Взаимосвязь явлений и процессов природы

Взаимосвязь явлений и процессов природы

В статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
statya_mamy.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Установление связей и взаимосвязей природных явлений как средство формирования взглядов на единство природы в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Establishment of Connections and Interconnections of Natural Phenomenon as a Views’ Formation Means on Uniformity of Nature in the Course of “The World Around Us”

Ключевые слова: связи, взаимосвязи, мировоззрение, научный взгляд, живая природа, неживая природа, единство природы.

Key words: connections, interconnections, world view, a scientific view, animated nature, inanimate nature, uniformity of nature.

Аннотация: в статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Annotation: The article explains the actuality of connections’ establishment between the components of animated and inanimate nature for teaching the school subject “The world around us” in primary school. It reveals the significance of this activity in the formation of environmental awareness of primary schools children and describes methods of revealing and establishing the connections between nature components in the teaching course of primary school’s children.

Раскрытие и установление связей между компонентами неживой и живой природы является актуальным для практики преподавания школьного предмета «Окружающий мир», так как позволяет раскрыть значение влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, связанную с использованием природы и в соответствии с этим — воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению младших школьников. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.

В данной статье мы остановимся на некоторых возможностях воспитывающего и развивающего обучения в процессе изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе, приведем примеры установления связей в природе, в процессе выявления которых создаются наиболее благоприятные условия для развития мышления детей.

В целом курс «Окружающий мир» изучает природу, которую К.Д.Ушинский называл великой воспитательницей. По мнению К.Д. Ушинского, «побудить же в детях живое чувство природы — значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» (1).

Неоценимое значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, поскольку он разработан в соответствии с дидактическим принципом научности и закладывает в детях научные взгляды на природу, составляющие элементы научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Выполняя специальные задания, младшие школьники наблюдают предметы и явления в природе, накапливают в своем сознании определенный запас конкретных представлений о природе и исследуют объекты природы своими органами чувств. Так, путем наблюдений, ребенок убеждается в единстве и разнообразии природы. В ходе конкретных наблюдений он устанавливает связи, а в отдельных случаях и взаимосвязи между различными природными элементами. Например, наблюдая за прилетом птиц, ребенок может установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. Становится очевидным, что до тех пор, пока не появятся насекомые, птицы не прилетят; нельзя ждать прилета водоплавающих птиц, пока не вскроются водоемы. Таяние снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха. Таких связей ребенок может установить множество. Наблюдая, он отмечает, что все в природе изменяется, что эти изменения происходят не только во времени, но также и в пространстве. Это дает основание школьнику сделать самостоятельные выводы о единстве природы. Разумеется, этого недостаточно, чтобы сформировать стойкие диалектико-материалистические убеждения, но их достаточно, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.

Еще А.Я.Герд, разрабатывая предмет «Природоведение» для младших классов школы, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета. В своей работе «Предметные уроки» он писал: «Цель предметных уроков в народной школе, помимо развития различных сторон ума, — дать ученикам ко времени их выхода правильные и возможно цельные представления об окружающем, о Земле и о созданиях, на ней живущих» (2). Из приведённого высказывания видно, что А.Я. Герд считал само собой разумеющимися вопросы развития учащихся в процессе раскрытия понятия природы как единого целого, проявляющегося в многообразии. Вот почему А.Я. Герд утверждал: «Отдельные естественные науки: зоология, ботаника, минералогия, физика — не должны иметь место в народной школе: здесь место только одной нераздельной науке – об окружающем органическом и неорганическом мире. Изучение неорганического мира должно предшествовать изучению мира органического» (2).

Содержание курса природоведения, разработанное А.Я.Гердом (3), послужило основой для последующих инноваций в области преподавания предмета «Окружающий мир». Эта основа принята и в новых программах современной школы.

Формируя у младших школьников взгляды на единство природы, начальная школа призвана заложить фундамент не только естественнонаучному образованию, но и подготовить представителей различных этносов к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают естественнонаучную образованность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре (6). Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация образования.

Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации естественнонаучного образования могут быть определены следующим образом: формирование взглядов на единство природы с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к естественнонаучным знаниям с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).

В этнокультурный компонент содержания учебно-воспитательного процесса входит всё богатство этнокультуры, система жизнеобеспечения, традиции, стереотипы поведения, духовные цели и ценности, наполненные новым современным содержанием, обеспечивающим примирение традиционных ценностей с универсальными, стандартизованными ценностями, привнесёнными современными технологиями (5).

Чрезвычайно интересным представляются нам исследования связей и взаимосвязей в природе Клепининой З.А., обоснованные в авторской программе «Природа и люди». В соответствии с данной программой в 1 классе изучается окружающая природа, проводится комплексное исследование сезонных изменений в неживой и живой природе. Основным звеном всей работы учителя является установление признаков сезонов. Установление их начинается с неживой природы. Последовательность этой работы можно изобразить в виде схемы.

при установлении признаков сезонов

Положение полуденного солнца на небе, определяющее долготу дня и ночи, это первое звено в установлении связей. В процессе своих наблюдений за солнцем ученик должен убедиться, что полуденная высота солнца меняется по сезонам. Таким образом, высота полуденного солнца и продолжительность дня — один из важнейших признаков сезонов. От этих признаков зависят другие элементы природы и, прежде всего, погода. Чаще всего ученики начальных классов погоду характеризуют по одному элементу: теплая — морозная, ветреная — безветренная, ясная — пасмурная, с осадками — без осадков. В целом все эти элементы составляют погоду. Задача учителя заключается в том, чтобы при наблюдении за погодой установить связи между отдельными ее элементами.

Важнейшим элементом погоды является температура воздуха. Она зависит от высоты солнца и продолжительности дня. Итак, второе звено связей, которое ученик усваивает, — это зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня.

Третьим звеном в установлении природных связей является зависимость осадков от облачности. Так, дети в процессе наблюдений устанавливают, что осенью небо чаще покрыто облаками, идут длительные обложные дожди, в противовес кратковременным, ливневым дождям летом. Понижение температуры осенью вызывает туманы. Туманы, иней, заморозки могут быть включены в качестве признаков осеннего сезона.

С понижением температуры воздуха ниже нуля градусов поверхность почвы замерзает, а на водоемах образуется лед. Это четвертое звено установления связей в неживой природе.

После установления зависимостей в неживой природе целесообразно провести работу по выявлению связей живой природы с неживой. На начальном этапе обучения важно выявить зависимость изменения растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе. Изменение окраски листьев и листопад – один из важнейших признаков осеннего сезона.

На примере животного мира, т.е. подготовки животных к изменениям в неживой и живой природе устанавливаются уже более сложные связи. Проследим это на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Звери и птицы должны приспособиться к изменившимся условиям питания, похолоданию и снежному покрову. При выявлении связей на первое место ставим определяющую причину – изменение условий питания.

Зависимость изменений в жизни животных осенью

от изменений в неживой природе

Работа по выявлению связей и взаимосвязей продолжается в 3 и 4 классах.

Рассмотренные нами примеры связи и взаимосвязи, заложенные в курсе изучения предмета «Окружающий мир», представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений. Данное положение выражено в утверждении К.Д. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные роды под один вид» (1).

Источник



Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы, типы взаимодействия.

(от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств.и врем. корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и ста-тистич. законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности, в том числе и такие события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются статистич. законы.

Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.

Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ.жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ.жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич. телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1й четв. 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистич. закономерностей, наличие крых было объявлено опровергающим причинность. Однако диа-лектико-материалистич. трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.

Эволюц. теория Дарвина, давшая материалистич. объяснение относит. целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материалистич. Д.

Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины.

см. к статьям Причинность, Причина и следствие, Статистические и динамические закономерности.

