Язык на тему природа лирика

Язык на тему природа лирика

Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.

Традиции пейзажной лирики были заложены А. С. Пушкиным. В стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистической детали описываемого. Вслед за поэтом мы одухотворяем природу.

Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.

А. А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии А. А. Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например:

И слышу я в изложине росистой

Вполголоса скрипят коростели –

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.

Многие стихи А. А. Фета – это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой полон романтических чувств. В лирике передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, что «лес проснулся, весь проснулся. Веткой каждой».

Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники; именно малышам свойственно чувство радости постижения мира. В таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка. Из окошка», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего.

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз…

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Главное в лирике Ф. И. Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело. » конфликт не развернулся, гроза ушла, и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятённая земля.

Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится. ». В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом. » рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле – времени роста и созревания хлебов. Но главный смысл в нем несут глагольные слова – они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе.

Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок». Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика. В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям. Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи.

Поэты, описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы.

Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки:

Осенью расплакались тонкие былинки,

Лапки наступают на мокрые листочки…

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду.

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К. Юона, А. Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.

Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

Источник



Природа

Природа. Всегда была стимулом к творчеству, к радости. Человек тоже часть природы, ведь он — существо, созданное природой.
Красота природы завораживает, окружающий нас мир необычен, каждое мгновение абсолютно неповторимо. Четыре времни года предстают перед нами в различных красках, оттенках, но каждый год всё по-своему меняется.
У каждого человека есть своё любимое время года, природное явление. Сердце замирает, когда я вижу летние закаты, душа радуется ночному лунному небу, а зима пленит к тоске. У других людей припода в различных своих проявлениях вызывает разные чувства, но никто не остается равнодушным к природе.
Природа вдохновляет и вдохновляла многих художников, поэтов, писателей, композиторов. Люди, видя природу, понимая её , пытаются творить, создавать что-то новое, необычное. Когда на небе светит солнце, человеку становится радостно, все продлемы исчезают от одной мысли, что скоро весна, потом и лето.
Природа играет очень важную роль в моей жизни, думаю, как и в жизни каждого человека. Зимой мне тоскливо, на душе пасмурно, всё в каком-то полусне, не люблю это время года. Но летом, а так же в сентябре и в мае все вокруг радует, печали совсем нет, на душе тепло. В летнее время года хочется показать людям красоту природы, ведь не все её замечают, так развивается творчество. Вольность и свобода в душе от летнего тепла, солнца, зеленеющих деревьев, распускающихся цветов, поющих птиц, от воздуха, даже от самой атмосферы. Особенно красиво небо.
Каждое время года по-своему влияет на человека, что-то приносит радость, что-то грусть. Любой человек преображается духовно, замечая веливолепие природы, всматриваясь в неё, различая каждое малейшее изменение. Человек, видя красоту природы, пытается её соответствовать. Так и мы должны изменяться в лучшую сторону подстать природе.

конец зимы, 2006 год.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сафронова Елена Николаевна

Урок обучения анализу лирического произведения по теме «Русская лирика о природе и человеке» .

Скачать:

Вложение Размер
yazyk_prirody_v_lirike_f._tyutcheva.docx 46.93 КБ
samoanaliz_uroka_literatury_v_6_klasse.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Язык природы в лирике Ф. И.Тютчева

Конспект урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой

г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Тип урока: обучение анализу лирического произведения

Вид урока: урок-исследование

Место урока в теме: седьмой урок в теме «Русская лирика о природе и человеке».

На предыдущих уроках учащиеся узнали об особенностях лирики как рода литературы, закрепили знания о лирическом герое, художественных средствах, стихотворных размерах, получили представление о литературном образе. Выработали практические умения по определению размера стихотворения, получили навыки находить эпитеты, олицетворения, метафоры и выявлять их роль в стихотворении.

Главная идея урока: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Проблемы урока: выработать механизм анализа стихотворения: настроение (ключевые слова) – образы и картины – средства создания образов (тропы) — звукопись — стихотворный размер – основная мысль.

