Виды ознакомление с природой средней группе

Виды ознакомление с природой средней группе

1 неделя.Тема: «Наши цветы». Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клумбе. Дать представление о строении цветка (стебель, листья, серединка, лепестки). Развивать внимание при рассматривании цветов. Стр. 17. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

Совместная работа воспитателя с детьми:-Беседа на тему: «Откуда взялись цветы».

-Рассматривание весенних и осенних цветов.

-Рассматривание цветка с целью узнать, как он устроен.

2-3 недели Мониторинг. Заполнение персональных карт развития уровня детей.

ОКТЯБРЬ 1 неделя.

Тема: «Какой бывает вода».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Стр. 437. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

-Беседа о том, где дети видели воду на улице.

3 неделя.Тема: «В гости к рябинке».

Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках. Показать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Стр. 131. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

Беседа о деревьях на участке детского сада.

-Рассматривание строения дерева.

-Подарки для рябинки.

НОЯБРЬ 1 неделя.

Тема: «Домашние животные».

Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные». Закрепить знания об отдельных домашних животных, их особенностях.

Стр. 116. Парамонова Л. А.

-Беседа о том кто может жить в доме, а кто живёт в лесу.

-Д/и «Где чей дом?»

-Рассказы детей о домашних животных.

-Загадки о животных.

Тема: «Кто где живёт».

Формировать представления о взаимосвязях в природе. Закреплять знания о приспособленности животных к разным местообитаниям.

Стр. 472. Парамонова Л. А.

-Беседа на тему «Что такое «дом»

-Д/и «Кто где живёт?».

ДЕКАБРЬ 1 неделя.

Закрепить представления о зиме как о времени года, её признаках и отличии от других времён года.

Стр. 238. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

-На прогулке дети находят признаки зимы.

-Составление «портрета» зимы.

-Д/и «Что нам нужно для зимы?».

Тема: «Снег и лёд».

Познакомить детей со свойствами снега и льда, с некоторыми явлениями природы (снегопад, метель).

Стр. 302. Парамонова Л. А.

-Наблюдение за снегом и льдом.

-Опыт «Лёд в перчатке и в ладошке».

-Знакомство со свойствами льда и снега.

3 неделя.Тема: «Как растения и животные защищаются».

Познакомить детей с некоторыми способами защиты животных и растений. Развивать логическое мышление, подводить к пониманию отдельных причинно- следственных связей.

Стр. 374. Парамонова Л. А.

-Беседа на тему «Почему звери меняют зимой свои шубки».

-Ситуация : «Как животным удаётся играть в прятки», «Зачем ежу колючки».

Тема: «Птицы зимой».

Познакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения. Воспитывать бережное, заботливое отношение к ним.

-Беседа о зимующих птицах.

-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

-Загадки о зимующих птицах.

-Д\упр. «Кормушка для зимующих птиц».Стр319. Парамонова Л. А.

Тема: «Зимушка – зима».

Развивать обобщённые понятия о зиме как времени года, её существенных признаках. Активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период). Поддерживать познавательные интересы к природе, Воспитывать эмоционально- положительное отношение к красоте окружающей природы.

Стр. 61. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.

-рассматривание пейзажных картин о зиме.

-Труд на участке зимой.

Тема: «Весенний букет».

Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форм листьев, цветов, их пространственное расположение.

Развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Стр. 62. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Наблюдения за комнатными растениями в уголке природы.

-Труд в уголке природы.

-Игра «Собери цветок».

-Д/упр. «Что любят цветы.

Тема: «Птицы весной».

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилёт птиц, гнездование, выведение птенцов, ,забота о них, помощь человека). Развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

Стр. 68. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Беседа «Кто первые вестники весны».

-Составление рассказов- описаний птиц.

-рассматривание картинок с изображением птиц.

Тема: «Посадим лук».

Расширять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель. Воспитывать желание добиваться результата.

Стр. 70. Горбатенко О. Ф.

-Беседа «Что за растение –лук?»

-Рассматривание и обследование луковиц.

Мониторинг 2-3 недели. Заполнение персональных карт развития уровня детей.

Конспект организованной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Раздел: «Ознакомление с миром.

