За весной красой природы пушкин презентация



Поэзия Александра Сергеевича Пушкина. «За весной, красой природы…»
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)

Зазон Мария Олеговна

Ребята ответьте на вопросы: О ком и чем это стихотворение? — Каким настроением проникнуто стихотворение? — Почему так считаете? — Как бы вы прочитали стихотворение? Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? Есть ли у Вас любимое произведения А.С. Пушкина? Какое?

Ребята, какие вы молодцы! Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!» — по призведениям Александра Сергеевича Пушкина.

Зал оформлен декорациями сказок А.С. Пушкина. За ширмой около дуба на золотой цепочке сидит Кот, с ученым видом читает книгу «Сказки Пушкина». В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушк.

Конспект литературного вечера развлечений в старшей группе дошкольного учреждения.» Клуб знатоков поэзии А. С. Пушкина».Цель ,задачи:1.Формировать систему представлений и знаний о творчестве поэ.

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»

Создать эмоционально — положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина.

Информационный фильм о жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин

Материал,используемый во время совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Что рассказать ребенку о великом русском поэте?».

Конспект досуга по произведениям Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе. Тема: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»

Источник

А.С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало…", "В тот год осенняя погода…", "За весной, красой природы…"

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.

– Прочитайте “жужжащим” чтением.

– Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)

– Прочитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.

– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Проверка домашнего задания.

– Вам надо было сочинить стишки про осень, прочитайте их.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.

– Мы с вами закончили раздел Поэтическая тетрадь I. А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название на странице 81.

– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.) (Слайды 5,6,7)

Посмотрите по содержанию: только ли творчество этих писателей мы будем изучать? (Учащиеся смотрят по содержанию на странице 222 и находят произведения И.А. Крылова.) (Слайд 8)

– Кто из писателей стоит на первом месте в содержании?

2. Слово учителя об А.С. Пушкине.

– Откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот. Что вы помните об этом писателе? (Дети вспоминают.)

– Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) (Слайд 9)

(Рассказ учителя сопровождается показом Слайдов 10 – 14)

Он родился в Москве, и еще мальчиком, во время учебы в Лицее в Петербурге (школе для дворянских детей), писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.

В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя. ”. В то же время по Петербургу ходили в списках ненапечатанные вольнолюбивые стихи поэта: “Вольность”, “Деревня”, многочисленные острые эпиграммы, порочащие царское правительство. И оно привлекло вольнодумца к ответу. Состоялось следствие. Пушкина хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, выслали на юг России. Затем новая ссылка– в село Михайловское под Псковом.

Шесть лет провел поэт в ссылке. Это время он не терял даром, а много и плодотворно работал.

После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы. Но жизнь его остается бесприютной, неустроенной. Поэт много времени проводит в дороге. И хотя официально он был свободен, но уезжать куда-либо он должен был только с разрешения полиции.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимное письмо, в котором говорилось об измене его жены. Поэт догадался, кто был автором этого послания. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии.

Дуэль между ними состоялась зимой 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала вся передовая Россия эту смерть, повторяя слова писателя В.Ф. Одоевского: “Солнце русской поэзии закатилось!”

Читайте также:  План природа родного города

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

3. Знакомство с портретами А.С. Пушкина. (Слайд 15)

– На развороте мы видим портрет Пушкина, который был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

– Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные сами поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

4. Чтение текста о Пушкине на страницах 84-85. (Читают хорошо читающие ученики.)

5. Вопросы после чтения.

– Когда и где родился А.С. Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 г.)

Что значит предложение: “Пушкин вошел в жизнь празднично”? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)

– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

Прочитайте стихотворение “За весной, красой природы. ”.

V. Физкультминутка

VI. Изучение новой темы

1. “Уж небо осенью дышало”. Чтение стихотворения учителем. После чтения:

– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, “ложился на поля туман” – ноябрьсамый туманный месяц, гуси улетают.)

Как понимаете слово “караван”?

(Каравандвижущаяся вереница – друг за другом.) (Слайд 16)

Найдите значение слова “сень”.

СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. (Слайд 17)

– Как можно озаглавить этот отрывок? (“Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора” и др.)

– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)

2. Работа над отрывками из романа “Евгений Онегин”.

– Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (Этот отрывок из романа “Евгении Онегин”.)

– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

– Прочитайте следующий отрывок “В тот год осенняя погода. ” самостоятельно.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит:

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Слово “ждала” даже повторяется два раза!)

Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

– Какие слова и выражения вам непонятны?

НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ – ночью на 3 января;

КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы. (Слайд 18)

– О чем говорит поэт: “Деревья в зимнем серебре”? (Он говорит об инее.)

– А “Зимы блистательный ковер”? (Здесь говорится о снеге.)

Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой.

Метафораоборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.) (Слайд 19)

Источник

Урок 12. А.С. Пушкин «За весной, красой природы. », «Уж небо осенью дышало. » и другие

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Ключевые слова

Лирическое стихотворение; прозаическое стихотворение; отличительные особенности стихотворного текста; средства художественной выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

На уроке мы узнаем название нового раздела, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина.