  1. Учащиеся должны знать особенности лирического произведения; формулировать следующие понятия: образ, настроение, стихотворный размер, звукопись, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
  2. Учащиеся должны уметь определять стихотворный размер; понимать, как ритмический рисунок стихотворения отражает его общее настроение; знать, в чем отличие развернутого сравнения и с какой целью оно использовано в стихотворении; уметь находить ключевые слова; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию художественных средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения. Учащиеся развивают монологическую речь и образное мышление, учатся сопоставлять.
  3. Развитие навыков самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи: учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе практической работы в группах по анализу лирического произведения. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу, учатся видеть красоту русской природы и понимать удивительную силу поэтического слова. Учащиеся приходят к мысли о том, что в самом обычном и привычном поэт умеет видеть удивительное и необычное, убеждаются в универсальности поэтического слова.

Методы и приемы:

  1. Объяснительно-иллюстративные: эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерной программы, выразительное чтение стихотворения.
  2. Исследовательские: анализ языка стихотворения, сопоставление стихотворений.
  3. Проблемные: решение проблемной задачи.

Средства обучения: компьютер, экран, карточки-задания, тексты стихотворений, схема анализа стихотворения, репродукция картины М. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией», учебный диск «Кирилл и Мефодий»

  1. Организационный момент: 1-2мин.

Ребята, сегодня у нас урок поэзии. Мы будем изучать стихи удивительного русского поэта Ф. И. Тютчева.

2. Этап актуализации знаний: 3-4 мин.

Вот что он писал о природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • Как вы понимаете его слова?
  • Что такое природа, по мнению Тютчева?

Ответ : природа живая, одухотворенная, чувствующая, разговаривает.

«мните»- думаете, понимает;

«слепок»- копия с чего-либо;

«лик»- лицо человека ( выс.; устар.) лики святых. (подчеркивает естественность, одухотворенность).

Раз природа одухотворенная, живая, свободная, значит, у нее есть свой язык.

  • Как вы понимаете выражение « язык природы»?

Ответ: любые проявления природы дают человеку сигналы, так она говорит с нами своим языком.

  • Что дает человеку умение понимать природу?

Поэты и писатели учат нас понимать душу природы, ее язык силой своего поэтического слова. Сегодня поможет нам научиться понимать язык природы мудрый человек, тонкий лирик – Ф. И. Тютчев.

Запишем тему урока : «Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева».

3. Этап мотивации: 5-7 мин.

Учитель: Понимать поэта – значит, войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

Посмотрите, что может услышать и почувствовать в строчках стихотворения опытный исследователь. Ваша задача — внимательно следить, запомнить и записать, что делает исследователь.

( Поэтический этюд: « О чем ты воешь, ветр ночной…» из. Учебного диска «Кирилл и Мефодий»)

Мы увидели, как опытный исследователь пытается понять загадки природы, о непонятном говорить на понятном сердцу языке.

  • Каким образом исследователь помогает нам увидеть картину, нарисованную поэтом, понять его мысли и чувства?

Приемы: выделяет ключевые слова;

вдумывается в значение слов.

  • Как может нам пригодиться этот опыт?
  • Какую задачу мы поставим себе?

Задача урока: научиться видеть и понимать поэзию так, как подсказывает нам опытный исследователь.

Сегодня мы анализируем стихотворение.

И в нашей дальнейшей работе мы будем опираться на этот образец.

4. Исполнительный этап:15 мин. – исследование текста (работа в группах).

Учитель: Обратимся к стихотворению Ф. И. Тютчева « Весенняя гроза». Мы будем исследовать текст этого стихотворения и увидим, какими средствами поэт создает неповторимый образ весенней грозы.

В своей работе мы будем опираться на следующие понятия:

образы и худ. средства

основная мысль автора

Учитель: Стихотворение читает…

Для проведения исследования мы организовали несколько групп, каждая из которых поводит свое наблюдение.

