Ведем с природой мы войну



Ведем с природой мы войну

Ведем с природой мы войну интерактивный проект по информатике. Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 185 города Москвы. Автор проекта: Круглов Никита, 7б класс Руководитель: Никулова Наталия Николаевна, учитель информатики. Москва, 2013.

Слайд 1 из презентации «Интерактивная игра по экологии»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Интерактивная игра по экологии.ppt» можно в zip-архиве размером 2322 КБ.

Игры по экологии

«Игры по экологии» — Сюжетно — ролевых. Воспитывать у детей желание участвовать в совместных играх. Игры с литературными персонажами. Воспитывать интерес и бережное отношение к объектам живой природы. Чтение рассказа А.Резникова «Приключения кота Леопольда». Игрушка – кот Леопольд, маски рыбок, удочка, предметы – заместители.

«Конкурс по экологии» — Федоровский Александр ученик 9 класса «л» — 3 место. Чернецова Анна, ученица 9 класса «л» -участница конкурса с призерами. Окружной конкурс плакатов «Экология округа глазами молодых». Алиев Руслан ученик 9 класса «л» — 3 место. Призеры конкурса. Поздравляем с победой! Молодежный совет САО поздравляет Центр образования 771.

«Экологическая викторина» — Самая страшная «добавка» к воде. Флаг Земли. Что мы выбрасывем. Берегите Землю. Его делают из песка. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу. Этого почти не видно. Первоочередная забота при выборе места свалки. Хотя бы сегодня не бросайте мусор мимо урны.

«Создание экологической тропы» — Формы работы школьников на учебной экологической тропе. Массовая экологическая учеба. Методика организации экологической тропы. Маршруты в природе. Краеведческая, историческая, палеонтологическая информация. Задачи экологической тропы. Цели экологической тропы. Требования к созданию учебной экологической тропы.

««Своя игра» по экологии» — Этология – наука о биологических основах поведения животных. Зоохория – распространение плодов и семян животными. День здоровья. Синантропы- растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком. Из березы течет много сока. Термин «экология» ввёл Эрнст Геккель в 1866 году. Что такое – этология.

«Экологические игры» — 2. Работа с детьми. Гипотеза педагогического исследования: Сюжетно- ролевые. Цель исследования: Направления работы в рамках методической темы: Игра. 3. Работа с родителями. Актуальность темы: Работа с родителями: Тропинка в природу. Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

Источник

Войну с природой мы ведем давно

Войну с природой мы ведем давно,
Итог показывали часто нам в кино.
Без человека выживет планета,
Но не хочу я видеть конца света.

Не справиться с пожарами и смогом,
Ведь человеку не сравниться с богом.
Не создаем мы, больше разрушаем,
И мелкие проблемы лишь решаем.

Цунами никогда не победить,
Землетрясения не можем отследить.
А пресная вода все дорожает,
И меньше женщина детей рожает.

Не господа, а слуги мы земли,
Понять такого долго не могли.
И только в мире сохраним себя,
Природу, словно мать свою любя!

Количество отзывов:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 48
© 17.10.2017г. Владимир Винников
Свидетельство о публикации: izba-2017-2087381

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Источник

Ведем с природой мы войну

Автор:
Ботов Геннадий Александрович

Автор: Ботов Геннадий Александрович, учитель биологии МОУ «Алабугская СОШ» Красноармейского района Челябинской области.

Код автора: SC -4808

Природа – жертва войны.

Мир един, войны несут беды не только для людей, но и для всей планеты и её природного наследия. В составленной композиции, где природа и человек являются главными действующими лицами, показано осознание собственного опыта человечества, которое может спасти лишь его высокая нравственность. А стать духовно богатым и высоконравственным помогает отношение к природе, сопереживание братьям нашим меньшим. Материал может быть использован в целях нравственно-патриотического воспитания.

Автор: Ботов Геннадий Александрович, учитель биологии МОУ «Алабугская СОШ» Красноармейского района Челябинской области.

Код автора: SC -4808

Природа – жертва войны.

