Урок человек и природа зимой



Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Черняева Ирина Михайловна

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел «Сезонные изменения в природе».

Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характерных изменениях в природе зимой, формировать умение выделять признаки зимы, активизировать словарь по теме «Зима».

Познавательные БУД: учить ориентироваться в своей системе знаний, развивать внимание,мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром.

Коммуникативные БУД: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы, слушать и понимать речь других.

Регулятивные БУД: развивать умение работать по предложенному учителю плану, формировать умение работать в группе, умение выслушивать мнение других.

Личностные БУД: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности.

Материал к уроку подбирался с учетом познавательных интересов учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_izmeneniya_v_prirode_zimoy.docx 23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зима. Изменения в природе зимой.

Цель: уточнить и закрепить представления обучающихся о характерных изменениях в природе зимой, формировать умение выделять признаки зимы, активизировать словарь по теме «Зима».

Учить ориентироваться в своей системе знаний, развивать внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром

Развивать умение оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, слушать и понимать речь других

Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение работать по предложенному учителем плану. Формировать умение работать в группе, умение выслушивать мнение других. Выполнять самооценку успешности учебной деятельности.

Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности;

Прозвенел в коридоре звонок.

Он зовет нас, друзья на урок.

Поприветствуем наших гостей

И за парты садимся скорей.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

Мы закончили изучение раздела «Растения». Сегодня перейдем к изучению другой темы, но сначала я хочу проверить, как вы запомнили пройденный материал. Сейчас мы с вами проведем игру «Да — нет». Если вы согласны с моим утверждением, вы показываете зеленый кружочек, если нет, то красный.

  1. Деревья бывают лиственные и хвойные.
  2. Береза, дуб, липа – это хвойные деревья.
  3. На огородах люди выращивают овощи, в садах — плодовые деревья и кустарники.
  4. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.
  5. В лиственных лесах растут хвойные и лиственные деревья.
  6. Растения, которые вырастают сами, не требуют ухода, называются дикорастущими.
  7. Растения, которые обладают лекарственными свойствами, называются культурными.

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны разгадать зашифрованные слова. У каждого из вас есть карточки с таблицами. Под таблицами есть цифры. Вместо цифр вы должны поставить буквы и у вас получится слово. Прочитайте, какие слова у вас получились. (снег, снегопад, мороз, санки, метель, сугроб, лыжи, снеговик, лёд, вьюга)

Как можно одним словом назвать эти слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема нашего урока: «Зима. Изменения в природе.»

Цель нашего урока – познакомиться с признаками зимы в природе, повторим названия зимних месяцев и в конце урока составим рассказ о зиме.

3. Работа над новым материалом.

После какого времени года наступает зима?

— По каким признакам мы почувствовали наступление зимы? Какие изменения происходят в природе зимой?

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима?

Давайте вспомним названия зимних месяцев. В каком месяце наступает зима? Назовите второй зимний месяц, последний месяц зимы.

Чтобы лучше запомнить порядок наступления зимних месяцев, мы с вами поиграем. Игра называется «До – между – за».

  1. Какой месяц до января? (декабрь)
  2. Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
  3. Какой месяц до февраля? (январь)
  4. Какой месяц между январем и мартом? (февраль)
  5. Какой месяц за январем? (февраль)
  6. Какой месяц за ноябрем? (декабрь)

Чтобы закрепить названия зимних месяцев, выполним еще одно задание: названия каких зимних месяцев пропущены в предложениях.

  1. ….. – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.
  2. …. – год заканчивает, зиму начинает.
  3. …. – году начало, зиме середина.

Сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем. У вас есть карточка с названием месяца. Вы должны выстроится в ряд, и каждый месяц должен найти своё место.

— Зимние месяцы покружитесь на месте.

— Осенние месяцы попрыгайте на одной ножке.

— Весенние месяцы потопайте ножками.

— Летние месяцы попрыгайте, как зайчики.

Работа по карточкам: Исправь ошибки в предложениях».

Закончилась весна и наступила зима. Зимой солнце светит мало и не греет. Дни стали длинными, а ночи короткими. Часто идёт дождь. Это явление называется снегопад. Бушуют вьюги и метели. Реки покрыты инеем. Зимой стоят жаркие дни. Люди надели зимнюю одежду.

