Юридическая природа достоинства личности курсовая



Правовая природа достоинства личности

Сергеев А.Л., соискатель научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний.

Права человека неотделимы от людей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Они органично вплетены в общественные отношения, являются формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию частной жизни, информацию и др., являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством <1>.

<1> См.: Ерохин В.И. Теоретические основы обеспечения неприкосновенности частной жизни при реализации юридической ответственности: Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 40.

В связи с этим возникает вопрос: что понимать под основными правами и возможно ли их отождествлять с конституционными правами? Отсутствие строгости формулировок в законодательстве несколько затрудняет ответ на него.

При обозначении указанных прав нередко наряду с термином "естественные" используются определения "неотчуждаемые", "универсальные", "фундаментальные", "элементарные", "основные", что дополнительно запутывает проблему <2>. Здесь же отметим, что в международно-правовых документах по правам человека также нет ясности в том, какие из указанных в них прав считать основными <3>.

<2> Так, в ст. 17 Конституции РФ говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, только не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь. Совершенно очевидно, что не все права, зафиксированные во второй главе Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми, например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст. 47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др. Ряд прав, например право собственности (ст. 35), право на жилище (ст. 40), при определенных обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых.
<3> См. об этом: Бахтин С.В. О классификации прав человека в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2.

Вопрос о признаках отнесения тех или иных субъективных прав к числу естественных решается в основном в пользу того, что естественное право появляется у человека с момента рождения. Такой точки зрения о возникновении у человека ряда прав в момент его рождения придерживаются такие авторы, как С.Е. Вицин, М.Н. Малеина, Н.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, Ц.Я. Ямпольская, К.Б. Ярошенко и ряд других <4>.

<4> См.: Права человека накануне XXI века. М., 1994; Права человека / Под ред. Е.А. Лукашовой. М., 2001; Головкин Р.Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. Владимир, 2004. С. 116.

О принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится и в Конституции РФ (ст. 17), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 152). Следовательно, можно констатировать, что здесь важен не факт осознания права на достоинство, хотя осознание достоинства как такового имеет немалое значение, а "сам факт существования человека".

Отсюда первый сущностный признак принадлежности достоинства как субъективного права к естественным правам, а именно: возникновение его с момента рождения человека и обусловленность его биосоциальной природой.

Вторым признаком "естественности" права на достоинство является его неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека. Неотчуждаемыми права являются потому, что представляют собой коренные качества, "которые имманентны человеку как жизнедеятельному существу и которые нельзя отделить от него без явной угрозы потерять в нем "члена общественного союза" <5>. Думается, без достоинства вряд ли возможно было бы развитие человека в принципе и его участие в социальных взаимосвязях.

<5> Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 года — веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989. С. 30.

Изложенное, на наш взгляд, позволяет подчеркнуть еще две особенности естественного права человека на достоинство. Во-первых, оно реализуется непосредственно, т.е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Данным правом обладают все без исключения (другое дело, что при определенных обстоятельствах его объем может быть уменьшен, например, при проведении следственных действий, в случае изоляции в местах лишения свободы и др.).

Во-вторых, реализация естественных прав в целом и права на достоинство в частности осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, время и место рождения, пол — это все он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Организм развивается по определенным биологическим законам, которые человек также не в состоянии изменить <6>. В процессе социализации человек участвует в общественных взаимосвязях, в ходе чего формируется его самооценка и создается его авторитет как непременная характеристика достоинства личности. Человек не в силах безболезненно по своему желанию изменить общественное мнение о себе или то отношение, которое к нему сложилось, не может в один момент сформировать в себе какие-то новые моральные качества или отказаться от старых, изменить свое сознание, которое неразрывно связано с жизненным опытом и уровнем знаний, следовательно, право на достоинство реализуется объективно. Изложенное свидетельствует, что конституционно закрепленное право на достоинство является естественным, относится к категории основных.

