Урок царства живой природы бактерии



Урок биологии "Живые царства. Бактерии". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Фролова Вера Валериевна

Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа)

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. — М.: «Русское слово – учебник», 2017.

Скачать:

Вложение Размер
Технологическая карта урока "Живые царства. Бактерии".5 класс 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Биология. Введение в биологию», 5 класс

Авторы: Плешаков А.А., Введенский Э.Л.

Тема: «Живые царства. Бактерии»

Технологическая карта изучения темы. Разработана учителем биологии ГБОУ школы № 609 Фроловой В.В.

Живые царства. Бактерии

Изучение бактерий как представителей отдельного царства живой природы

В познавательной сфере:

1.Давать определение изучен-

3. Умение находить сходства

клетки с клетками животных

3.Называть и находить на

роль бактерий в природе и

Формирование отношения к

бактериям как самым древним

живым организмам на Земле,

с которых началось развитие и усложнение всего живого на

В сфере безопасности

бактерий в жизни человека

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в

разных учебных ситуациях.

5. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою

точку зрения в диалоге.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с партнёрами, умение работать в парах

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Бактерии, оболочка, цитоплазма, наследственный материал, жгутик, бациллы, кокки, вибрионы, спириллы

Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа)

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. — М.: «Русское слово – учебник», 2017.

Презентация, разработанная учителем

Мультимедийное приложение к учебнику

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент.

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет наличие рабочих тетрадей и учебников.

работы по теме «Экскурсия в мир клеток»

Организация рабочего пространства.

Анализ выданной работы совместно с учителем

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем в ходе обсуждения ошибок, допущенных в самостоятельной работе на предыдущем уроке

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Выявляют причины ошибок, допущенных в самостоятельной работе

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2 – ой этап. Актуализация знаний. Определение темы урока

Определение темы занятия и составление плана изучения Царства живой природы в сотрудничестве с обучающимися.и

(на столах у обучающихся таблички «Микробиологи»)

Вопросы для актуализации знаний обучающихся:

— Какая самая маленькая единица классификации?

— Какая самая большая единица классификации?

— Назовите царства живой природы.

— Какое царство живой природы мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока, определяют его задачи

Умение четко отвечать на поставленные вопросы и находить связь между наукой и объектом изучения

Взаимодействуют с учителем по определению темы урока

Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Составляют совместно с учителем план изучения Царства

Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель организует обсуждение видео фрагмента (Что нового вы узнали о бактериях? Что отличает бактерии от представителей других царств?)

Учитель организует работу по построению модели «Бактерия» при помощи раздаточного материала и по построению схемы «Строение бактериальной клетки» в тетради

Составление модели «Бактерия» на основе информации, полученной из видеофрагмента и с помощью учебника.

Составление схемы «Строение бактериальной клетки»

Умение различать части бактериальной клетки, формировать

цельный объект из составляющих его частей, определять лишний фрагмент при составлении модели объекта живой природы, преобразовывать информацию

Работа в парах, организуют учебное сотрудничество

Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Выполнение работы, следуя указаниям учителя

Оценивают объективные трудности

Учитель демонстрирует разнообразные виды бактерий, знакомит с бактериями, вызывающими у человека различные заболевания, просит выявить внешнее сходство у представленных видов.

Обучающиеся выявляют сходства у представленных

на слайде видов бактерий, формируют группы бактерий по их форме.

Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (стр. 12)

биологические объекты, группировать их по признакам,

устанавливать соответствие между названиями бактерий и их формой

Взаимодействуют с учителем, выполняя задания по его указаниям

Умение воспринимать разные виды информации, отвечать на вопросы учителя

Последовательное выполнение заданий учителя

Умение организовывать выполнение заданий учителя

Демонстрация схемы «Роль бактерий в природе и жизни человека», обсуждение с обучающимися отрицательного и положительного влияния бактерий на жизнь человека

Участвуют в обсуждении

Выстраивают причинно- следственные связи

Обсуждение вопросов, связанных с влиянием объектов живой природы на жизнь человека

Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Формулировка имеющихся знаний о роли бактерий в природе и жизни человека

Развитие навыков анализа информации

6-й этап. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

1уровень — прочитать § 7, стр.26-29, ответить на вопр. – устно («Проверьте свои знания»).