Составление рассказа по схемам – картинкам.

Итог урока. Рефлексия

— О каком времени года мы сегодня говорили?

– Назовите зимние месяцы.

– Чем вам нравится зима?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

— Мы сейчас узнаем, с каким настроением вы заканчиваете урок. Перед вами лежат шаблоны птиц. Какие это птицы?

-Прикрепите к кормушке снегирей те, у кого хорошее настроение и синичек те, кому было сегодня скучно на уроке.

-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.

Домашнее задание: найти загадки о зиме.

Спасибо за урок!

  1. Деревья бывают лиственные и хвойные.
  2. Береза, дуб, липа – это хвойные деревья.
  3. На огородах люди выращивают овощи, в садах — плодовые деревья и кустарники.
  4. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.
  5. В лиственных лесах растут хвойные и лиственные деревья.
  6. Растения, которые вырастают сами, не требуют ухода, называются дикорастущими.
  7. Растения, которые обладают лекарственными свойствами, называются культурными.

Игра называется «До – между – за».

  1. Какой месяц до января? (декабрь)
  2. Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
  3. Какой месяц до февраля? (январь)
  4. Какой месяц между январем и мартом? (февраль)
  5. Какой месяц за январем? (февраль)
  6. Какой месяц за ноябрем? (декабрь)
  1. Учиться отличать и называть признаки ……………. .
  2. Повторить названия …………………. месяцев.

3. Учиться составлять рассказ о …………………. .

  1. Учиться отличать и называть признаки ……………. .
  2. Повторить названия …………………. месяцев.

3. Учиться составлять рассказ о …………………. .

  1. Учиться отличать и называть признаки ……………. .
  2. Повторить названия …………………. месяцев.

3. Учиться составлять рассказ о …………………. .

  1. Учиться отличать и называть признаки ……………. .
  2. Повторить названия …………………. месяцев.

3. Учиться составлять рассказ о …………………. .

  1. Учиться отличать и называть признаки ……………. .
  2. Повторить названия …………………. месяцев.
  3. Учиться составлять рассказ о …………………. .

1. ….. ……..….. – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.

2. ….. ………….. – год заканчивает, зиму начинает.

3………………… – году начало, зиме середина.

1. ….. ……..….. – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.

2. ….. ………….. – год заканчивает, зиму начинает.

3………………… – году начало, зиме середина.

1. ….. ……..….. – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.

2. ….. ………….. – год заканчивает, зиму начинает.

3………………… – году начало, зиме середина.

1. ….. ……..….. – месяц снегопадов, злых метелей и первого тёплого солнца.

2. ….. ………….. – год заканчивает, зиму начинает.

3………………… – году начало, зиме середина.

Закончилась весна и наступила зима. Зимой солнце светит редко и не греет. Дни стали длинными, а ночи короткими. Часто идёт дождь. Это явление называется снегопад. Бушуют метели. Реки покрыты инеем. Зимой стоят жаркие дни. Люди надели летнюю одежду.

Закончилась весна и наступила зима. Зимой солнце светит редко и не греет. Дни стали длинными, а ночи короткими. Часто идёт дождь. Это явление называется снегопад. Бушуют метели. Реки покрыты инеем. Зимой стоят жаркие дни. Люди надели летнюю одежду.

Закончилась весна и наступила зима. Зимой солнце светит редко и не греет. Дни стали длинными, а ночи короткими. Часто идёт дождь. Это явление называется снегопад. Бушуют метели. Реки покрыты инеем. Зимой стоят жаркие дни. Люди надели летнюю одежду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида «Деревья и кустарники»

Даныый урок был разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б».

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида «Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога».

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида, 3 класс

Конспект урока письма и развития речи КВН в коррекционной школе VIII вида, 3 класс.

Конспект урока по трудовому обучению для 3 класса школы VIII вида

Данный конспект будет полезен для педагогов, рааботающих в коррекционных школах.

Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе школы VIII вида «Изготовление по образцу цветка из пластилина и плодов ясен».

конспект урока по трудовому обучению.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот.

