Взаимоотношения человека и природы восток запад

Взаимоотношения человека и природы восток запад

Культура – это деятельность человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы самовыражения и самопознания, а также накопление человеком и социумом навыков и умений.

Природа —это материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Как человек относится к природе

Следует отметить, что потребительское и насильственное отношение к природе было свойственно не всем людям, Исследовательское насильственное отношение было в большей степени характерно для западных народов, на Востоке, в Азии дела обстояли несколько иначе. С самых древних времен люди на Востоке иначе относились к миру природы. Например, в Китае еще с древних времен считали, что людям не следует вмешиваться в порядок, который существует в природе. По мнению китайцев, человек должен приспосабливать не природу для себя, а наоборот приспособиться к природе, найти в природном мире свое место. На Востоке еще в древние времена люди понимали, что вмешательство человека в природу несет за собой определенные последствия, например, они думали, что не стоит человеку подниматься высоко в горы, так как это может изменить воздух на вершине, что изменит движение снега и ветра. На Востоке достаточно осторожно относились ко всем предметам, которые были сделаны человеком. Существует древняя китайская притча, в которой рассказывается, как крестьянин переносил воду в бурдюке, сооруженном из козьей шкурки, держа его за веревочку. Мудрец, увидев это, спросил почему он не использует коромысло, на что крестьянин ответил ему, что он может стать рабом этого коромысла и лучше пользоваться тем, что дает человеку природа.

Готовые работы на аналогичную тему

В Индии так же бережно относились к природе и ко всем ее элементам. Раздавить жука считалось большим грехом. Для индийцев любое живое существо является священным.

Отношение к природе на Западе и на Востоке

Немецкий философ и психолог Эрих Фромм в своей известной работе «Иметь или быть» проводит анализ двух стихотворений, которые подтверждают разницу отношения к миру природы на Западе и на Востоке. Оба стихотворения отражают реакцию поэтов на цветок.

Автором первого стихотворения является известный японский поэт Мацуо Басё, оно было написано в XVII веке в жанре хокку – нерифмованное трехстишье:

Автором второго стихотворения является английский поэт Теннисон, оно было написано в XIX веке:

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

и в чем вся суть твоя, цветок.

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Эрих Фромм был удивлен тем, насколько по-разному отнеслись к увиденному цветку Басё и Теннисон. Мы видим, что главным желанием Теннисона является обладание этим цветком, поэтому он срывает его, причем вместе с корнем. Стихотворение Теннисона заканчивается тем, что цветок может помочь понять суть бытия, однако сам цветок обречен на смерть. Цветок в этом стихотворении является жертвой того как человек исследует природу. В данном случае автор этого стихотворения предстаёт нам как типичный европейский ученый, который желает разгадать тайны и загадки природы всеми возможными способами, ради истины он готов на жертвы, на уничтожение не повинного.

Совершенно другое отношение к природе мы видим у японского поэта Мацуо Басё. Он не испытывает желания обладать этим цветком, он даже не прикасается к нему, он просто внимательно на него смотрит и любуется им. Внимательного взгляда японцу достаточно для того чтобы «понять» этот цветок, проникнуть в его сущность. Японский философ и психолог Д.Т. Судзуки считал, что Басе прогуливался по тропе и увидел рядом с дорожкой нечто неприметное, поэт приблизился к этому объекту и увидел, что это дикий цветок. Этот дикий цветок был незаметным и малопривлекательным для проводящих мимо людей. Описание этого события по мнению Т.Д. Судзуки не слишком поэтическое, европеец вообще не сможет понять скрытой сути этого стихотворения, но в конце произведения стоят два последних слога которые читаются как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некоторой степени можно прировнять к восклицательному знаку.

По мнению Теннисона, обладание цветком может помочь постичь суть бытия, однако при этом цветок гибнет. В данном случае человек на первое место ставит свою цель, какими средствами она будет достигнута это не важно. Басё просто любуется цветком, он хочет стать с ним единым целым, для того, чтобы понять сущность природы.

Восприятие природы восточной культурой

В восточных культурах центральное место занимают космическая целостность всех сторон и явлений Вселенной. Это единство состоит не только из природных элементов, оно так же включает в себя человека. По мнению восточных философов, в мире все взаимосвязано, каждый человеческий поступок влечет к определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение совершенное человек в природе не остается без последивший.

