Весенние явления природы в живой природе 2 класс примеры

Весенние явления природы в живой природе 2 класс примеры

Цель: познакомить учащихся с весенними изменениями в неживой и живой природе.

Планируемые результаты: учащиеся узнают об изменениях в неживой и живой природе весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; будут находить информацию о первоцветах в книге “Зелёные страницы”, узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

Учебные материалы и оборудование. ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, CD-ROM. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику, мультимедийная презентация “Весна”.

У учеников – Окружающий мир. 2 класс. Учебник.Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. 2 класс. Проверим себя. Рабочая тетрадь. Часть 2, А.А. Плешаков;“Зелёные страницы”. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС; MacBook Apple; клей.

Предварительная подготовка: ученики вырезают 6 картинок (с изображением половодья, ледохода и перелётных птиц) из приложения к рабочей тетради на с. 87 – 89.

2. Актуализация знаний

У. Вспомните о своих наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе на экскурсии. (Проверка заполнения таблиц в рабочей тетради №1, c.54).

3. Самоопределение к деятельности

У. Послушайте стихотворение, которое я написала для нашего урока. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении:

Солнце пригревает,
Снег осевший тает,
И журчат ручьи.
На берёзе снова
Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе
Коричневые почки,
Вот и на проталине
Первые цветочки.

У. Какие признаки весны вы заметили? (Ответы детей).

У. Предположите, о чём будет наш урок.

У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

Д. В гости к весне.

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы детей). У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

4. Работа по теме урока

Выполнение задания в рабочей тетради №2, с. 54.

Учащиеся обозначают цифрами порядок следования весенних месяцев.

Проверка по слайду №2 презентации.Ученик называет весенние месяцы по порядку.

Рассказ учителя,сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации №: 3 – 13.

Март наполовину зимний месяц, наполовину весенний. Ещё не раз вернутся метели. Но солнце с каждым днём всё выше будет подниматься над горизонтом и начнёт прогревать воздух и почву.Заплачут прозрачные сосульки. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега, значит, наступила весна. На проталинах появляется зелёная травка и первые весенние цветы – подснежники или первоцветы.На полях начнёт таять снег, зажурчат ручейки. На небе появятся белые кучевые облака.

На водоёмах от весеннего тепла во льду появятся трещины. На берегах прудов лёд станет тонким и вязким. На реках начнётся ледоход, во время которого льдины сталкиваясь, нагромождаясь друг на друга, плывут по течению, пока не растают. Весенний ледоход завораживает, но в это время надо быть осторожными.Чем опасен ледоход? (Ответы детей).

В апреле начинается обильное снеготаяние. Реки,переполняясь водой, выходят из берегов — наступает половодье. Вереницей искрятся на солнце ручьи, радостно журча, бегут по дорогам, освободившимся от снежных завалов. Всё это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них — таяние снега. Ещё один признак весны — весенние дожди.

В начале мая случается резкое понижение температуры, шумят холодные ветра, бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который быстро тает на прогретой весенней почве. Побудут холода, и наступит резкое потепление. В мае может прогреметь первая гроза. К концу мая вместе с воздухом быстро прогревается земля, может установиться по-летнему жаркая погода.

Групповая работа по учебнику и в тетради

У. Класс предварительно делится на 4 группы(2 группы – I вариант и 2 группы – II вариант).

Ученики I варианта выполняют задание учебника с. 86–87 (знакомятся по учебнику с изменениями в неживой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.54, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в неживой природе).

Ученики II варианта выполняют задание учебника с.88 – 89 (знакомятся по учебнику с изменениями в живой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.55, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в живой природе).

а) Заслушивается выступление учащихся I варианта.

У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

б) Заслушивается выступление учащихся II варианта.

У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

6. Продолжение работы по теме урока

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 14 – 19.

У.В конце зимы зимующие птицы становятся оживлённее. В первый солнечный день февраля прозвенела песенка большой синицы, значит весна не за горами. В конце зимы лопнули почки на ивах, и показалисьсеребристые пуховки, но зацветут они после ольхи.

Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые цветочки мать-и-мачехи. Подумайте, почему так рано могут появляться первые цветы? (Ответы детей). Весной, когда на деревьях в лесу ещё нет листьев, свет свободно проникает под полог, и вызывает бурное цветение всех подснежников. Растения, цветущие в средней полосе в течение марта, апреля и мая, называют раннецветущими, а те из них, которые цветут сразу после схода снега — “первоцветами”. Значительная часть “первоцветов” — это растения лиственных лесов и приспособились они к раннему развитию для того, чтобы успеть отцвести и набрать сил до полного распускания листвы на деревьях, т.е. до наступления “темного сезона” в лесу. Такие растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах или клубнях. Эти запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян.Стоит ли рвать первоцветы? (Ответы детей).

Вскоре запылит ольха, потом орешник. В конце апреля в средней полосе России в лесах зацветают различные ивы. Они имеют красивые соцветия жёлтого цвета с сильным ароматом. Целыми днями пчёлы и шмели летают возле серёжек ивы, собирая нектар и опыляя цветки. В это время пчёлы делают первый сбор.

Ещё одно явление в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, берёзы, появляется травка.Почти за неделю в мае листовой покров увеличивается в несколько раз.Зацветёт черёмуха, тут же воздух наполнитсяароматом сирени и яблони.

В книге А. Плешакова “Зелёные страницы” с.25–34 по заданию учебника учащиеся находят информацию (по своему выбору) об одном из раннецветущих растений, изображённых на рисунке учебника с. 88. Затем рассказывают классу о том, что нового им удалось узнать о растении.

Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией слайдов презентации №: 20 – 31.

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 32 – 41.

У.Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах — жди весенних гостей. Каких? (Ответы детей). Вслед за проталинами появляются первые перелётные птицы.Почему перелётные птицы возвращаются в это время? (Для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые можно найти на освободившейся от снега почве).

Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев и под корой деревьев.Пришло время возвращаться перелётным птицам.Прилёт грачей — одна из примет наступления весны. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы. Они прилетают до того, как начнётся сокодвижение у берёзы. Весенний перелёт у большинства птиц бывает довольно быстрым. Некоторые птицы летят даже ночью, останавливаясь лишь покормиться.

Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег, поэтому птицы не могут найти корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода. Что надо делать, чтобы птицы не погибли?(Их надо подкармливать). В начале апреля прилетают зяблики. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются стаи журавлей.После вскрытия рек появляются водоплавающие птицы: дикие утки, гуси, чайки. В конце апреля и в начале мая в лесу можно услышать кукование кукушки и пение соловья.В мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи и мухоловки.

Весной птицы вьют гнёзда. Для чего?(Они служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов). Подумайте, стоит ли подходить близко к птичьим гнездам, трогать их илибрать в руки птенцов? Почему?(Ответы детей). Многие певчие птицы вьют гнёзда на ветках кустов и деревьев. В поле устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу или под корнями деревьев – белая трясогузка. Высоко, в развилке сука, помещают своё гнездо зяблики.

Читайте также:  Заповедник это участки земли где вся природа неприкосновенна это

Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки.

7. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради по вариантам.

Ученики I варианта выполняют задание №3 (2), с.54наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.87 картинки с изображением половодья и ледохода в соответствующие рамки.

Ученики II варианта выполняют задание №3 (2), с.55наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.89 картинки с изображением перелётных птиц в соответствующие рамки.

Проверка по учебнику на “Страничках для самопроверки”с.141.

Работа в тетради (продолжение)

У.Проверьте, знаете ли вы раннецветущие растения. Учащиеся выполняют задание №4, с.56. Соединяют рисунки и таблички с названиями растений.

Самопроверка по учебнику с.88.

Работа в тетради “Проверим себя”

а) Выполнение задания №1, с.30. Учащиеся подчёркивают в списке весенние явления природы.

Взаимопроверка по слайдам №3–4 презентации. Ученик перечисляет весенние явления.

У. Прочитайте задание учебника №3, с.89. Как связаны между собой весенние явления природы?

б) Моделирование взаимосвязей между явлениями в неживой и живой природе весной. Выполнение задания №2, с.30. Учащиеся показывают стрелками, как связаны природные явления (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

Выполнение заданий в электронном приложении к учебнику на Масbооk:

  1. Отметить, какие растения являются раннецветущими.
  2. Выбрать из списка явления, которые не относятся к весенним изменениям в неживой природе.

Ответына вопросы учебника с.89:

  1. Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?
  2. Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?

У. Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся показывают смайлик и объясняют его выбор).