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада «Ознакомление дошкольников с миром природы» С. Н. Николаева ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЕНТЯБРЬ Период Тема Цель 1-я неделя Комплектование группы, диагностика. Определение уровня.

Ознакомление младших дошкольников с миром природыОзнакомление младших дошкольников с миром природы Ознакомление младших дошкольников с миром природы. воспитатель МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Попова Светлана Сергеевна.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в первой младшей группе Методическое пособие: 1. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Перспективный план НОД «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» для средней группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НОД «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ». (СРЕДНЯЯ ГРУППА) №п\п.

Источник



Технологии и методика ознакомления детей с природой

Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:

1. Формирование у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.

2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.

Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.

3. Формирование у детей любви к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.

В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.

Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Методы ознакомления дошкольников с природой их 3: наглядные, практические, словесные.

1. К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.

Читайте также:  Фотки на природе девушек летом идеи

Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины

Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

2. Практические методы

Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами. Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

3. Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний. Игры на классификацию и пр.

Применяемые технологии по ознакомлению с природой

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.

ИКТ технологии в «информационном» веке хорошо изучены и применяются в профессиональной деятельности педагогов:

— Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

— Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)

— Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

— Это интерактивные игры

Технология проектной деятельности.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, художественной, в знаково-символической деятельности и пр. ;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Игровая технология.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи

— познавательная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В нее включаются следующие игры и упражнения:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология исследовательской деятельности

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Путешествие по карте

Природные ландшафты и их обитатели.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства и пр.

Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяют принцип сотрудничества. Равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную деятельность (игры, труд, совместные проекты, праздники, развлечения, создание книжек).

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника.

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:

«Мои добрые дела»

«Вдохновение зимы»(весны, лета, осени)

«Как спасти природу?» и пр.

— составление схем «Береги природу», «Правила поведения в лесу», «Выращивание семени» и пр.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Источник

Раскрыть формы ознакомления дошкольников с природой в повседневной жизни и методику их проведения.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия — проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии — это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Читайте также:  Меры по обеспечению безопасности природы

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Методы ознакомления дошкольников с природой

Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 — 15 минут.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная — используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

20) Раскрыть понятие, виды, структуру, методику проведения сельскохозяйственных экскурсии в процессе ЭОД.
Сельскохозяйственные экскурсии- экскурсии помогающие детям освоить представления о труде взрослых. Посещение этих объектов дает возможность показать детям , как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Цель- показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. С эстетич. хар-ра помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств.
Виды: Первый вид: экскурсии в лес, парк, на луг, на водоем. Второй вид: На сельскохозяйственные объекты — на огород, в сад, оранжерею, поле
Структура: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

Методика: Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

21) Раскрыть значение содержание уголка природы

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально- позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Читайте также:  Игры как рисовать природу

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

22) Раскрыть значение и содержание участка детского сада как условия экологического образования дошкольников.

Ответ: Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки на на участке детского сада.

Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность

Во время прогулок на участке детского сада или вне его осуществляется повседневное ознакомление с природой.

На прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания. Одна и та же задача планируется на прогулке до тех пор, пока знания не будут усвоены всеми детьми.

Однако не только по объему программного содержания отличается планирование прогулок. На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда.

На каждой прогулке дети должны получить более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы. В соответствии с этой задачей содержание подбирается более полное и обобщенное. В то же время в воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках существует и тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой, обобщаются и уточняются полученные знания, закрепляются на прогулках.

Таким образом, прогулки на участке детского сада проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках

Источник

Перспективный план «Ознакомление с миром природы» в средней группе

1 неделя.Тема: «Наши цветы». Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клумбе. Дать представление о строении цветка (стебель, листья, серединка, лепестки). Развивать внимание при рассматривании цветов. Стр. 17. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

Совместная работа воспитателя с детьми:-Беседа на тему: «Откуда взялись цветы».

-Рассматривание весенних и осенних цветов.

-Рассматривание цветка с целью узнать, как он устроен.

2-3 недели Мониторинг. Заполнение персональных карт развития уровня детей.

ОКТЯБРЬ 1 неделя.