Например, в Индии верят, что космические силы смогли определить, как природные явления, так и судьбы людей. Кроме того, предопределено и поведение людей и в какую сущность человек превратится после своей смерти. Таким образом каждое живое существо когда-то в прошлой жизни могло быть человеком. Если в культуре имеются подобные умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу кажется абсурдной.

На востоке к природе всегда относились с почитанием, ее воспринимали как что-то священное, ей покланялись, вмешиваться в природу считалось большим грехом. Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов.

В Японии считали, что природный мир — это результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда красива, вмешиваясь в природу человек портит ее красоту.

Источник



Отношение к природе на Востоке и Западе

Но если брать глубже, то можно выявить значительные отличия в самой логике культур Запада и Востока. Начнем с отношения к Природе, окружающему человека миру. Запад исходит из идеи хаотичности Природы и ее враждебности человеку. Отсюда – деятельное стремление преобразовать и подчинить этот мир, подогнать его под человека, радикально изменить. Человек при этом тоже меняется, но стихийно, самим ходом борьбы с Природой. Первичное мировосприятие Востока основано на признании исходной красоты и гармонии мира Природы. Отсюда логично вытекает стремление не столько менять мир, сколько самого человека, который должен осознать эту гармонию и приспособиться к ней. На этой почве родились известные достижения Востока в различных типах психотехники, аутотренинга и т.д., поразительные на фоне относительно скромных успехов в переделке природного мира. Зато и почти полное отсутствие экологических кризисов, по крайней мере, такого масштаба, какой порожден ныне Европой. Культура понимается на Востоке как естественное продолжение природного мира, она вырастает из него и не должна нарушать первичной гармонии мироздания.

Отношение к человеку на Востоке и Западе

Таким образом, отношение к природе определяет и различные способы деятельности человека в Восточной и Западной культуре. Логичным следствием этого становится и разное понимание природы самого человека. Запад утверждает господство рационально-рассудочного начала в человеке, которое должно подавлять якобы естественные, эгоистические инстинкты. Только так человек может быть общественным существом. Образно говоря, мозг должен господствовать над сердцем, чувствами и эмоциями, от которых и проистекает все зло. Восток расценивает это соотношение совершенно иначе: человек в своей стихийно-природной, эмоционально-чувственной основе добр, а как раз рассудок находится под подозрением. Именно от него исходят импульсы зла и эгоизма.

Источник

Культура природы и отношение к ней восточных и западных цивилизаций

Культурой принято называть деятельность человека в её самых различных проявлениях, в том числе все формы и способы самовыражения и самопознания, а также аккумулирование человеком и обществом неких определнных навыков и умений.

Далее дадим определение природе.

Природа есть это материальное окружение (оболочка) нашей Вселенной, проще говоря — ключевой объект исследования всех естественных наук (физики, химии, географии и т.д.)

Стоит сказать о том, что потребительское и насильственное отношение к природе было характерно далеко не всем людям на планете. Исследовательское, зачастую насильственное отношение было в большей мере свойственно для народов западных культур. Что касается восточных цивилизаций и Азии, то там данные дела имели совершенно иное значение. С самой древности люди, проживающие в восточных цивилизациях, по-другому относились к природному миру и его обитателям.

К примеру, в Китае еще со времен Древнего мира считалось, что людям не стоит активно вмешиваться в порядок, существующий в природной среде. С точки зрения китайцев, человеку должно адаптироваться в природе, найти свое место в мире природы, а не подстраивать природу под себя и свои нужды.

На Востоке еще во времена древности люди осознавали, что активное вмешательство человека в природу будет чревато некоторыми определенными, зачастую необратимыми, последствиями, например, они думали, что человек не должен подниматься на высокогорье, так как это может трансформировать в худшую сторону воздух на вершине, а также изменить вектор движения снега и ветра.

В восточных цивилизациях с большой долей опаски относились ко всем предметам, сделанным руками человека. До наших дней дошла древняя китайская притча, в которой говорится о том, как крестьянин переносил воду в бурдюке, который был сделан из козьей шкурки, и держал его за веревочку. Мудрец, когда увидел эту картину, задал вопрос почему он не пользуется коромыслом, на что крестьянин дал ему ответ, что он может быть порабощен этим коромыслом и лучше использовать то, что было дано человеку матерью-природой.

Стоит отметить, что в Индии так же достаточно трепетно и с бережливостью относились к природе и ко всем ее составляющим. Например, даже убить жука трактовалось как большой грех, так как для индийцев каждое живое существо признается священным.

Как мы видим из вышеизложенного, на Востоке действительно по-иному относятся к природе, нежели это делали европейцы, поэтому стоит более подробно изучить данную тему.