Источник



Природа весной: изменения в живой и неживой природе

В природе постоянно сменяются сезоны, то идет дождь, до «жарит» солнце, то снег, то туман. Все эти изменения называются явлениями природы и никак не зависят от воли человечества. Весна – один из красивейших сезонов года, за три месяца природа меняется до неузнаваемости.

Весенние изменения в живой и неживой природе

Природа условно разделена на живую и неживую, как и явления, которые происходят. К неживой природе относят звезды, облака, почву, горы, солнце, полезные ископаемые. К живой — бактерий, человека, животных, растения.

Весенние явления природы

Природа весной за короткий срок практически «оживает». За 90 дней полностью исчезает снег и расцветают цветы, появляются насекомые и прилетают перелетные птицы. И это только часть того, что происходит с природой за один из 4 сезонов года.

Весенние явления природы:

В неживой природе

В живой природе

Прилет перелетных птиц

Движение льда по течению реки

Проталины, появление бесснежных «островков»

Цветение, соковыделение и появление листьев

Половодье, характеризуется поднятием уровня воды

Рождение детенышей зверей

Термальные ветра, характеризуются теплыми течениями днем и холодными ночью

Линька у животных, то есть смена «зимней шубы» на летнюю

И самое интересное событие, характеризующее такое явление, как весна, природа просыпается — гроза. Обычно бывает в конце мая, еще не слишком сильная, но уже очень яркая. Связано это явление с тем, что теплый воздух с нижних слоев атмосферы вытесняется более холодными фронтами.

Интересные факты

Природа весной окружена множественными мифами и интересными фактами.

Если говорить о людях, проживающих близ Северного полюса, то они обязательно весной замечают на небе скользящее по горизонту солнце. Это подтверждение того, что наступает шесть месяцев полярного дня. А на Южном полюсе такое явление говорит о том, что наступает 6 месяцев полярной ночи. Именно на Южном полюсе весна наступает с сентября по ноябрь.

Весеннее равноденствие, наблюдающееся в нашей стране 20-21 марта, означает период, когда день начинает становится длинее ночи.

Египетский сфинкс был расположен древними египтянами таким образом, что указывает четко на восход солнца именно в день весеннего равноденствия. А древние греки верили, что первый день весны – это день, когда возвращается богиня плодородия Персефона после длительного пребывания в подземном царстве.

В Америке, по сей день празднуют день сурка. Ежегодно 2 февраля в городе Панксатони достают из норы сурка, который уже по умолчанию имеет имя «Фил». Если он вдруг увидит свою тень, значит зиме еще «властвовать» 6 недель. Если же сурок не увидит ее, не испугается и не спрячется в норку, значит уже пришла весна.

Весеннее преображение в разных культурах

Природа весной – это не только кардинальные изменения в окружающей природе, но и великий праздник для славян. 22 марта в народном календаре значится как День Жаворонка. Считается, что именно в эту дату прилетает каждый год 40 первых птиц, несущих на своих крыльях весну. Верующие надеялись, что их гуканье в этот день привлечет тепло и богатый урожай. Но 22 марта – это лишь вторая или последующая дата для привлечения весны, зачастую начинали гукать тогда, когда говорила об этом сама весна, начиналась капель, обильно таял снег.

Для японцев расцветающая природа весной – это ее пробуждение, как и для всех народов мира. Сэцубун-сай – синтоистский праздник, знаменующий окончание длительного зимнего сезона и начало долгожданной весны.

В средневековой Великобритании день весны отмечали в первый понедельник мая. В день празднования девушки умывались росой, а парни соревновались в стрельбе из лука. Но не все англичане его отмечают, ведь именно на день празднования весны пришелся арест Робин Гуда.

В любом случае, весна – это время перемен, когда просыпается душа, появляются новые ощущения, и нет ничего великолепнее буйства красок природы.

Источник

Весенние явления природы. Сезонные явления в природе

Явления природы связаны с погодными изменениям климата в определенные промежутки времени, называемые сезонами года. Каждый такой период характеризуется своими метеорологическими аномалиями.

Явления природы весной

За 3 месяца этого времени года климат и условия жизни всей фауны и флоры изменяются до неузнаваемости.

С наступлением марта природа только начинается оживать и пробуждаться от зимнего периода «спячки». К этому времени тепло солнечных лучей еще недостаточное для полного таяния снега, однако воздух уже заметно прогревается. В марте дают о себе знать первые весенние явления природы (примеры: ледоход, проталины, южный ветер). В это время облака заметно поднимаются и обретают кучевой характер.

