Владимиро суздальская русь природа



Владимиро-Суздальская Русь

В 12 веке, когда вследствие княжеских усобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси, неурядицы киевской жизни вызывают передвижение населения от среднего Днепра на юго-запад и северо-восток, от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам.

На северо-востоке русские переселенцы попадают на новые места, в страну с иным географическим характером, чем Поднепровье. Особенности этой страны создают постепенно и новые черты в физическом типе колонистов, и новые социальные и экономические порядки в их быту. Занятая русскими на северо-востоке местность – это страна между верхним течением Волги и Окой.

Природа здесь очень рознится от днепровской: ровная плодородная почва здесь сменяется суглинком, болотами и первобытным лесом. Хотя обилие речных вод замечается и здесь, но свойства рек различны: южная Русь имеет большие реки, текущие, в громадном большинстве, к одному центру, к Днепру; в северной Руси – масса мелких речек, не имеющих общего центра, текущих по самым различным направлениям.

Первыми русскими колонистами в Суздальской Руси были новгородцы

Климат северо-восточной Руси вследствие обилия воды и леса суровее, почва требует больших трудов для обработки. Первоначальными жителями северо-восточной окраины были финские племена меря и мурома, о быте которых история не знает ничего достоверного. Исследователь древней шей истории Суздальской Руси, профессор Корсаков в своей книге «Меря и Ростовское княжество», выпущенной в 1872 году, пробует восстановить быт мери:

  1. по указаниям разных источников, – так как летопись говорит о первоначальных жителях этой страны очень мало;
  2. по сравнению быта теперешнего населения губерний Московской, Владимирской, Костромской и Ярославской с бытом жителей других великорусских губерний: особенности этого быта могут быть объясняемы бытом первоначальных обитателей названных губерний;
  3. по сравнению данных летописи о быте мери и муромы с бытом соседних им ныне существующих финских племен: мордвы и черемис; этнография их несколько разработана, и жизнь этих племен может с некоторой вероятностью дать основания для заключений о жизни исчезнувшей их родни;
  4. по указаниям, добытым из раскопок, на местах поселения мери и муромы; эти раскопки, произведенные здесь археологами Савельевым и графом Уваровым, дают ряд отрывочных, правда, указаний на особенности мери и муромы.

Тщательные изыскания Корсакова не привели к большим результатам: он указывает, что меря и мурома – племена финского происхождения, близкие по быту к мордве; религия их была не развита; политической организации не существовало, не было и городов; культура была на очень низкой ступени развития; первенствующее значение принадлежало жрецам.

Меря и мурома – племена финского происхождения, близкие по быту к мордве

Колонизационное движение Руси по Волге – явление очень древнее: на первых уже страницах летописи мы встречаемся с городами Суздалем и Ростовом, появившимися неизвестно когда. Откуда, то есть из каких мест Руси, первоначально шла колонизация в суздальском крае, можно догадываться потому, что Ростов в древности политически тянул к Новгороду, составляя как бы часть Новгородского княжества. Это давало повод предположить, что первыми колонистами на Волге были новгородцы, шедшие на Восток, как и все русские колонизаторы, по рекам.

Против такого предположения возражали, что Новгород от Волги и рек ее бассейна отделяется водоразделами (препятствия для свободного передвижения), и указывали на различие наречий суздальского и новгородского. Но против первого положения можно сказать, что водоразделы никогда не могут задержать переселения; а второе объясняется историческими причинами: под влиянием новых природных условий, встречи с чуждым народом и языком в языке колонистов могли выработаться известные особенности. Во всяком случае, нет достаточных оснований отрицать, что первыми русскими колонистами в Суздальской Руси могли быть новгородцы.

В последнее время ученые (Шахматов, Спицын, Соболевский и другие) заново подняли вопрос о заселении среднего Поволжья славянами и, не сходясь в деталях, однако согласно представляют нам дело так, что славянский народный поток непрерывно стремился на северо-восток от области кривичей и, может быть, вятичей, заполняя Поволжье многими путями и изо многих мест, между которыми Новгород играл в свое время важнейшую, но, вероятно, не исключительную роль.

Славянская колонизация северо-востока Руси
происходила из регионов проживания кривичей

Позднее, с упадком Киева, в 12 веке главные массы колонистов в эту область стали двигаться с юга, от Киева. Сообщение Киева с Суздальской землей в первые века русской жизни совершалось кругом – по Днепру и верхней Волге, потому что непроходимые леса вятичей мешали от Днепра прямо проходить на Оку, и только в 12 веке являются попытки установить безопасный путь из Киева к Оке; эти попытки и трудности самого пути остались в памяти народа в рассказе былины о путешествии Ильи Муромца из родного села Карачарова в Киев.