Любая война во все времена несет смерть, разруху, потери близких и людские страдания. Человек проходит испытание на мужество, героизм, нравственность. «Человечество, — как сказал Василь Быков, — осознает собственный опыт главным образом через искусство и литературу, и значение этого осознания велико». В начале войны значительную роль в воспитании любви к Родине и ненависти к врагу сыграла публицистическая поэзия – призывные стихи и песни, из которых выросла патриотическая лирика военных лет, посвященная раскрытию образа сражающегося народа. Жанры поэзии военных лет связаны с темами внутренней, духовно-нравственной жизни человека, любви и восприятия природы. Для многих война пришлась на детские годы, которые запечатлели её зло, но обострили любовь и нежность ко всему живому. Конечно, главной жертвой войны, как и ее зачинщиком, является сам человек: один патриот-защитник, другой алчный человеконенавистник, разрушающий все дорогое и святое на земле. На память приходят строки из поэмы Егора Исаева:

Вы думаете, павшие молчат!

Конечно да — вы скажете.

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

С пятью материками.

Земля, вобравшая в себя за время войн невероятное количество разорвавшегося металла, осколков снарядов, мин, гильз, схоронившая в себе миллионы погибших, впитавшая кровь раненых и убитых. Прекрасная земля, создавшая на себе удивительный мир природы. Природы, ставшей жертвой войны. Уничтоженные огромные массивы леса, вытоптанные площади зерновых, сожженные поля ржи и пшеницы в конце лета и невспаханные по весне, в шрамах земля: в воронках и окопах, вывезенные бесчисленные составы вагонов с перегноем в Германию, угнанный скот. Всех ран и бед не перечислишь.

На военных дорогах помимо людей,

Убивало железо собак, лошадей.

В реках рыб убивало. И птиц в небесах,

А еще убивало деревья в лесах.

Это очень печально — в эпоху чудес

После боя войти в обезглавленный лес.

Как же странно он выглядит — солнечный свет —

На обрубках, в которых дыхания нет.

(Глеб Борковский)

Для кого они писались? Если во время войны, то, конечно, в первую очередь для воина, позволяя вспомнить бойцу о доме, наполняли душу любовью и болью о родных, придавали ему силы, бередили чувства, напрягали нервы, разжигали ненависть к врагу, были призывом защитить родную землю. Они помогали формировать внутренний облик человека, чаще фронтовика. Война создала среду исключительной напряженности и собранности всех сил каждого участника. Д Достаточно посмотреть картину А. Пластова «Фашист пролетел», написанную в первые годы войны. Тут не нужны никакие комментарии. Она наполняет болью сердце неравнодушного человека и спустя почти семьдесят лет после тех событий. Жизнь и труд человека слиты с природой, с дыханием родных лесов и полей. Жизнь пастушка оборвалась. Пострадали и животные. Враг посягнул на самое нежное и незащищенное: на природу и детство.

Читайте также:  Опыты детей с природой весной

Пламень метался багровый

С крыш на сухие деревья…

Перед закатом корова

С поля вернулась в деревню.

Пахло травою дурманной

Тяжко набухшее вымя…

Было ей дико и странно

Видеть проулки пустыми.

( Анатолий Сафронов)

Одни строки служат набатом, другие повествуют о солдатских буднях, опять же связанных с заботой о пострадавших, в т. ч. о раненой природе. И если позволяет обстановка и время, бойцу и на войне хочется заняться мирным делом:

И людям мученье, и птицам не сладко

На этих пропащих дорогах войны.

Я так полагаю, что новую хатку

Саперы срубить погорельцам должны…

(А. Сурков «Скворцы прилетели»,1942г)

На фотографии – война.

А за окном с утра

Вороньи митинги. Весна –

Подняв зелёные флажки,

Во все свистульки и рожки

Она кричит, журчит.

Не сходит солнце со стены,

Где фотография войны,

Где мужество молчит.

(Анатолий Чепуров)

Многое мы узнали о величии подвига благодаря послевоенным произведениям, созданным памятью тех, кто по возрастным причинам не участвовал в Великой Отечественной, но чьё детство было опалено войной, кто пережил блокадный голод, страдания под гнетом оккупации, шелест похоронок в руках матерей.

Я в четырнадцать лет натянул на себя гимнастерку.

Был я парнем, понюхавшим порох и вкус лебеды.

(Вячеслав Кузнецов)

Не зря говорят, что поэтами рождаются. Сами воины в минуты затишья старались не только устроить быт, передать весточку родным, порой их краткое письмо столько содержало душевного переживания, любви ко всему живому, выражения трагизма, что могло бы занять достойное место на страницах большого произведения.

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василек… представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит. ( Пи Письмо гвардии майора Д. А. Петракова дочери 18 сентября 1942 г.