Источник

Зимние явления в природе, 1 класс. Обобщающий урок

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
2.1 Игра «Четвертый лишний»

— дерево, дом, камни, подснежник;
— береза, ромашка, ветер, бабочка;
— клест, снегирь, скворец, воробей;
— медведь, еж, лиса, барсук;
— январь, ноябрь, декабрь, февраль.

2.2 Задание «Зимние слова». (Прием «Мозговой штурм»)
Учащиеся подбирают слова по заданной теме.

2.3 Постановка темы и задач урока.
— Тема нашего урока: «Зимние явления в природе»
Сегодня последний день зимы. За окном высокие сугробы, морозно. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие, чтобы повторить, что происходило зимой в природе, как зима изменила жизнь природы и людей. Мы совершим поездку на снегоходе, будем останавливаться на станциях и выполнять задания.
Станции «Зимние месяцы», «Неживая природа», «В лесу зимой», «День рождения зимой», «Чародейка Зима».

2.4 Физкультминутка. Игра «Веришь ли ты, что. »
Перед дорогой нужно согреться. Если вы верите, то хлопаете в ладоши, если не верите, то топаете.
Верите ли вы, что
— ёж выходит из своей норы не на долгое время, походит, побродит и обратно в норку досыпать свое время; (да)
— образуются снежинки из пара, испарившегося с поверхности земли; (да)
— раньше верили, что маленькие снеговики — это ангелы, которым можно доверить свою мечту; (да)
— все снежинки похожи друг на друга; (нет)
— снежинки способны петь; (да, касаясь воды, замерзшие кристаллики издают звук)

— снегири прилетают к нам с севера; (нет, птицы ведут оседлый образ жизни, но летом им чаще всего хватает пищи в лесах)
— заяц — хитрый, он старательно маскирует следы от хищников; (да)
— клюв у клеста идеально приспособлен для изъятия семян из шишек; (да)
— все клеста ведут ночной образ жизни; (нет, у птиц дневной образ жизни)
— зимой птицы переселяются ближе к жилью человека; (да)

III. Этап закрепления знаний и способов действий
3.1 Станция «Зимние месяцы». (Работа в парах.)
Нужно прочитать пословицы, подчеркнуть название зимних месяцев и расположить пословицы в порядке смены месяцев в году.
Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.
В феврале два друга: метель да вьюга.
В январе растет день – растет и холод.
Дополнительный материал: пословицы о зимних месяцах.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Декабрь спросит, что летом припасено.
С января солнце на лето поворачивает, а зима – на мороз.
Январь – году начало, зиме – середина.
Месяц январь – зимы государь.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль землю студит. Вьюги да метели в феврале налетели.

3.2 Станция «Неживая природа». (Работа с учебным пособием.)
— Рассмотрите в учебном пособии три зимних пейзажа и расскажите, какие изменения произошли в неживой природе в зимние месяцы. Как изменяются высота Солнца, осадки, почва, водоемы зимой? Чем важен снеговой покров на земле для животных?

Смотрите, за окном изменился пейзаж. Сколько снега! Посчитайте количество светлых и темных слоев снега. Почему они чередуются? О чем могут «рассказать» обломки веточек, крылатые семена в слоях снега? (Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию рисунков.)

3.3 Станция «В лесу зимой». (Работа в группах.)
Задание «Исследователи».
В группах учащиеся читают информацию о ели и рябине. Тексты для чтения.

Рябина
Рябина — это очень красивое дерево. У неё ярко-красные небольшие плоды, собраны в гроздья, и ажурные листья. Ягоды рябины очень полезны. Человек употребляет их в пищу. Плоды рябины богаты витаминами. Зимой плоды рябины являются кормом для птиц. Даже бурый мишка любит полакомиться ягодками рябины. Вот как много пользы приносит такое небольшое деревце.

Ель
Зимой ель служит для многих лесных животным и домом и столовой. Еловые шишки самое лучшее лакомство для белки, мыши, птиц. Клест, благодаря своему изогнутому в разные стороны клюву легко раскрывает шишки. Дятел зимой может отыскать себе пропитание под корой ели — различных спящих личинок и насекомых. Заяц может спрятаться под пушистыми ветками ели и переждать под ними опасность или сильные холода.

