Вечная тема в музыке природа

Вечная тема в музыке природа

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

антонио вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

йозеф гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Источник



Природа в музыке, музыка в природе

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Березка», город Тамбов.

Описание материала. Предлагаю вам статью об изображении природы в музыке. Какой океан звуков окружает нас: пение птиц, шелест листьев, шум дождя, рокот волн. Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, их представлять. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дошкольных учреждений в качестве консультации.

Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными явлениями природы.

Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как, заскрипев, качнулись ели…
М. Ивенсен

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн…
Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять. Каким образом музыка «изображает звуки природы»?
Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии («Пасторальной») композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. (Эта часть так и называется «Гроза»). Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.
Приемы музыкальной изобразительности, к которым обращается композитор, двоякого рода. В качестве примера можно привести сказочное произведение Лядова «Кикимора», «Волшебное озеро», которое завораживает своей музыкой не только детей, но и взрослых.
Лядов писал: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Своей музыкальной сказке композитор предпослал литературный текст, заимствованный из народных сказок. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Вырастает Кикимора. Зло на уме держит она на весь люд честной». Когда читаешь эти строки, воображение начинает рисовать и сумрачный пейзаж «у кудесника в каменных горах», и пушистого кота-Баюна, и мерцание в лунных лучах «хрустальной колыбельки».
Мастерски использует Лядов оркестр для создания таинственного пейзажа: низкий регистр духовых инструментов и виолончели с контрабасами – для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий звук флейт, скрипок – для изображения «хрустальчатой колыбельки» и мерцание ночных звезд. Сказочность тридевятого царства изображена виолончелью и контрабасом, тревожный рокот литавр создает атмосферу тайны, ведут в загадочную страну. Неожиданно в эту музыку врывается короткая, ядовитая колкая тема Кикиморы. Затем в высоком прозрачном регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты и флейты, как звон «хрустальчатой колыбельки». Вся звучность оркестра словно высветляется. Музыка будто возносит нас из мрака каменных гор к прозрачному небу с холодным загадочным мерцанием далеких звезд.
Музыкальный пейзаж «Волшебного озера» напоминает акварель. Те же легкие прозрачные краски. Музыка дышит тишиной и покоем. О пейзаже, изображенном в пьесе, Лядов рассказывал: «Вот как было у меня с озером. Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!»
В музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаённого озера.
Творческую фантазию композитора Римского-Корсакова пробудила «Сказка о царе Салтане» Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах симфонической картины « Три чуда». Мы живо представим себе волшебный город Леденец с теремами и садами, а в нем — Белку, что «при всех золотой грызет орех», прекрасную Царевну-Лебедь и могучих богатырей. Как будто по-настоящему слышим и видим перед собой картину моря – спокойного и бурно вздымающегося, ярко-синего и мрачно-серого.
Нужно обратить внимание на авторское определение — «картина». Оно заимствовано из изобразительного искусства — живописи. В музыке, изображающей морскую бурю, слышны рокот волны, завывание и свист ветра.
Один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке- подражание голосам птиц. Остроумие « трио» соловья, кукушки и перепела мы слышим в «сцену ручья»- 2 части Пасторальной симфонии Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекликанье птиц», «Кукушка», в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года», в прологе оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и во многих других произв. Подражание звукам и голосам Природы- самый распространенный прием изобразительности в музыке.
Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. Рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.
Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает разный: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие. Музыкальный язык чутко откликается и на это.
Замечательными в том отношении является цикл «Времена года» П. И. Чайковского, где каждая из двенадцати пьес отражает то или иное природное явление или характерную особенность данного месяца: май – «Белые ночи», март – «Песня жаворонка», август – «Жатва», октябрь – «Осенняя песня».
Каждое музыкальное произведение предваряется эпиграфом. Например: «Голубенький, чистый, волшебный цветок – это о подснежнике («Апрель»).
Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов. Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц, явления природы дается не каждому композитору. Мастерски превратить видимое в слышимое умели Бетховен, Мусоргский, Прокофьев, Чайковский. Они создали неповторимые шедевры, которые переживут века.

Читайте также:  Постепенный процесс развития природы человека и общества это

Источник

Образы природы в творчестве музыкантов

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы.

Материал: М. Равель “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя”; ДЖ. Россини “Увертюра к опере “Вильгельм Телль”; П.И. Чайковский “Осенняя песня”; “На тройке”; Чюрленис. Симфоническая поэма “В лесу”; Ю. Чичков “Снежная сказка зимы”; С.Есенин “Синий май. Заревая теплынь”; М. Чюрленис. Репродукции картин “Соната моря”, “Лес”, “Лето”, “Соната весны”, И.И. Левитан “Осенний день Сокольники”.