(Из книги «Говорят погибшие герои»)

П После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал к памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине.

А вот возьми, былинка уцелела,

И каждый раз, взглянув наискосок,

Я снова видел в зоне артобстрела

Живой, неистребимый колосок.

Каждый в стране знает о священной земле Хатыни, о героическом Ленинграде, выстоявшем блокаду, о Мамаевом кургане в Волгограде, о многих местах боевой славы.

200 дней и ночей шла битва на Волге, в большом зеленом шумном городе не осталось ни одного целого здания, ни одного деревца… Нет! Одно осталось! На бульваре, как и в довоенное время, рос серебристый тополь. Он уцелел под натиском около двух тысяч танков и более двух тысяч самолетов, с участием двух миллионов солдат с обеих сторон. Он выстоял, как часовой. Один на весь город. Он тоже служил воинам: по нему орудийные расчеты корректировали залпы. Мимо него пробирались в разведку, к его тонкому стволу подгоняли ротные кухни; на его редких ветвях сушили солдатские рубахи…

У этого тополя был дан первый концерт для бойцов, вышедших из последнего Сталинградского боя.

На площади Павших…

В боях побывавший.

В ствол его угодило

На могучем стволе

Г.Павловский

У стен Новгородского кремля – небольшая липовая роща. Летом тут гудят пчелы, а зимой в голых ветвях завывает ветер. Стволы лип изранены – гитлеровцы в годы оккупации города вбивали в них гвозди: расстреливали человека – вбивали в дерево гвоздь. Так вели они статистику своих убийств. Рядом с рощей красная кремлевская стена, изрешеченная пулями. Здесь происходили казни. Каждая весна устилает пространство перед стеной своим зелёным ковром, как бы прикрывая землю, впитавшую кровь. Когда идет дождь, стволы лип плачут кровавыми слезами – с ржавых гвоздей стекают вниз красные капли. Искалеченные липы делятся своей мукой с людьми, приходящими сюда поклониться памяти героев-мучеников.

Трагедией всей страны стала блокада Ленинграда. Судьба животных блокадного Ленинграда — это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. А иначе не объяснишь, почему не один и не два, а едва ли не каждый десятый блокадник помнит, рассказывает о гибели от бомбы слона в зоопарке. Была бомбёжка, и его ранило. Причем, голодающие люди не посмели засолить тушу или сохранить колоссальное количество мяса, они просто закопали тушу слона. И в этом тоже проявилась человечность. Многие, очень многие помнят блокадный Ленинград через вот это состояние: особенно не уютно, жутко человеку и он ближе к гибели, исчезновению от того, что исчезли коты, собаки, даже птицы.

Жил в Ленинграде слон,

Под свист снарядов, взрывы бомб,

жил в зоопарке он.

Но вот еще один налет.

И столб огня пред ним встает.

И вот на землю рухнул слон…

Последний вздох, последний стон.

В пыли, в обломках кирпича,

В крови, что тоже горяча,

как кровь его друзей — людей.

большой и добрый, будто дом,

внезапно списанный на слом,

затих он — память мирных дней,

любимец городских детей —

К. Вишневецкий

В Ленинграде во время блокады у литератора И.А. Груздева жили два пуделя, голодные, отощавшие. Однажды жена Груздева принесла паек свой и мужа на два дня – пятьсот граммов черного, мокрого, похожего на глину хлеба. В передней затрещал телефон, она побежала, долго разговаривала и вдруг вспомнила, что оставила хлеб на низеньком столике. Она увидела пуделей, которые сидели и как завороженные глядели на ломоть хлеба; под каждым была лужица – они роняли слюну, но хлеба не тронули.

Животные и война — тема для отдельного большого разговора, когда братья наши меньшие становились невольными участниками боевых действий: собаки, лошади, птицы. Они помогали побеждать и выживать. К сожалению, в нашей стране нет памятников животным, участникам войны. Есть памятники жертвам науки, есть собакам — спасателям в мирное время, потому приятно слышать, что в городе Ахтубинск Астраханской области к юбилею Победы установлен необычный памятник двум верблюдам, дошедшим до Берлина. В 1942 году немцы подступали к Волге, для подвоза боеприпасов и горючего, продуктов на фронт не хватало техники и лошадей. Нужен был транспорт для отправки раненых в госпиталь. Решили, как в старину, использовать верблюдов. В сформированном в Астрахани 902-м стрелковом полку 284-й стрелковой дивизии девятого стрелкового корпуса «служило» почти два десятка верблюдов, но историкам удалось проследить путь лишь одной упряжки. Животные по кличкам Маша и Миша отправились на фронт из поселка Нижний Баскунчак и всю войну отслужили в качестве тяговой силы.