<6> См. подробнее об этом: Гуревич П.С. Уникальное творение вселенной? // О человеческом в человеке. М., 1991; Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. N 2.

Право на достоинство проявляется в правовом институте в той же мере, в которой соответствующая отрасль обособляется внутри правовой системы в целом.

Обширный комплекс методов и средств юридического воздействия, дающий возможность эффективно и целостно регулировать специфические нравственные ценности и отношения, представляет собой довольно сложный по своей структуре комплексный межотраслевой институт достоинства.

Взгляд на сущность достоинства как на предмет воздействия многоуровневого юридического инструментария позволяет сделать вывод о том, что ценности достоинства занимают ведущее положение в гуманизации и демократизации общества, в правовом совершенствовании его государственности, выражают фундаментальную закономерность права, закрепляющую социальную ценность личности, субъекта и носителя чести и достоинства.

Понимание необходимости многопланового использования средств отраслевого правового регулирования отношений достоинства наиболее четко проявилось после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., в ряде статей которой морально-правовое понятие достоинства получило конкретизированное и детальное закрепление. А следовательно, в общетеоретическом и отраслевом правоведении укрепилась точка зрения комплексного межотраслевого подхода к исследованию методов юридического воздействия на отношения достоинства, а также правовых механизмов регулирования этих морально-ценностных отношений.

Правовая защищенность достоинства личности, уважение этих ценностей обществом и государством составляют базисную основу нового гуманизма, то есть ведущего, стержневого принципа демократического права <7>. Правовые методы и юридические средства регламентации и регулирования отношений достоинства занимают основное место в системе мер социального воздействия, направленного на совершенствование и развитие этих моральных ценностей. Можно сказать, что социальные отношения и ценности, выражающие достоинство личности (или социальной общности, группы), стали общими и сквозными для предметов правового регулирования всех отраслей права, а также для теоретического правоведения в целом.

<7> См.: Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983. С. 7.

Источник

Право человека на достоинство и его природа Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье с позиции естественно-правовой теории анализируется природа достоинства человека и его роль среди других человеческих ценностей.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Насиров Немэт Интигамович

THE HUMAN RIGHT TO DIGNITY AND ITS NATURE

In the article from the perspective of natural law theory analyzes the nature of human dignity and its role among other human values.

Текст научной работы на тему «Право человека на достоинство и его природа»

28 См., например: Юсупова Л.А Системный подход к построению демократического правового социального государства в России. Белгород, 2013. С. 70, 84.

29 См.: Хаснутдинов Р.Р. Указ. раб. С. 76.

30 См.: Анохин П.К. Указ. раб. С. 44-45.

31 См.: Ерохина Т.В. Общая характеристика нормативно-правовых актов Российской Федерации об охране здоровья граждан // Медицинское право. 2007. № 2. С. 14-18.

32 См.: Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 1999. С. 46.

33 См.: Уемов А.И. Л. фон Берталанфи и параметрическая общая теория систем // Системный подход в современной науке. С. 38-39.

34 Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение. 2003. № 2. С. 5.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОИНСТВО И ЕГО ПРИРОДА

В статье с позиции естественно-правовой теории анализируется природа достоинства человека и его роль среди других человеческих ценностей.

Ключевые слова: человек, личность, достоинство, высшая ценность, естественные права, правовой статус личности.

THE HUMAN RIGHT TO DIGNITY AND ITS NATURE

In the article from the perspective of natural law theory analyzes the nature of human dignity and its role among other human values.

Keywords: people, personality, dignity, the Supreme value, natural law, legal status of the person.

Права и свободы человека являлись и являются объектом пристального внимания ведущих отечественных и зарубежных научных школ. Эволюция теории прав и свобод человека свидетельствует о том, что на различных этапах развития общества наряду с привнесением в нее различных гуманистических идей менялись и представления о природе прав и свобод человека.

