Венецианов и его животные

 

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

"Портрет матери, А. Л. Венециановой" 1802

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

«Захарка» «Захарка» «Жнецы» «Жнецы» «Спящий пастушок» «Спящий пастушок»

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

"Гумно"

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Источник

А. Г. Венецианов: картины с названиями и описанием

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.

венецианов картины

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» — воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, — картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. Это портрет матери – Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

картины венецианова с названиями и описанием

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое – его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное – ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» — один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.

Читайте также:  Кто придумал называть года животными

алексей венецианов картины

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать линейную перспективу и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.

картины венецианова

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, – выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. Картины, описание содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои – простые крестьяне.

венецианов картины описание

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам – Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев – людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

картины алексея гавриловича венецианова

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену – Марфу Афанасьевну – и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок – это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и — что особенно бросается в глаза — мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

захарка

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец – Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

на жатве лето

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром – главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, – одна из вершин творчества великого русского живописца.

Источник

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Алексей Гаврилович
Венецианов
родился в Москве 18 февраля 1780
года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и
торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П.
Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком
Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и
щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от
учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из
пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал
свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на
бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов,
имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу
«Любопытный художник и ремесленник».
Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного
художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам
изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом
этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на
полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал
учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого
художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель
была первым материалом, в котором он начал работать.

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по
первому известному его произведению — портрету матери А.Л. Венециановой
(1801).

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях»
появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы
с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».

Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на
петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал
совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим»Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.

Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами
почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило
дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры
Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание академии как
портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание
назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет
инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками
академии.

Читайте также:  Животные восточной сибири рисунок

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера.
На средства общества Венецианов открыл школу, где
обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга.
Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее
стен вышли многие известные художники — Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е.
Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской
школой».

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным
литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской
культуры — К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе
Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас
Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму,
была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный
Брюлловым.

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.
Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и
поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».

В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее — там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине — снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны — это результат тонких наблюдений художника на натуре.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но
художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движению создает сидящая слева крестьянска. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовое решение картины очень гармонично,отличается плавными переходами оттенков коричневого цвета.

Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь
внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе
рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила
художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского
монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза:
«неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным
художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам
перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового,
профессионального и прекрасного мастера.

На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября
1824 года, картина была показана в первый раз. Она сразу понравилась
многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел
картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей
для сформированной системы Академии.

Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею было положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы
такие вещи, как « Чистка свеклы », « Жница », « Утро помещицы » и другие работы.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Утро помещицы, 1823г, ГРМ

«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и
«Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже
создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним
из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные
записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что
наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное,
близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть
Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине
«Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо,чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать.Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такое сравнение всегда имело место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.

Интерьер в картине играет одну из важных ролей. Интерьер вообще является
одной из особенностей картин Венецианова. Не является исключением и картина
«Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была
постоянным атрибутом в 1820 годах. В этой картине также использован
устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее
при помощи досок пола. Перспектива является основной чертой картин Венецианова.
Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях,
когда пишет портреты. Жанр венецианских картин не является чем-то новым,но
. автору удается найти что-то неповторимое, необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам, запечатлеть мгновения жизни в вечном потоке жизни.

Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает
на двадцатые — тридцатые годы 19 в. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

На пашне. Весна. ГТГ

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

На жатве. Лето. Середина 1820-х,

Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины
Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», — писал журнал «Отечественные записки».

Венецианов создал целую галерею русских крестьян — сильных,
работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством
собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем
картины, доказал его физическую и моральную красоту.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ

Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками».
Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков.

Другая по характеру «Девушка с бураком» — энергичен поворот головы молодой
красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой
озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное
пятно платка подчеркивает темпераментность лица. С необычайной живописной
свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение
одухотворенного мыслью лица говорите большом жизненном опыте, душевной
силе.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ

Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова
дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его
замечательный портрет Захарки.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Захарка, 1825, ГТГ

Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с
ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми
щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и
основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная
платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой,
степенной маленькой крестьянкой.

В 1823-26 годы Венециановым была написана картина «Спящий
пастушок». Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен
пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью.
Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает
себя мастером создания перспективы.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ
В картине воплощена идея слияния человека с окружающим миром.
Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по
противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов –
картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого
раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в
Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел
ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении.
Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны.
Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам
пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного
расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался реалистическим
фрагментом природы.

Читайте также:  Все элементы множества животные

Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал
в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура
пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился
реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой живописны открытий Саврасова и Левитана.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

«Жнецы» — такое название носит ещё один шедевр знаменитого
художника и новатора – Венецианова.
Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть
«жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих
крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. И крестьяне могут чувствовать красоту природы в полной мере.. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.

Жнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМ
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам
понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет
изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о
его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный
праздник.На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это
усталость не только после проделанной работы.Естественно, бабочки улетели,
как только автор картины приблизился: они потом писались с засушенных материалов.

Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись академическими художниками в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».