Со второй половины 12 века этот путь, сквозь вятичей, устанавливается и начинается заметное оживление Суздальского княжества, – туда приливает население, строятся города, и в этой позднейшей поре колонизации замечается любопытное явление — появляются на севере географические имена юга:

  • Переяславль,
  • Стародуб,
  • Галич,
  • Трубеж,
  • Почайна

Это верный признак того, что население пришло с юга и занесло сюда южную номенклатуру. Занесло оно и свой южный эпос, – факт, что былины южнорусского цикла сохранились до наших дней на севере, также ясно показывает, что на север перешли и люди, сложившие их.

Городов было мало, господствующим типом селений были деревни

Страна, в которую шли поселенцы, своими особенностями влияла на расселение колонистов. Речки, по которым селились колонисты, не стягивали поселения в густые массы, а располагали их отдельными группами. Городов было мало, господствующим типом селений были деревни, и таким образом городской быт юга здесь заменился сельским. Новые поселенцы, сидя на почве не вполне плодородной, должны были заниматься, кроме земледелия, еще лесными промыслами: угольничеством, лыкодерством, бортничеством и прочими — на это указывают и названия местностей:

  • Угольники,
  • Смолотечье,
  • Деготино и т. д.

В общем характере Суздальской Руси лежали крупные различия, сравнительно с жизнью Киевской Руси: из городской, торговой она превратилась в сельскую, земледельческую. Переселяясь в Суздальский край, русские, как мы сказали, встретились с туземцами финского происхождения. Следствием этой встречи для финнов было их полное обрусение. Мы не находим их теперь на старых местах, не знаем об их выселении из Суздальской Руси, а знаем только, что славяне не истребляли их и что, следовательно, оставаясь на старых местах, они потеряли национальность, ассимилировавшись совершенно с русскими поселенцами, как расой, более цивилизованной.

Но вместе с тем и для славянских переселенцев поселение в новой обстановке и смешение с финнами не осталось и не могло бы остаться без последствий:

  • во-первых, изменился их говор;
  • во-вторых, совершилось некоторое изменение физиологического типа;
  • в-третьих, видоизменился умственный и нравственный склад поселенцев.

Словом, в результате явились в северорусском населении некоторые особенности, выделившие его в самостоятельную великорусскую народность.

Со времени Любечского съезда, с начала 12 века, судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество, и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же 12 веке владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который, по словам певца «Слова о полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти».

Одновременно с внешним усилением Суздальского княжества мы наблюдаем внутри самого княжества следы созидающего процесса: здесь слагается иной, чем на юге, общественный строй. В 9 и даже в 12 веках в Суздальской Руси, как и на юге, мы видим развитие городских общин (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом. Новые же города в этой стране возникают с иным типом. «Разница между старыми и новыми городами та, – говорит Соловьев, – что старые города, считая себя старее князей, смотрели на них, как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение».

Положение князей северо-восточной Руси было более выгодным,
по сравнению с южными регионами

В самом деле, на севере князь часто первый занимал местность и искусственно привлекал в нее новых посельников, ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцем в известном городе был князь, исконным же владельцем городской земли вече; теперь на севере пришельцем оказывалось население, а первым владельцем земли – князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками – хозяевами данного места.

В лице князя произошло соединение двух категории прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. С этим новым явлением не могли примириться старые вечевые города. Между ними и князем произошла борьба; руководителями городов в этой борьбе были, по мнению Беляева и Корсакова, «земские бояре». И в южной Руси, по «Русской Правде» и летописи, мелькают следы земской аристократии, которая состояла из земских, а не княжеских бояр – градских старцев. На севере в городах должна была быть такая же аристократия с земледельческим характером.

Князьям приходилось противостоять землевладельческой аристократии

В самом деле, можно допустить, что «бояре» новгородские, колонизуя восток, скупали себе в Ростовской и Суздальской земле владения, вызывали туда на свои земли работников и составляли собою класс более или менее крупных землевладельцев. В их руках, независимо от князя, сосредоточивалось влияние на вече, и вот с этой-то землевладельческой аристократией, с этой силой, сидевшей в старых городах, приходилось бороться князьям; в новых построенных князьями городах такой аристократии, понятно, не было.

Борьба князей со старыми городами влечет за собою неминуемо и борьбу новых городов со старыми. Эта борьба оканчивается победой князей, которые подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Полнота власти князя становится признанным фактом. Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, «вотчинник». На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием «удельного порядка» и весьма несходные с порядком Киевской Руси.