Источник

2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

В противоположность метафизике марксистская диалектика учит, что мир представляет собой связное, единое целое, по отношению к которому каждое отдельное явление, каждая отдельная вещь выступает лишь как часть этого целого. Ни одно явление, событие не существует вне связи с другими явлениями, не может совершаться без того, чтобы не затронуть множества других явлений, событий.

Всеобщая связь, взаимозависимость и взаимная обусловленность различных предметов и явлений, взаимодействие их — это первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем природу в целом с позиций современного естествознания. Формы взаимозависимости явлений многообразны.

Любое движение отдельного тела, любое явление как в природе, так и в общественной жизни, — каким бы обособленным и изолированным оно ни представлялось на первый взгляд, — можно понять, объяснить и обосновать научно, если рассматривать его не только в его единичности и обособленности, но и как часть единого целого, как обусловленное другими явлениями и само обусловливающее другие явления.

Диалектический взгляд на природу, как на связное, единое целое, представляет собой теоретическое обобщение накопленных наукой знаний об объективном мире и проверен практической деятельностью людей. Все области знания подтверждают положение марксистской диалектики о том, что в реальной действительности нет предметов и явлений, изолированных друг от друга, не зависящих друг от друга.

ПРИРОДА-СВЯЗНОЕ, ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Земля, на которой мы живём, не является изолированным, одиноким небесным телом. Вместе с обращающейся вокруг неё Луной она образует взаимосвязанную систему. Движение Луны определяется воздействием на неё Земли и Солнца. Ряд процессов на Земле (например, приливы и отливы в морях и океанах) непосредственно связан с влиянием на нее Луны. Земля вместе с Луной движется вокруг Солнца. Вокруг Солнца движутся и другие планеты — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Вместе с Солнцем они образуют целостную солнечную систему небесных тел, объединённых между собой сложной цепью взаимосвязей.

Планеты не только порознь притягиваются к Солнцу, но и воздействуют друг на друга. Эта взаимосвязь планет с Солнцем и друг с другом обусловливает строго определённый порядок их движения.

В свою очередь Солнце — не просто одна из громадного множества изолированных, обособленных звёзд, хаотически рассеянных по бесконечному пространству Вселенной, а часть единой звёздной системы, называемой Галактикой. Известно много галактических звёздных систем. Все они также не оторваны друг от друга, а входят в ещё более грандиозную систему взаимосвязанных звёздных образований.

Взаимосвязь существует между живой и неживой природой. Для доказательства единства природы большое значение имеют работы великого русского учёного К. А. Тимирязева по фотосинтезу. Тимирязев вскрыл самую тесную связь между такими явлениями, как солнечный свет, воздух, почва, растение, животное. Животные питаются растениями, а растения могут развиваться, лишь поглощая энергию Солнца, разлагая при этом углекислоту в хлорофилле листа. Изучив хлорофилловую функцию зелёного растения и установив, что в этой функции проявляется неразрывная, жизненно важная связь между растительным миром и Солнцем, Тимирязев доказал тем самым, что взаимная связь, взаимозависимость и взаимодействие между живой и неживой природой простирается далеко за пределы земного шара и носит космический характер. Чтобы подчеркнуть это, Тимирязев дал одной из самых важных и интереснейших своих работ название «Космическая роль растения».

Не только мир в целом, но и каждое его отдельно взятое явление есть нечто единое, представляет собой связное целое, все стороны которого находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Это положение марксистской диалектики также находит своё подтверждение в данных современной науки. Возьмём неорганическую природу. Ряд тел обнаруживает ту особенность, что их физические свойства различны по разным направлениям. Например, их упругость при сжатии в одном направлении сильно отличается от таковой при сжатии в другом направлении. Такая зависимость физических свойств от направления называется анизотропией. Установлено, что анизотропия не есть некое изолированное свойство тел, а тесно связано с другими их свойствами и в первую очередь с их внутренней атомной структурой. Анизотропия наблюдается у тел, атомы которых расположены в пространстве в том или ином определённом порядке. А это в свою очередь связано с тем, что такое тело кристаллизуется в определённых формах. Все кристаллы анизотропны.