Почему рябину и ель называют природными кладовыми?
Учащиеся рассматривают и сравнивают рисунки шишек в учебном пособии, выясняют, как по шишкам узнать, какие животные питались семенами. Каким животным по вкусу еловые семена?
Каждой группе нужно определить, используя эти знания, кто ел шишку, принесенную из леса. Обосновать свой ответ.

3.4 Физкультминутка. Игра «Дикие животные»
Учитель называет животных. Если они ведут зимой активный образ жизни, значит, учащиеся имитируют их движения. Если животные находятся в спячке, значит, учащиеся имитируют сон.
Слова для предъявления: волк, лиса, медведь, еж, косуля, лось, дятел, клест, белка, мышь, уж, ящерица, лягушка, синица, бабочка.

3.5 Станция «День рождения зимой»
Мы продолжаем путешествие. Оказывается, мы оказались на празднике. У кого у зверей день рождения зимой? Отгадайте загадки, рассмотрите рисунки в учебном пособии, скажите, каким малышам мороз и холод не страшен.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Любит раков и лягушек,
Даже маленьких пичужек.
Ночной лентяй неисправим.
Как все зовут его? . (Налим)

Учащиеся соотносят рисунки с названиями животных. (Белка, медведь, налим)
У кого из зверей день рождения всегда зимой? Какая птица зимой вьет гнездо? Какая рыба зимой икру мечет?

3.6 Станция «Чародейка Зима». (Работа в рабочей тетради.)
— В рабочей тетради рассмотрите внимательно рисунки. Какие приметы зимы вы видите? Обозначьте их знаком «+». Взаимопроверка выполнения задания.

IV. Этап подведения итогов
Наше зимнее путешествие закончилось. Завтра в гости к нам придет весна.
Игровое задание «Да-нет», которое поможет проверить ваши знания. С помощью снежинки и зеленого листочка вы должны выбрать зимние и весенние явления в природе:
— снежные узоры на окнах;
— скворец поет песню;
— деревья стоят в снегу;
— дети катаются на льду;
— высокие сугробы;
— ежик спит в норке;
— у деревьев набухают почки;
— у клеста вывелись птенцы;
— появились подснежники;
— люди надели теплые куртки и шапки;
— дни длинные, а ночи короткие;
— у деревьев началось сокодвижение.

V. Этап рефлексии
Закончилась зима. Какая она была для вас? Опишите ее одним словом. (Белоснежная, бесснежная, крепкая, морозная, лютая, мягкая, пуховая, туманная, серебряная, седая, ледяная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.)

Источник

Урок по предмету Мир природы и человека на тему «Зима» (1 класс уо)

Цели: образовательные : . закрепление умений различать   и называть признаки времени года- зима.

коррекционно-развивающие : корригировать связную речь, способствовать обогащению и уточнению словаря;   развивать словесную систему мышления. Корригировать   память, наблюдательность, внимание, развивать воображение, логическое мышление, корригировать мыслительные    операции (анализ, синтез, классификацию);

воспитательные : воспитывать у учащихся активность в процессе учебной   деятельности,   мотивацию к обучению

Оборудование:

Карточки с изображением предметов, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися, компьютер.

Ход урока.

Этапы урока

Цель этапа

время

Деятельность педагога

Деятельность уч-ся

Критерии оценивания

БУД

1.Орг.момент Цель: доброжелательная обстановка на уроке, развитие положительного психологического настроя у детей, повторение правил поведения ученика на уроке.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Цель: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока( от признаков осени к признакам зимы)

Организованное построениеучащихся у парт

Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать  
Надо руку поднимать!

А на место сядет тот, кто назовет один признак осени(повторяться нельзя)

Учитель : вот мы и попрощались с осенью, закончились темы про осень,закончилась и сама осень…

Строятся возле парт, слушают учителя, улыбаются друг другу.

Называют один признак осени, усаживаются на место

Умение подчинятся общим требованиям, улыбнутся соседям, слушать слова педагога.