Источник

§ 30. Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси

Природа Суздальской земли была своеобразна и не походила ни на Киевскую, ни на Новгородскую. Здесь не было тучных черноземных пространств, как на юге, а был суглинок. Земля не была так плодородна, как в Поднепровье; но она была гораздо плодороднее, чем вокруг Новгорода. Поэтому население здесь пахало и жило своим хлебом. Но в то же время оно должно было заниматься и подспорными промыслами, по преимуществу лесными. Страна была очень богата лесом, так что даже самые места для пашни приходилось расчищать из-под леса, выжигая его и корчуя пни. В лесах занимались бортничеством (пчеловодством), гнали деготь, добывали лыко и мочалу, наконец, охотились. И земледелие, и лесной промысел способствовали тому, что население не скучивалось в городах, а жило рассеянно мелкими поселками — в селах и деревнях, причем в поселках не бывало и десятка дворов. В лесных чащах лучшими путями сообщения были реки, которыми Суздальская область была очень богата. Крупнейшие из них, Волга и Ока, текли по окраинам области; середина же ее была прорезана массою их притоков, текших в разные стороны и тем самым представлявших большие удобства для сообщения. По этим-то речкам двигались поселенцы, осаживаясь на их берегах и образуя свои общины в пределах речных долин. В Киевской Руси обычным округом был город с принадлежащей ему землей; в Суздальской — речная область с ее сельским населением. Городов в Суздальской земле было немало; но так как здесь не были развиты ни торговля, ни промышленность, то города не имели того значения, как на юге. Они бывали здесь чаще крепостями, чем торгово-промышленными центрами.

Читайте также:  Фраза о природе и времени

Так сама природа края и его положение вдали от культурных краев Европы придавали ему характер простой крестьянской стороны, где главным занятием было земледелие, где господствовали простые формы натурального хозяйства и где не была развита городская жизнь. Порядок заселения этого края был таков, что в нем с самого начала его истории особенное значение приобрела княжеская власть. Мономах и его сыновья получили Суздальскую землю еще в то время, когда русская колонизация была в ней слаба. Князья прилагали заботы к тому, чтобы привлечь в свой край русских поселенцев и устроить их на новоселье. Построение городов, устройство путей и речных переправ было именно их делом. Попадая в новую землю, поселенцы уже заставали в ней хозяина-князя и привыкали считать его собственником занятых ими пространств. С ним они рядились об условиях пользования землею, ему платили подати или «дань» с земли, подчинялись его чиновнику «тиуну» и в случае опасности укрывались в его княжеском городе. Словом, князь являлся здесь не только государем, но и землевладельцем, который овладел землею по праву первого заимщика, первого колонизатора. Именно поэтому власть его стала чрезвычайно сильна: когда Суздальское княжество начало наполняться русскими поселенцами, средства суздальских князей выросли настолько, что дозволили им стать одними из самых могущественных во всей Русской земле. Вечевой порядок, господствовавший в остальных русских землях, не мог развиться в Суздальском крае при сильном влиянии князя на городской быт. В новых городах, основанных князьями, население во всем зависело от строителя города; а старые города Ростов и Суздаль были не настолько сильны, чтобы противопоставить власти князей свои вечевые порядки.

Так образовался к исходу XII в. быт Суздальской земли под влиянием ее природы и условий ее заселения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. 3. 2. Антропоморфные саркофаги Владимиро-Суздальской Руси

4. 3. 2. Антропоморфные саркофаги Владимиро-Суздальской Руси Нас спросят – а почему же тогда на Руси не найдено таких «матрешечных» царских захоронений? Мы ответим так. По-видимому, сегодня мы просто уже не знаем – как выглядели старые русско-ордынские обычаи, – в

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ Политика Андрея Боголюбского. В 1157 году Юрий Долгорукий умер. Правителем Ростово-Суздальской Руси стал его сын Андрей Юрьевич. Нового князя отличали личное мужество, проницательность, воля, целеустремлённость, кипучая энергия.В

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Князья Владимиро-Суздальской земли

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Князья Владимиро-Суздальской земли Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне,

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века — это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века — это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни 1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии Начнём с того, что, следуя, в

7. Евангельский Иоанн Креститель и «два» епископа XII века — Леон и Феодор во Владимиро-Суздальской Руси

7. Евангельский Иоанн Креститель и «два» епископа XII века — Леон и Феодор во Владимиро-Суздальской Руси При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов — ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

2. Особенности греческой религии и общественные празднества

2. Особенности греческой религии и общественные празднества Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и

§ 29. Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами и образование великорусской народности

§ 29. Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами и образование великорусской народности Под именем Суздальской Руси, или Владимиро-Суздальского княжества, разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и верхним и средним

