Урок обобщения многообразие растений

Повторение и обобщение знаний по теме «Основные отделы Царства Растения»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме » Основные отделы царства Растения». Урок обобщения знаний.

Скачать:

Вложение Размер
«Основные отделы Царства Растения».: Повторение и обобщение знаний 341.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме

«Основные отделы Царства Растения»

Учебник : «Биология. 7 класс. » авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова.

Издательский центр «Вентана-Граф»,2014 (ФГОС)

Систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.

а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.

б ) развивающая – развивать умения работать в группе, способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.

в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.

Тип урока: обобщение знаний

Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, критического мышления, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.

Предметные: формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: орган, низшие и высшие растения, фотосинтез, размножение.

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы с заданиям, гербарные экземпляры растений разных отделов

1.Актуализация знаний учащихся.

  1. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука –… ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники» .В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях. В настоящее время известно более 350 тыс. видов растений, которые представлены самыми разнообразными формами.

Мы сейчас с вами знаем, что существует особая область биологических наук, которая помогает разобраться в многообразии растений и она называется…..( систематика).

Систематика делит растения на группы и вводит систематические единицы разделения? Какие ?( отдел, класс, порядок, семейство, род и вид.).

Демонстрация таблицы «Систематика растений». Слайд 2

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с растениями разных отделов царства растений, узнали их особенности строения и жизнедеятельности. А сегодня нам предстоит закрепить, систематизировать, углубить наши знания о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека. Итак, тема нашего урока: «Основные отделы царства Растения». Слайд 3

Задача урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

  • На какие группы можно разделить все растения?
  • Чем они отличаются?
  • Какие отделы растений мы изучили?
  • Разместите представителей этих отделов на « Лестнице эволюции развития растительного мира »( работа с интерактивной доской) Слайд 5,6

— Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

— Назовите общие признаки растений.

— По какому принципу растения делятся на высшие и низшие?

— Где обитают растения?

— Назовите особую область биологии, которая помогает разобраться во всем многообразии растений.

Выполняем задание №1 в листах самооценки.

Какая единица систематики растений пропущена?

Какая единица систематики растений пропущена?

Вид-род-семейство-порядок- -отдел –царство

2. . Групповая работа.

(Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов царства растений)

Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела:

и дайте общую характеристику этого отдела

Выступление представителей групп 1-5.

(по мере рассказа учащихся — постепенный показ слайда 7-11 ).

Вывод: Развитие растений шло от низших к высшим. Покрытосеменные -наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена развиваются внутри плода. Это наиболее многочисленная и разнообразная группа растений.

Слайд 13 . (по мере определения растения учащимися — постепенный показ слайда ).

3. «Узнай растение» — определение растений из рассказа учителя.

1) Его стройные коричневые стебельки с коробочками покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… ( Зелёный мох Кукушкин лён.)

2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….(Водоросли.)

3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями…( Папоротник.)

4) Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются…( Ель.)

5) Они имеют разнообразные корни, стебли, листья, цветки и плоды. Эти растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. ..( покрытосеменные)

4. Задание «Волна». ( задание для групп).

Программированный, графический опрос. Из предложенных суждений, отметьте значком «∩» то , что относится к покрытосеменным и знаком «-» , то что не относится.

Покрытосеменные растения – это…

1. Высшие растения.

3.Могут иметь ризоиды.

4.Семена развиваются внутри плода.

6.Для оплодотворения нужна вода.

7.Мужские шишки расположены выше женских.

8.Листья называются хвоинками.

9.Их называют ещё Цветковыми.

10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

11.Среди этих растений много культурных.

( показ слайда № 15 с ответом).

-: Ну а теперь нам предстоит вспомнить классы отдела Покрытосеменные.

— Сколько классов и какие нам известны?

— Назвать признаки растений, принадлежащих классу Однодольные?

— Назвать признаки растений, принадлежащих классу Двудольные?

5. Игра «Третий лишний» ( Индивидуальные задания, взаимопроверка)

Из предложенных трёх растений выбери лишнее. Аргументируй свой ответ.

( Лишнее растение подчеркнуть и указать класс)

  1. Лук, ячмень, ландыш.
  2. Чеснок, одуванчик, ромашка.
  3. Томат, картофель, тюльпан.
  4. Акация, клевер, лилия.
  5. Яблоня, вишня, рожь.
  6. Подсолнечник, пшеница, слива.
  7. Кукуруза, ячмень, шиповник.
  8. Груша, пшеница, рожь .
  9. Лук, горох, фасоль.
  10. Капуста, лук, чеснок

(Взаимопроверка: обучающиеся обмениваются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения задания друг у друга. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл в лист самооценки)

Источник



Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие растений. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Разнообразие растений». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы). разрушаются. Из. (камней). (песка). (глины). (растений), . (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

— Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)

2. Фронтальный опрос

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)

— Какие живые существа обитают в почве?