Читайте также:  Вышивка крестом канва с рисунком природа

«8 мая 1945 года расчет орудия, передвигаемого верблюдами Машей и Мишей, защищал воинов, водружавших Знамя Победы над Рейхстагом», — сообщает пресс-служба губернатора Астраханской области.

После капитуляции Германии экзотические животные оказались в центре внимания. Награждать собак, лошадей или верблюдов традиции не было, но солдаты ради шутки нацепили на грудь Машке и Мишке целый «иконостас» из немецких орденов и медалей. Невозмутимые животные спокойно отнеслись к наградам и к обрушившейся на них популярности. Спустя несколько недель после победы они вернулись домой, но уже не в родные баскунчакские степи, а в московский зоопарк, где и прожили, пользуясь вниманием и почетом, весь положенный верблюдам век.

К сожалению судьба многих животных, помогающих приближать победу, оказалась трагичной.

Убит верблюд. Какая жалость!

Он шел от Волги, и теперь,

Когда идти чуть-чуть осталось,

Сражен осколком сильный зверь.

Молчат бойцы. Столпились грудой.

Была бы лошадь, а верблюд.

Стоят бойцы вокруг верблюда

И почему-то шапки мнут.

Песня о лошади

Жарким осколком снаряда

Шею пробило у ней.

Смотрит тоскующим взглядом,

С крупной слезой на людей.

Вот и окончена служба

И лошадиная жизнь…

Стоило ль в зимнюю стужу

Хвою промерзшую грызть?

Смотрит с тоской человечьей,

Взрывы грохочут кругом,

Свист смертоносной картечи

Ей уж теперь нипочем.

Сергей Орлов

Можно ли остаться не потрясенным до глубины души от посещения Хатыни или прослушивания рассказов чудом оставшихся в живых жителей сожженных деревень Белоруссии из книги «Я из огненной деревни»?

Кровавой огненной весной 1943 года прилетели в Хатынь аисты. Здесь испокон веков гнездились, появлялись на свет их пращуры, их деды и отцы. Прилетели аисты — нет деревни. Нет высоких лип и берез, нет крыш и старых колес, борон на крышах. Негде присесть, негде отдохнуть с далекой и нелегкой дороги. Покружились птицы над черным пепелищем и улетели. Больше они туда не возвращались.

В Хатыни, где камни

Поседели от горя,

Могилами братскими стали,

Выпил воду до дна

Из окрестных колодцев,

Где над гнездами аистиными,

Распахнув опаленные крылья,

И ушли в безвозвратный полет,-

Три березы шумят

Под ветрами и ливнем,

Максим Танк

…Когда три березки смеются счастливо,

А четвертая стала священным огнем,

Помним: три белоруса осталися живы,

А четвертому вечную память поем.

Наталья Кончаловская

Вряд ли кто не слышал песни «Шумел сурово Брянский лес», а каждый ли знает, что от могучих сосен остались только единицы. Настоящий брянский лес — это выросшие уже после войны деревья, а те, что выстояли — раненые свидетели освобождения страны от врага.

Брянщина известна как героический партизанский край, где в Великую Отечественную войну каждая роща была бастионом, а каждый куст — огневой точкой. Еще можно встретить здесь, на Брянщине, среди степных трав дикие стебли мальвы. Это садовые цветы. Когда-то их высаживали в палисадниках перед окнами домов. Теперь только они и напоминают о деревнях, стертых фашистами с лица земли.

Брянские сосны

Дождей ли струи хлещут косо,

Лучей ли радостный прилив —

Шумят вершины брянских сосен,

Остановись, послушай их.

Застыл мемориал гранитный.

Цветы у вечного огня.

Над павшими на поле битвы

Деревья кронами звенят.

В их вечном гуле стоголосом

Мотивы памяти слышны,

Поляна скорбной тишины.

Владимир Сапон

«Враг просчитался. Не только люди русские, сама природа русская не приемлет окаянного фашиста. Вместе с людьми борются против захватчиков и старинные брянские рощи, и глубокие реки, и чарусы на болотах, и морозы русской зимы».