2 уровень – творческое задание «Ромашка» на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Осознанно фиксируют информацию

Взаимодействие с учителем

Умение задавать вопросы

Выбирают уровень д/з

Умение оценивать свои возможности при выборе формы задания

4-й этап. Итоги занятия. Рефлексия

Организует обсуждение результатов (Выполнили ли мы задачи по изучению царства Бактерии?

Оцените свою научную деятельность и определите свою должность: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник)

Источник

Урок 11. Строение и многообразие бактерий

Одним из царств живой природы является царство Бактерии. Оно включает в себя большую и очень разнообразную группу живых организмов, невидимых невооружённым глазом. Первым человеком, увидевшим бактерий, был голландский ученый Антонии Ван Левенгук. С помощью сконструированного им микроскопа, который давал увеличение более чем в 300 раз, он впервые смог увидеть эти живые организмы.

В нашей жизни бактерии играют значительную роль. Одни из них участвуют в круговороте веществ, другие – повращают молоко в простоквашу, третьи – вызывают заболевания. Как устроены эти удивительные одноклеточные организмы, как они живут и размножаются? Об этом Вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Значение бактерий
Цели и задачи

Цель: сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, их роли в природе и жизни человека.

— изучить основные признаки представителей царства Бактерии;

— изучить разнообразие бактерий, их распространение в природе;

— изучить их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека.

Узнаем, научимся, сможем

— каких представителей живого называют бактериями;

— где обитают бактерии и какова их роль в круговороте веществ;

мы научимся:

— отличать представителей царства Бактерии от представителей других царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Бактерии;

Источник

Урок царства живой природы бактерии

Ключевые слова конспекта: надцарство Прокариоты, царство Археи (архебактерии), царство Бактерии (эубактерии), цианобактерии, жизнедеятельность бактерий, роль и значение бактерий, антибиотики, микоплазмы.

Надцарство ПРОКАРИОТЫ

В надцарство Прокариоты объединяются одноклеточные организмы с прокариотическим типом строения клетки. Это древнейшие известные организмы; они появились на Земле около 3,5 млрд лет назад.

В настоящее время прокариоты очень многочисленны, они населяют все среды обитания (воздух, воду, почву и другие организмы). В атмосфере они присутствуют в каплях воды и частичках пыли; встречаются на высоте до 8 км. Прокариоты населяют все водоёмы Земли: горячие кислотные источники (с температурой выше 90 °С), океанические разломы (при температуре выше 360 °С). Они найдены во льдах Антарктики, взятых с глубины более 430 м. Огромное число бактерий обитает в почве, они играют важную роль в круговороте различных химических элементов. Обитая в других организмах, они могут быть возбудителями различных заболеваний (бактериальные инфекции) или помогать организму хозяина переваривать пищу (жвачные животные и термиты).

Некоторые прокариоты — автотрофы, осуществляющие фото- или хемосинтез, другие — гетеротрофы.

Прокариот принято делить на два царства: царство Эубактерии (Бактерии) и царство Архебактерии (Археи).

Царство БАКТЕРИИ

Эубактерии — большая группа организмов, к которой относятся бактерии, цианобактерии и микоплазмы. В школьной литературе принято называть эубактерий просто бактериями. На сегодня описано около 10 000 видов и предполагается, что их существует свыше миллиона. Обычно имеют небольшие размеры, прокариотический тип организации клетки.

Царство бактерии

По форме клетки бактерии делятся на кокки — более или менее сферические, бациллы — палочки или цилиндры с закруглёнными концами, спириллы — спиралевидные; вибрионы — короткие палочки, изогнутые в виде запятой. Бактерии относятся к одноклеточным организмам, но иногда после деления могут оставаться вместе, скрепляясь при помощи клеточных стенок или слизистых капсул. Кокки могут образовывать пары (диплококки), цепочки (стрептококки) или грозди (стафилококки); бациллы — нити. Цианобактерии могут образовывать нити длиной до 1 м, иногда собранные в округлые колонии.