Научимся работать с учебником, использовать его для составления сообщений; называть отличительные особенности стихотворного текста; объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах

Сможем спрогнозировать свою работу.

Основное содержание урока

1.Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Читайте также:  Образование кремния в природе

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Второе – прозаическое произведение.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.

Обобщаем данные в сравнительную таблицу:

произведение

Прозаическое произведение

Деление текста на строфы

Деление текста на абзацы

Передача личных переживаний, чувств автора

Передача сюжета, вызвать представление о предметах и событиях

Используются средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитеты)

Слово несёт эмоциональную окраску

2. А.С. Пушкин известен как автор лирических и прозаических произведений.

А. С. Пушкин (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве, в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва — самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем французской литературы, имел большую библиотеку. Дядя был поэтом.

Стихи Саша начал сочинять, когда был ещё совсем маленьким. Его первое стихотворение было написано по-французски. Когда мальчику исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке Марии Алексеевне в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразило воображение будущего поэта.

Общение с бабушкой Марией Алексеевной, с няней Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Именно бабушка учила писать его по-русски. Няня и дядя рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Пройдут годы и некоторые из них он запишет в стихах.

Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году.

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение.

В 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку на Кавказ. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург.

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах, невежество которого он не мог принять. 9 февраля 1837 года Пушкин на дуэли с Дантесом был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке.

За свою короткую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело – довёл до высочайшего совершенства русский литературный язык и заложил твёрдые основы всей классической русской художественной литературы, создав ряд величайших произведений в области поэзии и художественной прозы.

3. Выделим средства художественной выразительности, выражающие чувства автора в этом стихотворении.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна — краса природы

Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.

Самостоятельно выразительно прочитайте отрывки из поэмы «Евгений Онегин».

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие — к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы

Источник

Презентация "Александр Сергеевич Пушкин «ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ. », «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО. »"

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе, расширять кругозор учеников, работать над развитием выразительной речи.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Читайте также:  Литературный пример про природу

Лисью шапку примеряет вяз.

Прочитать жужжащим способом.

Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы.

Скинуло, отсвистело, одета, прошлась, раструбила, собралась, полощет, примеряет.

Прочитать весь текст, выделяя голосом глаголы.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

1.Слово, которым старуха бранила своего старика в « Сказке о золотой рыбке».

2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пушкина

3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарово?

4. Город, в котором родился поэт.

5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина?

6. Любимое время поэта поможет узнать загадка.

Тучи серые несу

Над землею вязкой,

И рисую я в лесу

— О чем говорит поэт?

«Деревья в зимнем серебре» -…

«Зимы блистательный ковер» -…

Вспомните как называется такой поэтический прием.

М… _ оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».

– Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа. ».

В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.

Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало. ».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Почему так считаете?

– Как бы вы прочитали стихотворение?

– Какие открытия сделали?

–Что особенно удивило,запомнилось?

– О чем бы хотели рассказать другим?

  • Чем занимались на уроке?
  • Какой раздел мы начали изучать?
  • Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало. », «В тот год осенняя погода. » (с. 86), «. За весной, красой природы. » (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.

Источник

«Презентация «Стихи А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природа…»»

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу.Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.С.Л. Пушкин. 1824.

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привила бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски.Ганнибал Мария Алексеевна

Яковлева Арина РодионовнаПушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.…Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена.

ОКЯСРТЛНЗАЬФЕО С Е Н Ь
Скинуло кафтан зелёный лето,Отсвистели жаворонки всласть,Осень, в шубу жёлтую одета,По лесам с метёлкою прошлась.Раструбили журавли по рощам,Будто осень замуж собралась.Верба платье в озере полощет.Лисью шапку примеряет вяз. Речевая гимнастика Работа по учебникус. 86
СЛОВАРНАЯ РАБОТАсенькараванобнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

«Уж небо осенью дышало..» Почему поэт называет лесной покров таинственным? аллитерацияЛеСов таинСтвенная СеньС пеЧальным Шумом обнаЖаласьС-Ш-Ч-Ж

style.rotation
РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».Упражнения для дыхания: Уж небо осенью дышало,IУж реже солнышко блистало,IКороче становился день,IЛесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,IЛожился на поля туман,IГусей крикливых караванТянулся к югу:II приближалась Довольно скучная пора;IIСтоял ноябрь уж у двора. Тема: Природа в ожидании зимы. Александр Сергеевич Пушкин «В тот год осенняя погода…»
Работа по учебникус. 86
Куртины – цветочные грядки, клумбы. Идея:поэт изображает душевное состояние людей в ожидании зимы через картины природы, первого долгожданного снега, восприятие картин природы, деревенского пейзажа глазами главной героини Татьяны.
Олицетворения:Зимы ждала природа.На стёклах лёгкие узоры.Сорок весёлых на дворе.Устланные горы. Эпитеты:лёгкие (узоры)(сороки) весёлыеустланные (горы)блистательный (ковёр) 1.Природа в ожидании зимы.2.Деревенский зимний пейзаж глазами Татьяны. А.А.Пластов «Первый снег»

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Итог урока- Какой раздел мы начали изучать?- Что нового узнали на уроке? РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание: с. 85 – 86 — наизусть спасибо за работу!

Источник