— Как они влияют на ее плодородие?

III. Самоопределение к деятельности

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дряхлых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)

Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас. (Клюква.)

Цветок — как бубенчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)

— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растении.)

— Назовите еще представителей царства растений.

Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Разнообразие растений

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

— Рассмотрите схему на доске.

— На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

— Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

— Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель.)

• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

— Прочитайте текст на с. 70.

— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

— Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

— Где растут водоросли? (В воде.)

— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

— Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите о разнообразии растений.

— Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание — по аналогии -составить свое задание и предложить выполнить его другим ученикам.)

4. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

— К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (Кгруппе цветковых.)

— Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

— Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение — плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс. видов, папоротников — более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Запишите, сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 72).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Запишите по три примера различных видов растений.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— К каким группам они относятся?

— Что интересного вы о них знаете?

— К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе цветковых растений.)

— Но яблоня и дуб — это растения разных . (видов).

(После выполнения задания проводится проверка.)

V. Физкультминутка

Мы клееной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.

VI. Закрепление изученного материала

Практическая работа

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

— Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом- определителем «От земли до неба».

Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Ответ.

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размноже ние

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31).

Дополнительный материал

Викторина «Кто я такой?»

Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.

У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?

Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут. Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)

2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая. И стоять буду крепко. (Дуб.)

3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. Аты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые — опять нас вспомнишь. (Незабудки.)

4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе. Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко. Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)

5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.

Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал читать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)

6. По преданию, я появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно меня почитали древние германцы и посвятили меня богине зари. Научное же мое название в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования моего русского названия нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа). Ты узнал меня? (Ландыш.)

7. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)

8. Известно предание, что самые отважные воины древности — викинги — перед боем выпивали отвар из моих «веток» и корней. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно.

А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)

Источник

Обобщающий урок «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.

Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные (это цветок и плод с семенами)? и вегетативные (это корень, стебель, лист).

Цветок является органом полового размножения покрытосеменных растений.

Из него образуются плоды с семенами. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение.

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, ― цветоложем. Наружные листочки ― чашелистики ― образуют чашечку. Внутренние листочки ― это лепестки, которые составляют венчик цветка.

Многочисленные тычинки окружают пестик. Пестик и тычинки ― это главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник.

У каждого семейства цветковых определённое строение цветка. Его можно изобразить формулой.

Вспомним, что при составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается большой ― буквой О, чашелистики ― буквой Ч, лепестки ― Л, тычинки ― Т, пестик ― П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком ∞ (бесконечности).

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в () скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, а неправильный ― стрелкой вверх ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки ― обозначают символом Марса ♂, а женские (пестичные) ― символом Венеры ♀.

У многих растений цветки собраны в соцветия. Соцветия ― это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

Если цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси, то такие соцветия называют простыми. Если цветки расположены на боковых осях — это сложные соцветия.

Число цветков в соцветиях различно — от нескольких цветков до десятков тысяч.

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития ― образование плода.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник ― это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

Семена защищены околоплодником, они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению. Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные.

Важнейшие функции плода — это защита и распространение семян.

При помощи семян происходит размножение покрытосеменных растений.

У фасоли зрелое семя состоит из семенной кожуры, зародыша — зачатка будущего растения ― и семядолей. Семядоли ― это первые листья зародыша растения.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольные. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.

В семенах многих растений (например? пшеницы и лука) хорошо заметен и эндосперм ― запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша.

У других, например миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях.

В зародыше пшеницы различают зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю.

После того как семя попало в почву, оно начинает прорастать.

Период прорастания состоит из последовательных этапов — фаз прорастания. Всего можно выделить пять: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Важную роль в укоренении проростка играет корень.

У покрытосеменных растений различают:

  1. Главный корень. Он образуется из зародышевого корешка и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.
  2. Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).
  3. Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 1-го, 2-го, 3-го порядка.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения.

Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система характеризуется наличием хорошо выраженного главного корня, который образует стержень корневой системы с хорошо развитыми боковыми корнями.

Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня.

Корень по длине можно разделить на несколько участков, имеющих различное строение и выполняющих различные функции.

Эти участки называют зонами корня. Выделяют корневой чехлик, необходимый для защиты корня во время продвижения его вглубь почвы, и следующие зоны: зона деления ― здесь клетки интенсивно делятся; зона растяжения (роста) ― здесь клетки растут. Совместный рост клеток этой зоны создаёт силу, благодаря которой корень углубляется в почву. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, благодаря которым происходит всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ. В следующей зоне происходит проведение водного раствора вверх по стеблю.