Отношение к природе на Западе и на Востоке

Философ и психолог из Германии — Эрих Фромм в своем знаменитом труде «Иметь или быть» совершает анализ двух поэтических произведений, являющихся подтверждением разницы отношений к миру природы в восточной и западной цивилизациях. И одно, и другое стихотворения отображают реакцию поэтов на обычный цветок.

Читайте также:  Картинки природы для детей озеро

Автор первого стихотворения – это знаменитый на весь мир японский поэт Мацуо Басё, написавший данное стихотворение в XVII столетии в жанре хокку, то есть нерифмованное трехстишье:

Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!

Автор другого стихотворения — поэт из Англии — Теннисон, написавший его в XIX столетии:

Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,
здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
и в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Эрих Фромм был крайне поражен тем, как по-разному отнеслись к встреченному цветку Басё и Теннисон. Мы с вами можем отследить, что основное желание Теннисона — обладать этим цветком, именно поэтому он вырывает его, более того, вместе с корнем.

Поэтическое произведение Теннисона завершается тем, что цветок сумеет помочь осознать человеку суть бытия, но само растение обречено на гибель. Таким образом, получается, что Цветок в данном произведении ни что иное как жертва научных исследований и экспериментов человека над природой. В этом случае автор этого стихотворения является перед нами в качестве типичного европейского ученого, желающего разгадать тайны и загадки природы всеми доступными способами, ради истины он готов на жертвы, на убийство не виноватого живого существа.

Совершенно иное отношение к природе мы можем наблюдать у автора из Японии — Мацуо Басё. Он не желает обладать этим цветком, он даже не смеет прикоснуться к нему, он только лишь внимательно на него глядит и любуется им. Внимательного взгляда японцу совершенно довольно для того чтобы «прочитать» этот цветок, проанализировать и проникнуть в его сущность.

Также японский философ и психолог Д.Т. Судзуки придерживался того мнения, что Басе просто гулял по тропе и заметил неподалеку с дорожкой что-то довольно неприметное, поэт подошел ближе к этому объекту и увидел, что это дикий цветок, который был бы совершенно незаметным и малопривлекательным для идущих мимо обывателей.

Описание данного события с точки зрения Т.Д. Судзуки не является чрезмерно поэтическим, европеец в общем и целом не сумеет понять скрытого смысла данного трехстишия, однако, в конце произведения находятся два последних слога, читаемые как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некотором смысле японцами приравнивается к восклицательному знаку.

С точки зрения Теннисона, физическое обладание цветком поможет постичь суть бытия, но, как было сказано ранее, при этом цветок погибнет. В конкретном случае человек первоочередно преследует свою цель, посредством чего она будет достигнута не является столь важным. Басё же просто лицезрит цветок, он желает быть с ним единым целым, для того, чтобы углубиться в тайны и сущность природы.

Восточное восприятие природы

В культурах восточных стран главное место отводится космической целостности всех сторон и явлений Вселенной. Это единство, совокупная система включает в себя не только природные элементы, но также и человека. Согласно взглядам восточных философов, в нашем мире все находится во взаимной связи, каждый человеческий поступок приведет к каким-то определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение, которое совершит человек в природе, не остается незамеченным либо малозначительным.

К примеру, в Индии до сих пор люди верят, что космические силы смогли предопределить, как природные явления, так и человеческие судьбы. Более того, предопределенным является и поведение людей, и сущность, которой станет человек после своей смерти.

Итак, можно сделать вывод, каждое живое существо когда-то в предыдущей жизни могло являться человеком. Если в культуре имеют место такие умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу является абсурдной. На востоке к природе всегда относились с почтением, уважением, ее воспринимали в качестве чего-то священного, ей покланялись, а вмешательство в природу каким-либо образом признавалось великим грехом.

Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов. В Японии считалось, что природный мир есть результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда является красивой, а вмешиваясь в природу, человек губит эту самую красоту.

Источник

Вопрос27. Трактовка природы в философии Востока и Запада

Два типа восприятия природы и её взаимоотношения с человеком — восточный и западный. Восточный тип мировосприятия, по сравнению с западным, более ориентирован на Вселенную, на гармонию между человеком и природой. В природе восточные мыслители чаще всего видели не прибежище конкурирующих сил, которые надо покорить, а некий общий символ божественности. Один из постулатов даосизма гласит о том, что человек следует природе, природа следует небу, небо следует Дао, а Дао – самому себе.