§ 36. Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси

§ 36. Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси Развитие удельного порядка. После великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, великим князем в Суздальской Руси стал его брат Ярослав Всеволодович (1238). Когда татарская рать ушла на юг,

V. Общественные отношения Киевской Руси

V. Общественные отношения Киевской Руси Если общественные отношения докиевского периода нашей истории нам приходилось восстанавливать по материалам частью археологическим, частью письменным не русского происхождения и прибегать к русским письменным источникам лишь

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ Начнем с того, что, следуя, в

7. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И «ДВА» ЕПИСКОПА XII ВЕКА – ЛЕОН И ФЕОДОР ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

7. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И «ДВА» ЕПИСКОПА XII ВЕКА – ЛЕОН И ФЕОДОР ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов – ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

5. ОТ ВЛАДИМИГО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ

5. ОТ ВЛАДИМИГО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ То, братья, не соколы вылетели из каменного града Москвы То выехали русские удальцы со своим государем, С великим князем Дмитрием Ивановичем, А наехать захотели на великую силу татарскую. Сказание о Мамаевом

1157–1174 Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле

1157–1174 Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле В 1155 г., когда Юрий Долгорукий ненадолго захватил киевский стол, его 43-летний сын Андрей против воли отца уехал из Киева на родину, в Суздаль, вместе со своей дружиной и домочадцами. Он хотел укрепиться в

1237 Гибель Рязанской и Владимиро-Суздальской Руси

1237 Гибель Рязанской и Владимиро-Суздальской Руси После 13-летнего затишья монголы вновь пришли из своих степей. В 1236 г. Бату-хан разгромил Волжскую Болгарию. Ее столица, города и села исчезли с лица земли навсегда. Тогда же началась и последняя «охота» монголо-татар на

Князья Владимиро-Суздальской земли

Князья Владимиро-Суздальской земли Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне, а с запада — кривичи, вятичи. Кстати, вятичи лишь при Владимире

2. Культура Владимире-Суздальской Руси

2. Культура Владимире-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».На

Источник

Владимиро-Суздальская Русь

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

Природные условия. Колонизация. Землевладение. Ростово-Суздальская (позднее — Владимиро-Суздальская) земля располагалась на северо-востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население Северо-Востока* составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути «из Варяг в Греки». На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском ополье** — черноземо-видные. Большая часть территории была покрыта лесом, что позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение зародилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Владение землёй на русском Северо-Востоке обуславливалось службой князю.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке перебирались жители Южной Руси в поисках свободной земли, защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородные земли.

Княжение Юрия Долгорукого. В соответствии с разделом Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошёл Всеволоду, затем — Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далёкий Киев он получил прозвище Долгорукий. С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако учёные не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на ее месте существовало ещё в X в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

* Северо-Восток — сокращенное название Северо-Восточной Руси.

** Опольем называлась местность, где оканчивались сплошные леса и начинались широкие поля, своеобразная «опушка великого леса». В районе ополья возникли древние города Суздаль и Владимир.

Княжение Андрея Боголюбского. Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси. Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся в Суздаль еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Московской Руси. Андрей перенёс столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах — Ростове и Суздале — власть князя ограничивало вече, а в молодом «пригороде» Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укреплённый замок Боголюбово неподалёку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-Востока, получавшие от князя земельные владения, теряют независимость и фактически становятся княжескими слугами*. Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.

Читайте также:  Нарвал значение в природе

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие его также по воле Андрея. Правда, позднее он рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Стремясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей намеревался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

* Отношения вассала и сюзерена (сеньора) определяются обоюдными обязательствами и договорным характером. Господин же не связан каким-либо договором, а слуга имеет только обязанности и почти лишён прав.

Княжение Всеволода III Большое Гнездо. В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными деспотическим нравом князя. После его смерти возникли усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого — Михаил и Всеволод. Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду — город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала ещё большему ослаблению вечевого начала на Северо-Востоке. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила единоличным правителем Владимиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище Большое Гнездо)* провозгласил себя «великим князем Владимирским». Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был хозяином во всей Русской земле, по своей воле ставя князей на киевский престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями вновь начались усобицы. В 1216 г. старший из Всеволодовичей — Константин при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Владимирская Русь в основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым мощным на Русской земле.

Новгородская земля

Новгород занимает особое место в российской истории. Здесь дольше, чем в других землях, сохранялись вечевые порядки. Новгород в отечественной литературе считали «оплотом вольности». Его история в гораздо большей степени связана с международной торговлей, чем с феодальным землевладением. Вместе с тем, в отличие от торговых республик европейского средневековья, богатство Новгорода опиралось в первую очередь на землевладение и промысловую охоту. Именно поэтому реальная власть в Новгороде принадлежала боярству.