а) работа в группах: 5 мин.

Цель: исследовать текст (выделяют ключевые слова, объясняют свое понимание авторской мысли)

1 группа: исследует настроение;

2 группа: образы и картины; худ. средства;

3 группа: звукопись;

4 группа: стихотворный размер,

5 группа: развернутое сравнение.

б) обсуждение результатов наблюдения: 10 мин.

  • Какое настроение передает поэт, описывая первый весенний дождь?

Ответ: Поэт передает настроение радости. Стихотворение начинается с его утверждения: « люблю», выраженного глаголом 1 лица. Это гимн (хвалебная песнь) грозе, радостное описание весеннего торжества природы, бурного пробуждения всех сил и существ к жизни. Весна- символ обновления жизни и души человека. Ключевые слова: «весело, играя, резвяся, люблю».

  • Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

1 строфа: В голубом небе гремит первый весенний гром, он нарушает тишину, которая обычно бывает перед грозой. Автор использует олицетворения: «играя и резвяся ». Гром будто превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

2 строфа : Брызнул дождь, пыль летит, но дождь несет свежесть. Дождевые капли блестят, как жемчуг («перлы дождевые»- метафора), струи дождя превращаются на солнце в золотые нити (« солнце нити золотит»- метафора).

3 строфа : Природа радуется приходу дождя: « бежит поток» (олицетворение), « поток проворный» (эпитет), даже лесные звери и птицы не умолкают, волнуются.

Стихотворение раскрашено красками весны, наполнено звуками, движением.

4 строфа: В последней строфе автор использует мифологические образы (Зевс, Геба, орел), вносит в стихотворение мифологическое начало. Автор использует эпитеты: « ветреная Геба», « громокипящий кубок».

Учитель: Мы увидели картину природы, в которой все живет, изменяется, она раскрашена красками, наполнена звуками. Мы можем представить ее себе. Автор рисует эту картину словом. Но есть у поэта и другие способы, благодаря которым мы как будто слышим громовые раскаты. Какие же?

Ответ: Помогают передать шумную картину грозы и раскаты грома – звуки. Автор использует звукопись. Если внимательно вслушаться, то в словах :

повторяются звуки / г /, / р/.

В словах : голубом

повторяется звук / л /, который создает впечатление мягкости, плавности, мелодичности. Поэтому гроза не вызывает страха, она принесла майский веселый дождь, которому все рады. Этот прием называется аллитерация.

Учитель : Эту особую музыку мы слышим и благодаря ритму, который создается стихотворным размером. Мы знаем, что использование стихотворного размера — не формальный признак. Каждый размер несет свою энергию.

Ответ: Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Это сильный, энергичный размер. Он делает картину ритмичной, выразительной, передает радость, энергию.

( Учащиеся заранее определили с помощью тренажера (учебный диск «Кирилл и Мефодий») стихотворный размер. Результаты выводятся на большой экран).

В) Проблемная ситуация.

Учитель : Мы увидели яркую картину весны. Но один вопрос остается открытым: зачем автору понадобилось использовать мифологические образы? Поможет ответить на этот вопрос обращение к мифу.

Ответ: Древние греки верили, что на горе Олимп, высоко-высоко над облаками, живут боги. Главный из них – Зевс. Он восседает на троне. Это очень мудрый и строгий бог. Если его не слушали, он наказывал, посылая на землю гром и молнию. Рядом с троном Зевса – орел (символ власти). Дочь Зевса – хохотушка Геба – во время пира богов разливает из кубка божественный напиток, дающий бессмертие.

В этом стихотворении ее кубок громокипящий (наполнен громами и молниями). Зная миф, можно подумать, что это не гнев богов, а случайно пролитый Гебой кубок, ее шутка (« смеясь»). И боги, смотря на землю, и веселятся вместе с земной природой.

  • А какой еще смысл несет этот сюжет, ведь согласно мифу Геба пролила напиток, дающий бессмертие?