По сути, мы сталкиваемся с двумя типами экологического сознания, и они как бы взаимодополняют друг друга. Отчасти подобного рода дифференциацию можно объяснить различиями в самом характере веры, лежащей в основе цивилизаций востока и запада.

После того как в Европе воцарилось христианство вместо языческого уважения к духам гор, степей, лесов, рек, западная религия стала предтечей хищнического подхода к живой и неживой природе. С этого момента, природа является не объектом созерцания, а источником ресурсов. Христианское учение лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей (напр., творить чудеса). По Августину Блаженному природа сама для себя недостаточна, и человек призван быть ей господином.

Западная традиция понимания природы берет свое начало в античной натурфилософии, хотя христианские установки на понимание природы как подчиненной человеку, временной, суетной здесь еще не господствуют. В античной натурфилософии были разработаны и обоснованы идеи гармонии человека, природы и космоса. По представлениям эллинов, человек – частица Космоса и в нём нет ничего, чего не было бы в Космосе в неизмеримо больших размерах. С другой стороны, сам Космос рассматривается как одушевлённый и упорядоченный организм, подчинённый Логосу. Природа наделяется человеческими свойствами, а человек стремится включить себя в природное целое, стать понятным природе. Другими словами, мир в воззрениях древних выступал как взаимопроникновение человеческого и природного. Древний грек жил в сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован развившимся в последующие эпохи разделением труда.

В Новое время утилитарное отношение к природе значительно усиливается. Перед наукой и техникой Нового времени природа предстаёт главным образом как объект производственной эксплуатации. Подобный подход определил и характер философии природы, здесь сама природа рассматривалась как механическое сцепление сил, где имеют место лишь количественные изменения (Р.Декарт). Природа – огромный механизм, раз и навсегда заведённая самодействующая машина (такое толкование природы надолго переживет Новое время). В эту эпоху проблема единства человека и природы приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала её двумя путями: во-первых, это понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах; во-вторых, выявление специфики человеческого отношения к миру и природе. В целом эпоха Нового времени отличается великим множеством интерпретаций природы.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что природу следует рассматривать как сложное целостное системное образование, находящееся в неразрывном единстве с обществом и человеком.

Синергетика как новая концепция природы

Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще — в мире. Самое ценное, что уже сейчас синергетика дает практические рекомендации и общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах. Значение синергетики состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства мира. А это, как известно, прерогатива философии. Синергетика создается именно учеными, что говорит об острой потребности в формировании близкой к науке философии, далекой от схоластики. Новая философия должна решать задачи, которые ставит сама научная практика, анализ изучаемых наукой явлений, отдельные черты которых имеют несомненные признаки всеобщности.

Проблема сознания

Одним из важнейших свойств материи является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Спинозе, считавшему мышление наряду с «протяжением» атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием. Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это «тело» и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде. Сознание — это рефлекторный по своей физиологической основе и типу совершения процесс Оно является функцией головного мозга как целого- единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. В психике человека можно выделить собственно человеческую психику, т.е. ту прибавку в психической деятельности, которая возникает с появлением человека, за вычетом человеческой биопсихики. Сознание — высшая форма человеческой психики. Сознание — триединство разума, чувства и воли. Разум называется интеллектом (абстрактным мышлением). Сознание — высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и порождается материей, и существует материально. Так как мир как целое материален, и следовательно, всё что в нём находится, включая сознание, материально. Так как мысль осуществляется материальным мозгом, то она является материальной, ибо материя не может действовать иначе как материально. Сознание — материально (материально — существующее до, вне и независимо от сознания). Абсурдное утверждение. Следовательно, сознание идеально. Идеальное — это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием. Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей. Сознание — продукт бесконечного развития материи. Сознание — свойство высокоразвитой материи (человека). Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Духовный мир человека невозможно видеть, обнаружить. То есть, мысль идеальна, не имеет существования в физическом смысле этого слова. Но, вместе с тем, идеи реальны, они существуют. И нельзя считать идею чем то недействительным. Однако, её действительность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, индивидуальное сознание. Материя объективная, а сознание — субъективная реальность. Сознание — субъективный образ объективного мира. Второй вопрос философии — о движении и развитии. В зависимости от решения вопроса о развитии возникают две противоположные концепции: диалектика — учение о развитии; метафизика — отрицание развития. При первой концепции внимание не уделяется самому движению, его двигательной силе, источнику мотиву. При второй концепции главное внимание отдаётся познанию источника самодвижения. Второй вопрос философии тесно связан с основным вопросом философии. Если второй вопрос философии спрашивает о природе окружающего нас мира и нашего сознания, то основной вопрос философии затрагивает и вопрос — развивается ли мир и человеческая сущность (они неподвижны и неизменны). Если материя первична, а сознание вторично, это значит, что сознание возникает в результате развития материи. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав основного вопроса философии и является его модификацией. С разрешением второго вопроса философии связана диалектика.

