Закон единства человека и природы

Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология. — презентация

Презентация на тему: » Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология.» — Транскрипт:

1 Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология

2 Из истории вопроса Философы Древней Греции – всё в мире подчинено единым законам развития «Человек в его индивидуальном и в его социальном проявлении теснейшим образом, закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует» (В.И. Вернадский) «Природа не признаёт ошибок; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда права; ошибки и заблуждения исходят от людей» (Гёте)

3 Основные законы и правила Закон незаменимости биосферы Закон развития системы за счет окружающей среды Закон бумеранга (четвёртый закон Б.Коммонера) Правило ускорения исторического развития Правило соответствия условий среды генетической предрасположенности организма Правило социально-экологического равновесия Закон ноосферы В.И. Вернадского

4 Закон незаменимости биосферы Биосфера – единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания. Человечество живёт за счёт природных ресурсов и природных условий окружающей природной среды, согласно закону развития системы за счет окружающей среды. Необходимо сохранить естественную природу на значительной части поверхности Земли.

5 Правило ускорения исторического развития Чем стремительнее происходит изменение среды обитания человека под антропогенным воздействием, тем скорее по принципу обратной связи происходят революционные изменения в социально- экономическом развитии. Результатом НТР стал глобальный экологический кризис. На смену ему, как считают учёные, должна прийти гуманитарно-экологическая революция

6 Закон бумеранга (ничто не даётся даром) Ход исторических изменений между природой и человеком приводил к одновременным переменам в природе и формах хозяйствования, которые менялись вследствие затруднений, проистекающих от перемен в природе

7 Правило соответствия условий среды генетической предопределённости организма Вид организмов может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к её колебаниям и изменениям Человечеству нужны природные условия того эволюционного отрезка. В котором оно возникло и эволюционировало. «Коренное» преобразование среды жизни было бы смертельным для человечества Адаптация к изменениям окружающей среды – это достаточно медленный процесс, не совпадающий по скорости с антропогенными изменениями природы и среды жизни человека.

8 Правило социально-экологического равновесия Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на природную среду и восстановлением этой живой среды. Эпоха «натиска» на природу должна замениться временем гармоничного отношения во взаимодействии человечества и природы Земли

9 Концепция ресурсных циклов (И.В. Комар) Научная основа гармонизации отношений человечества и природы, реализации правила социально- экологического равновесия Воплощением взаимосвязи компонентов природы являются круговороты воды и отдельных химических элементов: углерода, кислорода, азота, фосфора, серы…, имеющих замкнутый характер Антропогенная деятельность приводит к глобальному загрязнению природной среды, обострению глобальных проблем Антропогенный вынос в окружающую среду достиг больших масштабов, так как производственная деятельность – незамкнутый процесс, технологический цикл – это не круговорот, а линейный отрезок. Воплощение концепции – разработка и внедрение малоотходных технологий

10 Закон ноосферы В.И. Вернадского Биосфера неизбежно превращается в ноосферу, т.е. сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы «человечество – природа Земли» Хаотичное саморазвитие, основанное на процессах саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на экологически оправданной деятельности

11 Только предельная гуманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на принципе экологической целесообразности, может спасти человечество.

Источник



Единство и различие законов природы и общества

Общество и природа — единое целое, но это единство проти­воречивое. Как заметил В. Гёте, природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Чтобы существовать и развиваться, общество должно с начала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учены­ми всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была поставлена на научную основу во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию че­ловека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс станов­ления человеческого общества и человека как социального су­щества. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная дея­тельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того вре­мени можно встретить две крайние точки зрения о соотноше­нии природы и общества: натуралистическую и идеалистичес­кую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора В процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противополож­ность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.

Проблема получила свое научное разрешение только с пози­ций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специ­фическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человечес­кого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географичес­кой и геологической средой.

В связи с вышеизложенным можно так определить природу я общество: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материальное образование, развивающее­ся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.

• Неразрывная и естественная связь общества и природы Обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключает­ся в следующем:

: они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может от­менить ни законы развития общества, ни законы природы;

изменение материальных условий влияет на проявление и Действие как общественных, так и природных законов. ‘ Существует и известное различие между законами обществa и законами природы. Так, природа бесконечна в простран­стве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (нап­ример, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного об­щественного образования, формации. ‘ Законы природы проявляются в действии стихийных бес­сознательных сил: природа «не знает», что она творит. Истори­ческие же законы осуществляются через сознательную дея­тельность масс людей. Они не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения мате­рии. Законы низших форм движения материи хотя и могут ока­зывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.

Человек в своем развитии подчиняется и законам механи­ки, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущ­ность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом.

Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обосно­ванная. Есть и другие подходы: космическое расселение разу­ма — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом «распределившихся» в бесконечном космосе, и т.д. Все это ги­потезы и предположения, которые со временем могут стать объ­ектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих.

Принцип целостности человечества, его возможного посте­пенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаи­мосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо реко­мендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным, термин «коэволюция» требует пояснений.

Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факто­ров, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних усло­вий существования человека вследствие антропогенных воз­действий также должно носить адаптационный характер целе­направленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее квазистатическое равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состоя­ние, где места человеку уже нет.

Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной сис­темой, состояние равновесия которой зависит от многих пара­метров. И каждый из этих параметров может допускать крити­ческие, бифуркационные значения, переход через которые бу­дет означать начало необратимого процесса перестройки биос­феры. А это приведет к совершенно новому ее состоянию квази­равновесия, которое сегодня не известно, равно как и возмож­ность существования рода человеческого в условиях, ему соот­ветствующих.

Биосфера Земли, вероятно, не раз проходила через подоб­ные критические состояния. Подтверждение тому — катастро­фические смены флоры и фауны. И очень важно понять, что ка­тастрофические «перестройки» биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба, а незначительного изменения того или иного параметра биосфе­ры (температуры на 2-3 °С!). Все это и породило проблему коэво­люции природы и общества.

Читайте также:  Где в казани можно посидеть на природе

Содержание понятия «коэволюция» связано с теорией ноосферы, изучающей условия, при которых изменение характерис­тик биосферы происходит в направлении, содействующем упро­чению, расширению области гомеостазиса вида homo sapiens. По­добная интерпретация термина «коэволюция» может стать от­правной точкой в изучении проблемы целей общественной жиз­недеятельности, поскольку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.

Перечень и характер целей должны основываться на знании критических параметров биосферы, неучет которых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать, например, допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере. В результате выбросов углекислоты в атмосферу (вследствие прежде всего сжигания углеводородного топлива) увеличивается средняя температура (тепличный эффект), изменяется характер циркуляции атмосферы, и в частности зональный перенос влаги, Начинается таяние ледников и т.д. Связь этих явлений с их первопричиной — добычей и сжиганием углеродистого топлива — .достаточно опосредована. Кроме того, на энергетику биосферы, ее температурные показатели, влагообмен оказывают влияние ^процессы биотической природы, происходящие как на суше, так и в океане. Поэтому оценить допустимые границы развития

углеводородной энергетики можно лишь в результате комплексного Системного исследования динамики биосферы.

В качестве альтернативы развитию углевородородной энерге­тики обычно рассматривают ядерную энергетику, с успехами ко­торой связывают определенные надежды. К оценке воздействия ; ‘последней на окружающую среду надо также подходить с глобальных позиций, хотя при сегодняшних масштабах развития ядерной энергетики наибольший интерес представляют локальные рассмотрения (например, влияние выбросов теплой воды на Изменение экологических условий прилегающих водоемов). Нельзя также забывать и о том, что ядерная энергетика способна Оказывать непосредственное влияние и на человека. Увеличение • Производства радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.

Важно оценить вообще допустимые пределы производства ; Человеком энергии, которое не может быть бесконечно большим, ибо вся энергия, согласно второму закону термодинамики, в конечном счете рассеивается, в частности, идет на

Сегодня производство энергии относительно невелико — оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии, которая поступает на Землю. Однако же количество искусствен­но производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет. Если удастся использовать (а это удастся !) энергию термоядерного синтеза, то этот процесс пойдет значительно быстрее. Через нес­колько десятков лет он может привести к тому, что объем антропогенной энергии достигнет процента (или нескольких процен­тов) энергии солнечной радиации. А это будет означать повыше­ние средней температуры атмосферы (к середине следующего столетия на 2°—2,5° С), что может стать началом глубочайшей перестройки всей гидродинамики атмосферы, причем в направ­лении, которое пока трудно себе представить. Могут быть и дру­гие сценарии развития человечества, которые не ориентируются на безудержный рост потребительства и растранжирование того скромного потенциала, которым обладает Земля.

Человек еще долго будет расходовать земные ресурсы и перес­траивать биосферу. Но вся эта деятельность не должна нарушать условий коэволюции, не должна выводить биосферу на тот ре­жим необратимой эволюции, который может грозить человеку исчезновением его как вида. Думается, современное общество способно воспринять идеи сосуществования человека и биосферы и, как необходимое условие, — мирное сосуществование людей.