С первых чисел апреля наступает время для самых «серых» метеорологических аномалий. Названия явлений природы этой поры известны каждому: туманы, моросящие дожди, реже грозы. К середине месяца снег уже окончательно исчезает, однако реки по-прежнему могут быть опасны сильным ледоходом. К счастью, температура воздуха прогревается с каждым днем, поэтому последствия зимних морозов вскоре перестанут о себе давать знать. Также в апреле не исключены опасные весенние явления природы (примеры: половодье, шквальный ветер, вызванный соединением южного потока с северным).

Что касается фауны, то она начинает полностью оживать уже к первым числам мая.

Весенние явления: дождь

С потеплением приходят осадки в жидком виде. Такие явления природы (картинки смотрите ниже) называют дождями или ливнями. Это непрерывный поток воды, направленный по вертикали с неба на землю. Облака постепенно накапливают влагу, а когда давление и сила тяжести над ними начинают преобладать, выпадают осадки. Так как температура воздуха выше 0 градусов, значит, молекулы воды не кристаллизуются в снежинки. С другой стороны, в редких случаях ближе к маю возможен град.

Дождь входит в 5 явлений природы весны, несущих вероятную опасность для экономики и сельского хозяйства. Длительное выпадение осадков может затопить не только улицы и частные дома, но и поля с саженцами и ростками, которые впоследствии сгниют, следовательно, урожайность в разы упадет.

На текущий момент принято выделять следующие виды дождей:

  • обыкновенный (осадки без таких ярко выраженных признаков, как мощность, продолжительность);
  • ливневый (кратковременный дождь, отличающийся внезапностью и силой выпадения);
  • затяжной (характеризуется длительной продолжительностью, до нескольких дней, и понижением температуры воздуха);
  • кратковременный (отличается быстротечностью и резким окончанием выпадения осадков);
  • снежный (характеризуется понижением температуры воздуха и частичной кристаллизацией молекул воды);
  • грибной (во время такого дождя на землю продолжают поступать солнечные лучи);
  • градообразный (кратковременный и опасный ливень, выпадающий частично в виде льдинок).
Читайте также:  Природа и человек как часть космоса

Весенние явления: гроза

Эта метеорологическая аномалия является отдельным видом дождя, не входящим в традиционную классификацию. Гроза представляет собой выпадение осадков, которое протекает одновременно с раскатами грома и молниями.

В течение нескольких дней облака накапливают частички влаги, подхватываемые сильным ветром. Постепенно из них образуются темные кучевые тучи. Во время выпадения осадков с высокой мощностью и шквальным ветром между поверхностью земли и облаками возникает электрическая напряженность, в ходе которой формируются молнии. Данный эффект всегда сопровождается сильным громом. Такие явления природы (картинки вы можете видеть ниже) чаще всего наступают под конец весны.

Для возникновения грозы необходимы следующие условия: неравномерное нагревание самых нижних слоев воздуха, атмосферная конвекция или резкая интенсивность образования облаков в горной местности.

Весенние явления: ветер

Данный климатический феномен представляет собой поток воздуха, который направлен по горизонтальной оси. Такие весенние явления природы, как ветер и буря (в редких случаях), характеризуются высокой скоростью, силой воздействия, областью распространения и уровнем шума.

С точки зрения метеорологии, эта климатическая аномалия состоит из показателей направления, мощности и продолжительности. Самыми сильными потоками воздуха со средними порывами называют шквалы. Относительно продолжительности ветры бывают следующими: ураган, шторм, бриз, тайфун и т. д.

В некоторых точках Земли из-за частых изменений температуры возникают муссоны. Такие глобальные ветры характеризуются большой длительностью (до 3 месяцев). Если такие потоки воздуха вызваны разницей температуры относительно широт, то их называют пассатами. Их длительность может доходить до года. Границу между муссонами и пассатами называют атмосферным фронтом. Весной и осенью он особенно заметен в странах с умеренным климатом. В тропических областях планеты именно благодаря ветру так часто меняются погода и температура воздуха.

Весенние явления: облака

Ближе к середине марта небосвод постепенно начинает разрежаться. Теперь облака имеют четкие границы. Сами по себе они являются продуктом конденсации частичек водяного пара в верхних слоях атмосферы.