В настоящее время центральное место в учении о правах и свободах отводится идее самоценности самого человека, признаваемого в качестве высшего существа, поскольку, с одной стороны, он представляет собой физическое существо и часть природы, а с другой — является единственным обладателем разума, воли и т.д. Такая концепция привела к возникновению теории естественного права, предполагающей, что естественные права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не предоставляются и не могут отчуждаться1, т.е. являются неотъемлемым его (человека) свойством, поскольку при их отсутствии уничтожается сама природа человеческого существа. Поэтому теория о естественных правах (свободах) человека, предполагающая реализацию, охрану и защиту человеческих ценностей, считается достижением современной цивилизации2.

© Насиров Немэт Интигамович, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: naymat@mail.ru

К числу основных потребностей человека можно отнести и стремление жить в обществе среди людей. Последователь и в дальнейшем развивший идеи философии И. Канта, И.Г. Фихте, характеризуя взаимоотношения человека и общества, отмечал: «Это стремление направлено на взаимодействие, взаимное влияние, взаимное давание и получение, взаимное страдание и действие, а не на голую причастность и голую деятельность. »3. Можно утверждать, что по теории И.Г. Фихте взаимодействие членов общества — необходимое выражение единства людей.

Человек живет в обществе, говорил С.Л. Франк, не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек4. В данном случае человек истолкован в социальном смысле. Следует отметить, что социальность человека не предполагает утраты им статуса «представитель человеческого рода», наоборот он выступает носителем качеств человеческого рода. Человек, живя в обществе и общаясь с другими людьми, развивается, принимает выработанные в обществе социальные функции, роли, нормы и правила поведения, формирует умение строить отношения с другими индивидами. Совокупность указанных социальных качеств образует понятие «личность», которая характеризует человека как носителя определенных общественных функций и ролей. Поэтому тот факт, что человек развивается в обществе, где в целях взаимодействия людей установлены правовые регуляторы, дополняющие правовой статус каждого индивида и другими правами, свободами и обязанностями, должен восприниматься как должный и объективный. При этом уровень развитости позитивного права должен определяться мерой его сой ответствия естественному праву, ибо в нем (естественном праве) проявляется и

Читайте также:  Раскраски на тему берегите природу распечатать

? утверждается природа высшей ценности — человека.

2 Исследуемая проблема приобретает большую актуальность если проанализи-

» ровать ее с позиции естественно-позитивной концепции. Поскольку, как уже от-

1 мечалось, человек на протяжении всей жизни обладает определенными правами, | свободами, законными интересами и обязанностями, часть из которых вытекает ! из самой человеческой природы, а часть — из правового статуса человека, т.е.

§ являются зависимыми от государства и воли законодателя категориями.

| В связи с этим следует уточнить значимость такого блага, как «право на до-

| стоинство», и ответить на вопрос: является ли такая категория естественным 'I правом или зависит от государства и воли законодателя? Для того чтобы найти | ответ на данные вопросы, необходимо уточнить природу такого права. Право | на достоинство принадлежит человеку от рождения и не может отчуждаться и передаваться. Именно возникновение такого права с момента рождения, его непередаваемость и неотчуждаемость от человека свидетельствуют о принад-ё лежности данного феномена к блоку «естественные права», т.е. реализуется § непосредственно (без правоприменительного акта). Такой подход указывает на | универсальную природу права человека на достоинство, которое проявляется в | том, что оно принадлежит каждому человеку.

Таким образом, в рамках правовых отношений позитивное законодательство не наделяет достоинством человека, а лишь признает и гарантирует его за ним. Как справедливо по этому поводу отмечает О.В. Власова, «никакая высшая цель — государственная, религиозная или любая другая — не должна отменять права на признание достоинства человека»5. Достоинство человека является со-62 ставной и неотъемлемой частью родового понятия «человеческая ценность»,

соответствует всем основным признакам и свойствам, присущим данной категории, поскольку сама природа достоинства ценностная. Сказанное предопределяет уточнение его места в системе человеческих ценностей.