Природные условия, население и хозяйство Новгорода. Новгородская земля, расположенная на северо-западе Руси, отличается обилием болот и скудостью почвы. Обширные лесные пространства, много пушного зверя. Условия для земледелия — неблагоприятные. Хлеб приходилось покупать, чаще всего — в Северо-Восточной Руси. Новгород расположен на реке Волхов, непосредственно на пути «из Варяг в Греки», что создавало благоприятные условия для развития торговли с Западной Европой.

Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и торговую. Каждая состояла из концов. Поначалу их было три, позднее — пять. Концы представляли собой самостоятельные разноплеменные поселки, слившиеся позднее в единый город. Ученые полагают, что населяли их ильменские словене, кривичи, меря («нарева»). Непосредственно «Новгородом» сперва именовался не весь город, а Кремль, где располагались общая для всех поселков светская администрация и жречество.

Решающая роль в Новгороде принадлежала боярству. Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси, были по происхождению не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати. Они представляли собой замкнутую аристократическую касту, определенный круг семейств. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с населения земель дань в пользу городской казны, а затем завладели ими, превратив в свои вотчины. Таким образом, частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-Восточной Руси, не было основано на княжеском пожаловании. Из вотчин бояре получали не только сельскохозяйственную продукцию, но также соль и (главным образом) то, что добывалось на лесных и морских промыслах: пушнину, мед, воск, кожу, моржовую кость. Именно эти товары составляли основу новгородского экспорта в Западную Европу.

Торговыми агентами боярства выступали новгородские купцы. Новгород торговал не только тем, что производилось в его землях, но вёл и посредническую торговлю. Купцы-иноземцы не могли торговать в Новгороде друг с другом, а были обязаны продавать свои товары только новгородцам. Важнейшими торговыми партнерами Новгорода являлись северонемецкие (ганзейские) города, в особенности Любек, а также шведские купцы с острова Готланд. В Новгороде существовали ганзейский и готландский торговые дворы.

Новгород импортировал ткани, металлические изделия, предметы роскоши, а также сырье для ремесленного производства (в самой новгородской земле имелись в достатке лишь дерево и строительный камень). Поскольку экспортируемые товары принадлежали боярам, то им же принадлежало и привозное сырье. Бояре снабжали им ремесленников. Новгородское ремесло достигло исключительно высокого уровня развития. Ремесленники зависели от бояр, работали на них, дворы ремесленников нередко располагались на принадлежавшей боярам земле.

Богатство и могущество бояр основывалось, таким образом, на землевладении и торговле.

Политическое устройство Новгорода. Новгород резко отличался от всех других русских земель своим политическим устройством. Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что оно состояло из 300— 500 человек. Это соответствует числу боярских семей. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов. Город был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Ранее считалось, что тысяцкий руководил новгородским ополчением — «тысячей». Посадником всегда становился кто-либо из бояр. Тысяцким первоначально был представитель купечества, но в XIII—XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. На вече выбирался и новгородский архиепископ, которого затем утверждал киевский митрополит.

Архиепископ (вместе с посадником) скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк.

Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в кончанских и уличанских вече, избирая старост концов и улиц. Впрочем, кончанские и уличанские вече бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей «своего» конца против соперников из других концов.

Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку его жителей в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). После этого Новгород стал сам приглашать князя, с которым вече заключало «ряд» — договор. Князь, нарушивший «ряд», мог быть изгнан. Князь не имел права вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь, поскольку он принадлежал к единому роду Рюриковичей, был символом единства Новгорода с остальной Русью. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние. Широко распространённое представление о новгородском князе как о полководце объясняется влиянием образа Александра Невского.

Таким образом, Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом оснований Новгород считается аристократической республикой.

Галицко-Волынская земля

Особенности природных условий и социального развития. Галицко-Волынская земля — юго-западная окраина Руси. Первоначально Галиция и Волынь были отдельными областями. Обе они находились далеко от главного торгового пути Киевской Руси — «из Варяг в Греки», но зато речными путями были связаны с Черным морем (Южный Буг, Днестр, Прут) и с Балтийским морем (Сан и Западный Буг, впадающие в Вислу). Через Галицию и Волынь проходили также сухопутные торговые пути в Польшу и Венгрию.