формы бактерий

Подавляющее большинство эубактерий относятся к гетеротрофам, которые делятся на три группы по образу жизни:

  • сапротрофы — питаются мёртвыми организмами и их остатками (наряду с грибами участвуют в минерализации органических остатков);
  • паразиты — питаются за счёт живых организмов, причиняя им вред (болезнетворные бактерии);
  • эндосимбионты — живут в других организмах и участвуют в их нормальном обмене веществ.

Жизнедеятельность бактерий

Питание:

  • автотрофное (синтез органических веществ из неорганических) — фотосинтез, хемосинтез
  • гетеротрофное (использование готовых органических веществ: сапрофиты, симбионты, паразиты)

Дыхание:

  • аэробное (используют для дыхания кислород)
  • анаэробное (живут в отсутствие кислорода)

Движение:

  • с помощью жгутиков
  • с помощью волнообразных сокращений.

Размножение:

  • бесполое (бинарным делением клетки). Иногда разделившиеся клетки не расходятся — образуются цепочки. Бактерии способны очень быстро размножаться.
  • половое (конъюгация, обмен генетической информацией).

Типы полового процесса у бактерий:

  1. При трансформации бактерия поглощает из окружающей среды свободную ДНК, попавшую туда при разрушении других бактерий (или, в условиях эксперимента, введённую исследователем).
  2. При трансдукции фрагменты ДНК могут также переноситься от бактерии к бактерии вирусами (бактериофагами).
  3. При конъюгации бактерии соединяются друг с другом временными трубчатыми выростами (копуляционными фимбриями), через которые ДНК переходит из «мужской» клетки в «женскую».

При неблагоприятных условиях бактеpии образуют споры, имеющие плотные капсулы. Эти споры выдерживают кипячение, замораживание, высушивание. Они способны находиться в неактивном состоянии в течение многих лет.

Почти все бактеpии содержат мелкие добавочные хромосомы — плазмиды, которые могут встраиваться в нуклеоид. Зачастую плазмиды содержат гены, обусловливающие устойчивость к антибиотикам. Обмен плазмидами (в результате конъюгации) может происходить между различными видами и даже родами бактерий.

Роль и значение бактерий

Положительная роль:

  • участие в круговороте веществ в природе
  • участие в почвообразовании
  • образование полезных ископаемых
  • симбиотическое взаимодействие с грибами и растениями
  • биологическая очистка водоёмов
  • получение кисломолочных продуктов

Отрицательная роль:

  • порча пищевых продуктов
  • разрушение построек и механизмов
  • цветение воды
  • заболевания растений, животных и человека (холера, чума, дифтерия, туберкулёз, сифилис)

значение бактерий

бактерии для человека

Антибиотики — химические вещества, выделяемые бактериями и грибами для угнетения других микроорганизмов.
Открытие антибиотиков (пенициллина) в 1929 г. А. Флемингом обусловило значительный прогресс в лечении бактериальных инфекций (пенициллин начали применять в медицине с 1941 г.). Механизм их действия различен: часть антибиотиков (пенициллины) нарушает синтез клеточной оболочки; другие (тетрациклин, стрептомицин и др.) нарушают синтез белка, инактивируя бактериальные рибосомы. Сульфаниламидные препараты подавляют синтез фолиевой кислоты в бактериальных клетках.

Большинство антибиотиков получают в культурах микроорганизмов, и лишь небольшое число — путём химического синтеза. На основе природных антибиотиков получено большое число синтетических (например, ампициллин, цефалексин и др.).

У бактерий достаточно быстро развивается устойчивость к определённым антибиотикам (часто она передаётся с плазмидами), поэтому постоянно разрабатываются новые, всё более мощные антибиотики. Антибиотики способствуют возникновению бактерий, лишённых клеточной стенки. Эти бактерии менее болезнетворны, но способны длительное время сохраняться в поражённом организме. Применение антибиотиков нарушает нормальную микрофлору кожи и кишечника. По этой причине лечение антибиотиками допустимо только по назначению врача, с соблюдением всех его рекомендаций.

Цианобактерии

Цианобактерии — фототрофные, прокариотические организмы, окрашенные в сине-зеленый цвет. Характерные черты:

  • автотрофы,
  • не имеют жгутиков,
  • могут вступать в симбиоз,
  • размножаются только бесполым путем.