Умение называть признаки осени, не повторяться за одноклассниками

Формирование положительного отношения к окружающей действительности

Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

3. Сообщение темы и целей урока

Цель: нацелить учащихся на активную работу и усвоение знаний о зиме, мотивация

Учитель: На предыдущих уроках мы изучили признаки осени, а сегодня нас ждет в гости новая хозяйка, а кто –угадайте:

Всех других она белей
И намного холодней.
После осени приходит
Вокруг ёлок хороводит.
То сурова, то нежна
Снежная царит … (зима)

Ребята, урок у нас необычный. Мы сегодня не просто ученики, мы маленькие помощники Зимушки — зимы.

Сюрпризный момент:

Снежинка залетела к нам в класс.

Но эта не простая снежинка. На ней   задание. Его прислала нам Зимушка – зима

У него морковка-нос,
Он стоит будто примерз.
Он не мал и не велик,
Лучший друг наш. (Снеговик). Мы будем   собирать   снеговика. За каждое правильно выполненное задание нам разрешать положить ком снега. Если мы сегодня правильно запомним признаки   и приметы зимы, и ответим на все вопросы-снеговик будет построен и мы получим подарки от Зимушки-Зимы на Новый год(а от учителя смайлики за хорошую работу).

Слушают внимательно учителя, отгадывают загадку, усваивают цели урока.

Слушают внимательно учителя, отгадывают загадку, усваивают цели урока.

Умение отгадывать загадки, слушать учителя внимательно, усваивать цели урока

Умение отгадывать загадки, слушать учителя внимательно

Подготовка к коммуникативному взаимодействию с другими учащимися

  • Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

3.Основная часть

Цель: усвоение новых знаний(признаков зимы)

4. Первичное закрепление под руководством учителя

Цель : закрепить признаки зимы с помощью д/игры «Выбери нужное»

5.Контроль результатов первичного запоминания.Дидактическая игра «Кто внимательнее?»

Цель: уровень усвоения и запоминания

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Послушай рассказ со страницы 21 учебника.

-О каком времени года говорится в рассказе?

-Подумай, почему зимой холодно?

Обучающее видео (Признаки зимы)

-что изображено на рисунке в рабочей тетради?

Объясните, что такое снегопад? В какое время года может быть снегопад? Нарисуй снегопад в рабочей тетради.

Молодцы, выполнили первое задание Зимушки-зимы, можно поставить первый ком снеговика (прикрепляет на доску 1 ком)

На доске картинки из разных времен года и некоторые из них не подходят к зиме(в задании выбрать только нужные,остальные снять.)

Послушай и назови признаки, которые не относятся к зиме (учитель читает вслух перечень признаков,дети хлопают и говорят да,когда признак зимний и топают,когда признак не зимний)

— В снежки с друзьями играем? — хлоп-хлоп

— А, может, грибы собираем? — топ-топ

— На санках с гор катаемся?

— А в речке мы купаемся?

— Лыжи будем доставать?

— А кораблики пускать?

— На каток несем коньки?

— И плетем в лесу венки?

— И спелую землянику собираем?

— Зима – отличная пора?

— Отвечайте громко «да!»

Молодцы, выполнили второе задание Зимушки-зимы, можно поставить второй ком снеговика (прикрепляет на доску 2 ком)

Источник

Урок окружающего мира "Зима"

Цель – систематизировать знания детей по теме «Зима».

Задачи:

  1. Формировать систему знаний о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.
  2. Подвести итоги изучения темы «Зима»
  3. Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.
  4. Воспитывать у детей любовь к природе.
  5. Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.
  6. Расширять словарный запас учащихся.
  7. Развивать внимание, речь, наблюдательность детей, их фантазию и любознательность.
  8. Осуществлять взаимосвязь предметов: окр. мира, чтения и др.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Начало урока. Повторение.

Что мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природу)

Чтобы изучать природу, что надо уметь делать? (Наблюдать)

Что значит наблюдать? Наблюдать — это значит, внимательно изучать что–либо.

На уроках окружающего мира мы наблюдаем за природой.

Что такое природа? Природа – все существующее на земле, но не созданное, как правило, руками человека.

На какие части можно разделить природу?

Приведите примеры неживой природы.

Что составляет живую природу?

III. Объявление темы урока. Обобщение наблюдений за погодой.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…

Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме.