Тема: «Какой бывает вода».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Стр. 437. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

-Беседа о том, где дети видели воду на улице.

3 неделя.Тема: «В гости к рябинке».

Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках. Показать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Стр. 131. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

Беседа о деревьях на участке детского сада.

-Рассматривание строения дерева.

-Подарки для рябинки.

НОЯБРЬ 1 неделя.

Тема: «Домашние животные».

Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные». Закрепить знания об отдельных домашних животных, их особенностях.

Стр. 116. Парамонова Л. А.

-Беседа о том кто может жить в доме, а кто живёт в лесу.

-Д/и «Где чей дом?»

-Рассказы детей о домашних животных.

-Загадки о животных.

Тема: «Кто где живёт».

Формировать представления о взаимосвязях в природе. Закреплять знания о приспособленности животных к разным местообитаниям.

Стр. 472. Парамонова Л. А.

-Беседа на тему «Что такое «дом»

-Д/и «Кто где живёт?».

ДЕКАБРЬ 1 неделя.

Закрепить представления о зиме как о времени года, её признаках и отличии от других времён года.

Стр. 238. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет».

-На прогулке дети находят признаки зимы.

-Составление «портрета» зимы.

-Д/и «Что нам нужно для зимы?».

Тема: «Снег и лёд».

Познакомить детей со свойствами снега и льда, с некоторыми явлениями природы (снегопад, метель).

Стр. 302. Парамонова Л. А.

-Наблюдение за снегом и льдом.

-Опыт «Лёд в перчатке и в ладошке».

-Знакомство со свойствами льда и снега.

3 неделя.Тема: «Как растения и животные защищаются».

Познакомить детей с некоторыми способами защиты животных и растений. Развивать логическое мышление, подводить к пониманию отдельных причинно- следственных связей.

Стр. 374. Парамонова Л. А.

-Беседа на тему «Почему звери меняют зимой свои шубки».

-Ситуация : «Как животным удаётся играть в прятки», «Зачем ежу колючки».

Тема: «Птицы зимой».

Познакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения. Воспитывать бережное, заботливое отношение к ним.

-Беседа о зимующих птицах.

-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

-Загадки о зимующих птицах.

-Д\упр. «Кормушка для зимующих птиц».Стр319. Парамонова Л. А.

Тема: «Зимушка – зима».

Развивать обобщённые понятия о зиме как времени года, её существенных признаках. Активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период). Поддерживать познавательные интересы к природе, Воспитывать эмоционально- положительное отношение к красоте окружающей природы.

Стр. 61. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.

-рассматривание пейзажных картин о зиме.

-Труд на участке зимой.

Тема: «Весенний букет».

Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форм листьев, цветов, их пространственное расположение.

Развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Стр. 62. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Наблюдения за комнатными растениями в уголке природы.

-Труд в уголке природы.

-Игра «Собери цветок».

-Д/упр. «Что любят цветы.

Тема: «Птицы весной».

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилёт птиц, гнездование, выведение птенцов, ,забота о них, помощь человека). Развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

Стр. 68. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».

-Беседа «Кто первые вестники весны».

-Составление рассказов- описаний птиц.

-рассматривание картинок с изображением птиц.

Тема: «Посадим лук».

Расширять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель. Воспитывать желание добиваться результата.

Стр. 70. Горбатенко О. Ф.

-Беседа «Что за растение –лук?»

-Рассматривание и обследование луковиц.

Мониторинг 2-3 недели. Заполнение персональных карт развития уровня детей.

Конспект организованной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Раздел: «Ознакомление с миром.

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада «Ознакомление дошкольников с миром природы» С. Н. Николаева ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЕНТЯБРЬ Период Тема Цель 1-я неделя Комплектование группы, диагностика. Определение уровня.

Ознакомление младших дошкольников с миром природыОзнакомление младших дошкольников с миром природы Ознакомление младших дошкольников с миром природы. воспитатель МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Попова Светлана Сергеевна.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в первой младшей группе Методическое пособие: 1. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Перспективный план НОД «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» для средней группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НОД «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ». (СРЕДНЯЯ ГРУППА) №п\п.

Источник