Есенин тема родина природа в лирике есенина

Есенин тема родина природа в лирике есенина

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. «Какой чистый, и какой русский поэт», — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его «беспокойная, дерзкая сила», сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране «березового ситца» с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в «суровые грозные годы» — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве» . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь «светила» во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», — пишет он в стихотворении «Спит ковыль. «.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы», и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит «хлеба черствого кусок»; и старого деда, что «согнувши спину, чистит вытоптанный ток»; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что «конь стальной победил коня-живого». Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как «Возвращение на родину», «Русь уходящая», «Русь советская».

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь «золу да слой дорожной пыли» и даже старая мельница «стоит, глаза смежив». «В своей стране я словно иностранец», — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Источник



Тема Родины и природы в лирике С. Есенина

Тема Родины — одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний о ней, которая их отличает.
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.
Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений — “Гой ты, Русь, моя родная. ”. Это — ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине.
Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсо-ва, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — I мировая война, революция, снова война — теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении “Сорокоуст”:

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь.
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Здесь жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Поезд же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая. ”:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

Безграничная любовь Сергея Есенина к русской природе, к Родине дала ему право сказать:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”

Источник

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Читайте также:  Тест времена года явления природы

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

Реферат по литературе на тему:

«Человек и природа в лирике Сергея Есенина»

      Реферат подготовила
        ученица 11 класса
          МОУ «СОШ»№4
            Брагина Елена
              Учитель:
                Штокман Людмила Аркадьевна

              Природа в лирике Сергея Есенина.

              Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок. Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя. Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она — душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

              Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

              Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».

              Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» — от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла. «Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки…. косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.

              Две основные темы — Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

                  Край любимый! Сердцу снятся
                    Скирды солнца в водах лонных
                      Я хотел бы затеряться
                        В зеленях твоих стозвонных.

                      Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

                      Тема природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает. Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

                          Знать у нас такое участие,
                            И, пожалуй, каждого спроси –
                              Радуясь, свирепствуя и мучась,
                                Хорошо живется на Руси.
                                  Свет луны, таинственный и длинный,
                                    Плачут вербы, шепчут тополя.
                                      Но никто под окрик журавлиный
                                        Не разлюбит отчие поля…

                                      В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

                                      Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

                                      Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

                                      Поэзия Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств. Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

                                      Источник

                                      Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

                                      Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

                                      Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

                                      В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

                                      С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная

                                      Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

                                      Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, – это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”. С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу”.

                                      Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, – это природа и Россия:

                                      А месяц будет плыть и плыть,

                                      Роняя весла по озерам…

                                      И Русь все также будет жить,

                                      Плясать и плакать у забора.

                                      С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция, снова война – теперь уже Гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.

                                      Поэты круга С. Есенина того времени – это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

                                      Мужицкая ныне земля,

                                      И церковь не наймит казенный.

                                      В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

                                      Уж смыла, стерла деготь

                                      Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, – звучит в стихотворении С. Есенина “Сорокоуст”. В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом.

                                      При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

                                      В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а “пузатый” “Капитал” – Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: “Поют агитки Бедного Демьяна”. Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: “Я поэт!

                                      И не чета каким-то там Демьянам”.

                                      Поэтому так горестно звучат его строки:

                                      Моя поэзия здесь больше не нужна,

                                      Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен,

                                      Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: “Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам”. И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

                                      Я буду воспевать

                                      Всем существом в поэте

                                      Шестую часть Земли

                                      С названьем кратким “Русь”.

                                      Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в “Ресефесере”.

                                      С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение “Спит ковыль”:

                                      И свинцовой свежести полынь!

                                      Никакая родина другая

                                      Не вольет мне в грудь мою теплынь.

                                      Знать, у всех у нас такая участь,

                                      И, пожалуй, всякого спроси –

                                      Радуясь, свирепствуя и мучась,

                                      Хорошо живется на Руси.

                                      Свет луны, таинственный и длинный,

                                      Плачут вербы, шепчут тополя,

                                      Но никто под окрик журавлиный

                                      Не разлюбит отчие поля.

                                      И теперь, когда вот новым светом

                                      И моей коснулась жизнь судьбы,

                                      Все равно остался я поэтом

                                      Золотой бревенчатой избы.

                                      По ночам, прижавшись к изголовью,

                                      Вижу я, как сильного врага,

                                      Как чужая юность брызжет новью

                                      На мои поляны и луга.

                                      Но и все же новью той теснимый,

                                      Я могу прочувственно пропеть:

                                      Дайте мне на родине любимой,

                                      Все любя, спокойно умереть.

                                      Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке “радуясь, свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.

                                      Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный “свет луны”, противостоит “новый свет”, скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет “золотой”: Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы.

                                      Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: “роща золотая”, “золотою лягушкой луна”. В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью.

                                      Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

                                      Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции,

                                      Источник

                                      Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

                                      Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

                                      Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

                                      В стихотворении «Черемуха душистая. » черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы. ». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

                                      Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

                                      Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

                                      2 вариант

                                      Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

                                      К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

                                      Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

                                      Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

                                      Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

                                      Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

                                      Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

                                      Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

                                      Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

                                      Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

                                      Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

                                      Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

                                      Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

                                      Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

                                      В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

                                      Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

                                      Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

                                      Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

                                      Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

                                      Образец 4

                                      В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

                                      Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

                                      Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

                                      Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

                                      Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

                                      Также читают:

                                      Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

                                      Популярные сегодня темы

                                      Костя шагал по улице вместе со своей сестрой Катей. Впереди медленно шла хромая старушка с седыми волосами. В руках она несла кошёлку. Вдруг старушка обронила кошелёк с деньгами и даже не заметила этого.

                                      Каждый ребенок весь учебный год живет лишь ожиданием лета. 3 месяца свободного времени, игр, веселья, друзей и новых приключений. Многие в этот период выезжают на море

                                      Роман-эпопея М.А.Шолохова Тихий Дон — произведение, отражающие устройство жизни донского казачества в период Гражданской войны, во время которой когда-то объединенные крепкой дружбой

                                      Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах. Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо

                                      На протяжении всего года обучения, мечтал о том, чтобы посетить самые лучшие города своей сильной и знаменитой страны. Но для этого нужно было полностью выполнить школьную программу,

                                      Источник