Цветы являются живой природой

Цветы являются живой природой

Добавлено (09.04.2014, 00:27)
———————————————
Да, только это если выбирать из двух вариантов — природа живая или природа неживая.
Но по окр. миру все, что нас окружает, сначала сортируют по категориям «природа» и «то, что сделано человеком».
Вот букет в вазе как-то больше тянет на категорию «то, что сделано человеком», но, в таком случае, природой не является вообще.
У меня, правда, другой вопрос возникает — ГМО, получается, не природа, а сделанное человеком?!

  • Страница 1 из 1
  • 1

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Источник



Живая и неживая природа

Дерево – это живая природа, а дом из дерева? Живая? Неживая? Или это вообще не природа?

Знакомиться с живой и неживой природой ученики начинают в 1-м классе. Во 2-м закрепляют и расширяют знания по этой теме.

Природа — это всё, что мы видим вокруг себя, все предметы и явления, НЕ СОЗДАННЫЕ руками человека. Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания.

К живой природе относятся все живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Это человек, грибы, растения, звери, птицы, рыбы, насекомые, бактерии.

К неживой природе относится всё то, что не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не отмирает. Это воздух, вода, солнце, земля, камни, горы, полезные ископаемые, звёзды, планеты, облака, осадки. Объекты неживой природы были первыми при создании нашей планеты, поэтому их часто называют первичными. С ними не происходит никаких изменений в течение многих десятков и сотен лет. Их размер может увеличиваться или уменьшаться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов (например, облака движутся под воздействием ветра)

Ученики легко различают предметы живой и неживой природы. Вся проблема в том, что путают они предметы природы и предметы труда человека . Дерево – это живая природа, а дом из дерева – нет, это то, что построил человек. Пшеница – живая природа, а хлеб – нет, хлеб из пшеничной муки испёк человек. Камень – неживая природа, а памятник из камня — результат труда человека. Вода – неживая природа, чайные растения – живая природа, а свежезаваренный чай – работа человека.

Для лучшего усвоения различий между предметами природы и предметами труда человека нужно как можно чаще давать ребёнку такие задания на сравнение. Например: овца – живая природа, а ткань из овечьей шерсти? Лён – живая природа, а льняная ткань? Вода – неживая природа, фрукты – живая природа, а компот из воды и фруктов? Нефть – полезное ископаемое, неживая природа, а бензин?

Ещё ребёнку необходимо запомнить, что живая и неживая природа тесно взаимосвязаны. Всем живым организмам для жизнедеятельности необходимы воздух, вода, солнечное тепло, а растениям — ещё и почва. Без продуктов растениеводства и животноводства (т.е. без еды) не смогут жить ни люди, ни животные. Без растений на Земле не было бы жизни, ведь они вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Читайте также:  Чем интересен мир живой природы аргументы из литературы

Какой мы можем сделать вывод ? На нашей планете все взаимосвязано, все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня. Нужно беречь всё, что находится на нашей планете и разумно использовать её ресурсы.

Надеюсь, статья была вам полезна, и ваш ребёнок не будет путать предметы живой природы, неживой природы и предметы труда человека.

Источник

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

  • растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы,
  • животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники,
  • человек.

Объекты и явления неживой природы

К объектам неживой природы относят:

  • воздух и его составляющие (ветер, облачные массы),
  • воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги),
  • почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни),
  • полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
  • органические вещества (минеральные соли),
  • планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

  • механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю),
  • тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце),
  • световые (тень, свет, темнота) и другие.

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

  • Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью,
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает,
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны,
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре,
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

  • дыхание,
  • потребность в пище,
  • способность к размножению,
  • рост,
  • старение и умирание.

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

  1. Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде, человек имеет легкие, чтобы дышать, у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
  2. Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
  3. Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
  4. Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке в яйце, только через некоторое время вылупляются.
  5. Умирание. Примеры листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Читайте также:  Что часто определяют как вторую природу

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Пример: Высыхание луж это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Связи проявляются в следующих видах:

  1. Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
  2. Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Растения — живые существа

Обладают ли растения свойствами, которые животные отличаются от неживой природы? Если растения также питаются, дышат, размножаются и растут, чувствуют и двигаются, тогда, следовательно — они живые существа.

Мы знаем, что растения питаются. На черноземной, плодородной почве растения растут хорошо, потому что в ней много пищи для них. Напротив, на плохой почве (глинистой, песчаной), в которой мало питательных веществ, растения растут плохо. Такую почву обыкновенно удобряют, прибавляя к ней навоз, чернозем.

Растения размножаются и растут. Они цветут, приносят семена, а если семена попадают в землю, из них вырастают новые растения. Причем растут представители флоры точно так же, как и фауны, то есть принимают пищу и перерабатывают в собственное тело — стебли, листья, цветы, плоды. Наконец, мы знаем, что растения умирают, увядают.

Остается доказать, что растения дышат, могут чувствовать и производить движения.

Способность к дыханию легко доказывается на опыте. Вспомним, что происходит при дыхании? Легкими поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Так, вот, чтобы доказать способность растений к дыханию, возьмем бутылку с широким горлышком, положим в нее молодых веточек с листочками, нальем немного воды, чтобы веточки не завяли, потом заткнем бутылку пробкой и поставим в темное место. Часов через 5-6 откроем бутылку и опустим в нее горящую лучинку, которая немедленно погаснет. Ясно, что в бутылке нет кислорода: его забрали веточки.