цианобактерии

Микоплазмы

Микоплазмы — мельчайшие бактерии (0,1 мкм) . От остальных эубактерий отличаются отсутствием клеточной стенки и связанной с этим изменчивостью формы, малым размером генома и неподвижностью.

Микоплазмы широко распространены в природе; некоторые из них ведут сатротрофный образ жизни, другие — паразитируют в организме животных и растений. У человека микоплазмы вызывают заболевания дыхательных путей, в том числе воспаление лёгких (пневмонию), а также воспалительные заболевания мочеполовой системы. Микоплазмы нечувствительны к антибиотикам (например, к пенициллину), которые подавляют рост бактерий, воздействуя на их клеточную стенку.

Это конспект по теме «Прокариоты. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Царство Бактерии

Урок 5: Царство Бактерии

Бактерии считаются мельчайшими живыми существами, и рассмотреть их можно только под микроскопом. Как же люди о них узнали?

В прежние времена часто возникали эпидемии различных болезней, к примеру, холеры, чумы, тифа. Эти болезни уносили много человеческих жизней, опустошали села и города. Причин «повальных» болезней тогда не знали, и их появление приписывалось «гневу божию» на людей за их «грехи».

1 epidemia chumy v rossii
Эпидемия чумы в России

Однако, врачи того времени пытались найти причину таких болезней. Они предположили, что существуют мелкие организмы, способные долго находиться в воздухе и передаваться от человека к человеку. Первым человеком, увидевшим их под микроскопом, стал Антони Ван Левенгук.

2 antony van levenguk

С этого момента началось изучение бактерий и появилось отдельное царство организмов. Что же собой представляют эти существа?

Само слово «бактерия» происходит от греческого слова «бактерион», что означает палочка. Основная масса бактерий обладает простейшей формой клетки — палочка. Однако не у всех бактерий такая форма.

Поэтому в зависимости от формы клетки бактерии бывают в виде шариков – кокки, изогнутые как запятая – вибрионы, палочки – бациллы. Бактерия, имеющая форму спирали, получила название спирилла.

3 formy bakterialnyh kletok

В подавляющем большинстве бактерии – одноклеточные существа, поэтому рассмотрим строение их клетки.

4 stroenie bakterialnoi kletki

Строение бактерий очень простое по сравнению с клетками других организмов. Клетка представлена оболочкой и цитоплазмой. Строение клеточной оболочки бактерий отличается от строения оболочки растений. Особенности внутреннего строения клетки бактерий также отличны от других существ. К примеру, характерным признаком строения бактерий считается отсутствие обособленного ядра, какое имеется в клетках растений, животных и грибов. Вместо ядра у них ядерное вещество, распределенное по всей цитоплазме, или же сосредоточенное в отдельных участках в виде мелких зернышек.

Часть бактерий снабжены тончайшими жгутиками, посредством их происходит перемещение микроорганизмов в жидкости. К примеру, холерный вибрион активно передвигается благодаря наличию жгутика.

5 holernyi vibrion
Холерный вибрион

Бактерии распространены всюду: в воздухе, воде, почве и даже в живых организмах. Русские полярники, дрейфовавшие на льдине в районе Северного полюса, обнаружили огромное число микроорганизмов в Северном Ледовитом океане. Эти организмы были найдены даже около дна океана.

Наибольшее количество микроорганизмов живет в разлагающихся останках, в загрязненной воде, в организме нездоровых животных.

Какие же тогда условия способствуют распространению бактерий? Самое главное, что эти организмы могут существовать в самых различных условиях. Ограничений для их распространения практически нет. Широкому распространению бактерий на нашей планете способствовали их особенности жизнедеятельности, на которых мы остановимся в следующем пункте.

Особенности жизнедеятельности

По типу питания бактерии можно разделить на две группы: автотрофы и гетеротрофы. Остановимся подробнее на особенностях этих групп.

6 tipy pitania bakterii

К автотрофным бактериям относятся синезеленые или цианобактерии. Они считаются единственными бактериями способными производить готовые органические вещества путем фотосинтеза, так как в клетках цианобактерий есть зеленый пигмент – хлорофилл. Поэтому для питания цианобактерии сами создают себе вещества.