РУССКИЙ ХУДОЖНИК А.Г.ВЕНЕЦИАНОВ

Купальщицы. 1829, ГРМ

«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию
двух фигур — одной в рост, другой — присевшей и изображенной со спины, — пишет
Э.В. Кузнецова. — Но этим и кончается связь этой композиции с академическими
канонами. Купальщицы Венецианова — это обычные русские крестьянки со здоровыми
и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на
некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее
чувство».

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей
Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу
Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года
художник слег и сам.

Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того,
чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования
спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и
споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня
через два-три я глядь — ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так.
Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из
телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я,
невзирая на вьюгу и мороз, брожу — да как же, раз по пяти и по шести в день.
Устал…» К счастью, все обошлось.

В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин — «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, яркость и декоративность по сравнению с прежними вещами.

Источник

Картины Венецианова

На странице собраны самые знаменитые картины Венецианова Алексея Гавриловича.
Венецианов был родоначальником бытового крестьянского жанра.
Несмотря на свою «итальянскую» фамилию, художник был глубоко русским человеком, любившим Россию и её корни.
В начале своей деятельности он немало написал портретов известных людей. Но слава к нему пришла за его картины с образами крестьян и родной природы.
До 1819 года служивший в ведомстве государственных имуществ, Венецианов покидает Петербург и возвращается в своё имение в Сафонково к своим крестьянам, которых и будет изображать на своих полотнах. Он любил своих крестьян, а они его!
Самые знаменитые картины Венецианова «Гумно», «Утро помещицы», «Жнецы», «Вот-те и батькин обед», «На пашне. Весна.», «На жатве. Лето».
Далее следуют фото и описания этих и других картин Венецианова!

Портрет Венецианова

Автопортрет Венецианова. Венецианов был замечательный портретист.

Гумно картина

Самая знаменитая картина Венецианова.

Гумно — это большое деревянное сооружение, что-то вроде большого сарая! Здесь обрабатывают и хранят зерно и сено.

Вот этим на картине крестьяне и занимаются. На дальнем плане лошадей для перевозки зерна запрягают. На стенах мы видим развешенные серпы и косы. Всё для работы!

Картины Венецианова о крестьянах написаны с любовью!

Вот-те и батькин обед

Вот-те и батькин обед. Венецианов.

Очень сентиментальная сцена на картине.

Мальчик лет 6-ти пригорюнился и глубоко задумался. Есть из за чего: нёс работающему на пашне отцу обед и не донёс, опрокинул по дороге нечаянно посуду с молоком. И теперь неутешное горе. Верный пёс рядом, но никак не может утешить мальца. Жалостливая сцена!

Встреча у колодца картина

Встреча у колодца. Венецианов.

Картины Венецианова о крестьянах полны мельчайших подробностей и деталей!

Гадание на картах картина

Гадание на картах. Венецианов. Простые крестьянки гадают друг другу.

крестьянин картина

Голова старого крестьянина.

Мальчики картина

Два крестьянских мальчика со змеем. Картины Венецианова нередко крестьянских детей изображают.

Девочка в шляпке

На фото «Девочка в шляпке».

Девушка в платке

На фото «Девочка в платке». Крестьянские картины Венецианова часто изображают крестьянских девушек.

Весёлая девушка

На фото «Девушка с гармошкой».

Крестьянская девушка

Девушка с телёнком

Жнецы картина

На фото картина «Жнецы». Трогательная картина.

Трудились мать с сыном на жатве. Наступила минута отдыха. Мальчишка заворожено и затаив дыхание созерцает двух бабочек севших на руку матери.

Картины Венецианова о крестьянах с любовью написаны!

Жница картина

Жница. Венецианов. Красавица крестьянка трудится.

Кормилица картина

На фото картина «Кормилица с ребёнком».

Крестьянин фото

«Крестьянин со скрещенными руками». Одухотворённый взгляд у крестьянина! Все крестьянские картины Венецианова одухотворённые!

Девушка вышивает

На фото картина «Крестьянка за вышивкой».

Купальщица картина

На фото картина «Купальщица»

И это уже не крестьянская тема, а ответ Венецианова

на критику о том, что он не умеет писать на академические темы.

Купальщицы картина

Картина «Купальщицы». Великолепно умел Венецианов и женскую красоту передать!

На жатве лето

На жатве. Лето. Венецианов.

Величественный пейзаж и на его фоне жница. Люди трудятся на земле в единении с природой.

На пашне Весна картина

На пашне. Весна. Венецианов.

Картина наполнена поэзией и вдохновением. Поэзией труда на природе, что и вдохновляет.

Женщина в поле вышла весной как на праздник, надев свой самый лучший наряд. Но по родной земле идёт без боязни босая. Ребёнок беззаботно сидит на этой же земле рядом.

Будет работа! Божественная картина!

Первые шаги ребёнка

«Первые шаги». Умильная сцена.

Учитель с учениками

Портрет К.И.Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя учениками.

За эту картину ещё в 1811 году Венецианов звание академика получил.

Жена картина

Портрет Фонвизина

Портрет Карамзина 2

Пряха картина

На фото картина «Пряха».

Сенокос картина

На фото картина «Сенокос».

Утро помещицы картина

На фото знаменитая картина «Утро помещицы».

Никакого противостояния между помещицей и молодыми крестьянками нет. Крестьянки ведут себя свободно и с достоинством.

Одна из крестьянок принесла тюк шерсти, а помещица сидит за столом и спокойно отдаёт распоряжение.

Источник