Анализ международных документов, отечественного и зарубежного законодательства свидетельствует о том, что категории «достоинство» в системе человеческих ценностей отводится особое место. Итак, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. провозглашено: «.Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»6. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 1966 г. также гласит: «. Права вытекают из присущего человеческой личности достоинства»7. Согласно Хартии Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) «человеческое достоинство неприкосновенно. Оно подлежит уважению и защите» (ст. 1)8.

Достоинство как человеческая ценность нашло отражение в основных законах многих стран, в том числе и в Конституции РФ. Так, согласно ст. 1 Основного закона ФРГ «достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»9.

Конституцией Республики Корея провозглашается: «Все граждане имеют человеческую ценностью и достоинство, а также право на достижение личного счастья. Обязанностью государства является укрепление и охрана фундаментальных и неприкосновенных прав каждого человека»10.

В Конституции Польши говорится: «Естественное и неотъемлемое достоинство человека образует источник свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей» (ст. 30)11.

Отечественный Основной Закон также признает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Очевидным является тот факт, что в анализируемых общепринятых международно-правовых актах и основных законах государств человек воспринимается как высшая ценность, а его достоинство как высшая человеческая ценность, поскольку оно (достоинство) служит основой правового статуса человека, следовательно, превалирует над другими человеческими ценностями и не может разбавляться ими. Поэтому правовое и социальное государство, гарантируя и охраняя ценности, проявляющие себя в сфере материального и нематериального порядка, обеспечивают благосостояние и благополучие человека, т.е. представляют собой материально-духовные условия для обеспечения человеческого достоинства. Иными словами, достоинство человека должно функционировать как фундаментальный принцип государственной власти — государство служит обеспечению достоинства человека.

Заметим, что в некоторых словарях ценность достоинства человека связывается с его (человека) определенными качествами. Так, в Толковом словаре русского языка термин «достоинство» трактуется как «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»12. В философском словаре категория «достоинство» определяется как моральное понятие, выражающее представление о ценности личности в виде морального отношения человека к

самому себе и общества к индивиду13. Аналогичное определение содержится и в словаре по этике14.

Представляется, что с позиции человеческого естества достоинство человека нецелесообразно связывать с его определенными качествами, пусть даже с морально-нравственными, поскольку оно (достоинство) вытекает из абсолютной ценности человека, т.е. принадлежит ему в силу того, что он — высшая ценность, а не цена, данная за поведение. Иными словами, достоинство человека — это его «неотъемлемое свойство», а не «неотъемлемое качество».

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что достоинство, как высшая и универсальная ценность, вытекает из естественного состояния человека и составляет основу его правового статуса. Право на достоинство принадлежит каждому от рождения, т.е. реализуется непосредственно (без правоприменительного акта) и оно неотчуждаемо и непередаваемо. Поэтому в позитивном и охранительном законодательстве достоинство человека не может умаляться и корректироваться, а должно лишь фиксироваться, т.е. само существование закона и социальный результат его действия должны работать на обеспечение именно этой высшей ценности — достоинства человека.

1 Подробнее об этом см.: Ивин А.А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов. М., 2005. С. 145.

2 См.: Колошкарин Р.А Имплементация норм международного гуманитарного права в законодательство РФ // Государство и право. 2003. № 7. С. 123-126.

3 Фихте И.Г., Шопенгауэр А. Немецкая классическая философия. Т. 2. М.; Харьков, 2000. С. 31.

4 См.: Ивин А.А. Указ. раб. С. 227.

5 Власова О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. С. 5.

6 Международная защита прав и свобод человека: сборник документов / сост. и вступ. ст. Г.М. Мелкова. М., 1990. С. 14-20.

7 Там же. С. 32-52.

8 Доступ из спрв.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 URL: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 01.12.2015).