Ответ: Пролитый ей кубок несет еще и обновление природе и душе человека, делая их бессмертными.

  • Какое сравнение использовано автором в последней строфе?

Ответ : Развернутое сравнение , так как автор сравнивает картины на небе и на земле.

( На экране появляется определение сравнения , дети записывают в тетрадь определение развернутого сравнения.)

5. Применение полученных знаний, умений, навыков – 5 мин.

Учитель: Мы рассмотрели небольшое стихотворение, а сколько сумели увидеть, услышать, понять. Тютчев показал нам грозу как явление светлое и радостное. Поэт неоднократно обращался к образу грозы. Посмотрим, как о таком же явлении он пишет в стихотворении « Неохотно и несмело…».

а) Сопоставление стихотворений:

Ученик читает стихотворение.

  • Чем отличается изображение грозы?

( Обращаем внимание на образы, картины и настроение).

Ответ: В стих. « Люблю грозу…» показана внезапная весенняя гроза, а стих. « Неохотно и несмело…» передается медленное и постепенное приближение грозы, природа постепенно готовится к ее появлению.

  • Есть ли сходство в изображении грозы?

Ответ: Оба стихотворения рисуют образ грозы, обновляющей землю.

Природа одухотворенная, живая, чувствующая.

Земля рада явлению грозы.

За картинами природы мы чувствуем человека и его переживания.

б) Сопоставление стихотворений и картины художника Максима Воробьева «Дуб, раздробленный молнией», 1842 г. ( Аллегория на смерть жены), (название картины не сообщается).

Задание: Рассмотрите репродукцию и скажите, как соотносится ее содержание и настроение с рассмотренными стихотворениями.

  • Что можно сказать о том впечатлении, которое вызывает картина?

Учитель: Для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира. Когда мы читаем стихотворение, слушаем музыку или рассматриваем картину, мы понимаем, что каждый из них своими средствами создает художественный образ.

  • Какими средствами создает ее художник? (цвет, оттенки, линии, тона и полутона и др.)
  • А какими — поэт? (слово, с помощью слова можно передать краски, звуки игру света, движение). Оружие поэта – слово.

Вывод: Универсальность поэтического слова состоит в том, что словом можно и нарисовать картину, и передать музыку природы, ее движения, ее настроение.

6. Итоги урока: 2 мин.

Тютчев мастерски его использует.

Ребята, сегодня мы учились понимать язык природы и язык поэзии.

  • Что можно сказать о самом поэте, способном так понимать язык природы?

(Тютчев мастерски использует слово. Он умеет видеть необычное в самом простом и неприметном).

  • Что сегодня вам показалось особенно интересным?

7. Домашнее задание: 1-2 мин .

  • А какое задание вам будет интересно выполнить дома?

Задание учителя: 1. Найти в стихотворении «Неохотно и несмело…» эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают картину яркой и образной.

  1. Поисковое задание : подобрать из этого же стихотворения строчку, которой можно озаглавить картину М Воробьева.

8. Взаимооценка работы в группах: 1 мин.

9. Рефлексия: 2 мин.

Закончите предложение: « Сегодня на уроке я узнал…

«Сегодня на уроке я узнал …

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

  1. О чем это стихотворение?
  2. Выпишите ключевые слова, которые помогают почувствовать настроение стихотворения, его эмоциональную окраску?
  3. Проявляется ли в этом стихотворении человек? Как?
  1. Какие картины и образы предстают перед вами?
  2. Какие художественные средства помогают их увидеть? (по строфам)
  1. Выделите слова, в которых звуки, сочетания звуков помогают услышать поток шумящей воды?
  2. Вызывают ли эти звуки страх у человека? Какие чувства они вызывают?
  1. Определите стихотворный размер.
  2. Попытайтесь объяснить, почему поэт избрал именно этот размер.
  1. Выпишите из стихотворения глаголы. Какое общее значение имеет большинство глаголов? Почему?
  2. Какую роль играют восклицательные предложения?

Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 6 «А» по теме

«Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.