Читайте также:  Часть земной природы с которой человечество взаимодействует в процессе своей

Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.

Сознание — итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение. Отражение — всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов:

1) Отражение в неживой природе

3) На соц. уровне.

Отражение в неживой природе — мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое. До психологическое — это раздражимость и чувствительность. Психологическое — ощущение восприятие и представления. Ощущение — это элементарная исходная клеточка психоотражения на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение — это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению. В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. — это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. — это отражение целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения. Третья форма отражения — социальное отличие сознания от психики животных:

Источник

Культура и природа

Всестороннее понимание взаимосвязи единства и многообразия культуры возможно лишь в случае применения «теории среднего уровня», позволяющей соединить достоинства культурного релятивизма и универсализма. Суть этой теории состоит в том, что культура едина и многообразна.

Культура едина в том смысле, что все национальные культуры и цивилизации взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждая из них уникальна, значима и вносит свой вклад в мировую культуру. Культурно-исторический процесс является непрерывным, так как определенные достижения одной культуры усваиваются другими народами и тем самым сохраняются в культурной памяти человечества. Лучшие из этих достижений входят в сокровищницу мировой культуры, которая является величайшим достоянием всех народов планеты. Мировая культура и цивилизация являются реальностью, а не «пустым звуком» и потому, что представители разных культур связаны общностью происхождения, обладают сходными потребностями и решают одинаковые проблемы, стоящие перед ними.

Единство культуры не имеет ничего общего с единообразием. Оно наступит лишь тогда, когда сформируется единая универсальная цивилизация, которая поглотит самобытные национальные культуры. И хотя ряд ученых прогнозируют подобный результат культурно-исторического развития, он вряд ли возможен, во всяком случае в обозримом будущем. Почему?

Стремление к разнообразию заложено в самой человеческой природе, имеющей противоречивый характер. Многообразие культур и цивилизаций делает мир ярким, интересным и увлекательным. Этот многоцветный мир дает человеку возможность удивляться, восхищаться, сравнивать, анализировать и тем самым способствует его интеллектуальному и духовному развитию. Взаимодействие различных культур приводит к их обогащению и рождает новые творческие импульсы, необходимые как для развития данных культур, так и для культуры человечества в целом.

Идея единой универсальной культуры противоречит плюрализму1 и толерантности, которые по мере развития современной цивилизации все больше набирают силу. Не соответствует она и потребности большинства людей отождествлять себя с определенной культурой. Однако если единая универсальная культура все же станет реальностью, то не только различные культуры и цивилизации утратят свою самобытность, но и возникнет угроза для сохранения людьми своей индивидуальности, а значит, и творческой активности. А творчество, как известно, является главным источником развития культуры.

Таким образом, культура едина, но не единообразна. Она представлена множеством разных культур и цивилизаций, которые и в условиях глобализации современного общества сохраняют свой неповторимый облик.

Глава 4 Культура – природа – человек

Обычно культуру выделяют в качестве особой области действительности, прежде всего в сравнении с природой. В самом деле, культура, эта созданная человеком «вторая природа», отличается от естественно существующего мира природы именно тем, что она — результат человеческой деятельности, плод ума и рук человека. Однако резкое разделение и противопоставление этих, пусть и разных миров является неоправданным, так как культура и природа тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Культура не может существовать вне природы, которая является не только естественной средой обитания человека, но и необходимым условием возникновения, последующего существования и развития культуры. А природа на протяжении человеческой истории испытывает все более сильное воздействие со стороны человека, который неустанно меняет ее облик.

Связующим звеном между природой и культурой является человек. Во-первых, создавая культуру на основе природных ресурсов и вводя искусственные объекты в природную среду, он как бы соединяет, связывает два столь непохожих мира между собой. А во-вторых, он сам сочетает в себе два начала – биологическое (природное) и социальное.