Металлы характеризуются значительной электропроводностью и в связи с этим обладают большой теплопроводностью.

Все тела обладают инерцией. Они в различной степени податливы к внешним воздействиям: одна и та же сила в различной мере изменяет скорость разных тел за одно и то же время. Но тело, обладающее большей инерцией, обладает и большим весом. Инерция и вес — свойства вещества, связанные друг с другом.

Тесно связаны между собой также поглощательная и отражательная способности вещества: тело, в наибольшей мере поглощающее электромагнитное излучение, в то же время в максимальной мере испускает его.

Пример глубокой взаимосвязи внутренних сторон явления даёт один из важнейших законов современной электродинамики. Согласно этому закону, изменение напряжённости электрического поля неизбежно порождает магнитное поле, и, наоборот, изменение напряжённости магнитного поля в свою очередь обусловливает возникновение электрического поля. Этот закон лежит в основе всей современной электротехники.

Организм не есть простая сумма обособленных и независимых клеток, некое «клеточное государство», как утверждал Вирхов. Организм, как учит мичуринская биология и павловская физиология, — это целостная система органов, объединённая нервной и гуморальной связью (соками организма — кровью, лимфой) и находящаяся в определённой взаимосвязи с внешней средой. Ведущую роль в животном организме играет нервная система и в особенности кора головного мозга. Функции и роль отдельных частей, систем организма (соединительная ткань, железы внутренней секреции и т. д.) нельзя рассматривать оторвано от координирующей и регулирующей функции коры головного мозга и всей нервной системы. Нервная система направляет всю жизнедеятельность организма, обеспечивает взаимную связь организма и среды.

ОБЩЕСТВО КАК СВЯЗНОЕ ЦЕЛОЕ. Положение о том, что не только мир в целом, но и каждое отдельное его явление представляет собой связное, единое целое, справедливо и в отношении общественной жизни. Метафизики на протяжении веков рассматривали общество как механическое скопление индивидов, не зависящих друг от друга. В действительности же общество никогда не представляло собой механической суммы изолированных друг от друга индивидов или тех или иных социальных групп.

Основу каждой общественно-экономической формации составляет способ производства — производительные силы на определённом уровне развития, находящиеся в единстве с совокупностью данных производственных отношений. Производственные отношения образуют экономический базис, на котором зиждутся тесно с ним связанные политические, правовые, религиозные, философские воззрения людей и соответствующие им общественные учреждения. Люди, социальные группы, классы, как бы различны и даже противоположны ни были их интересы, всегда связаны друг с другом экономически, как части одного общества. Это относится и к капиталистическому обществу. В капиталистическом обществе капиталисты и пролетарии связаны между собой всеми нитями экономики. Капиталисты не могут жить и обогащаться, не имея в своём распоряжении наёмных рабочих, пролетарии не могут продолжать своё существование, не нанимаясь к капиталистам.

Явления экономической жизни никогда не бывают изолированными друг от друга, а, напротив, находятся в тесной взаимозависимости. Так, производство неразрывно связано с потреблением: производство предполагает потребление, потребление — производство. Попытка некоторых экономистов метафизически оторвать тесно связанные между собой стороны экономической жизни советского общества — производство и потребление — имеет своим неизбежным следствием скатывание на позиции буржуазной идеологии, так как такой отрыв по сути дела означает свойственное буржуазной идеологии игнорирование человека с его потребностями.

Между различными отраслями социалистического производства существует тесная взаимосвязь: сельское хозяйство даёт промышленности сырьё, промышленность снабжает сельское хозяйство машинами, различными изделиями и удобрениями, без чего невозможно современное сельское хозяйство. Без угольной промышленности невозможно развитие современной металлургии; в свою очередь развитие угольной промышленности опирается на достижения металлургии и машиностроения и т. д. Всякое нарушение органической связи различных отраслей производства неизбежно приводит к расстройству экономической жизни страны. Социалистическое производство — единый, целостный, планомерно развивающийся процесс.