МБОУ лицей № 87 им. Л.И. Новиковой

Тема урока : «Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева».

Задачи урока : выработать механизм анализа стихотворения; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию худ. средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения; развивать устную монологическую речь, образное мышление, умение сопоставлять, навыки взаимодействия в группах.

Оборудование урока: компьютер, экран, карточки-задания, тексты стихотворений, схема анализа стихотворения, репродукция картины

М. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией».

На классной доске (экран) написана тема урока, эпиграф, висит схема анализа стихотворения. Через компьютер на экран проецируются необходимые понятия, иллюстрации.

Методы и приемы: 1. Объяснительно-иллюстративные (эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерных программ, выразительное чтение стихотворения).

2. Исследовательские (анализ языковых средств, сопоставление).

3. Проблемные (решение проблемной задачи).

Содержание урока соответствует программе, задачам урока.

Проектирование урока: в тематическом планировании данный урок включен в тему «Русская лирика о природе и человеке». К моменту проведения урока учащиеся получили представление об особенностях лирики, художественных средствах, стихотворном размере, звукописи.

При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в которых проводится урок. Мною подготовлена характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся (карта прилагается). С учащимися данного класса я работаю первый год. За это время сложились хорошие деловые отношения. Ребята данного класса отличаются заинтересованным отношением к предмету, 7 чел. (1\3 класса) занимается в интеллектуальном филологическом клубе «Ода». Надо отметить, что большинство ребят отличается повышенной возбудимостью, гиперактивностью, что вносит свой оттенок в ход работы. В качестве основной деятельности была выбрана работа в группах, позволяющая многим активно включиться в работу. Два ученика получили индивидуальные задания – выучить стихотворение наизусть.

Тип урока: обучение анализу лирического произведения.

Вид и структура урока: урок-исследование. В процессе работы учащиеся знакомятся с образцом анализа текста, выполненным опытным исследователем (на слух и зрительно), наблюдают за его действиями, делают выводы, затем выполняют аналогичную работу. При этом они опираются на заранее отработанную схему анализа, пользуются словарем, определяют стихотворный размер с помощью компьютерного тренажера. В процессе исследования учащиеся решают проблемный вопрос, учатся сопоставлять. Воспитательная направленность урока заключается в том, что дети учатся видеть красоту и величие родной природы, понимать тайные смыслы поэтического слова, убеждаются в его универсальности.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации.
  3. Этап мотивации.
  4. Исполнительный этап.
  5. Применение полученных знаний, умений, навыков.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Взаимооценка работы в группах
  9. Рефлексия.

В ходе работы был использован новый интересный прием – видеофрагмент «Поэтический этюд о природе». Учащиеся слушают и наблюдают, как исследуется текст, записывают приемы работы с текстом.

На уроке сочетались разные формы учебной работы (индивидуальная, групповая, фронтальная), осуществлялось их чередование. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся на каждом этапе.

Источник

Жанр — пейзажная или городская лирика

Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта:

Вариант 1. Простодушный поэт. Автор самым обычным, разговорным языком, четко в рифму радостно сообщает нам о том, что: «пришла весна, и стало не до сна, птицы прилетели, а ручьи запели, зеленеют травы, небо синим стало, значит, сердце ВНОВЬ ждет свою ЛЮБОВЬ». Вот так я сейчас, прямо с ходу, не сильно утруждая себя, сочинила новое стихотворение! Можно ли отнести его к пейзажной лирике? Нет, конечно, — его даже к поэзии нельзя отнести, потому что поэзии здесь никакой нет. Есть только рифмовка хорошо известных и очевидных фактов , которая легла в самый простой стихотворный размер.

Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это?

Давайте вспомним, что такое лирика. ЛИРИКА — это род литературного творчества, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей.

Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком.

№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.

Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.

Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом. Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.