Как природа воздействует на материальную культуру? Природная среда обитания людей во многих отношениях влияет на характер их хозяйственной деятельности и ее результаты. Так, природно-климатические условия оказывали и до сих пор оказывают огромное влияние на развитие агрикультуры тех или иных стран и народов. От них зависят набор возделываемых культур, техника земледелия, преобладание определенных отраслей в структуре сельскохозяйственного производства и, конечно же, урожай и уровень поголовья скота. Содержание недр, ископаемые богатства, энергетические ресурсы, как известно, существенно воздействуют на индустриальное развитие страны.

Климат в сочетании с рядом других природных факторов (флорой, фауной и т. д.) во многом определяет особенности одежды, пищи и жилища различных народов. Так, чукчи, ненцы и другие народы Севера традиционно питались мясом и рыбой, а для жителей Сахары и по сей день основной пищей являются финики. Народы жарких стран используют при приготовлении еды большое количество специй, прежде всего, острого перца. Это обусловлено тем, что продукты здесь быстро портятся и поэтому специи применяются в качестве средства, предохраняющего от возможных пищевых отравлений.

Природная среда диктует конструкцию традиционного жилища и форму его крыши. Так, легкие деревянные дома в Японии строились на столбах, врытых в землю, что было обусловлено угрозой землетрясений. Разборные стены и особые крыши также имели свой смысл: стены могли раздвигаться, и тогда в жару дом был открыт прохладным сквознякам, а широкая крыша защищала от солнца и дождя.

Применение того или иного строительного материала для создания традиционных жилищ также зависит от природных ресурсов. Например, в степных и лесостепных районах Башкирии в ХVIII – начале ХХ в. башкиры строили дома из самана(кирпича, состоящего из глины, песка и соломы), плетня, пластов дерна; в местах, богатых плитняком, но бедных лесом — каменные избы, а в лесных зонах – дома из дерева. Выбор строительного материала во многом зависел и от уровня зажиточности людей. Так, состоятельные башкиры возводили, как правило, бревенчатые дома, а беднякам порой приходилось довольствоваться избами из дерна.

Природа оказывает большое воздействие и на духовную культуру: на искусство, эстетическое восприятие и нравственные качества людей, на менталитет, обряды и традиции различных народов.Так, природное окружение существенно влияет на менталитет и национальный характер1 народов. Изучению этой проблемы уделяли внимание многие ученые. Например, французский философ Ш.Монтескье (1689-1755) считал, что природно-климатические условия способствуют развитию определенных черт национального характера, а они, в свою очередь, определяют форму правления. Жаркий климат, полагал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и, в конечном счете, является причиной деспотического правления. Островитяне же более склонны к свободе, чем жители континента, поэтому тирания не может получить у них поддержку.

Историк В.О.Ключевский (1841-1911) и философ Н.А.Бердяев (1874-1948) рассматривали природу России в качестве одного из источников формирования менталитета русского народа. По мнению Ключевского, степь способствовала широте русской натуры, а река – стремлению к порядку и умению действовать совместно. Бердяев считал, что у русских природный элемент, стихийность натуры развиты сильнее, чем у западных людей. Это объясняется не только соединением в типе русского человека языческого и православного начал, но и своеобразием природного окружения. «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта. На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и развитию цивилизации — и строение земли, и строение души. Можно сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Ему нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей невелик»2.

Читайте также:  Как можно найти воду в природе

К интересным выводам пришел японский философ культуролог Т.Вацудзи (1889-1960). Он считал, что четкая и ритмичная смена времен года при внезапных переменах погоды, вызванных тайфунами, обусловили появление в характере японцев, помимо уступчивости и покорности, «скрытой ярости и воинственного безразличия». Поэтому покорность японца – это раздражительное терпение в ожидании внезапных перемен и способность к внезапному примирению со всеми изменениями в любой момент. Выводы Вацудзи помогают приблизиться к пониманию уникальной культуры Японии, в которой почитание традиций, стремление к стабильности так удачно сочетаются с готовностью и умениемвоспринимать новое, идти в ногу с научно-техническим прогрессом.

В.В. Овчинников1 считает, что английская погода, которая меняется часто, но незначительно, способствует уравновешенности, даже флегматичности характера англичан. Раз перемены недолговечны, нет смысла сетовать на них и проявлять беспокойство по этому или другому поводу.

Для мастеров искусства природа является источником вдохновения и творческих идей. Бесконечное многообразие и красота природного мира, смена времен года и состояний природы рождает у них самые разнообразные чувства от восторга, ощущения полноты бытия до тихой грусти и умиротворения. Все эти переживания находили и находят воплощение в прозе, поэзии, живописи, музыке и т. д. Никого не могут оставить равнодушными музыкальные циклы «Времена года» П.Н. Чайковского и А.Вивальди, пейзажи П. Брейгеля Старшего, Э. Коро, К. Моне, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, И.И.Левитана и многие другие произведения искусства.