Ученики получают карточки.

Мы с вами говорили о том, что существует 2 срока наступления зимы: календарный и фенологический.

Когда наступает зима по календарю? (1 декабря)

Назовите зимние месяцы.

Вспомните, сколько дней в каждом месяце. (Декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28(29))

Какой день самый короткий зимой, а ночь длинная? (22 декабря)

IV. Фенологические признаки наступления зимы.

Давайте вспомним, какие признаки наступления зимы мы знаем.

Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

  1. Оттепель – незначительное потепление в течение небольшого времени.
  2. Поземка – низовая метель.
  3. х
  4. Узор – разводы замерзшей воды на окнах, обычно после оттепели.
  5. Гололед – покрытие дорог льдом.
  6. Сосулька – У нас под крышей белый гвоздь висит.
  7. Лед – твердое состояние воды.
  8. Буран – сильнейший ветер со снегопадом.
  9. Снег – Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит, при солнце, при месяце серебром горит.
  10. Иней – на деревьях и на крышах – налет из снега и льда поздней осенью и ранней весной.
  11. Метель – сильный ветер со снегом, снег поднимается с земли.

Какое слово получилось?

Сделаем вывод: похолодание – основной признак наступления зимы. В связи с похолоданием происходят изменения в живой и неживой природе.

ОТВЕТЫ ПО КАРТОЧКЕ №1.

  • Назовите главный признак наступления зимы.
  • Как изменилась зимой река? Почему?
  • Почему зимой чаще идет снег, а не дождь?
  • В какую погоду легче всего лепить снеговика?

V. Растения зимой.

Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги, бураны, все дети ждут наступления этого времени года и говорят ласково:

Здравствуй, гостья – зима!
Зимушка – зима!

Почему все дети ее любят?

А вот, что приносит зима растениям, животным, птицам, об этом мы сейчас поговорим.

Как изменился вид леса зимой по сравнению с осенью?

Что мы узнали о том, как зимуют лиственные растения? (Со спящими почками)

РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТКИ С ПОЧКАМИ.

Когда проснутся почки? (Весной)

Кто их разбудит? (Влага и солнце)

Почему они не замерзают зимой?

Как зимуют хвойные растения?

А что мы знаем о травянистых растениях?

Как они живут под снегом?

Почему они не замерзают?

Сделаем вывод: разные растения приспосабливаются к зимним холодам по-разному.

Отгадайте загадку, о каких растениях она написана:

Зимой и летом одним цветом.
(Хвойные и комнатные растения)

Перечислите, знакомые вам, хвойные растения. (Ель, сосна, пихта, лиственница).

Какое растение зимует без хвои? (Лиственница)

Почему комнатные растения не сбрасывают на зиму листья?

Почему они всегда зеленые и даже цветут зимой?

Назови комнатные растения, которые есть в нашем классе.

VI. Птицы и насекомые зимой.

Мы с вами знаем, что в природе все связано, если изменяется что-то одно, то сразу же меняется еще что-то.

В связи с тем, что наступило похолодание, изменилась жизнь птиц. Почему?

Что это? ПОКАЗ КОРМУШКИ.

Для чего она нужна?

А сейчас я вам прочитаю рассказ о своей кормушке, а вы отгадаете, какие птицы прилетали ко мне в гости (изображение каждой названной птицы помещаю в кормушку):

ГОСТИ НА КОРМУШКЕ.

  1. Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесила небольшие кусочки сала и стала наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшена.
    Кто это? (Воробьи).
  2. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шнурке, на котором висели кусочки сала.
    Кто это? (Синицы).
  3. Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова были у них черно-синими, а на крыльях – белые полоски. После их посещения, ягод на ветке не осталось.
    Кто это? (Снегири).
  4. После всех к корму подлетели две крупные, почти черные птицы, которые своими крупными любопытными глазками оглядели все вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком «гал-гал» улетели на крышу соседнего дома. Кто это?

Как, одним словом, называются эти птицы? (Зимующие).

  • Чем питаются зимующие птицы?
  • Где ты видел этих птиц?
  • Чем они были заняты?
  • Почему они прилетели к жилью человека?
  • Какие птицы выводят птенцов зимой? Почему?
  • Какие птицы делают запасы?

Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Улетают насекомоядные и птицы водоемов).

Сделаем вывод: Как птицы приспособились к холоду и как они спасаются от голода?

VII. Дикие животные зимой.

Да, ребята, трудно приходится зимой птицам. Но бедствуют не только они. Тяжело переживают холодные времена и дикие звери.

Каких животных называют дикими?

Дикий зверь – это неприрученное живое существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.

Разные животные по-разному устраиваются к условиям трудной жизни в зимнее время. Если бы животные умели говорить, то они, наверное, рассказали бы нам многое о своей лесной жизни.

Сейчас мы прочитаем письма из леса, и вы попробуете отгадать, какое бы животное могло написать его. (Читают дети в костюмах животных).

Холодной зимой по снегу бегать неудобно, а вот с горки хорошо, можно даже кувырком. Только и успевай побыстрее бегать то от лисы, то от волка. Хорошо еще шубка спасает. А из леса уходить нельзя, ведь я питаюсь корой деревьев. (Заяц).

Нет в лесу ни орехов, ни желудей, ни грибов. Зима ведь. Но я запасала их летом, а теперь отыскиваю запасы. А гнездышко у меня построено из веточек, мха прямо на дереве или в дупле. У меня гнездышки в разных местах. (Белка).

А вот я ничего не запасала. Приходится бегать по лесу, по полю снег обнюхивать. У меня очень острый нюх, зрение и слух. Больше всего я радуюсь, когда найду мышку. Но чтобы наесться, нужно поймать целых 20 мышей. Трудновато. (Лиса).

Ночью я прячусь в укрытие – это прямо яма в лесу. Из убежища у меня видна только голова и спина. Но мне не холодно, ведь у меня густая шерсть. А вот днем бродить по снегу трудно – ноги проваливаются. (Лось).

Мы приготовили себе теплые зимние жилища и ложимся спать до весны. Мы вас не трогаем, и вы нам дайте отдохнуть спокойно. (Медведь, барсук).

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами — и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них … .

Сделаем вывод: как разные животные живут зимой:

  • Изменяют зимой окраску:
  • Делают на зиму запасы:
  • Впадают в спячку:
  • Охотятся:

VIII. Домашние животные зимой.

Но не всем животным приходится трудно зимой.

Какие животные так же, как и летом, всегда сыты и находятся в тепле? (Домашние).

Почему люди заботятся о домашних животных?

Какие же все-таки изменения происходят в жизни домашних животных?

Зимой у многих домашних животных появляются детеныши. Давайте назовем их:

Работа по учебнику.

Назовите взрослых животных и молодняк.

У коров — телята, у свиней — поросята, у овец – ягнята, у коз – козлята, у кошек — . , у собак — … .

IX. Труд людей зимой.

Зимой у людей много забот, связанных с содержанием животных.

И вообще человеку зимой приходится много трудиться, особенно в деревне.

О задержании снега на полях и работе в садах, о ремонте техники.

Об уборке снега в городе.

О хранении овощей, фруктов, зерна.

(Ученики получают карточки и без предварительной подготовки рассказывают).

Х.Охрана здоровья зимой.

Итак, мы видим, ребята, что зима – трудное время для животных и даже человека. И не только потому, что много забот и хлопот, а еще и потому, что зимой надо бережнее относиться к своему здоровью, т.к. именно зимой мы чаще болеем.

Давайте прочитаем памятку, в которой говорится о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье и не болеть. (Работа по учебнику).

Если вы будете хотя бы немного выполнять эти правила, то они смогут уберечь вас от болезней, и вы будете всегда здоровыми и веселыми.

Расскажите, что вы делаете для закаливания своего организма.

Х.Итог.

О чем говорили на уроке? Какие выводы сделали? Оценки.

Что бы еще больше узнать о природе, о жизни растений и животных, нужно читать книги и спец. журналы.

В качестве д/з: познакомиться с произведениями: В.В.Бианки «Лесная газета», Н.Сладкова «Капли солнца», журналом «Юный натуралист».

Источник

Читайте также:  День рожденье на природе пикник