Но получился ли углекислый газ? Чтобы убедиться в этом, заткнем бутылку пробкой с двумя отверстиями; в одно отверстие вставим воронку, в другое — изогнутую стеклянную трубочку с надетой на нее резиновой трубкой. Резиновую трубку опустим в стакан с известковой водой и будем наливать воду в бутылку через воронку. Воздух из бутылки выйдет по резиновой трубке через известковую воду, и вода помутнеет. Значит, в бутылке вместо кислорода образовался углекислый газ. Таким образом мы видим, что растения также дышат: поглощают из воздуха кислород и выделяют углекислый газ.

Способность чувствовать

С первого взгляда мы не замечаем у растений ни чувствительности, ни произвольных движений. Всю жизнь они бывают прикреплены к одному месту корнями и не могут свободно перемещаться. Но ведь не все животные могут это делать. Вспомним, например, полипы или кораллы, которые образуют коралловые острова. Они тоже не способны переходить в другое место, но все же они чувствуют и производят движения частями своего тела. Нет ли аналогичной чувствительности у растений? Оказывается, есть!

Читайте также:  Что такое синева в природе

В Южной Америке растет небольшое растеньице — стыдливая мимоза. Если слегка прикоснуться к ее листочкам, то они сейчас же начинают быстро попарно складываться и прижиматься друг к другу. Спустя некоторое время листочки снова раскрываются. Если ударить по листу мимозы сильнее, то он весь опускается и как бы прижимается к стеблю. При сотрясении всего растения, все листья складываются и опускаются вниз. Мимоза чувствует прикосновение и своеобразно прячется от удара. Стоит пойти дождю, как мимоза сейчас же складывает листочки, и дождь не может повредить их. Совершенно одинаково мимоза чувствительна к свету: на закате листочки сворачиваются, а с восходом солнца вновь разворачиваются.

В Северной Америке растет другое небольшое растеньице — мухоловка, у которого наблюдается аналогичная чувствительность. Листья мухоловки оканчиваются небольшой круглой пластинкой, состоящих из двух половинок. По краям пластинка усажена тонкими и острыми зубчиками, и на каждой половинке находится по три тоненьких щетинки. Стоит только прикоснуться к одной из этих щетинок, как обе половинки листа быстро захлопываются. Листья служат мухоловкам для ловли насекомых, которыми она питается.

Росянка жрет муху

Росянка жрет муху

Аналогичное растение произрастает в северной части России и называется росянкой. Встречается росянка довольно часто. Красноватые листочки имеют вид плоских блюдечек и покрыты красными волосками, более длинными по краям и короткими посередине. Каждый волосок оканчивается небольшой головкой, которая выделяет клейкий прозрачный сок. Сок блестит на солнце, как роса, за что росянка и получила свое название.

Насекомые, привлекаемые капельками сока, опускаются на листочки росянки, и как только какое-нибудь прикоснется к головке волоска, покрытой соком, как тотчас же прилипает к ней. И тогда волоски медленно начинают выпрямляться и нагибаться к пойманному насекомому. Скоро они покрывают его своими головками, а затем и весь лист сжимается в кулак, закрывая собой насекомое. Через 2-3 дня листочки снова раскрывается, но на них уже нет насекомого; остаются только крылышки, ножки, твердые чешуйки.

Росянка жрет муху

Росянка жрет муху

Интересно, что лист росянки чувствует пищу. Если, например, положить на листок песчинку, то волоски закроют ее, но через 20-30 минут раскроются и медленными движениями столкнут песчинку с листа.

Способность совершать движения

В предыдущей заметке мы говорили, что растения способны совершать движения. Самые яркие примеры — мухоловка, росянка и мимоза. Но имеют ли чувствительность и могут ли производить движения обыкновенные растения?

Возьмем молодых проростков кресс-салата и поставим их в коробку, которую сверху закроем книгой. Сбоку коробки прорежем небольшое отверстие и поставим ее ан окно отверстием к свету. Примерно через час мы увидим, что все веточки кресс-салата изогнутся и повернутся к свету. Следовательно, они чувствуют свет и тянутся к нему.

Совершенно также чувствуют свет и все другие растения. Посмотрите на комнатные цветы: их листья обращены у свету, к окну. Поверните цветок так, чтобы его листья обратились в комнату, и через 2-3 дня листья опять повернутся к свету.

Многие растения чувствуют холод. Обратим в этой связи на листья клевера (кашки) днем и вечером, когда зайдет солнце и воздух станет холодным. Днем тройные веточки клевера широко раскрыты; вечером же они закрываются: две из них прижимаются друг к другу, а третий прикрывает их как бы крышечкой. Делают это листки клевера затем, чтобы отдавать меньше теплоты. Такое складывание листочков клевера называют «сном клевера».

Засыпают на ночь и листья белой акации, фасоли и некоторых других растений.

Еще большей чувствительностью обладают цветы многих растений. Белая перелеска, лесная ветреница, некоторые колокольчики, морковь и многие другие, на ночь, а также в ненастную погоду, опускают свои цветочки. Одуванчик, маргаритки, мать и мачеха, шафран, колокольчик, закрывают цветки при наступлении ночи. Подсолнечник, анютины глазки в продолжении всего дня поворачивают цветки вслед за солнцем. Понаблюдайте сами, как закрываются на ночь и в ненастную погоду цветы одуванчика, маргаритки, а также обратите внимание, как анютины глазки поворачиваются к солнцу.

Таким образом, мы видим, что и наши обыкновенные растения способны чувствовать и производить простейшие движения.

Теперь нам ясно, что растения имеют совершенно аналогичные отличительные признаки от неживой природы, что и животные. Растения питаются, дышат, размножаются, растут, чувствуют, двигаются и умирают. Следовательно, растения являются такими же живыми существами, как и животные.

Источник