7 sinezelenye ili cianobakterii
Синезеленые или цианобактерии

В прежние эпохи бактерии были первыми организмами на планете. Соответственно, значение цианобактерий было очень велико в накоплении кислорода. До появления растений цианобактерии служили основным источником кислорода для атмосферы Земли.

Почти у всех бактерий отсутствует хлорофилл, который характерен для растений, соответственно эти виды существ не способны образовывать органические вещества, требуемые для их питания. Подавляющая часть этих организмов не могут жить при солнечном свете и предпочитают темноту.

Поэтому для своего питания они использует готовые органические вещества. Растворы они всасывают всей поверхностью своего тела.

Бактерии, потребляющие готовые органические вещества, по способу питания делятся на сапротрофы и паразиты.

Бактерии, поселяющиеся на отмерших организмах, питаются их веществами, называют их сапротрофами. В процессе питания бактерий сапротрофов происходит гниение остатков других существ.Примерами сапротрофов считаются кишечная палочка, синегнойная палочка.

8 sinegnoinaya palochka
Синегнойная палочка

Прочие бактерии обитают в теле других организмов, поэтому их называют паразитами. Местом обитания может быть тело людей, животных, иногда растений. Для своего питания бактерии паразиты используют органические вещества из клеток живых существ. Бактерии паразиты вызывают у человека различные болезни. Примером бактерий паразитов может служить чумная палочка, вызывающая такое заболевание как чума.

9 chumnaya palochka
Чумная палочка

Размножение бактерий осуществляется путем деления их клетки. Всякая клетка бактерии дробится пополам, из одного организма образуются два. Рост и размножение бактерий совершается необыкновенно быстро. К примеру, холерная клетка дробится на две и через 30 минут она способна вновь размножаться.

10 razmnozhenie bakterii

При подходящих условиях размножение холерной бактерии протекает интенсивно. Соответственно в течение 30 часов с такой скоростью размножения возможно образование огромного числа бактерий, что оно смогло бы покрыть пленкой всю поверхность земного шара. Однако такого не случается, так как микроорганизмы не находят себе достаточно пищи и массами гибнут. Также для них губительны действие солнечного света, отсутствие влаги, высокие температуры.

Образование спор

Не всегда бактерии находятся в оптимальных условиях для их существования. Часто они могут попадать в неблагоприятные условия, и тогда у некоторых из них происходит образование спор.

Как протекает процесс образования спор? Рассмотрим основные этапы образования спор.

11 obrazovanie spor u rastenii

Попав в плохие условия, например, резкие перепады температур, недостаток влаги или пищи, они перестают двигаться и питаться. Цитоплазма внутри клетки сдавливается и формируется очень крепкая оболочка. Подобная форма жизни бактерий получила название спора.

12 spory bakterii
Споры бактерий

Подобным образом,микроорганизмы могут вынести высыхание, холод. В таком состоянии организм находится в покое – все процессы жизнедеятельности замедляются. Сравнить можно с зимней спячкой у животных.

В виде покоящихся спор бактерии переживают неблагоприятные условия. Вместе с пылью споры разносятся ветром. Попав в хорошие условия для жизни, споры превращаются в бактерии. Поэтому способ образования спор обеспечивает бактериям жизнь на планете.

Роль бактерий в природе и жизни человека

В природе существует великое множество бактерий, каждая из которых играет свою роль в природе и жизни людей.Одни из них приносят пользу, другие причиняют вред.

Остановимся подробнее на роли бактерий в природе планеты. В почве живут бактерии гниения, которые питаются отмершими организмами. Значение бактерий гниения, являющихся сапротрофами, очень велико в природе.

Гнилостные бактерии превращают отмершие останки организмов в перегной, а перегной – в минеральные соли. Образующийся при гниении углекислый газ поступает в атмосферу, минеральные соли остаются в почве. Как известно, все эти вещества потребляются зелеными растениями. Растения служат кормом для животных. Так благодаря деятельности бактерий гниения, ныне живущие организмы используют те вещества, которые когда-то были в телах ранее живших существ. Таким образом, бактерии в круговороте веществ выполняют роль разрушителей.

13 krugovorot veshchestv v pririode

Еще одним положительным значением сапротрофов в природе будет повышение плодородия почвы.Перерабатывая отмершие остатки организмов,гнилостные бактерии создают перегной.

