Учимся наблюдать в природе детский сад



Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"

Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества.

Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”.

Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.

Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.

Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.

Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.

Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Источник

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Юным натуралистам: инкубатор для головастиков и наблюдения за птицами

Героиня книжки «Круглый год» девочка Майя — очень любознательная и много времени проводит на природе. Что же она видит такого, чего не замечают городские дети, которых всюду возят на машине? Как красные и желтые шишки на сосне становятся коричневыми, как головастики превращаются в лягушек и даже как растения пьют воду. Вот подсказки для родителей, что показать детям и о чем поговорить с ними весной — в лесу, в поле и даже в парке.

Секреты хвойных деревьев

Что находится под корой? С засохшего дерева или старого пня легко сковырнуть немного коры. Под ней ты увидишь, как по своим делам спешит множество шустрых членистоногих: сороконожки, пауки, мелкие насекомые — жучки или муравьи. На стволе под корой виднеется узор из дорожек, проделанный вредителями.

Прислушайся к шишкам! В тихий безветренный день, когда зима уже на исходе, Майя слушает, как пощелкивают сосновые шишки. Их семена созрели и теперь выскакивают наружу. Благодаря маленькому крылышку семечко сосны отлетает в сторону и приземляется там, где есть место для нового дерева.

Откуда берутся шишки? И у сосны, и у ели есть женские и мужские шишки. Пыльца с желтой мужской шишки попадает на красную женскую; она растет и постепенно зеленеет. Потом шишка становится коричневой: семенам пора отправляться в путь. Еловые шишки созревают в течение года. А вот шишкам сосны одного года мало — им нужно целых два.

Как птицы выводят птенцов

Почему поют птицы? «Какие прекрасные звуки!» — подумала Майя, услышав пение птиц. На самом деле пение для самца — это брачные позывные, способ привлечь внимание самки. Так он приманивает ее на свою территорию.

Когда самец встречает самку, они спариваются и строят гнездо. При этом самец продолжает петь, чтобы предупредить остальных: вам здесь не место! А когда птенцы вылупляются из яиц, самец замолкает: нельзя привлекать к гнезду других животных, это опасно для малышей. Маленькие птицы сидят на яйцах около трех недель. Сначала самец приносит пищу самке, а потом — вылупившимся из яиц птенцам. А их необходимо кормить несколько раз в течение часа.

Птицу подстерегает много опасностей — она может стать жертвой хищника или погибнуть от непогоды, голода и болезней. Продолжительность жизни маленьких птичек — малиновки, синицы, воробья, лазоревки — от одного года до трех лет. Чем крупнее птица, тем дольше она живет.

Спящие птицы не падают с дерева. Засыпая, птица не падает с дерева, потому что мышцы ее ног сокращаются, сухожилия натягиваются и когти сжимаются. Во время сна птица не может выпрямить ноги, поэтому когти не выпускают опору. Просыпаясь, она приподнимает тело, сухожилия расслабляются, и замОк «расщелкивается».

Читайте также:  Самый красивый по природе город в россии

Когда наблюдать за лягушками

Как появляются лягушки. Весна — время лягушек. В апреле их кваканье раздается из канав и болот. Самец прыгает самке на спину и крепко цепляется за нее. Другие самцы пытаются его столкнуть.

Яйца оплодотворяются сразу, как только самка откладывает их в воду. Каждое яйцо помещается в оболочку из желе, которая распухает, придавая яйцам шаровидную форму. Через несколько дней в центре яйца появляется черная точка. Это зародыш будущего лягушонка.

Спустя три недели в воде начинают шнырять головастики с жабрами на шее. Они быстро растут, жабры у них исчезают: появляются легкие, потом задние лапы, а следом за ними — передние; и на тех и на других есть перепонки. Вскоре хвост у головастиков отмирает, и они превращаются в маленьких лягушат, которые перебираются из воды на сушу.

Что едят лягушки. Маленькие головастики объедают молодые водоросли. Повзрослев, они переходят на растения и останки мертвых животных. Лягушки любят насекомых, червей, а на мух охотятся при помощи своего длинного липкого языка.

Как сделать инкубатор для головастиков. Положи немного лягушачьей икры в большую стеклянную банку. Налей туда воды из водоема, где была икра, добавь песка и растений. Не забывай менять воду!