10 URL: http://worldconstitutions.ru/?p=35 (дата обращения: 01.12.2015).

11 Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 673-733.

12 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. С. 180.

13 См.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 129.

14 См.: Словарь по этике // под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 49.

ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТ МОНИТОРИНГА ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ АКТОВ

В статье анализируется роль суда как субъекта мониторинга актов толкования права. Раскрывается взаимодействие Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека в интерпретационном поле Российской Федерации. Констатируется, что зарубежные органы судебной власти субъектами интерпретационного мониторинга не являются.

Ключевые слова: правовой мониторинг, интерпретационный мониторинг, правоинтер-претационная деятельность, акт толкования права, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Источник

Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

Содержание работы

Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности

2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь

3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств.

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории права

по дисциплине: Конституционное право

на тему: Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

ФП,2-й курс, ДПВ-1 Е.Ю.Янчик

доктор юридических наук,

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 с., 38 источников.

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ЗАЩИТА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, КЛЕВЕТА, ОСКОРБЛЕНИЕ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и защиты конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь

Предмет исследования – положения Конституции Республики Беларусь, законодательства, судебная практика по делам о защите чести и достоинства, научные разработки

Цель работы: комплексное исследование конституционного права граждан на защиту чести, достоинства от правонарушений, анализ их содержания и перспективы развития механизма их конституционно-правовой защиты от посягательств.

Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, метод формально-юридического анализа, описательный.

Исследования и разработки: проведен анализ института защиты чести и достоинства, рассмотрены некоторые проблемы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность судов в сфере защиты чести и достоинства.

Автор работы утверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5

1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5

1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12

1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14

2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16

2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16

2.2 Формы юридической защиты 21

3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29

Список используемых источников 39

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

Целью исследования является установление основания и содержания конституционного права человека на честь и достоинство как нормативно-правовой базы для его защиты, а также комплексный анализ особенностей конституционно-правового регулирования защиты чести и достоинства.

В соответствии с указанной целью в курсовой поставлены и решены следующие задачи:

а) исследованы социально- философские и этические основания права человека на честь и достоинство, а также их правовое закрепление;

б) определено место института чести и достоинства в правовой системе Республики Беларусь;

в) определено содержание субъективного права человека на честь и достоинство;

г) исследовано развитие и особенности конституционного права человека на честь и достоинство в других отраслях права Республики Беларусь;

д) выявлены существующие проблемы в законодательном регулировании защиты чести и достоинства под углом зрения разработки предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Читайте также:  Социально культурная природа управления

Методологическую основу исследования составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, диалектический и логико-формальный методы толкования права в сочетании с комплексным и системным анализом законодательства.

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности

1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе.

Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования.

Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами.

В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения: "честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы", "достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе". Однако эти определения весьма условны. Понятия "честь", "достоинство" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями "честь" и "достоинство", в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.[1, c 23]

Право на достоинства рассматривается как источник прав и свобод человека. Достоинство личности – это категория, под которой обычно понимается обладанием человеком определёнными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующими общепринятым моральным ценностям; это признание обществом социальной ценности, уникальности каждого конкретного человека, его значимости как личности, как человеческого сообщества.[2, c188]

Как считает М.Н. Малеина, честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.[3,c.20]

На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: "Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании". По

мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности ("качества лица").[4, c.10]

Приведенные суждения демонстрируют противопоставление двух подходов: понятие "честь" рассматривается как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка. По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь — это и общественная оценка личности и в то же время осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка. Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.

Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы. Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями "репутация", "доброе имя", "престиж". И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.[5]

Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.

Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Кроме этого, честь представляет собой и этическое благо, поскольку направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым доставляет ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.

Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно. Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения,

выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.

В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.

Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.

Источник

Юридическая защита чести, достоинства и деловой репутации

Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории, порядок их защиты. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Особенности возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

Подобные документы

Честь как объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Право на достоинство и деловую репутацию. Традиционные признаки нематериальных благ.

