных видах сельскохозяйственного труда (животноводство, птицеводство, полеводство, растениеводство) Воспитывать любовь к природе через праздники и вечера досугов. Готовить дошкольников к самостоятельному труду в природе.

Наглядное пособие «Круглый год»Наглядное пособие «Круглый год» .

Экологический проект «Теллермановский лес» Тип проекта: познавательный, краткосрочный. Цель проекта: формирование ответственности, уважения и любви к родной природе. Задачи проекта:.

Источник

Организация работы по ознакомлению детей с миром природы
консультация по окружающему миру

Магусева Майя Евстафьевна

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления об ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы дошкольной образовательной организации.

Читайте также:  Особенности неживой природы в арктике

Скачать:

Вложение Размер
priroda.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей

«Организация работы по ознакомлению детей с миром природы»

Значение ознакомления дошкольников с природой.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления об ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы дошкольной образовательной организации.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней. Познание природы, проникновение в ее причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с природой.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия (НОД), экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

Занятия (НОД)- проводятся в соответствии с содержанием Образовательной программой дошкольного образования. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное — это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Экскурсия – дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема. На экскурсиях осуществляется реализация программных задач, усвоение которых обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Выбор места экскурсии зависит от ее задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.

Прогулки – ежедневные прогулки эффективно используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе рабочей программы и с учетом местных климатических условий. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведенные для этого время. Дети наблюдают за растениями, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. Дети 2-3лет только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а дети 3-4лет сами участвуют в этой работе. В среднем дошкольном возрасте все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В группах 5-6 лет выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В группе 6-7лет, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями.

Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.

Методы ознакомления детей с природой

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение . Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Дидактическая игра . Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят в рамках НОД и совместной деятельности взрослого с детьми, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Дидактические игры помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Игры с естественным материалом природы . На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Таня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок». Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

В младшем дошкольном возрасте педагог проводит игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.

В среднем дошкольном возрасте, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

С детьми седьмого года жизни проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение. Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями на игровом участке ив уголке природы, иногда на занятиях (НОД). Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки). У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность.

Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют 2-3 детей. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой.

Таким образом, осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Воспитатель используют беседу, рассказ, чтение. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно с детьми 2-5 лет, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Источник

Технологии и методика ознакомления детей с природой

Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:

1. Формирование у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.

2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.

Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.

3. Формирование у детей любви к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.

В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.

Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Методы ознакомления дошкольников с природой их 3: наглядные, практические, словесные.

1. К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.

Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины

Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

2. Практические методы

Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами. Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

3. Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний. Игры на классификацию и пр.

Применяемые технологии по ознакомлению с природой

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.

ИКТ технологии в «информационном» веке хорошо изучены и применяются в профессиональной деятельности педагогов:

— Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

— Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)

— Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

— Это интерактивные игры

Технология проектной деятельности.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, художественной, в знаково-символической деятельности и пр. ;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Игровая технология.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи

— познавательная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В нее включаются следующие игры и упражнения:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология исследовательской деятельности

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Путешествие по карте

Природные ландшафты и их обитатели.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства и пр.

Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяют принцип сотрудничества. Равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную деятельность (игры, труд, совместные проекты, праздники, развлечения, создание книжек).

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника.

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:

«Мои добрые дела»

«Вдохновение зимы»(весны, лета, осени)

«Как спасти природу?» и пр.

— составление схем «Береги природу», «Правила поведения в лесу», «Выращивание семени» и пр.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Источник