Из рапорта брянских и орловских партизан Родине.

Помнят деревья взрывы самодельных партизанских мин, поднимающих в воздух поезда и мосты, помнят трескотню пулеметных и автоматных очередей, пожары Брянских деревень, боль и ярость народную. Многие партизаны и уцелели чудом, лес их выручал — на конях не всегда удавалось их догнать.

Проходят десятилетия после окончания самой кровопролитной войны, давно зарубцевались её раны на полях сражений и только «по всей России обелиски как руки рвутся из земли». Недавно следопыты нашей школы путем большой поисковой работы восстановили боевой путь земляка, родившегося в 1920 году. Его считали без вести пропавшим с декабря 1941 года, а он продолжал защищать Родину, попав из окружения в партизанские отряды на Брянщине. Ему не удалось вернуться домой, как герою стихотворения Н.Рыленкова:

Тени летят с косогора, Вскрикнула иволга звонко,

Месяц стоит у куста. Всхлипнул кулик невзначай.

Снова открыты для взора Здравствуй, родная сторонка,

Милые сердцу места. Сына-солдата встречай!

Для нашего героя, как и для многих погибших, памятником стал возродившийся живой Брянский лес.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков…

Сергей Орлов

Сколько их, весёлых и упрямых,

Падало как ливень на поля,

У тебя и сердце в рваных шрамах,

Мать родная, мать сыра земля!

Сплошь в сирени крепостные стены,

Но и в гроздьях метки седины,

Только мы – ведь мы встаём на смену

Тем, кого не ждут уже с войны.

Сколько спит могил в полынях горьких,

К горлу и теперь подходит ком,

Но уже такая на пригорках

Травушка – хоть бегай босиком.

Песней равнодушной и унылой

Разве оскорбим свой край родной?

Только бы нам жить хватило силы

За ушедших от красы земной!

Владислав Шошин

Памяти Георгия Суворова

Уроки прошлого должны служить настоящему и будущему в гуманистическом и демократическом смысле, должны способствовать тому, чтобы народы и все люди в отдельности извлекали из них то, что помогает им стать лучше и совершеннее, чем они были и есть. «Наука доказала свою способность уничтожать жизнь на земле, но сейчас ясно, что спасти ее она не в состоянии. Спасти человечество может лишь его высокая нравственность» (Василь Быков).

Источник

Природа и война

Цель: Формирование экологически целесообразного образа жизни через выявление гибельного воздействия войн на окружающую среду и особой значимости природы в военное время.

Сегодня мы поговорим с вами о влиянии войны на человека и природу. (Слайд 1) Как сказал наш великий поэт А.С.Пушкин; “Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” А история войн – это и история уничтожения природы! (Слайд 3)

Читайте также:  Еда ежей в природе

Ребята, приведите примеры, как в древности человек использовал природу в военных целях.

Из легенды о персидском царе (с 486 до н. э.) Ксерксе (5 в. до н. э.), который в 480—479 гг. до н. э. возглавил поход персов в Грецию, окончившийся поражением. Когда готовилось сражение при Саламине, Ксеркс приказал устроить понтонный мост, чтобы скорее перебросить свои воинские силы к месту битвы. Но поднялся ветер, мост был разрушен. Разъяренный царь приказал наказать море, и персидские палачи, бывшие при войске, высекли морскую воду. Море было “наказано”. ( Слайд 4)

Юлий Фронтий, римский историк I века описывает, как воины подрубили деревья в целом лесу и повалили их, когда в лес вступило римское войско

Кочевники устраивали пожары в степи, чтобы горожане сдавались. (Слайд 5)

Но наибольший ущерб природе был нанесен в войнах XX века

Посмотрите на картину художника А.Пластова “Фашист пролетел”. (Слайд 6)

Какое впечатление производит картина? Почему автор выбрал яркий осенний пейзаж?

Самолёт пролетел фашистский,
Сбросил бомбу на снег пушистый.
Белый снег почернел от боли:
Нет избушки, стоящей в поле.
Только чёрной воронкой рана —
Здесь погибли дочка и мама. (Слайд 7)

Война не щадит никого, губит, калечит всё живое: людей, животных, растения.

Как и человек, растения чувствуют боль.

Стихотворение Сергея Васильева “Белая берёза” (Слайд 8)

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.

Цветы и война. Трудно представить себе что-либо противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу. (Слайд 9)

Поэт Бронислав Кежун, участник Великой Отечественной войны, написал в 1944г.стихотворение “Васильки”.