На реке туман осядет
И озвучит шелест фильм.
В беспросветной этой пяди,
Камыша не видно ширм»
…..
Ну, и так далее. Это пример из стихов моего «любимого» автора СТИХИ.РУ, за образами и мыслями которого я обычно никогда не могу угнаться.

Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА подразумевает, что личное переживание автора происходит через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать. Не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто сообщение фактов – того, что у автора перед глазами, сколько бы он их ни наполнял экзотическими сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой. Если же стихи написаны легким, разговорным языком вообще без образов – еще хуже: это рифмованный рассказ в стихах — есть тема (описание природы), но отсутствует поэтический язык, который с помощью образов и тропов выражает личное отношение автора к природе, его настроение, его ощущения от общения с ней, его мысли, которые природа в нем вызвала.

№2
Ночью ветер поутих,
Засветилось утро,
В рифму лезет слово «стих» —
Тут ему уютно.

Ёжась, высунулся март
Из февральской стужи.
Рифма просится – «на старт».
Что ж, пускай послужит!

Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: "не до сна".
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)

Казалось бы, стихи написаны без видимых технических ошибок, и даже вроде бы о природе (присутствуют слова «март» и «весна»!), но можно ли их отнести к жанру пейзажной лирики? Есть ли здесь пейзаж, как таковой? Есть ли внутренний монолог-размышление, переживание автора? Нет. Это иронические или шуточные стихи, стихи разговорно-бытового жанра. Из всех выразительных средств, использованных поэтических образов – одно только слово «ежась». Маловато для пейзажной лирики. ..

А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:

№3
Непостоянство — марта амплуа.
Изменчив он, как девушка — кокетка:
То тёплый ветерок ласкает ветки,
То, в одночасье — снег на тротуар,
То солнце, как сойдя с ума, печёт,
Сугробы тают, на глазах сжимаясь,
И, кажется, не март — преддверье мая,
То каждый тёплый час — наперечёт.
И настроение — подстать весне.
То, разомлев от солнца на скамейке,
Любуюсь я подснежников семейкой,
То, вдруг, я — как сомнамбула, во сне,
Где никаких просветов, перспективы —
Ни в небе, ни на сердце, ни в душе.
Смотрю в окно на третьем этаже.
Печали не найдя альтернативы.

Сечёт уныло дождик по стеклу.
Что март преподнесёт нам поутру.

№4
Мне календарь напомнит, что — весна,
Под переливы тающего снега.
Как хороши весенние тона
В кровосмешенье мартовского неба…

Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…

Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!

. отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…

На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!

Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения — это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора.

Город в художественном произведении — это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека,как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы. Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе — одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики.

№5.
Город в огнях, словно в шали прозрачной со стразами,
Душ миллионы, плененные связкой одной…
Небо терзают иголки антенн безобразные…
Ночь не для всех. Телецентру не ведом «отбой»…

Рев от движенья машин… преступленья на улицах…
Вечный кошмар ребятишек в пространстве двора —
Грязные монстры, что ездят, смердят и паркуются,
Там, где представить немыслимо было вчера…

Жизнь мегаполиса. Мы — наслаждения пленники,
К пошлости просто привыкнуть и мерзость принять.
Жертвы услуг и прогресса… сил темных подельники,
Смолоду страстью отравлены — все потреблять!

Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)

№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.

Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.

Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.

И украшенье северной столицы —
сгоревшие на ярком солнце лица.
(автор СТИХИ.РУ)

Пейзажная лирика это описание пейзажа, а не передача настроения с помощью описания пейзажа.
Пример № 3, это скорее какие-то любовные переживания мучают героя, чем март волнует солнцем и теплом.
Весну используют для передачи влюблённости, осень разлуки и т.д.
Не согласен с Вами категорически.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Пейзажная лирика — это. Особенности и анализ стихотворений

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

красивая картина природы

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Саврасов "Весна"

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

чудесная зима

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор. «

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега. «, «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело. «.
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь. «.
  • «Есть в осени первоначальной. «.

Айвазовский "Закат"

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

Читайте также:  За природой надо осторожно наблюдать