контрольная работа, добавлен 08.10.2015

Применение института компенсации морального вреда, причиненного субъектам хозяйствования, в мировой практике. Определение размера морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации.

лекция, добавлен 31.08.2017

Уголовная, дисциплинарная или гражданско-правовая ответственность за посягательство на честь и достоинство личности военнослужащего в зависимости от состава совершенного правонарушения. Условия присуждения компенсации морального вреда потерпевшему.

статья, добавлен 30.07.2013

Проблема определения субъективных гражданских прав и их объектов. Особенности личных неимущественных прав и защиты нематериальных благ. Честь, достоинство, деловая репутация как объект гражданско-правовой защиты. Порядок компенсации морального вреда.

курсовая работа, добавлен 16.05.2011

Понятие и содержание права собственности. Субъективное и объективное гражданское правоотношение к владению имуществом. Особенности ответственности средств массовой информации за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

реферат, добавлен 20.01.2015

Личные неимущественные права граждан. Понятие чести и достоинства как личных нематериальных благ. Формы защиты нематериальных благ по Гражданскому кодексу. Примеры из судебной практики о распространении порочащих сведений в средствах массовой информации.

реферат, добавлен 05.03.2014

Сравнительный анализ понятий «трудовая честь», «деловая репутация» и «право работника на защиту своего достоинства». Регулирование права на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности. Постановка проблемы о личных неимущественных и трудовых правах.

статья, добавлен 25.04.2019

Понятие нематериальных благ, их классификация на две группы. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации. Проблематика определения понятия морального вреда. Основные условия и возможности применения компенсации морального вреда потерпевшему.

лекция, добавлен 01.09.2017

Определение юридической природы гражданских правоотношений возникающих вокруг нематериальных благ. Конституционные гарантии соблюдения свобод человека. Судебная защита деловой репутации. Порядок опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.

реферат, добавлен 30.05.2014

Должное обеспечение прав и свобод человека. Права на честь, достоинство, деловую репутацию и другие личные права. Понятие и признаки нематериальных благ. Проблема компенсации морального вреда, определения ее размера по степени нравственных страданий.

Источник

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой репутации: понятие и общая характеристика

Яценко, Е. В. Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой репутации: понятие и общая характеристика / Е. В. Яценко, В. Н. Барсукова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11150/ (дата обращения: 08.06.2021).

Каждому человеку присущи такие блага, как честь, достоинство и деловая репутация, а юридическому лицу — деловая репутация.

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [1].

В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом [2].

Также честь, достоинство и деловая репутация защищаются Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 5.13, 5.61), Уголовным кодексом РФ (глава 17), Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих» и другими законами.

Честь — это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина и является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода [5, с. 9]. Человек, который дорожит своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью.

Достоинство — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.

Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица — оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений [5, с. 9].

Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности.

Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе. Они могут пониматься как в сфере нравственного сознания (как чувства и как понятия), так и в сферах этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).

Читайте также:  Зачем защищать природу кратко

В философской литературе под достоинством понимают моральное сознание, выражающее представление о ценности личности; категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. В этом отношении требования, которые идут от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство — один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом [6, с. 170].

У современных российских правоведов свой взгляд на понимание категории «достоинство». Их можно разделить на несколько концепций: теория объективной оценки и теория субъективной оценки.

Сторонниками теории субъективной оценки являются такие авторы, как Осмонов А. К. и Шахманаев К. А. В их понятии достоинство есть понимание самим человеком и окружающими факта обладания нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.) [7, с. 9].

В данной концепции достоинство личности понимается как внутренняя оценка личность себя и своего положения в обществе и не учитывает оценку со стороны.

Сторонником объективной теории является Колесников Д. В. Он считал, что категория «достоинство» в своем общем значении предполагает отражение в индивидуальном, групповом и общественном сознании ценности субъекта социальных отношений. Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6]. Данная концепция интерпретирует понятие достоинства как высшее качество личности, независимая ценность.