В почве содержится значительное число видов бактерии. Например, на корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии. Так их назвали за способность усваивать азот из воздуха и обогащать им почву. Эти микроорганизмы проникают в корни растений, интенсивно делятся и заполняют клетки корня, ткани которого формируют клубеньки.

14 azotfiksiruushchie bakterii

Немаловажным считается и роль бактерий в жизни человека. Причем они могут выполнять положительную и отрицательную роль.

Бактерии брожения принадлежат к сапротрофам и имеют большое значение в жизни людей. В результате деятельности этих бактерий получают различные продукты питания. К примеру, молочнокислые бактерии способствуют скисанию молока. В результате мы получаем кисломолочные продукты – сметану, простоквашу, творог, сыр и другие. Подобное брожение прослеживается при квашении капусты, изготовлении вина и уксуса.

15 znachenie bakterii brozhenia

Процесс брожения осуществляется бактериями с целью получения пищи. Мы уже знаем, что везде встречаются бактерии, даже в пищевых продуктах. Например, при хранении молока в теплом помещении можно наблюдать его скисание. Почему это происходит? Молочнокислые бактерии начинают интенсивно размножаться, их число постоянно увеличивается. Им необходимо питаться и они начинают использовать для этого сахар, который есть в молоке. Происходит распад веществ, состав молока меняется, и мы получаем уже кисломолочные продукты. Вот по такому принципу осуществляется брожение.

Отдельные виды бактерий причиняют вред хозяйству, способствуя порче пищевых продуктов. К примеру, если мясо или рыбу хранить при высокой температуре, то под влиянием микроорганизмов они начинают портиться. С целью предохранения продуктов их сушат, замораживают, солят, коптят. Тем самым создают неблагоприятные условия для размножения попадающих на эти продукты бактерий. При изготовлении консервированных продуктов их помещают в плотно закрытую посуду и подвергают действию высокой температуры. Благодаря такой обработке имеющиеся в продуктах бактерии уничтожаются, а проникновение других делается невозможным.Для производства консервов используют мясо, рыбу, овощи, фрукты.

16 izgotovlenie konservirovannyh produktov pitania

В природе нет других таких существ, которые бы причиняли столько вреда самому человеку, как болезнетворные бактерии. По типу питания они являются паразитами и, попадая в тело человека, они вызывают различные заболевания.

Какие заболевания могут вызывать бактерии паразиты? Например, дизентерия ее вызывает дизентерийная палочка, туберкулез – палочка Коха, холера – холерный вибрион, чума – чумная палочка и другие.

Обычно заражение осуществляется путем передачи от больного организма здоровому. Так, например возбудители дифтерии или туберкулеза могут передаваться при чихании и кашле больного человека. Палочки туберкулеза хорошо выносят высыхание и в течении месяца могут сохраняться в высохшей мокроте и попадать из нее в воздух. Вот почему необходимо дезинфицировать помещение, в котором находится больной.

17 tuberkuleznaya palochka
Туберкулезная палочка

Многие бактерии, например возбудители кишечных заболеваний (холеры, дизентерии), довольно долго могут сохраняться в воде, попадая туда с выделениями организма. Особенно опасны бациллы, образующие споры, к примеру, возбудители сибирской язвы и столбняка. Споры их могут годами сохраняться в почве и заражать людей и животных. В ряде случаев возбудители заболеваний передаются насекомыми. Так, чума передается человеку через укусы блох, которые до этого насосались крови больного чумой животного, часто это бывают грызуны.

18 shema peredachi chumy

В борьбе за здоровье человека большое значение имеют профилактические меры. Каждый человек должен знать и строго выполнять правила гигиены.

Источник

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

Формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:
– описывает основные признаки живых организмов(ПР)
– называет царства живой природы(ПР)
– раскрывает характерные черты представителей царств живой природы(ПР)
– соотносит живые организмы и царства(ПР)
– планирует предстоящую деятельность с помощью учителя (МР)
– выполняет учебные задачи в процессе работы группы (МР)
– анализирует информацию из разных источников(МР)
– проявляет интерес к изучаемой теме(ЛР)
– активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса(ЛР)
– оценивает результат собственной деятельности (ЛР)

Программные требования

Формирование целостного мировоззрения.
Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.