Природа в немалой степени обусловливает своеобразие художественной культуры различных народов. Так, величественная тропическая природа Индии, одновременно цветущая и грозная, праздничная и жестокая, по мнению искусствоведа Н.А. Дмитриевой, содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и искусства. Овчинников полагает, что ландшафты Японии, составленные из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха, во многом объясняют особенности японской живописи, для которой характерна неяркая цветовая гамма, отсутствие броскости и эффектности. Но сколько в ней лиризма, тонкого понимания природы и очарования!

Природно-климатические условия, смена времен года и связанные с ней циклы земледельческих работ испокон веков находили отражение в обычаях, обрядах и праздниках. Так, обычай не употреблять в пищу свинину сложился у арабов еще в древности, а затем, приобретя характер религиозного запрета, распространился на все мусульманские народы. Он во многом обусловлен жарким климатом Аравии, где свинина разлагается быстрее, чем другие виды мяса. Сжигание умерших на погребальном костре в Индии в немалой степени объясняется жарким и влажным климатом этой страны, который приводит к быстрому разложению тела, а это, в свою очередь, способствует интенсивному распространению инфекций.

Русский народный праздник Масленица имеет древние языческие корни и символизирует проводы зимы и переход к весенним земледельческим работам. С природой связаны такие обрядовые праздники башкир, как Нардуган, Каргатуй или Грачиная каша, Кукушкин чай и Сомболя. Сабантуй – древний земледельческий праздник плуга — не только не утратил своего значения, но стал одним из самых любимых и широко отмечаемых праздников в Башкортостане. И хотя Сабантуй является составляющей народной культуры башкир и татар, в нем с удовольствием принимают участие и представители других народов нашей многонациональной республики.

Природа оказывает огромное воздействие на духовный мир человека. Она развивает в людях чувство прекрасного и будит фантазию, стимулирует любознательность и активизирует стремление к познанию ее тайн. Удивительное многообразие природного мира не только заставляет восхищаться природой, но и настраивает человека на то, чтобы быть творческой личностью, индивидуальностью и воспринимать мир во всем его многоцветии, то есть как совокупность различных культур, идей, взглядов, мнений. Общение с животными и растениями способствует и развитию нравственных качеств человека, так как учит заботиться, жалеть, проявлять терпение и милосердие.

Судьба природы и связанной с ней культуры, прежде всего, зависит от отношения человека к природному миру, от его экологического сознания. Каковы особенности отношения человека к природе в различных типах культуры, и как это отношение менялось на протяжении человеческой истории?

Первобытный человек не видел существенной разницы между природным и человеческим. Он воспринимал мир как единое, одушевленное и одухотворенное существо, а себя рассматривал в качестве его неотъемлемой части. Данное миропонимание находит отражение в ранних формах религии: тотемизме, анимизме, фетишизме и магии.

При этом перед первобытным человеком, как и перед любым другим живым существом, стояла главная цель – выживание любой ценой, а ее достижение зависело от умения максимально использовать то, что предоставляла природа. В отличие от животных, человек обладал разумом. Это многократно увеличивало человеческие возможности по потреблению природных богатств для своего существования, а в дальнейшем и процветания. Однако активная деятельность человека приводила к тому, что природа порой не выдерживала этого напора, неся ощутимые потери. Ряд исследователей утверждает, что первый экологический кризис человечество пережило уже в эпоху верхнего палеолита. В это время были истреблены многие крупные животные, что создало немалую угрозу для человеческой популяции.

Вместе с тем разум не только помогал все более интенсивно осваивать и потреблять богатства природы, но и со временем сдерживал их хищническую эксплуатацию. Разум подсказывал, что к этим богатствам надо относиться бережно хотя бы для собственного благополучия, чтобы в дальнейшем было что потреблять.

В эпоху древности цивилизации Запада и Востока были солидарны в своем почтительном отношении к природе. Но затем их мнения по этому важнейшему мировоззренческому вопросу разделились. Восток сохранил верность прежней позиции, а Запад в ходе своего исторического развития выработал иной взгляд на взаимоотношения человека и природного мира.