Также существует объективно-субъективная оценка понятия «достоинство». Данная концепция наиболее распространена в современное время. К числу ее многочисленных сторонников относятся Анисимов А. Л., Беспалов А. В., Рудинский Ф. М. и т. д. Так, Анисимов А. Л. утверждает, что в наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами [5, с. 15]. Т. е. он подразумевает под понятием «достоинство» самооценку личности, которая основывается на его оценке в обществе.

Достоинство любого человека выражается в его духовных и физических качествах. Вместе эти личные качества образуют личное достоинство. Его социальный характер заключается в том, что достоинство как общественно значимая моральная ценность определяется общественными отношениями и в большинстве случаев не зависит от человека.

При любых обстоятельствах, государства и общество должны заботиться об охране прав и свобод человека, включая и достоинство личности. Следует отметить, что все граждане Российской Федерации как отдельные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, на индивидуальную свободу, невмешательство в личную жизнь, самовыражение и т. д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества.

В неразрывной связи с определением человеческого достоинства находится понятие «честь».

Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой, поэтому содержание понятия «честь» является социальным [5, с. 10]. При этом общественная опенка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

В словаре Ожегова С.И [9, с. 882] даны следующие определение чести:

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
  3. Целомудрие, непорочность.
  4. Почет, уважение.

У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты вместе, но их нельзя сравнивать. Как известно, сознание следует за чувством, но человек, как существо разумное, в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: один — воспринимает, другой — отвергает, исключает, подавляет.

В определении понятия «честь» различают два подхода: объективный и субъективный. Какая-либо оценка деятельности индивида обществом, коллективом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от общества к личности. Субъективная, личная сторона понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоизм, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Субъективная сторона понятия «честь» всегда неразрывна с объективной, подчиняется и обусловливается последней и оказывает на нее огромное воздействие.

Нельзя обойти и тот момент как относится человек к факту оценки себя другими. Ведь честь является известным нематериальным благом и ею дорожат даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения. С презрением к чести чаще всего относятся аморальные люди, не обладающие самостоятельным, волевым характером.

Любой гражданин пользуется внешней честью, которая исходит от государства. Предметом уважения со стороны государства выступает гражданин в целом. Именно поэтому все граждане равны перед суждением со стороны государства, никто не пользуется преимуществом, имея какие-либо индивидуальные особенности.

Степень уважения граждан со стороны государства описывается в основном законе страны — конституции. Степень уважения различна как в каждой стране, так и в разные исторические периоды ее развития. Оценивая степень уважения можно составить понятие об отношении государства к своему народу.

Гражданская честь (уважение государства) адекватна в отличие от обыкновенной внешней чести, поскольку государство интересуют лишь те поступки, которые затрагивают права людей. В уважении между людьми существует много различных вариантов оценки и суждений. В уважении государства существует только одна гражданская честь, оказываемая в равной степени каждому индивиду. Также гражданской чести могут лишить в случае уголовного наказания.

Честь и достоинство находится в неразрывной связи между собой, т. к. в их основе лежит единый определенный нравственный критерий. Данные понятия не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Однако, несмотря на неразрывную связь, между ними существуют и различия:

1) честь, прежде всего, связана с социальным статусом личности в обществе, в то время как достоинство является неотъемлемым качеством человека, которое составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и которое принадлежит независимо от того, как окружающие оценивают его как личность;

2) честь имеет внешнюю форму проявления в виде различных наград, грамот и т. д., в то время как достоинство не нуждается во внешнем выражении.

Честь выражается оценке со стороны общества, а главное в достоинстве — это самооценка личности. Каждый человека должен осознавать свою общественную значимость и ценность. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство определенно зависит от внутреннего духовного мира человека, его воспитания, особенности психики и наконец — от способности оценивать человеком мнение со стороны окружающих о себе.