Оборудование: СД-записи, фортепиано, ноты, доска, краски.

Организационный момент

Вход детей в класс под музыку из симфонической поэмы Чюрлениса “В лесу”. Мысленно совершая прогулку по лесу, проникаясь его красочным, неповторимым звуковым образом, ученики выполняют ряд упражнений.

Основная часть урока

У: Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа дарит музыке звуки. Ребята, какие звуки природы мы можем услышать в музыке?

Д: Звуки, которые слышаться в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы.

У: Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Не раз мы уже встречались с музыкой, рисующей картинки природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Ребята, какие музыкальные произведения о природе вы слышали и какие песни пели сами?

Д: Книпер “Почему медведь зимой спит”, русская народная песня “Во поле береза стояла”, Григ “Утро”, Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”, Глинка “Жаворонок”, Бетховен “Сурок”.

У: Звучит “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя” М. Равеля. После слушания предлагается ответить на вопрос: какое настроение, чувство будит в вас прозвучавшая музыка?

Д: В начале пьесы – спокойное, в конце – радостное, ожидается приближение чего-то светлого.

Подвести учащихся к постижению образа в этом сочинении, анализу средств музыкальной выразительности, в частности отметить своеобразные изгибы мелодической линии. Обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные М. Равелем.

Читайте также:  На природе обретаешь гармонию

У: Ребята, услышанное вами произведение называется “Восход солнца”, а что происходит с природой в утренние часы?

Д: Она пробуждается, с первыми лучами солнца, слышаться звонкие птичьи голоса.

Для создания выразительной, красочной картины просыпающейся природы предложить школьникам послушать, как изобразил утро С. Есенин в своем стихотворении “Синий май. Заревая теплынь”: подчеркнуть отдельные поэтические выражения, олицетворяющие природу (“спит черемушка в белой накидке”, “вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры”)

Звучит еще один музыкальный фрагмент – уз увертюры к опере Дж. Россини “Вильгельм Телль”, который тоже воссоздает картину утреннего леса.

По окончании слушания сравнить два музыкальных произведения – “Восход солнца” М. Равеля и “Вильгельм Телль” Дж. России, показать общее между ними.

Д: Спокойное, легкое покачивание, ассоциирующиеся с дуновением ветра; постепенное нарастание звука, напоминающее пробуждение птиц, зверей; усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых музыкальных инструментов; мажорная ладовая окраска.

У: Природа просыпается и начинается общее оживление в лесу. Первые лучи солнца освещают каждый листик, травинку, словно сверкают в капельке росы. Поляны и тропинки заливаются ярким светом, все преображающим вокруг. Каждый раз мы убеждаемся в том, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека; что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно и о красоте жизни. Учитель показывает детям репродукцию картины “Осенний день. Сокольники” И.И. Левитана.

Какое время года изображено на картине?

Д: Осень пасмурная, ветреная.

У: Какие преобладают тона?

Д: Темные, холодные.

У: Ребята, как вы думаете, какой лад, темп, мелодию будет использовать композитор в музыке, чтобы мы услышали осень?

Д: Минорный лад, медленный и неторопливый темп, печальную мелодию.

У: Сейчас мы с вами услышим два фрагмента из музыкальных произведений и выберем тот, который бы посредством музыкальной выразительности больше подходил бы к нашей картине.

Звучат фрагменты из музыкальных произведений: “На тройке” и “Осенняя песня” Чайковского.

Дети выбирают второе, так как в нем минорный лад, умеренный темп, унылая и тоскливая мелодия.

Ученики пробуют сами дать название.

У: Музыкальное произведение, отрывок из которого вы выбрали, называется “Осенняя песня”. Это произведение сочинил Петр Ильич Чайковский. Композитор родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении Воткинск. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившиеся издалека песни.

Петя с большой остротой воспринимал весь окружающий его мир, в котором природа занимала огромное место. Играя со своими маленькими друзьями, он вдруг, как бы невзначай, оставлял их в стороне и замирал, глядя на неожиданно открывающиеся перед ним живописные виды. То его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера с нависшими над водой ветвистыми деревьями.

Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в музыкальных произведениях. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы — альбом “Времена года”.

Как вы думаете, сколько музыкальных пьес в этом альбоме?