Как ни отличается по своей природе капиталистической производство от социалистического, но и в нём существует определённая взаимосвязь различных отраслей, без чего вообще невозможно производство.

Современная реакционная буржуазная философия, а особенности такая философская школка, кик «холизм», стремится извратить научное понятие взаимозависимости, целостности, выработанное современной наукой. Сочинителем холизма был английский реакционер Смэтс, «прославивший» себя не только своей сумасбродной философией, но и как фельдмаршал английской армии, долгие годы угнетавший южноафриканские народы. По Смэтсу, целостность организмов объясняется существованием особого фактора «целостности», который по сути дела ничем не отличается от бога-творца. «Целое» холизм отрывает от частей и противопоставляет последним как имеющее самостоятельное бытие, особое от материальных частей.

В противоположность холизму и всей метафизике диалектика понимает целостность как объективную, материальную взаимосвязь и взаимодействие всех частей и сторон предметов и явлений, как единство их внешних и внутренних сторон, свойств, как неразрывную связь и взаимодействие данного явления с окружающими его явлениями.

Итак, предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, причём каждое явление представляет собой единство составляющих его частей, свойств, сторон. Поэтому, чтобы познать любое явление, необходимо изучить его не только в сложных взаимоотношениях с окружающими явлениями, но также во взаимосвязи, взаимозависимости его сторон.

ЗАВИСИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ УСЛОВИЙ. Марксистская диалектика требует рассмотрения любого явления природы и общества не в отрыве от других предметов и явлений, составляющих условия их существования, а в неразрывной связи с окружающими явлениями, ибо предметы и явления могут существовать не при любом случайном стечении обстоятельств, а лишь при соответствующих, вполне определённых условиях.

Так, например, основой процесса освобождения атомной энергии является цепная реакция распада ядер атомов урана под действием нейтронов. При этой реакции каждый из распадающихся атомов урана выделяет один или несколько свободных нейтронов, каждый из которых в свою очередь вызывает распад одного ядра атома урана, снова сопровождающийся выделением нейтронов, и т. д. В этом процессе лавинообразно нарастает число распадающихся атомов урана и число вызывающих этот распад нейтронов. Так как в каждом отдельном акте атомного распада выделяется некоторая энергия, то при достаточно быстром протекании цепной реакции и необходимом количестве урана может произойти взрыв.

Однако нарастание быстрого, лавинообразного процесса задерживается рядом причин. Некоторые из нейтронов, попавших в ядро атома урана, могут в нем застрять, не вызвав распада. Некоторые нейтроны бесполезно растрачиваются в примесях урана, другие вылетают за пределы данной массы урана, не столкнувшись ни с одним из его атомов. Следовательно, лавинообразная цепная реакция может произойти только при том условии, если все эти потери нейтронов будут с избытком компенсированы прибавлением нейтронов, получающихся в процессе распада каждого из атомов. Исследования показали, что для этого необходимо, чтобы некоторая определённая величина, называемая «коэфициентом размножения» нейтронов, была по крайней море равна единице или больше единицы, а размеры куска урана не были меньше некоторого минимального (или «критического») размера.

Только при наличии обоих этих условий, а не того или иного в отдельности, осуществляется ядерная реакция, ведущая к эффективному высвобождению атомной энергии.

Любая химическая реакция происходит не всегда и всюду, а при строго определённых для каждой реакции условиях температуры, атмосферного давления и т. д.

В органической природе явления также зависят от окружающих условий. С изменением условий жизни животных и растений меняются их природа, их наследственные свойства. Эти изменения наследственных свойств соответствуют изменившимся условиям, адекватны им, в силу этого, подбирая соответствующие условия жизни, можно менять природу растений и животных в нужном, заранее предусмотренном направлении.

Мичуринская биология даёт многочисленные примеры такого направленного изменения наследственных свойств живых организмов, соответствующего изменённым внешним условиям. Так, под воздействием соответствующих условий создаются новые сорта растений и породы животных.