Современный период истории человечества и планеты в це­лом — это переход к тому новому состоянию биосферы, который В. И. Вернадский назвал ноосферой. Для него характерно резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение тех-носферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропоген-ных нагрузок не меняют методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. Поэтому по-пре­жнему должны вырабатываться определенные принципы отбора, с помощью которых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций. Но теперь речь идет об отборе вариантов разви­тия человечества, которые определяются действиями людей. Все рассмотренные вопросы требуют объединения усилий специалис­тов различного профиля, глубокого научного синтеза естествен­ных, технических и общественных наук.

Источник

Законы Природы

1.Неживая Природа: звезды, планеты, горы, камни, моря, воды, мосты, здания и так далее. Все Материальные элементы и Дух подчиняются Законам Природы. Здесь нет случайностей, законы исполняются с абсолютной точностью. Это для человека камень в горах может упасть случайно, для физики процесса это явление абсолютно закономерно, и обусловлено только Материальными элементами и Полем Законов системы.

Абсолютный детерминизм неживой Природы есть Закон.

Физики протестуют. Они видят неопределенность во многих природных явлениях. Особенно умиляют их жалобы на свои приборы, разрушающие природные процессы, которые они хотят изучить. У человека есть один универсальный инструмент познания Природы, не разрушающий ее – Разум. Неопределенность здесь – вопрос уровня знаний и качества инструментария.

2. Растения. Здесь материя, кроме законов физики, химии, следует законам биологии и программам (Дух) записанным на материальных элементах – молекулах ДНК. Здесь возможна случайность. С некоторой вероятностью может пройти неслучайный физический или химический сбой в ДНК (радиация, температура и т. д.), приводящий к случайному изменению ДНК, изменению качеств растения. И, если эти новые качества положительны в данных природных условиях, они закрепляются в потомстве.

Примечание. Неживая природа имеет большое множество законов физики, химии, познанные и не познанные человеком, среди них предшественники законов жизни – законы катализаторов и ингибиторов.

И вторым источником изменения качеств является половое размножение, более точно – рекомбинация наследственных признаков.

Случайное изменение ДНК и Рекомбинация являются источниками изменений качеств растений.

Примечание. Список источников открыт, как впрочем, список любых идей данной философии.

Рекомбинация есть один из законов приобретения новых качеств любых систем.

Дарвиновский естественный отбор есть суть развития живой Природы.

3. Животные. Наследуют все законы от растений и дополнительно приобретают нейронную систему. Врожденные инстинкты на нейронах и сеть нейронов для будущих условных рефлексов. Это подсознание. Вот где первично в живое закладывается добро и зло. Здесь еще нет «Я», нет сознания. Эту Духовную часть живого Природа создала для защиты вида животного.

Выжить виду – цель подсознания.

Нам нужно дать философское определение этой Духовной части Живого. В религиях есть понятие Душа. Думаю, что подсознание, дарованное животному Природой, в религиях названо Душой.

Симбиоз растений и животных. Сложные эволюционные процессы привели к совершенным формам жизни и созданию Биосферы Земли (Вернадский)– очень сложному материально-духовному комплексу условий существования живого.

Живое и Биосфера едины, неразделимы. Одно не может существовать без другого. Ничто не первично, это исторично. Единство Живого и Биосферы есть закон.

4. Человек. Человек особо выделился из животного мира. Человек создал Общество, Общество создало Человека.

Ничто не первично, это исторично. Единство Человека и Общества есть закон.

Кроме наследования всех видов Духа животных, человеку даровано Природой Сознание (точнее Разум и его операционная часть — Сознание), Божественное качество Творца.

Реальный Мир (Природа) абсолютен, абсолютно точен, как он есть на самом деле, независимо от Человека, хотя человек в нем. Реальный Мир один. Но есть другие, виртуальные Миры. Это та часть Абсолюта, которая у нас в головах, в наших науках, в наших книгах. Это наши знания о Природе, отражение Природы на наших нейронах мозга, в нашем Сознании. Мир мы познаем на бытовом уровне, науками. Отражаем его законами, формулами. Это часть Абсолюта доступная нам. Приблизительная, неполная, недостаточная. Мы, люди, хотели бы эту часть увеличить, познать как можно больше.

Удивительно, но эти виртуальные миры есть составная часть Абсолюта. Со смертью каждого человека исчезают его виртуальные миры. И рождаются в детях. Если человечество уничтожит себя, будет голый Абсолют.

Отражают Природу растения: они корни устремляют в низ, к воде. Отражают природу животные: они отыскивают пищу, уклоняются от опасностей. Человеку этого мало. Мало брать необходимое от Природы, уклоняться от опасностей. Человек уже давно понимает Природу, сознательно преобразует ее для себя.

А это возможно лишь потому, что он создал вторую Природу, виртуальную Природу – Мировоззрение.

Мировоззрение – виртуальная копия Природы, отражение Природы на нейронах.