Юго-Западная Русь отличается плодородными почвами и благоприятным климатом, поэтому там рано появилось пашенное земледелие, а за ним — частное землевладение. Обширные боярские вотчины предоставляли местным боярам средства для борьбы с княжеской властью за свои привилегии. Если на Северо-Востоке княжеская власть полностью подчинила себе боярство, а в Новгороде оно практически стало самостоятельным, сведя роль князя к минимуму, то в Юго-Западной Руси долго продолжалось соперничество этих двух сил, причём окончательного преимущества не добилась ни одна из сторон. Ожесточённая борьба князей с боярством характерна именно для этой части Руси.

Пограничное положение, сделав Галицию и Волынь средоточием торговых путей, в то же время превратило их в объект постоянных территориальных притязаний соседних государств.

Политическая история княжества. В ходе усобиц, последовавших за смертью Ярослава Мудрого, на Волыни стал править его внук Давыд Игоревич, а в Галиции — правнуки Василько и Володарь. Но после того, как Давыд ослепил Василько Теребовльского, княжеский съезд изгнал его. На Волыни укрепилась линия Мономашичей (потомков Владимира Мономаха).

Галицкое княжество достигло наибольшего могущества при внуке Володаря Ярославе Осмомысле (1153—1187). Границы княжества раздвинулись за Карпаты. Однажды галицкие войска, в союзе с волынскими, даже овладели Киевом. Однако уже при Осмомысле возник конфликт между княжеской властью и боярством. Бояре вмешались в решение вопроса о престолонаследии, заставив Осмомысла признать преемником его нелюбимого сына Владимира. Когда же после смерти отца Владимир вступил на трон, бояре его изгнали. Владимир сумел вновь овладеть галицким престолом, но удержался на нем лишь благодаря покровительству могущественного владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, которому изъявил полную покорность.

После смерти Владимира в 1199 г. Галиция была объединена с Волынью в единое Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским и Галицким. Роман упорно стремился подчинить себе мятежных галицких бояр. Ему приписывается фраза: «Не передавивши пчел, меду не есть». Роман отличался воинственностью, вёл упорную борьбу за Киев (правда, когда захватил Киев, посадил туда княжить родственника). По преданию, Папа Римский предлагал Роману королевскую корону, но тот отверг ее.

В 1205 г. Роман погиб в походе в Польшу. После его смерти Галицко-Волынскую землю охватили усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, князь Мстислав Удалой из смоленского княжеского рода, черниговские князья. Лишь во Владимире-Волынском удержались сыновья Романа. Старший из них — Даниил Романович — вел упорную борьбу за возвращение Галича, но окончательно утвердить его за собой он смог лишь в 1238 г., в самый канун монгольского нашествия на Южную Русь.

Читайте также:  Проза про природу на конкурс чтецов

Источник

§ 17. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

1. Природа, население и хозяйство Северо-Восточной Руси.

Северо-Восток русских земель занимало Владимиро-Суздальское княжество. Именно ему предстояло стать одним из главных центров объединения Руси. Это был глухой, лесистый край, отделённый от южнорусских областей дремучими чащобами и топкими болотами. В Киеве его называли Залесской землёй, то есть расположенной за лесами.

Здесь, в междуречье Волги и Оки, издавна жили финно-угорские племена — меря, мурома, мордва, весь. Позже сюда пришло славянское племя вятичей. Эти земли вошли в состав Древней Руси в IX-X веках, и всё же они сохраняли заметную обособленность.

Защищённые от вражеских вторжений лесами, вятичи долго не подчинялись киевским князьям, которые опасались забираться в такую глухомань.

Природные условия этого края были суровыми. Долгая зима, дождливая осень, холодное лето затрудняли земледелие.

Плодородные почвы находились в районе, называвшемся Опольем. На этом большом чернозёмном участке жители Владимиро-Суздальской Руси выращивали злаковые культуры, прежде всего рожь и пшеницу. Кроме того, занимались охотой, собирали дары леса, ловили в реках рыбу. По Волге проходил важный торговый путь — из Новгородской земли в Волжскую Булгарию и на Каспий.

Головной убор москвички. XII в. Реконструкция

В XI—XII веках на северо-восток Руси переселялись, спасаясь от усобиц и половецких набегов, многие жители южных княжеств. Они основывали здесь новые деревни и сёла, строили города.

Старейшим городом и первоначальной столицей Северо-Восточной Руси был Ростов Великий. Вероятно, чуть позже началась история Суздаля, известного по летописям с 1024 года. Ярослав Мудрый основал на Волге Ярославль, а Владимир Мономах — город Владимир на Клязьме. Сначала князья жили в Суздале, позже сделали своей столицей Владимир.

Особенности природы и хозяйства края привели к тому, что боярские вотчины стали появляться здесь лишь во второй половине XII века. Бояре зависели от князя, и поэтому власть ростово-суздальских князей была сильной.