Выделять существенную информацию из текста;
Сотрудничать в поиске и выборе информации.
Контролировать, кор-
ректировать, оценивать действия партнера.

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать представителей разных царств.

Мировоззренческая идея

Биосфера – оболочка Земли, образованная представителями различных царств живых организмов.

Программное содержание

Разделение живых организмов на различные царства

План изучения нового материала

1. Признаки живых организмов
2. Царства Растения
3. Царства Животные
4. Царства Грибы
5. Царства Бактерии

Основные понятия

Признаки живых организмов: клеточное строение, питание, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.
Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Технология

Мизансцена урока

5 групп по 4 человека

Оборудование урока

Раздаточный материал – иллюстрации, фотографии, шаблон таблицы

Домашнее задание

Учебник Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко .Биология. Живой организм. 5-6 класс. стр. 14-15.Рабочая тетрадь стр.16 задание 3.

Технологическая карта урока

Деятельность уч-ся

ПОР

Организационный момент (2-3 мин.)

Вводный этап (7 мин.)

Посмотри, мой милый друг,
что находится вокруг?
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг. (природа)

– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
– Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

Вводная беседа с элементами дискуссии

– Какие живые организмы вы знаете?
– Чем живые организмы отличаются от неживой природы?
– Какие живые организмы вы знаете ?
– Отличаются ли живые организмы между собой?
– Живые организмы объединяют в группы. Самые большие группы называют царствами.
Главный вопрос урока: На какие царства делят живые организмы?
– как вы думаете, что нам нужно знать о живых организмах и признаках, чтобы ответить на этот вопрос?

Распределение заданий между группами

Задание 1-й группе: признаки живых организмов.
Задание 2-й группе: Царства Растения
Задание 3-й группе: Царства Животные
Задание 4-й группе: Царства Грибы
Задание 5-й группе: Царства Бактерии

Запись темы в тетрадь

Высказывают своё мнение

Знакомство с материалами рабочих папок (см. Приложения к уроку)

Проявляют интерес к изучаемой теме

Формулируют свое мнение по изучаемой теме

Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя

Практическая работа в группах

Учащиеся в группах распределяют обязанности между собой

Задания 1-й группе:

– определите какие объекты относятся к живой природе , а какие к неживой
– назовите живые организмы
– к какому царству относятся изображенные организмы?
– используя текст учебника стр.14, пункт «Важнейшие признаки живых организмов» рассмотрите свойства живых организмов(клеточное строение, питание, рост, передвижение)
– составьте коллаж «Признаки живых организмов»

Задание 2-й группе:

– определите какие объекты относятся к живой природе , а какие к неживой
– назовите живые организмы
– к какому царству относятся изображенные организмы?
– используя текст учебника стр.14, пункт «Царства Растения» рассмотрите признаки характерные для представителей Царства Растения(клеточное строение, питание, рост, передвижение)
– заполните таблицу.

Задание 3-й группе:

– определите какие объекты относятся к живой природе , а какие к неживой
– назовите живые организмы
– к какому царству относятся изображенные организмы?
– используя текст учебника стр.15, пункт «Царства Животные»
рассмотрите признаки характерные для представителей Царства Животные (клеточное строение, питание, рост, передвижение.
– заполните таблицу)

Задание 4-й группе:

– определите какие объекты относятся к живой природе, а какие к неживой
– назовите живые организмы
– к какому царству относятся изображенные организмы?
– используя текст учебника стр.15, пункт «Царства Грибы»
рассмотрите признаки характерные для представителей Царства Грибы (клеточное строение, питание, рост, передвижение).
– заполните таблицу

Задание 5-й группе

– определите какие объекты относятся к живой природе, а какие к неживой
– назовите живые организмы
– к какому царству относятся изображенные организмы?
– используя текст учебника стр.15, пункт «Царства Бактерии»
– рассмотрите признаки характерные для представителей Царства Бактерии (строение, рост, распространение, значение).
– заполните таблицу

Коллективно-распределительная деятельность
Продукты деятельности:
коллаж «Признаки живых организмов»

Источник

Читайте также:  Двоевластие и его природа