В тесной связи с честью и достоинством находится также такое понятие, как «репутация». Данные термины близки, но не равны по значению.

В словаре Ожегова С. И. можно найти следующее определение репутации: это приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь [9, с. 677].

Репутация складывается на основе поведения человека и его отношения к интересам других людей, на оценке поведения человека обществом, что может стать источником важной информации как о его вкусах и привычках, так и о внутренней сущности.

В отличие от чести, которая всегда рассматривается с положительной стороны личности, репутация может быть или положительной, или отрицательной и иметь подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Так, Молочков Ю. В. считает, что репутация имеет подвижный характер и складывается на основе как соответствующей, так и не соответствующей действительности информации о конкретном лице. Положительная репутация — это такое сложившееся мнение о качествах, достоинствах и недостатках субъектов, в котором доминирует его положительная с точки зрения данного общества характеристика, а мнение о недостатках — уравнено. Отрицательная репутация представляет собой противоположность положительной репутации [10, с. 3]. Также, честь оценивает моральные качества человека, а репутация — любые качества, в т. ч. деловые.

Деловая репутация является разновидностью понятия «репутация». На сегодняшний день данный термин используется в гражданском законодательстве. В российском законодательстве он появился недавно, в отличие от понятий «честь» и «достоинство». Это объясняется с темпами развития экономики в стране. В России до 90-х гг. XX в. у хозяйствующих субъектов не было полноценной самостоятельности. И только в 90-х гг. во время перехода от плановой экономики к рыночной, в связи с развитием предпринимательской деятельности (т. к. предпринимательские отношения возникают только при наличии у субъектов права на защиту своей репутации и при соблюдении правил деловой этики), понятие «деловая репутация» вошло в обиход.

Существуют различные подходы к определению понятия «деловая репутация». Так, Молочков Ю. В. считает, что деловая репутация, как частный случай репутации вообще, — это сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) организации, предприятия, коллектива, конкретного физического лица в сфере делового оборота (в том числе и в области предпринимательской деятельности) [10, с.3]. По словам М. Н. Малеиной, под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области» [11, с. 18]. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отдельного гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о соотношении понятий «деловая репутация» и «честь». О соотношении понятий «деловая репутация» и «достоинство» ученые высказывают однозначное мнение, что данные категории являются различными, поскольку достоинство выражается в самооценке личности, а деловая репутация — во внешней оценке чьих-либо качеств. А в случае соотношения понятий «деловая репутация» и «честь» единое мнение отсутствует, поскольку оба понятия характеризуются общественной оценкой.

Деловая репутация подразумевает под собой внешнюю оценку качеств и поведение субъект, складывается на основе информации об общественно полезных качествах субъекта, о его деловом потенциале (например, наличие постоянной клиентуры, престиж товара, признание общественностью), в то время как честь складывается на основе информации о моральных качествах личности, социально-нравственной значимости и ценности субъекта (трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность).

Честь может принадлежать только физическому лицу. Деловая репутация, согласно ст. 152 Гражданского кодекса РФ, может принадлежать как физическому (индивидуальный предприниматель), так и юридическому лицу (коммерческая организация). Например, неработающие пенсионеры, инвалиды, не имеющие физические возможности для занятия каким-либо делом, домохозяйки деловой репутацией не обладают, но при этом честь является их неотъемлемым благом. Также деловая репутация принадлежит публично-правовым организациям (в лице органов государственной власти): Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что такими благами как честь, достоинство и деловая репутация может принадлежать только физическому лицу; остальные субъекты могут обладать только деловой репутацией.

Итак, честь, достоинство и деловая репутация являются важнейшими ценностями нематериальными благами в жизни любого гражданина. Положительная оценка данных качеств со стороны общества повышает самооценку личности, дает силы для дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому для каждого человека существенно важно как его принимает общество.

Источник