Облака образуются над земной поверхностью. Главным условием для их формирования является теплый влажный воздух. Он начинается подниматься в верхние слои атмосферы, где при заметном снижении температуры останавливается на определенной высоте. По сути, облака состоят из водяного пара и ледяных кристаллов. Большое их скопление при высокой концентрации образует кучевые тучи.

Все весенние явления природы имеют свои формы уникальности, называемые в науке метеорологическими идентификаторами. При высокой температуре облака наполняются капельными элементами, а при низкой — кристаллическими. Относительно этого критерия существует отдельная классификация явления. Так, облака подразделяют на дождевые, грозовые, перистые, слоистые, кучевые, перламутровые и т. д.

Весенние явления: таяние снега

С повышением температурных показателей воздуха замерзшие кристаллы воды начинают постепенно превращаться в воду. Этот процесс называется таянием снега. Такому растворению подвержены все замерзшие виды осадков, если температура воздуха поднимается до 0 градусов. Данные сезонные явления в природе наступают только весной. Точное время вплоть до месяца устанавливается в зависимости от текущего климата.

Процесс таяния снега заметно ускоряется с выпадением дождей. После чего образуются небольшие временные водоемы. Быстрее всего снег тает на ровной местности, где нет преград ветру или навеса от осадков. В лесу этот процесс может затянуться на месяц. В таком случае велика вероятность поднятия уровня грунтовых вод.

Нередко снег начинает испаряться и в морозную погоду. Такой природный феномен называется сублимацией. Под действием солнечного света частички воды переходят из твердого состояния в газообразное.

Весенние явления: ледоход

Данная аномалия считается самой опасной из природных феноменов в это время года. Это явление представляет собой движение полурастаявших льдин на озерах и реках под воздействием сильного ветра или течения. Наибольшее перемещение наблюдается на середине водоема. Такие весенние явления природы характерны для марта, когда солнечные лучи способны достаточно прогревать температуру воздуха и грунта.

На реках ледоход часто сопровождается заторами. На больших водоемах это явление определяется дрейфом осколков под действием ветра. Интенсивность передвижения льда, как и его характер, напрямую зависит от текущих климатических условий, времени вскрытия, строения русла реки и гидравлических свойств потока воды.

Длительность данного процесса в весеннюю пору варьируется в пределах 3-4 недель. Здесь важную роль играют ландшафт и климат.

Весенние явления: проталина

Обычно этот процесс начинается в начале марта, но в зависимости от климатических условий сроки могут передвинуться на середину апреля. Проталиной называют место, где в морозную погоду стоял снег, а с потеплением на нем возникла своеобразная воронка. Такие весенние явления природы очень интересны при изучении.

Первым делом проталины образуются вокруг стволов деревьев, так как от корневой системы растений исходит тепло, подкрепляемое солнечным синтезом. Далее процесс затрагивает поля и болота. Проталины могут быть разного цвета, в зависимости от того, как выглядит поверхность (земля, трава, листья). Аналогичная ситуация обстоит и с их формой. На полях проталины удлиненные, подобно грядкам, в садах — округлые (проекция стволов деревьев).

Данный процесс начинает вступать в действие при среднесуточной температуре от -5 градусов и выше.

Весенние явления: пробуждение флоры

Возникновение проталин вокруг деревьев свидетельствует о том, что у растений началось активное сокодвижение. Данные сезонные явления в природе означают лишь одно — пробуждение флоры после длительной зимней пассивной жизнедеятельности.

Проверить это можно очень просто. Для этого достаточно проколоть кору дерева иглой или тонким ножом. Если на этом месте выступит прозрачная сладкая жидкость бледно-красноватого цвета, следовательно, сокодвижение в полном разгаре. Это свидетельствует о том, что природа готовится к озеленению.

Вскоре на ветках появятся и распустятся почки. Во второй половине весны, благодаря ветру и насекомым, флора получит опыление. Следовательно, в скором будущем можно ожидать урожай.

Весенние явления в живой природе

Как известно, это время года знаменуется возвращением птиц в родные пенаты из теплых стран. В первую очередь это касается грачей. Именно их считают первыми вестниками весны. Массовое переселение птиц происходит ближе к концу марта, когда ночная температура воздуха поднимается до +10 градусов.

Также одними из показательных процессов в живой природе, которые характеризуют наступление весны, являются линька животных и пробуждение от спячки диких зверей. Смена шерсти происходит в марте, хотя у некоторых представителей фауны она может быть и осенью.