1. На карте (с. 93) покажите территорию Владимиро-Суздальского княжества и опишите его положение в составе Русского государства в удельный период.

2. В тексте пункта найдите ответ на вопрос, почему Владимиро-Суздальское княжество, в противоположность южным и юго-западным землям, в удельный период окрепло и со временем стало центром объединения Руси.

2. Основание Владимиро-Суздальского княжества. По решению Любечского съезда Ростово-Суздальская земля являлась владением рода Владимира Мономаха. В начале XII века здесь начал править сын Мономаха — Юрий Долгорукий. Он много сделал для освоения края. Построил города Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польской, перенёс на новое место Переяславль (с XV века — Переславль)-Залесский.

В княжение Юрия Долгорукого впервые в летописях упоминается Москва. В 1147 году Юрий пригласил в этот городок своего союзника — черниговского князя Святослава Ольговича. Князья обменялись дарами и отметили встречу богатым пиром. Юрий построил первый деревянный Московский Кремль.

Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. Художник А.М. Васнецов. 1917 г.

1. Опишите место, выбранное князем для строительства Московского Кремля. Чем оно похоже на места, с которых начиналось строительство Киева (рис. с. 98) и других городов в эпоху Средневековья?

2. Какие постройки были возведены в первую очередь?

Внешняя политика Юрия была бурной. Он воевал с Волжской Булгарией, пытался влиять на Новгород, трижды завладевал киевским престолом.

Наследником Юрия стал его старший сын — Андрей Боголюбский (княжил в 1157-1174 годах) (см. с. 121). В отличие от отца, он не стремился стать киевским князем. Напротив, своей родиной и вотчиной Андрей считал Ростово-Суздальскую Русь. Андрей отличался незаурядным умом и безудержной храбростью.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве. Скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм. 1954 г.

Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова

Став князем, Андрей перенёс столицу княжества во Владимир. Князь совершил несколько успешных походов на Волжскую Булгарию и русские княжества. Когда его войска в 1169 году захватили Киев, Андрей отправил туда своего младшего брата Глеба, но горожане отравили его и призвали нового князя, враждовавшего с Андреем.

Более успешной была борьба Андрея Боголюбского за Новгород. Дважды разгромленный новгородцами, князь перекрыл им ввоз хлеба и заставил подчиниться своей воле.

Самовластие Андрея раздражало бояр. Боясь заговора, князь перебрался в Боголюбово, окружил себя, как он надеялся, преданными людьми. Однако именно они в 1174 году и убили князя.

1. В чём, на ваш взгляд, заключаются отличительные особенности княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле по сравнению с другими русскими землями?

2. Какой след в истории России оставили Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский?

3. Всеволод Большое Гнездо и его преемники. В русской истории князь Всеволод Юрьевич, младший сын Юрия Долгорукого, получил прозвище Большое Гнездо, потому что к концу XIII века во всей Владимиро-Суздальской Руси правили его потомки.

Правление Всеволода Юрьевича (1176-1212) стало временем расцвета Владимирского княжества. Сильный правитель, он обуздал бояр, установил единоличную власть.

Успешной была и его внешняя политика. Победой закончились походы на Волжскую Булгарию, попало в зависимость от Владимира соседнее Рязанское княжество. При Всеволоде Владимирское княжество стало называться Великим.

Дмитрий Солунский. Икона. XIII в. (Предполагаемое изображение Всеволода Большое Гнездо)

В результате деятельности Всеволода Большое Гнездо во Владимирском княжестве укрепилась единодержавная власть. Княжество стало основой будущего объединения Северо-Восточной Руси.

В чём проявился расцвет Владимирского княжества при Всеволоде Большое Гнездо?

4. Культура Владимиро-Суздальской Руси. Подлинного расцвета достигло летописание. Во Владимирском летописном своде проводилась мысль о ведущей роли Ростово-Суздальской земли в истории Древней Руси. Всячески подчёркивалось значение города Владимира как столицы этого княжества.

Владимирская земля обогатила русскую архитектуру. Зодчие здесь широко использовали белый камень-известняк. Стены сооружений нередко украшали причудливой резьбой. Большого размаха достигло строительство при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо.

Во Владимире, помимо городской стены с белокаменными Золотыми воротами, был возведён величественный Успенский собор — главный храм Владимирской земли. Здесь находился церковный центр княжества. Храм хранил важнейшие святыни Владимирской Руси. Пятиглавый собор с золотыми куполами был призван олицетворять мощь и величие новой русской столицы, а Золотые ворота города — напоминать о Золотых воротах Киева.