Под огнем, на берегу реки
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков.
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков. (Слайд 10)

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Посажена берёза и в Волгограде у памятника женщине-солдату. (Слайд 11)

В братской могиле похоронена наша землячка, Маргарита Сергеева. Родилась она в Артях Свердловской области. В 1942 медсестра Маргарита Сергеева сражалась в Сталинграде. Она отбила у фашистов раненого комбата и доставила в штаб важные документы убитого немецкого офицера. За этот подвиг девушку наградили орденом Ленина. Вторую награду — орден Красной Звезды — она получить не успела. Риту настиг осколок мины, когда она выносила из-под обстрела раненого бойца.

После войны, мама Риты приехала в Волгоград. В образе памятника женщине-солдату признала свою дочь. И в следующий раз мама привезла из Артей берёзку и посадила на Мамаевом кургане возле братской могилы. Поэтесса Маргарита Агашина написала стихотворение, музыку к нему написал Григорий Пономаренко. Эту песню исполнила Людмила Зыкина.

(Звучит куплет песни в исполнении Л.Зыкиной “Растёт в Волгограде березка”) (Слайд 12)

Тихо стоит уральская березка у солдатских могил. Как много она может рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны.

Братья наши меньшие становились невольными участниками боевых действий: собаки, лошади, птицы, кошки. Они помогали побеждать и выживать. (Слайд 13-17)

Ученики приводят примеры (художественные произведения, документальные факты)

Четвероногий боец – овчарка по кличке Джульбарс — принимал участие в боях и разминировании местности на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Там Джульбарс обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде — медали “За боевые заслуги”. Ко дню исторического парада Джульбарс еще не оправился после полученного ранения. На том историческом параде за солдатами с собаками шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады — собаку по кличке Джульбарс.

Коты спасали ленинградцев от смертельного голода, принося хозяевам свою добычу. А, когда есть было совсем нечего, единственная возможность для сохранения человеческой жизни – это было приготовление обеда из кошки.

Животные согревали маленьких мерзнущих детей, были для них небольшой отрадой в те страшные времена.

В 1942–43 годах крысы буквально захватили город, вследствие чего, Ленинград охватил голод. Пакостных вредителей отстреливали, давили танками, но все попытки были бесполезными. Серые захватчики умудрялись взбираться на танки, едущие их давить, и шествовали на них . Мерзкие грызуны не только истребляли запасы продовольствия, но и были переносчиками вирусов, вызывающих ужасные эпидемические заболевания. Жителям Питера грозила эпидемия чумы.

Весной 1943 г. председателем Ленсовета было подписано постановление о выписке из Ярославской области 4 вагонов дымчатых кошек прямо в Ленинград. Состав доставил “мяукающую дивизию” под строжайшей охраной.

Коты вступили в бой, очищая все подвалы, чердаки и свалки от крыс. Кошки победили, и крысиная армия потерпела поражение.

Весна 1945. Почему свою картину художник Борис Неменский назвал “Дыхание весны”? (Слайд 18)

Подснежник – красота весны, символ новой зарождающейся жизни.

Спят бойцы. Но что разбудило молоденького солдата?

(звучит стихотворение или куплет песни на стихи А. Фатьянова “Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. ”)

Завтра снова в бой. Нельзя, чтобы враг растоптал этот хрупкий голубой цветок.

Весной сорок пятого года
Как, впрочем, и после, и до
Готовилась снова природа
Исполнить призванье свое
Сочились березы слезами
Черемуха буйно цвела
Смеялись ромашки глазами
И вновь зеленела трава.
И солнце звенело в зените
Под утро ложилась роса,
Шептала природа: любите,
Ведь смерть никому не нужна. (Слайд 19)

Люди, сама природа просит нас задуматься, правильно ли мы делаем, начиная войну.

Не воевать, не убивать,
Научиться в мире жить.
Радоваться василькам,
И берёзки не рубить.
Счастлив будет человек
Живущий в мире без войны.
Земля – наш дом. Природа – храм.
Их любить, беречь должны! (Слайд 20)

Перед теми, кто защищал нашу землю, мы в вечном долгу. Они погибли, ради жизни. Помните это и не допускайте, чтобы война погубила всё живое на Земле. (Слайд 21)

В презентации использованы стихи советских поэтов и собственного сочинения.

Источник