Стебель относится к вегетативным органам. Это осевой орган высших растений. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега ― междоузлиями.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Стебель с листьями и почками называется побегом. Побег — это один из основных вегетативных органов высших растений.

Различают вегетативные побеги, которые выполняют функцию воздушного питания, и генеративные побеги — побеги, обеспечивающие размножение.

Некоторые побеги сильно изменились и приспособились к определённым условиям существования. Это видоизменённые побеги (корневище, луковица, клубень).

У многолетних растений побеги развиваются из почек.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев ― пазушные почки.

Снаружи почки порыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

На продольном разрезе почки виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья, такие почки называют вегетативными или листовыми.

Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Для того чтобы из почек развились побеги, листья или цветы, необходимы питательные вещества.

Проведение воды и минеральных веществ ко всем органам и тканям растения обеспечивают проводящие ткани стебля.

Различают два типа проводящих тканей ― ксилема (древесина) и флоэма (луб).

По ксилеме (древесине) вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются от корня к листьям ― это восходящий ток.

По флоэме (лубу) осуществляется транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам их использования или отложения ― это нисходящий ток.

От стебля вода с растворенными минеральными веществами достигает листьев. Участвует в фотосинтезе. И испаряется через многочисленные поры ― устьица, благодаря чему происходит охлаждение листа и защита его от перегрева.

Лист, в отличие от других органов растения, имеет форму пластинки. Это позволяет ему уловить большее количество солнечного света. Главная часть листа так и называется ― листовая пластинка.

Пластинка переходит в стеблевидный черешок. Листовые черешки растений способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету. Черешок переходит в основание ― часть листа, посредством которой он присоединяется к стеблю.

Листья разделяют на простые и сложные.

Простые листья — это листья, которые состоят из одной листовой пластинки. Такие листья характерны для берёзы, дуба, черёмухи и других растений.

Сложные листья ― это листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для ясеня, рябины и других растений.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Различают листья с параллельным, дуговым, сетчатым и другими видами жилкования.

Источник

Открытый урок по познанию мира по теме "Многообразие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщение раздела «Многообразие растений».

Подход в преподавании обучении (идея): Использование групповой работы в развитии навыков критического мышления для развития когнитивного, мотивационного, социального и эмоционального аспектов саморегуляции.

Цель урока: обобщить и расширить знания детей о значении растений для человека; ознакомить с причинами, породившими необходимость защиты и охраны растительного мира, с мерами защиты растений в нашей стране; развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, доказывать; содействовать воспитанию ответственного отношения к природе, прививать любовь к природе родного края.

Критерии успеха:

Учащиеся А – Будут уметь составлять кластер, на основе обсуждения мнений в группе. Самостоятельно сформулируют тему урока. Смогут определить задачи урока. Будут знать значение растений в жизни человека. Будут знать меры защиты растений в нашей стране. Смогут провести рефлексию своей деятельности. Смогут объективно оценить себя и товарищей.

Учащиеся В – Будут уметь составлять кластер, на основе обсуждения мнений в группе. Самостоятельно сформулируют тему урока. Будут знать значение растений в жизни человека. Смогут провести рефлексию своей деятельности.

Учащиеся С — Будут участвовать в составлении кластера, на основе обсуждения мнений в группе. Будут знать значение растений в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по познанию мира по теме «Многообразие растений» »

Зерендинская средняя школа №2

по познанию мира

«Обобщение раздела «Многообразие растений»».

Подготовила: Шегебаева Ж.Р.

учитель начальных классов

2014-2015 учебный год

Тема: Обобщение раздела «Многообразие растений».

обобщить и расширить знания детей о значении растений для человека; ознакомить с причинами, породившими необходимость защиты и охраны растительного мира, с мерами защиты растений в нашей стране; развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, доказывать; содействовать воспитанию ответственного отношения к природе, прививать любовь к природе родного края.

Оборудование: ватман, цветные карандаши, карточки для работы

1.Организационный момент.

Психологический настрой. (2 мин)

Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.

Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению.

2. Сообщение темы и цели урока: (2 мин)

— Вы уже много узнали о растениях и эти знания сейчас покажете. Тема нашего сегодняшнего урока «Мир растений нуждается в защите человека»

— Какое высказывание вы считаете верным:

Человек нуждается в растениях.

Растения нуждаются в защите человека.

— Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке.

3.Проверка домашнего задания:

Стратегия «Горячий стул» (6 мин)

— Какие группы растений вы знаете?

— А по внешнему виду как можно разделить растения?

— Что вы можете рассказать о деревьях? О кустарниках?

О травянистых растениях?

— Какие условия необходимы для произрастания растений?