Очень важно знать все эти весенние явления природы. Природоведение недаром входит в основную программу школьных предметов. Знать основополагающие процессы климата и природы — долг каждого человека на планете.

Источник

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Цель: познакомить учащихся с весенними изменениями в неживой и живой природе.

Планируемые результаты: учащиеся узнают об изменениях в неживой и живой природе весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; будут находить информацию о первоцветах в книге “Зелёные страницы”, узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

Учебные материалы и оборудование. ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, CD-ROM. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику, мультимедийная презентация “Весна”.

У учеников – Окружающий мир. 2 класс. Учебник.Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. 2 класс. Проверим себя. Рабочая тетрадь. Часть 2, А.А. Плешаков;“Зелёные страницы”. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС; MacBook Apple; клей.

Предварительная подготовка: ученики вырезают 6 картинок (с изображением половодья, ледохода и перелётных птиц) из приложения к рабочей тетради на с. 87 – 89.

2. Актуализация знаний

У. Вспомните о своих наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе на экскурсии. (Проверка заполнения таблиц в рабочей тетради №1, c.54).

3. Самоопределение к деятельности

У. Послушайте стихотворение, которое я написала для нашего урока. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении:

Солнце пригревает,
Снег осевший тает,
И журчат ручьи.
На берёзе снова
Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе
Коричневые почки,
Вот и на проталине
Первые цветочки.

У. Какие признаки весны вы заметили? (Ответы детей).

У. Предположите, о чём будет наш урок.

У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

Д. В гости к весне.

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы детей). У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

4. Работа по теме урока

Выполнение задания в рабочей тетради №2, с. 54.

Учащиеся обозначают цифрами порядок следования весенних месяцев.

Читайте также:  Красивое новогоднее утро природы

Проверка по слайду №2 презентации.Ученик называет весенние месяцы по порядку.

Рассказ учителя,сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации №: 3 – 13.

Март наполовину зимний месяц, наполовину весенний. Ещё не раз вернутся метели. Но солнце с каждым днём всё выше будет подниматься над горизонтом и начнёт прогревать воздух и почву.Заплачут прозрачные сосульки. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега, значит, наступила весна. На проталинах появляется зелёная травка и первые весенние цветы – подснежники или первоцветы.На полях начнёт таять снег, зажурчат ручейки. На небе появятся белые кучевые облака.

На водоёмах от весеннего тепла во льду появятся трещины. На берегах прудов лёд станет тонким и вязким. На реках начнётся ледоход, во время которого льдины сталкиваясь, нагромождаясь друг на друга, плывут по течению, пока не растают. Весенний ледоход завораживает, но в это время надо быть осторожными.Чем опасен ледоход? (Ответы детей).

В апреле начинается обильное снеготаяние. Реки,переполняясь водой, выходят из берегов — наступает половодье. Вереницей искрятся на солнце ручьи, радостно журча, бегут по дорогам, освободившимся от снежных завалов. Всё это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них — таяние снега. Ещё один признак весны — весенние дожди.

В начале мая случается резкое понижение температуры, шумят холодные ветра, бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который быстро тает на прогретой весенней почве. Побудут холода, и наступит резкое потепление. В мае может прогреметь первая гроза. К концу мая вместе с воздухом быстро прогревается земля, может установиться по-летнему жаркая погода.

Групповая работа по учебнику и в тетради

У. Класс предварительно делится на 4 группы(2 группы – I вариант и 2 группы – II вариант).

Ученики I варианта выполняют задание учебника с. 86–87 (знакомятся по учебнику с изменениями в неживой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.54, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в неживой природе).

Ученики II варианта выполняют задание учебника с.88 – 89 (знакомятся по учебнику с изменениями в живой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.55, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в живой природе).

а) Заслушивается выступление учащихся I варианта.

У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

б) Заслушивается выступление учащихся II варианта.

У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

6. Продолжение работы по теме урока

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 14 – 19.

У.В конце зимы зимующие птицы становятся оживлённее. В первый солнечный день февраля прозвенела песенка большой синицы, значит весна не за горами. В конце зимы лопнули почки на ивах, и показалисьсеребристые пуховки, но зацветут они после ольхи.

Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые цветочки мать-и-мачехи. Подумайте, почему так рано могут появляться первые цветы? (Ответы детей). Весной, когда на деревьях в лесу ещё нет листьев, свет свободно проникает под полог, и вызывает бурное цветение всех подснежников. Растения, цветущие в средней полосе в течение марта, апреля и мая, называют раннецветущими, а те из них, которые цветут сразу после схода снега — “первоцветами”. Значительная часть “первоцветов” — это растения лиственных лесов и приспособились они к раннему развитию для того, чтобы успеть отцвести и набрать сил до полного распускания листвы на деревьях, т.е. до наступления “темного сезона” в лесу. Такие растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах или клубнях. Эти запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян.Стоит ли рвать первоцветы? (Ответы детей).

Вскоре запылит ольха, потом орешник. В конце апреля в средней полосе России в лесах зацветают различные ивы. Они имеют красивые соцветия жёлтого цвета с сильным ароматом. Целыми днями пчёлы и шмели летают возле серёжек ивы, собирая нектар и опыляя цветки. В это время пчёлы делают первый сбор.

Ещё одно явление в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, берёзы, появляется травка.Почти за неделю в мае листовой покров увеличивается в несколько раз.Зацветёт черёмуха, тут же воздух наполнитсяароматом сирени и яблони.

В книге А. Плешакова “Зелёные страницы” с.25–34 по заданию учебника учащиеся находят информацию (по своему выбору) об одном из раннецветущих растений, изображённых на рисунке учебника с. 88. Затем рассказывают классу о том, что нового им удалось узнать о растении.

Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией слайдов презентации №: 20 – 31.

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 32 – 41.

У.Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах — жди весенних гостей. Каких? (Ответы детей). Вслед за проталинами появляются первые перелётные птицы.Почему перелётные птицы возвращаются в это время? (Для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые можно найти на освободившейся от снега почве).

Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев и под корой деревьев.Пришло время возвращаться перелётным птицам.Прилёт грачей — одна из примет наступления весны. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы. Они прилетают до того, как начнётся сокодвижение у берёзы. Весенний перелёт у большинства птиц бывает довольно быстрым. Некоторые птицы летят даже ночью, останавливаясь лишь покормиться.

Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег, поэтому птицы не могут найти корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода. Что надо делать, чтобы птицы не погибли?(Их надо подкармливать). В начале апреля прилетают зяблики. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются стаи журавлей.После вскрытия рек появляются водоплавающие птицы: дикие утки, гуси, чайки. В конце апреля и в начале мая в лесу можно услышать кукование кукушки и пение соловья.В мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи и мухоловки.

Весной птицы вьют гнёзда. Для чего?(Они служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов). Подумайте, стоит ли подходить близко к птичьим гнездам, трогать их илибрать в руки птенцов? Почему?(Ответы детей). Многие певчие птицы вьют гнёзда на ветках кустов и деревьев. В поле устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу или под корнями деревьев – белая трясогузка. Высоко, в развилке сука, помещают своё гнездо зяблики.

Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки.

7. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради по вариантам.

Ученики I варианта выполняют задание №3 (2), с.54наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.87 картинки с изображением половодья и ледохода в соответствующие рамки.

Ученики II варианта выполняют задание №3 (2), с.55наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.89 картинки с изображением перелётных птиц в соответствующие рамки.

Проверка по учебнику на “Страничках для самопроверки”с.141.

Работа в тетради (продолжение)

У.Проверьте, знаете ли вы раннецветущие растения. Учащиеся выполняют задание №4, с.56. Соединяют рисунки и таблички с названиями растений.

Самопроверка по учебнику с.88.

Работа в тетради “Проверим себя”

а) Выполнение задания №1, с.30. Учащиеся подчёркивают в списке весенние явления природы.

Взаимопроверка по слайдам №3–4 презентации. Ученик перечисляет весенние явления.

У. Прочитайте задание учебника №3, с.89. Как связаны между собой весенние явления природы?

б) Моделирование взаимосвязей между явлениями в неживой и живой природе весной. Выполнение задания №2, с.30. Учащиеся показывают стрелками, как связаны природные явления (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

Выполнение заданий в электронном приложении к учебнику на Масbооk:

  1. Отметить, какие растения являются раннецветущими.
  2. Выбрать из списка явления, которые не относятся к весенним изменениям в неживой природе.

Ответына вопросы учебника с.89:

  1. Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?
  2. Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?

У. Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся показывают смайлик и объясняют его выбор).

Источник