Для Востока характерно представление о гармонии человека и природы, органической связи духовного мира человека и космоса в целом.Человек – часть природы, одно из проявлений многоликой «живой» материи, и его жизнь должна быть подчинена ритмам природы и Вселенной. Это миропонимание во многом обусловлено такими восточными религиями как буддизм, индуизм, джайнизм, даосизм и синтоизм.

Культуры народов Индии, Китая и Японии, где возникли и распространились данные религиозно-философские системы, воспринимаются многими людьми как наиболее показательные примеры не только уважительного, но и трепетного отношения к природному миру. Религии, сложившиеся в Индии (буддизм, индуизм и джайнизм) призывают к отказу от нанесения вреда любым живым существам и благоговейному1 отношению к ним. Один из буддийских текстов гласит: «Как мать всю свою жизнь пестует свое единственное дитя, так пусть человек возлюбит всечеловеческой любовью все живые существа ».

Нерасторжимая связь человека и природы, особо тонкое и возвышенное отношение к природному миру находят яркое воплощение в китайском и японском искусстве, испытавшем на себе сильное влияние идей дзэн-буддизма и даосизма. Так, в японских хокку (нерифмованных трехстишьях) мы не найдем прямых призывов беречь природу. Однако любование всем, что встречается в природном окружении, умение видеть красоту в самом простом и обыденном заставляет каждого, кто читает эти стихи, по-иному взглянуть на привычный мир и понять, насколько он прекрасен и необходим человеку для ощущения полноты бытия. Вот некоторые из них:

Бьется, бьется, дрожит под ветром

и все же прелестны они,

эти цветы вьюнка…

целый мир в закатных лучах

Свое отношение к природе выработал и ислам. Здесь человек в отличие от названных выше религий не является частью природного мира. Он воспринимается как центр мироздания, как хозяин, но одновременно страж и покровитель природы. Согласно установлениям ислама, человек не должен вмешиваться в природные процессы и стремиться покорить природу. Мусульманские богословы разработали четкую систему правил, касающихся поведения человека по отношению к животным. В их основе — милосердие и доброта.

Невзирая на стремление восточного человека жить в гармонии с природой, его взаимоотношения с природным миром не были идеальными. Задачи жизнеобеспечения и развития цивилизации диктовали необходимость применения различных способов воздействия на природу. Эти способы не всегда были рациональными и часто не учитывали последствий вмешательства человека в мир природы. Так, многие ученые полагают, что именно экологический кризис стал причиной упадка и последующей гибели древнеиндийских городов Харрапы и Мохенджо — Даро: тогда чрезмерный выпас скота привел к обезвоживанию и последующему опустыниванию степи. Сахара в глубокой древности была вполне цветущим краем, но в результате интенсивной деятельности человека (выпаса скота, сбора полезных растений, заготовки топлива) превратилась в пустыню. В истории восточных цивилизаций были экологические проблемы и более мелкого масштаба, однако почитание мира природы и умение преодолеть сложные ситуации, как правило, позволяли решать эти проблемы и восстанавливать нарушенное равновесие между природой и человеком. Как говорит американский философ Х. Смит: «Востоку удалось преодолеть природу, утверждая ее».

Индустриальное развитие стран Востока и их ориентация на научно-технический прогресс способствовали более активному вмешательству людей в природу, что привело к появлению серьезных экологических проблем. При этом воздействие человека на природу на Востоке и сегодня несоизмеримо с тем мощным давлением на природный мир, которое характерно для Запада. Почему?

Во-первых, многие страны Востока отстают в промышленном и научно-техническом отношении от западных стран. Во-вторых, Восток усвоил назидательный опыт западной цивилизации, которая, активно идя по пути прогресса, сильно нарушила экологическое равновесие. Поэтому, используя западные природосберегающие технологии и собственные достижения, восточные страны, стараются развивать свою экономику по пути наименьшего нанесения ущерба природе, хотя это и не всегда удается. В-третьих, и это самый главный фактор, восточные культуры выработали важнейшие принципы регуляции взаимоотношений человека и природы. Данные принципы сдерживают рост потребительских устремлений человека и настраивают его на то, чтобы жить в согласии с природой и обществом, уделяя главное внимание собственному внутреннему миру, а не внешним достижениям. Эта особенность восточного менталитета является еще одним весомым аргументом в пользу сохранения и поддержания культурной специфики различных народов. Она не только делает каждую культуру уникальной, но и является важнейшей основой существования мировой цивилизации. Ресурсы планеты ограничены. Если большинство народов достигнет индустриального уровня развитых стран Запада, то экосистема Земли наверняка не выдержит нагрузки и подвергнется разрушению.

Источник