— Расскажите, почему растения не могут жить без солнечного света?

— По условиям произрастания, какие виды растений вы знаете?

4.Изучение нового материала.

1) Работа в группах: (5 мин)
-Какое значение имеют растения в жизни человека?
-Обсуждение в группах.
-Выслушивание ответов.

ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ВЫДЕЛЯЮТ КИСЛОРОД
СЛУЖАТ ИСТОЧНИКОМ ПИЩИ
ОЧИЩАЮТ ВОЗДУХ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ОСЛАБЛЯЮТ ВЛИЯНИЕ ЖАРЫ И МОРОЗА
МОГУТ ИМЕТЬ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА
ДАЮТ ТОПЛИВО
ИДУТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ
ЯВЛЯЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
УКРАШАЮТ ПРИРОДУ

5. Физкультминутка (3 мин)

6. Работа в группах: (8 мин)
1 группа: Почему растения надо защищать и охранять?
2 группа: Нуждаются ли растения в защите?
3 группа: Предположить: что случится, если исчезнут леса

7. Решение экологической задачи: (5 мин)

— 20 человек отправились в поход. Сколько цветов исчезнет с лица Земли, если каждый человек сорвёт по 3 цветочка?

Чтение стихотворения учеником.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты, вместе мы сорвём цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет красоты, и не будет доброты,
Если только я и ты, если мы сорвём цветы.

8.Ознакомление с выводом, почему растения нуждаются в защите. (5 мин)
В РЕЗУЛЬТАТЕ БЕСХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
УМЕНЬШАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО РАСТЕНИЙ
ИСЧЕЗАЮТ ЛЕСА
МЕЛЕЮТ РЕКИ
ИСТОЩАЮТСЯ ПОЧВЫ

— Какие мероприятия вы можете предложить по сохранению растительного мира?
Прочитаем, какие мероприятия по сохранению растительного покрова Земли проводятся в нашей стране.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ЗЕМЛИ
ПОСАДКА НОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ
НЕДОПУЩЕНИЕ ПОЖАРОВ
В МЕРУ БРАТЬ ДАРЫ ПРИРОДЫ
НИКОГДА НЕ НАНОСИТЬ ВРЕД ПРИРОДЕ
НЕ ГУБИТЬ ДЕРЕВЬЯ
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ
СОЗДАНИЕ ЗАПОВЕДНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРАСНОЙ КНИГИ»
ВЫРАЩИВАНИЕ РЕДКИХ РАСТЕНИЙ

9.Творческие задания. (5 мин)
1 гр.- Заметка в газету «Берегите растения».

2 гр.- Пятистишие «Растения»
3 гр.- Плакат «Береги растения».

10.Подведение итогов урока. (3 мин)
-Какое высказывание оказалось верным:
А) человек нуждается в растениях;
Б) растения нуждаются в защите человека?
(Верны оба высказывания)
— Можно ли сказать, что наш урок достиг целей?
Можно любоваться красотой родной природы, не срывая цветов и листьев. Давайте последуем совету азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

… Давай пройдёмся медленно по кругу
И «Здравствуй!» скажем каждому листку.
Я должен над цветами наклоняться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтобы видеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

1.Без чего не может жить растение?

А) тепло, камни, насекомые

Б) свет, тепло, вода, воздух

В) животные, трава, земля

2.Влаголюбивые растения имеют приспособления:

а) длинные корни, узкие листья

б) длинные корни, широкие листья

в) не длинные корни, широкие листья

3.Верблюжья колючка, молочай – это…

а) морозоустойчивые растения

б) засухоустойчивые растения

в) теневыносливые растения

4.Засухоустойчивые растения имеют приспособления:

а) длинные корни, узкие листья – колючки

б)короткие корни, узкие листья

в) толстые листья, короткие корни

5.Как называется совместное сосуществование некоторых растений?

А) природная зона

Б) природное сообщество

В) родина растения

12.Рефлексия
13. Домашнее задание.
Стр. 80-97 повторить.

1.Без чего не может жить растение?

А) тепло, камни, насекомые

Б) свет, тепло, вода, воздух

В) животные, трава, земля

2.Влаголюбивые растения имеют приспособления:

а) длинные корни, узкие листья

б) длинные корни, широкие листья

в) не длинные корни, широкие листья

3.Верблюжья колючка, молочай – это…

а) морозоустойчивые растения

б) засухоустойчивые растения

в) теневыносливые растения

4.Сосна, береза, кукуруза, мать – и – мачеха – это…

а) засухоустойчивые растения

б) холодостойкие растения

в) светолюбивые растения

5..Растения, не способные существовать без участия человека, называются…

Источник

Читайте также:  Покровная ткань образует все органы и ткани растений