Головастики быстро растут, их надо выпустить на волю, когда у них начнут появляться лапки.

Как пчелы делают мед

Каких только цветов не бывает на свете! Они сразу привлекают наше внимание, хотя мы цветам безразличны. Их цель — приманить насекомых. Насекомые перелетают с цветка на цветок. Пыльца застревает на их чешуйчатых тельцах и попадает на другие цветки — так растения размножаются.

Цветы приманивают растения цветочным соком — нектаром. Говорят, что пчелы приносят мед. На самом деле это не так. Пчелы делают мед из нектара, который перерабатывают у себя в желудке — но только в особом, предназначенном исключительно для этого. Из желудка мед попадает в соты, куда его аккуратно складывают другие пчелы. Звучит неаппетитно, думает Майя, но вообще мед полезный и вкусный!

Пчела счищает крупинки пыльцы со своего тельца и, добавляя немного нектара, скатывает их в комок, который затем помещает в корзину для пыльцы между волосками у задних лап. Если понаблюдать за пчелой, можно увидеть, как она это делает.

Весной пчелу больше всего привлекают мать-и-мачеха, верба и, конечно, все фруктовые деревья.

В это время года у Майи всегда насморк — это аллергия на цветение. Многие люди очень чувствительны к пыльце, у них начинается сыпь, а иногда даже экзема и астма.

Как растения пьют воду

Чтобы распустились листья на сломанной ветке, ее надо поставить в воду. Цветам и деревьям требуется много воды. Жарким летом средней величины береза потребляет от 400 до 600 литров в день. Но как же вода добирается из корней до самой верхушки дерева? В каждом листочке есть крошечные отверстия, через которые испаряется влага. По стволу и ветвям вода достигает листвы, чтобы восполнить испарившийся запас жидкости; для этого от корней до кончиков листьев внутри дерева тянутся непрерывные каналы. Хотя все равно никто не знает наверняка, почему вода идет снизу вверх!

Опыт с кувшинкой. Возьми лист кувшинки с ножкой. Положи его в воду и подуй через ножку, как показано на рисунке. Воздух будет подниматься наверх и выходить через крошечные отверстия на поверхности листа (ты заметишь это по пузырькам). Так по растению проходит и влага, распространяясь внутри него по тончайшим трубочкам.

Опыт с тюльпаном. Поставь белый тюльпан в банку с водой и добавь туда немного зеленого пищевого красителя. Через пару часов на цветке покажутся зеленоватые прожилки. Вода из банки поднимается вверх, к цветку.

Опыт с березой. Оберни ветку березы пакетом и замотай веревкой. Вскоре изнутри на пакете появятся капельки воды. Это и есть та самая влага, которая испаряется через маленькие отверстия в листьях.

Источник

«Научите ребенка наблюдать»

Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Формировать умения видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. «Голоса природы звучат для тех, кто вступает в нее с открытым сердцем» писал Николай Рерих.

Вовремя прогулке с малышом научите ребенка обращать внимание на мелочи в окружающем его мире. Наблюдая с вами за полетом птиц или за вальяжной кошкой, которая нежится на солнышке, за воробьями, которые купаются в луже, ребенок видит удивительный мир полный вопросов и ответов. Не бойтесь детских вопросов ведь ребенку не нужны глубокие научные факты, ответе ему на вопрос то, что вы знаете, а затем предложите найти ответ на этот вопрос вместе. Так вы развиваете в ребенке познавательный интерес. Побудите его сделать вывод, и вы увидите перед собой интересного собеседника. Детские впечатления с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

Читайте также:  Восточная африка дикая природа

В детском саду проводятся наблюдения за природой. Они происходят регулярно и как правило тему наблюдение дает сам педагог. Задачей современной педагогике научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Предлагать самому тему наблюдения, подходя к педагогу с готовым вопросом.

В нашем детском саду, дети не только играют, трудятся, но учатся сами наблюдать за происходящим вокруг. Вопрос задает один ребенок, а вот поиском ответов занимаются все дети. Вот тут вам и развитие мышления, наблюдательности, развитие диалоговой речи, умение сотрудничать, слушать товарища, развитие любознательности, развивается познавательный интерес, и т.д.