Различные общественные явления также зависят от окружающих условий.

Развитие языка, например, в различных социальных условиях происходит совершенно по-разному. Одно дело развитие языка до победы социализма и мировом масштабе, в условиях, когда эксплуататорские классы являются господствующей силой в капиталистическом мире, когда нет равноправия наций, когда имеет место национальный и колониальный гнёт, когда существуют национальная обособленность и взаимное недоверие наций, закреплённые государственными различиями. В этих условиях развитие языков происходит путём победы одних языков и поражения других так, что скрещивание нескольких языков приводит не к образованию какого-то нового языка, а к господству одного из прежних языков.

Другое дело развитие языков в условиях эпохи после победы социализма, когда уже нет империализма, нет эксплуататорских классов, ликвидирован национальный и колониальный гнёт, когда вместо национальной обособленности и взаимного недоверия наций имеет место доверие и сближение наций. При этих условиях не может иметь места подавление и ассимиляция языков; национальные языки будут свободно обогащать друг друга в порядке сотрудничества. После победы социализма во всемирном масштабе будет иметь место процесс постепенного слияния языков в один общий, международный язык, вобравший в себя лучшие элементы прежних языков (национальных, а затем и зональных, образовавшихся из групп национальных языков).

Особенности развития товарного производства также складывались в зависимости от условий места и времени, в зависимости от целого ряда других условий. Если товарное производство развивается на базе частной собственности на средства производства, то на определённом сравнительно высоком уровне развития производительных сил оно неизбежно приводит к капитализму. По-иному обстоит дело тогда, когда средства производства составляют социалистическую собственность, когда нет системы наёмного труда и эксплуатации. В этих условиях товарное производство обслуживает социалистическое общество; оно не может вести и не ведёт к капитализму.

Цель социалистического производства — максимальное удовлетворение потребностей человека. Между тем до известного времени темпы роста промышленности, производящей предметы народного потребления, были меньше темпов роста тяжёлой промышленности. Это не случайно. Производство средств производства и предметов народного потребления не могло расти одинаковыми темпами, потому что для этого не было надлежащих условий. Необходимо было сначала достигнуть определённого уровня в развитии тяжёлой промышленности, гарантирующего безопасность завоеваний революции, экономическую самостоятельность нашей страны, обеспечивающего рост всех отраслей народного хозяйства. Только при этом и ряде других условий возможен крутой подъём производства предметов народного потребления. Благодаря творческой деятельности советского народа такой уровень тяжёлой промышленности достигнут и ныне созданы все условия для всемерного форсирования развития лёгкой и пищевой промышленности, обеспечивающего изобилие предметов народного потребления в нашей стране.

Итак, явления материального мира находятся и развиваются в определённых объективных условиях, учёт и познание которых составляет важную задачу науки.

Читайте также

Глава II Фазы развития Природы и общества

Глава II Фазы развития Природы и общества У каждого своя судьба, каждый ищет помощника и союзника в своих делах, но, к сожалению, многие ищут их в чудесном и непонятном, вместо того, чтобы вступить на путь, указанный самой Матерью-Природой, Логикой ее развития.Мне, автору

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Марксизм учит: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Качество — это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный

Проблема взаимодействия общества и природы

Проблема взаимодействия общества и природы Одним из важнейших вопросов, рассматривавшихся Энгельсом в «Диалектике природы», было взаимодействие общества и природы. Эта проблема, ныне ставшая одной из самых «больных» для современного человечества, вызвала у Энгельса

Закон природы и структура материи[29]

Закон природы и структура материи[29] Здесь, в этом уголке мира, на побережье Эгейского моря, философы Левкипп и Демокрит размышляли о структуре материи; там, внизу, на рыночной площади, сейчас уже погружающейся в сумерки, Сократ обсуждал коренные трудности выбора средств

Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни

Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни Нет ничего удивительного в том, что между описанием традиционалистски ориентированных народов у Ризмана и африканских племенных обществ у Каротерса обнаруживаются соответствия, как нет

Закон природы и история

Закон природы и история Как уже отмечалось, главной целью философских размышлений Коллонтая было открытие «законов» («предназначения») человека. Коллонтай ведет рассуждения о структуре и характере мира в целом для того, чтобы точно обозначить в нем место человека. Это

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ Тот, кто идет по пути сомосовершенствования, в большинстве своем не сразу приходит к осознанию необходимости освоения системных методов

Источник

Установление связей и взаимосвязей природных явлений как средство формирования взглядов на единство природы в процессе изучения курса «Окружающий мир»

В статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
statya_mamy.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Установление связей и взаимосвязей природных явлений как средство формирования взглядов на единство природы в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Establishment of Connections and Interconnections of Natural Phenomenon as a Views’ Formation Means on Uniformity of Nature in the Course of “The World Around Us”

Ключевые слова: связи, взаимосвязи, мировоззрение, научный взгляд, живая природа, неживая природа, единство природы.

Key words: connections, interconnections, world view, a scientific view, animated nature, inanimate nature, uniformity of nature.

Аннотация: в статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Annotation: The article explains the actuality of connections’ establishment between the components of animated and inanimate nature for teaching the school subject “The world around us” in primary school. It reveals the significance of this activity in the formation of environmental awareness of primary schools children and describes methods of revealing and establishing the connections between nature components in the teaching course of primary school’s children.

Раскрытие и установление связей между компонентами неживой и живой природы является актуальным для практики преподавания школьного предмета «Окружающий мир», так как позволяет раскрыть значение влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, связанную с использованием природы и в соответствии с этим — воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению младших школьников. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.

В данной статье мы остановимся на некоторых возможностях воспитывающего и развивающего обучения в процессе изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе, приведем примеры установления связей в природе, в процессе выявления которых создаются наиболее благоприятные условия для развития мышления детей.

В целом курс «Окружающий мир» изучает природу, которую К.Д.Ушинский называл великой воспитательницей. По мнению К.Д. Ушинского, «побудить же в детях живое чувство природы — значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» (1).

Неоценимое значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, поскольку он разработан в соответствии с дидактическим принципом научности и закладывает в детях научные взгляды на природу, составляющие элементы научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Выполняя специальные задания, младшие школьники наблюдают предметы и явления в природе, накапливают в своем сознании определенный запас конкретных представлений о природе и исследуют объекты природы своими органами чувств. Так, путем наблюдений, ребенок убеждается в единстве и разнообразии природы. В ходе конкретных наблюдений он устанавливает связи, а в отдельных случаях и взаимосвязи между различными природными элементами. Например, наблюдая за прилетом птиц, ребенок может установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. Становится очевидным, что до тех пор, пока не появятся насекомые, птицы не прилетят; нельзя ждать прилета водоплавающих птиц, пока не вскроются водоемы. Таяние снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха. Таких связей ребенок может установить множество. Наблюдая, он отмечает, что все в природе изменяется, что эти изменения происходят не только во времени, но также и в пространстве. Это дает основание школьнику сделать самостоятельные выводы о единстве природы. Разумеется, этого недостаточно, чтобы сформировать стойкие диалектико-материалистические убеждения, но их достаточно, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.

Еще А.Я.Герд, разрабатывая предмет «Природоведение» для младших классов школы, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета. В своей работе «Предметные уроки» он писал: «Цель предметных уроков в народной школе, помимо развития различных сторон ума, — дать ученикам ко времени их выхода правильные и возможно цельные представления об окружающем, о Земле и о созданиях, на ней живущих» (2). Из приведённого высказывания видно, что А.Я. Герд считал само собой разумеющимися вопросы развития учащихся в процессе раскрытия понятия природы как единого целого, проявляющегося в многообразии. Вот почему А.Я. Герд утверждал: «Отдельные естественные науки: зоология, ботаника, минералогия, физика — не должны иметь место в народной школе: здесь место только одной нераздельной науке – об окружающем органическом и неорганическом мире. Изучение неорганического мира должно предшествовать изучению мира органического» (2).