Д: Двенадцать. Каждая из пьес цикла представляет образ одного из месяцев года.

У: Правильно, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж. “Осенняя песня”, которая прозвучала сегодня на уроке — одна из 12 пьес альбома “Времена года”.

Ребята, сейчас мы будем разучивать песню, в которой тоже говорится об одном из времен года.

Разучивание 1 куплета песни “Снежная сказка зимы”. Муз. Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Работа над интонацией, ритмом.

У: Рассказывая о создании выразительных зарисовках природы нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно — Микалоюса Чюрлениса. Он родился в Литве и вырос в живописной местности, среди лесов и полей, где протекает глубоководная река Неман. Художник нежно любил природу своих родных мест. Вот как он сам пишет об этом: “Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву; тут же, при мне набухали бы светло-зеленые ростки. А там, глядишь, из-за большого листа цветок высовывает голову и улыбается солнцу. Опять слышишь шепот сосен, такой серьезный, будто они тебе что-то рассказывают. И ничто не кажется тебе таким понятным, как этот шепот.” О Чюрленисе говорили, что своими картинами он хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. В его картинах звучит музыка. Давайте рассмотрим репродукцию картины “Соната моря”. Что вы слышите?

У: Какие чувства вызывает эта картина?

Д: Чувство взволнованности, напряжения.

У: А теперь посмотрите на картины “Лес”, “Лето”. Какую атмосферу они создают?

Д: Атмосферу тишины, спокойствия.

У: А это его солнечная “Соната весны”. Она полна вечного движения. Ребята, чем выражено это движение?

Д: Бесконечные взмахи мельничных крыльев, легкие тянущиеся ввысь деревья, горящие как свечи ветви растений, среди которых скользят легкокрылые птицы.

У: Своим творчеством Чюрленис выразил романтику, мечту, фантазию. Поэтому каждый, кто знакомится с его работами поддается огромной силе воздействия — они будят воображение и мысль.

Давайте и мы поддадимся воздействию художника и дадим волю своей фантазии. Мы прослушаем одно из музыкальных произведений Чюрлениса и попробуем нарисовать эту музыку.

Звучит симфоническая поэма Чюрлениса “В лесу”. Ребята рисуют.

Итог урока

Обобщением урока становится выставка творческих работ учащихся. Название музыкального произведения сообщается только во время выставки.

Упражнения на дыхание и развитие голоса.

“Дерево”. Изображаем голосовыми связками старое дерево, которое от ветра качается и скрипит (шторм бас, снимаем напряжение) и сильный.

“Легкий и сильный ветерок”. Сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько, через улыбку. Сложить рот в трубочку и дунуть сильно.

“Вьюга”. Подражаем вьюге на звук “у-у-у”. чем выше рука, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса.

“Синий май. Заревая теплынь” (отрывок).

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки
Липким запахом веет полынь
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

“Снежная сказка”

Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова

В царстве Деда Мороза, и лесной тишины,
Задремала береза, до тепла до весны.
Нарядила метель серебринками ель,
Вместе кружимся в снежной сказке зимы.
Ла-ла-ла…
Вместе кружимся в снежной сказке зимы

Источник

Музыкальные произведения о природе

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе.

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль.

Читайте также:  Памятники природы в нефтеюганске

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя.

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения.

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина.

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается.

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами.

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи.

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май.

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Заключение

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать.

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Источник

Музыкальные произведения о природе

Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
С.Прокофьев. Утро.
П.Чайковский. Зимнее утро.
И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
Э.Григ. Летний вечер.
С.Прокофьев. Вечер.
С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
Р.Шуман. Вечером.
Р.Шуман. Ночью.
Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
К.Дебюсси. Лунный свет
А.Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,1-я, 2-я части.
Р.Шуман. Зима 1.
Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
П.Чайковский. На тройке.
Г.Свиридов. Тройка.
С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
П.Чайковский. Подснежник .
Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
Э.Григ. Весной.
Э Григ. Ноктюрн.
С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
Р.Шуман. Май, милый май!
А.Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.
Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
Г.Свиридов. Дождик.
С.Прокофьев. Дождь и радуга.
Р.Шуман. Цветы.
А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
М.Глинка. Баркарола.
Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
Э.Григ. Ручеек.
А.Аренский. Лесной ручей.
Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
М.Равель. Лодка в океане.
М.Равель. Игра воды.
А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.
П.Чайковский. Осенняя песня.
Г.Свиридов. «Весна и осень».
С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Источник