Так вовремя прогулке дети нашли стрекозу, спящую на траве. Ну и что скажете вы. Надо отметить, что прогулка происходила осенним морозным днем, солнце еще не поднялось, и не прогрело землю. А теперь представьте, детей играющих в подвижную игру, и в друг игра прерывается. Дети находят случайно стрекозу, вопросов у детей было много. Почему она на траве? Почему не улетает? Оставшуюся половину прогулки дети интересовались стрекозой, занимались поиском ответов на свои вопросы. Стрекозу решили посадить на куст, крылья высохли, и она улетела, дети пришли в восторг.

Интересные наблюдения могут перерасти в проекты и тут на помощь малышам приходят родители и педагоги.

Наблюдение можно провести по структуре:

1. Обратите внимание ребенка на наблюдаемый объект (птица воробей);

2. Рассмотрите птицу детально если это возможно;

3. Побудите ребенка задать вопрос (Что он делает? Чем занят? Почему так происходит? и т.д.);

4. Сообщите ему интересные факто о птице;

5. Побудите ребенка к поиску интересных фактов о птице (А как ты думаешь?).

Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, но для этого он должен видеть ваш интерес наблюдаемому объекту.

В сердце каждого ребенка наполнено особым светом к удивительному миру природы, звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет его смотреть, слушать, думать.

Так задача педагогов и родителей научить наблюдать за происходящим, а для этого самим нужно замечать интересный загадочный мир природы.

1. Высказывания о природе. — Мои статьи — Каталог статей green-planeta.ucoz.net›publ…o _ prirode/1-1-0-11

2. Как знакомить дошкольников с природой. / Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др.; Сост. Каменева Л.А.; Под ред. П.Г. Саморуковой.

3. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд

Источник

Учимся наблюдать в природе детский сад

Автор: Кладова Татьяна Геннадьевна

Организация: МДОУ детский сад №35 «Звездочка»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Чтоб лес открыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: смотри, молчи

И примечай. И слушай

(«Ключи от леса». И.Свобода)

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает, с поля, леса, луга. Для этого показываем ему обаяние родной природы, необъятность равнин и лугов, ширь полей, задумчивую прелесть лесов, красавицу березку.

Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Тогда они не станут ломать деревья, ветки, не будут топтать траву и цветы, мучить и убивать живое, разорять гнезда. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Долг педагога – научить детей видеть это прекрасное, замечать его. Ведь способность видеть и слышать окружающую природу не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа, по глубоком убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой.

В детском саду ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире природы, получает элементарные представления о ней, ему доступно рассказывают о простейших связях между явлениями природы. Все это происходит в процессе наблюдений и практических занятий. В нашем детском

саду в течение всего года уделяется большое внимание работе по ознакомлению детей с природой по программе экологического воспитания С.Н. Николаевой. Тем более, что детский сад хорошо озеленен, летом много цветов, на групповых участках небольшие огороды, аптекарский уголок. В старшей группе есть «уголок лесовичка». У детей богатые возможности наблюдать окружающее.

Детей знакомят с полотнами таких художников как Шишкин, Левитан, Васильев, Куинджи, где дети видят красоту родной природы. Затем детей знакомят с рассказами певцов родной природы Н.Сладкова « В лесу и на реке», «Птица Чечевица», Г.Скребицкого «Лесной уголок», Е. Чарушина «В лесу», Е.Суворовой «Птичьи заботы», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», В.Бианки «Лесные домишки» и т.д.

«Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан,

И ее золотистые косы,

Читайте также:  Размышления о природе зимы

И холщовый ее сарафан»

В детском саду проходят наблюдения за природой на прогулках и эти наблюдения педагог оживляет пословицами, поговорками, загадками, сказками о природе – всем, что народ создавал веками. И тогда эти впечатления еще глубже западут в память ребенка.

«Руби дерево крепкое, гнилое само упадет»

«Лес и вода – родные брат и сестра»

«С этих шариков пушистых, Полетят парашютисты» (Одуванчик)

«Подмигнет тебе украдкой из травы фонарик сладкий» (Земляника)

А еще,конечно, экологические игры. Это и различие деревьев по форме листьев, и подвижные «Раз..два..три! Беги!», где нужно найти дерево, которое называет ведущий, игры-пантомимы: дети с помощью мимики и пантомимики изображают жизнь солнечного луга , хороводы , сюжетно-ролевые и ролевые игры «Юные спасатели», «Лесное путешествие» «В гостях у жителей Подводного царства», викторины и конкурсы. Специалистам детского сада совместно с воспитателями проводятся праздники и развлечения «Веселое путешествие в природу», «В гости к Бередею» «Праздник осени», «Праздник весны», КВН и т.д.