1. Успенский собор во Владимире. XII в.

2. Золотые ворота во Владимире. XII в.

В Боголюбове был возведён ансамбль княжеского замка. Неподалёку, на берегу реки Нерль, русские зодчие создали истинный шедевр — церковь Покрова на Перла. Чудесный одноглавый храм словно вознёсся над голубой гладью реки. Красота линий, чёткость пропорций и удивительная одухотворённость завораживают при взгляде на него. Церковь Покрова на Нерли — одна из жемчужин древнерусского искусства.

При Всеволоде Большое Гнездо во Владимире возвели роскошный Дмитриевский собор. Его стены покрыты затейливой, искусно выполненной каменной резьбой. Здесь причудливые фигуры зверей и птиц, сказочные растения и фантастические животные, сцены охоты и даже иллюстрации к литературным произведениям. Есть здесь и скульптурное изображение князя Всеволода Юрьевича с сыновьями.

1. Церковь Покрова на Нерли. XII в.

2. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.

3. Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

Каменная резьба Дмитриевского собора во Владимире

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском также богато украшен каменной резьбой. Ею покрыты все стены храма — от подножия до купола. Изображения насыщены как библейскими, так и чисто русскими мотивами.

Под стать владимирской архитектуре была и живопись. Фрески Успенского и Дмитриевского соборов отличаются особой изысканностью.

1. Составьте план на тему «Памятники культуры Владимиро-Суздальской земли».

2. Как вы думаете, почему город Владимир в начале XIII века, по отзывам современников, стал соперником Киева в красоте своих соборов?

Подготовьте рассказ о Владимиро-Суздальском княжестве в удельный период по примерному плану:

1) Географическое и политическое положение княжества.

2) Особенности хозяйства и основные занятия его жителей.

3) Государственное устройство, отношения между князем и боярами.

4) Соседи и внешняя политика владимирских князей.

5) Яркие исторические личности.

6) Памятники истории и культуры.

Сделайте вывод о развитии Владимиро-Суздальского княжества во второй половине XI — начале XIII века.

ИЗ ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ

В лето 1212 месяца апреля в 13 день. преставился великий князь Всеволод, именуемый во святом крещении Дмитрий, сын Юрьев, благочестивого князя всея Руси, внук Владимира Мономаха, княжил в Суздальской земле 36 лет. Много мужества и храбрости на поле брани показал, украшен всеми добрыми нравами, злых казня, а добромысленных милуя. Князь ведь не зря меч носит, а в месть злодеям и в похвалу добро творящим.

От его имени трепетали все страны, и по всей земле шёл слух о нём. И все злоумышления против него отдал Бог в его руки, поскольку не возносился, не величал себя, но на Бога возлагал все свои надежды. И Бог покарал всех его врагов.

Многие церкви создал властью своей. <. >

И монастырь создал, и в нём церковь каменную Рождества Святой Богородицы. Имея страх Божий в сердце своём, подавал требующим милостыню, судя суд истинный и нелицемерный, не боясь сильных бояр своих, обижавших меньших и насилие творивших. Потому и даровал ему Бог детей добромысленных. И когда приспел конец его временной и многомятежной жизни, тихо и безмолвно преставился, и плакала по нём плачем великим вся земля.

1. Какое событие фиксирует автор Лаврентьевской летописи?

2. Какие заслуги князя Всеволода он вспоминает?

3. Какие качества личности и черты характера отмечает летописец?

4. Как, по словам летописца, встретили весть о кончине Всеволода его современники и подданные?

Богоматерь Владимирская. Икона. XII в.

Когда Юрий Долгорукий занял Киев, Андрей не захотел остаться на юге Руси и самовольно вернулся в Суздаль. С собой из Киева он взял икону Богородицы.

Согласно легенде XVI века, вёзшие её лошади неподалёку от Владимира вдруг встали как вкопанные. Князь счёл это добрым предзнаменованием и на этом месте основал свою резиденцию — Боголюбово. Здесь же возвели храм Рождества Богородицы. От названия города произошло и прозвище самого князя.

Икону поместили во владимирском Успенском соборе. С тех пор она называется Владимирской. Богоматерь Владимирская — одна из самых почитаемых икон на Руси.

Вопросы и задания к разделу III

1. Сравните причины распада Древнерусского государства с причинами раздробленности государств Западной Европы и мусульманского Востока в раннем Средневековье.

2. Какие последствия раздробленности Русского государства вы можете проиллюстрировать примерами из истории отдельных княжеств?

3. Подготовьте презентацию о сохранившихся до наших дней памятниках архитектуры удельного периода в вашем городе/крае (или любом другом).

Источник