Содержание курса природоведения, разработанное А.Я.Гердом (3), послужило основой для последующих инноваций в области преподавания предмета «Окружающий мир». Эта основа принята и в новых программах современной школы.

Формируя у младших школьников взгляды на единство природы, начальная школа призвана заложить фундамент не только естественнонаучному образованию, но и подготовить представителей различных этносов к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают естественнонаучную образованность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре (6). Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация образования.

Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации естественнонаучного образования могут быть определены следующим образом: формирование взглядов на единство природы с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к естественнонаучным знаниям с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).

В этнокультурный компонент содержания учебно-воспитательного процесса входит всё богатство этнокультуры, система жизнеобеспечения, традиции, стереотипы поведения, духовные цели и ценности, наполненные новым современным содержанием, обеспечивающим примирение традиционных ценностей с универсальными, стандартизованными ценностями, привнесёнными современными технологиями (5).

Чрезвычайно интересным представляются нам исследования связей и взаимосвязей в природе Клепининой З.А., обоснованные в авторской программе «Природа и люди». В соответствии с данной программой в 1 классе изучается окружающая природа, проводится комплексное исследование сезонных изменений в неживой и живой природе. Основным звеном всей работы учителя является установление признаков сезонов. Установление их начинается с неживой природы. Последовательность этой работы можно изобразить в виде схемы.

при установлении признаков сезонов

Положение полуденного солнца на небе, определяющее долготу дня и ночи, это первое звено в установлении связей. В процессе своих наблюдений за солнцем ученик должен убедиться, что полуденная высота солнца меняется по сезонам. Таким образом, высота полуденного солнца и продолжительность дня — один из важнейших признаков сезонов. От этих признаков зависят другие элементы природы и, прежде всего, погода. Чаще всего ученики начальных классов погоду характеризуют по одному элементу: теплая — морозная, ветреная — безветренная, ясная — пасмурная, с осадками — без осадков. В целом все эти элементы составляют погоду. Задача учителя заключается в том, чтобы при наблюдении за погодой установить связи между отдельными ее элементами.

Важнейшим элементом погоды является температура воздуха. Она зависит от высоты солнца и продолжительности дня. Итак, второе звено связей, которое ученик усваивает, — это зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня.

Третьим звеном в установлении природных связей является зависимость осадков от облачности. Так, дети в процессе наблюдений устанавливают, что осенью небо чаще покрыто облаками, идут длительные обложные дожди, в противовес кратковременным, ливневым дождям летом. Понижение температуры осенью вызывает туманы. Туманы, иней, заморозки могут быть включены в качестве признаков осеннего сезона.

С понижением температуры воздуха ниже нуля градусов поверхность почвы замерзает, а на водоемах образуется лед. Это четвертое звено установления связей в неживой природе.

После установления зависимостей в неживой природе целесообразно провести работу по выявлению связей живой природы с неживой. На начальном этапе обучения важно выявить зависимость изменения растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе. Изменение окраски листьев и листопад – один из важнейших признаков осеннего сезона.

На примере животного мира, т.е. подготовки животных к изменениям в неживой и живой природе устанавливаются уже более сложные связи. Проследим это на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Звери и птицы должны приспособиться к изменившимся условиям питания, похолоданию и снежному покрову. При выявлении связей на первое место ставим определяющую причину – изменение условий питания.

Зависимость изменений в жизни животных осенью

от изменений в неживой природе

Работа по выявлению связей и взаимосвязей продолжается в 3 и 4 классах.

Рассмотренные нами примеры связи и взаимосвязи, заложенные в курсе изучения предмета «Окружающий мир», представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений. Данное положение выражено в утверждении К.Д. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные роды под один вид» (1).

Источник

Читайте также:  Объекты неживой природы признаки объекта