В группах на каждый год запланированы совместные детско-родительские проекты по экологичекому воспитанию для разных возрастных групп:

«Разработка экологических знаков», «У нас на огороде», «Красная книга», «Экологические сказки» и соответственно каждый групповой проект дополняется материалом специалистов. ,

Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе. На прогулках они наблюдаются за небом – пасмурным, нахмурившимся, нависшими над землей тучами, то голубым, безоблачным, высоким. А уж в форме облаков ребята отыщут все – от цветка до чудовища. Обращаем внимание детей на том, как неслышно падают на землю разноцветные листья. Листопад – это как красивый дождь. А когда листья подсохнут, можно побегать и послушать как они шуршат. Собираем удивительную коллекцию — гербарий и делаем поделки из листьев. С наступлением холодов воспитатели организовывают наблюдения за посетителями кормушки, которые дети делали совместно с родителями. Весенние прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся жизни. Ребенку следует не спеша показать гармонию пробуждения природы: капель с крыш, сосульки, набухание почек на деревьях и кусах, первые проталины.

Весной дети видели, как родители и воспитатели на участке сажали цветы, деревья, делали гряды, клумбы. Старались им помогать. Теперь они любуются участком, гордятся тем, что тоже вложили в него немого труда, и берегут насаждения. Воспитатели учат детей беречь не только то, что они вырастили, но и созданное самой природой. На лужайке предлагаем детям издали посмотреть, везде ли одинаков цвет зелени. Присмотревшись, дети видят, что на солнце зелень светлая, яркая, в тени – темная. И вдруг кто-то из детей увидел паутину. Паутина была затейливо соткана, что никто из обступивших ее детей не решался порвать. Она напоминала ажурные кружева.

В один из дней на территории нашли небольшой муравейник. Муравьи усердно трудились. Детям рассказали о пользе, которую приносят эти санитары леса. Ребята стали наблюдать за муравьями, где бы их не встретили.

Много увлекательного приносят теплые солнечные дни детям. Наши дети делают игрушки из шишек, коры деревьев, сучков, орехов, желудей.

Воспитатели проводят с детьми опыта, развивая у детей наблюдательность и любознательность, которые показывают ребенку свойства предметов, устанавливающие связи и отношения между этими свойствами, объясняющие причину отдельных явлений. При этом предлагают ребенку подумать, сделать заключение из наблюдаемого.

Так от занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии дети познают природу, тянутся к ней.

Если воспитатель заинтересует детей, если сам не останется равнодушным к природе, то у них надолго остаются впечатления о наблюдаемом. Они делятся ими между собой, с воспитателями и родителями.

Елизавета Николаевна Водовозова – ученица К.Д. Ушинского большое место отводила природе в сенсорном воспитании ребенка. Она считала, что наилучший материал для развития органов чувств поставляет окружающая жизнь, в том числе природа. Знакомясь с жизнью, с природой, ребенок учится подмечать свойства предметов, и на том развиваются его органы чувств. Она учила прислушиваться к пению птиц, шуму ветра, лаю собаки, учила любоваться цветом моря, озера, красками заката, в вещах, материалах и предметах отыскивать их свойства. Е.Н. Водовозова первая в русской дошкольной педагогике определила круг явлений и предметов природы, с которым следует познакомить ребенка, и познакомить, прежде всего, НАБЛЮДАЯ.

Таким образом, интересные наблюдения, экскурсии, прогулки, работа на огороде и в саду, игры воздухе, сбор коллекций –это увлекательный отдых для ребят. Научить ребенка видеть, понимать и любить мир прекрасного – трудная, но очень важная задача. Первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентировать в окружающей действительности, понимать ее, а главное – положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя»

Список используемое литературы:

Л.И. Грехова «В союзе с природой» , 2003 г., Москва-Ставрополь

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» — М.: Просвещение, 2002 г

Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации»// Дошкольное воспитание. 1998.№7.с.18-20

Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников// Дошкольное воспитание.2000 №7 с.58-63

Источник