Формализованное мировоззрение есть Философия Природы. Одна из множества возможных из них перед Вами.

Мировоззрение во многих формах, в виде бытового, религиозного, научного. И чем ближе Мировоззрение к Природе, чем более точно отражает Природу, тем на большее количество вопросов оно отвечает.

Сложность Миров Мировоззрения больше, сложнее реального Мира.

Математика Человека сложнее математики реального Мира.

Искусство человека сложнее реального Мира.

И так далее по всем отношениям человека с Природой.

Человек, Общество и Мировоззрение неразделимая триада.

Законы Единства могут быть сведены в один

Закон Единства Объекта и Среды.

В каждом человеке сформировано мировоззрение, разное, как угодно сложное. Виртуальная копия Природы на нейронах мозга. Поле законов деятельности человека. Философия человека.

От животных Человеку досталось подсознание, почти не подвластное Сознанию (Йоги Индии могут частично управлять подсознанием). Очень многие функции организма подвластны подсознанию, и, по прежнему, подсознание стоит на страже вида, но ни особи человеческой. Врать не хорошо, знает подсознание, и, краснеет человек, отделяется пот при вранье на полиграфе.

Читайте также:  Картинки природы с эффектами

Подсознание контролирует физиологические процессы человека и, значит, управляет здоровьем.

В подсознание животного и Человека Природой заложены нормы видового поведения, по существу Законы Природы (в религиях заповеди Божьи, Дух святой, который нельзя хулить, как говорил Иисус).

Для здоровья человека между сознанием и подсознанием не должно быть противоречий.

Человек может иметь изуверское сознание от «воспитания», но оно разрушительно для него, ибо противоречит подсознанию, Духу Природы, цели Природы.

Общество обязано давать каждому человеку Мировоззрение, не противоречащее Природе.

Растения и животные сформировали Биосферу, Человек существенно изменил ее, нужно, чтобы эти изменения были от Царства Разума – Ноосфера (Вернадский).

Идея: Цель и Идеология систем

Первая клетка организма (зигота) имеет ДНК, определяющую Цель – конкретный взрослый объект живой природы и Идеологию – процесс временных и функциональных преобразований.

Можно сказать, что ДНК несет Идею организма: Цель и Идеологию.

Но ДНК, сколь длинной не является, не может нести всю полноту законов организма. Кроме ДНК, для создания и существования организма используются еще общие законы Природы: химические, биологические, информационные, другие. Природа обеспечивает необходимую полноту и материальную и духовную. Законы полноты, правильно понятые.

Общественный пример: конструирование авиационного двигателя. Вначале задается Цель – создать новый, более совершенный, чем существующие, двигатель (волевой акт достаточной полноты, обеспеченный обществом). Определяется всего три параметра достаточной полноты данного уровня (включающей все): Тяга двигателя в кг, Вес двигателя в кг, Расход топлива на 1 кг тяги. Далее, используя законы газовой динамики, термодинамики, определяют температуры, давления, скорости истечения, обороты турбин (опять же достаточной полноты). Подключаются специалисты по авиационным материалам, системам, блокам, деталям. Станки и технологии. Рабочие множества специальностей. Испытатели. И каждый уровень проектирования обеспечен необходимой полнотой и материальной и духовной. Тысячи специалистов, тысячи технологий.

Громадное количество соисполнителей, вооруженных знаниями, опытом есть в любом человеческом труде. Сумма знаний и опыт есть производственный менталитет предприятия, общества в целом.

Вот где видно, что Труд человека общественен всегда.

Даже тогда, когда творец один, он «опирается на плечи гигантов», как говаривал один мудрец. На самом деле на общественные достижения Духа Общества.

Обобщаем это до уровня философии.

Любая система имеет Идею: Цель и Идеологию.

Идея Систем достаточна (полна), но уже предусматривает использование и элементов и законов системы.

Отсюда следует философский закон: Закон необходимой полноты. В любой момент развития системы необходима полнота Идеи, пополняемая законами Природы.

В человеческом обществе законы Природы представлены в Производственном менталитете конкретного общества. Тот же двигатель в Германии или США будет сконструирован по-другому.

Но так как в развитии любой системы используются и материальные элементы, то существует еще Закон необходимой материальной полноты: развитие системы возможно, если существует набор необходимых материальных элементов.

Более обобщенным является Закон Существования: Для существования Системы должен быть достаточным набор ее атрибутов. И, наоборот, если система существует, то набор ее атрибутов достаточен. Все сущее прекрасно, все прекрасное существует — утверждал Гегель.

Природа как Система тоже имеет Идею: Цель и Идеологию. Идеология Природы есть ее Законы.

Цель Природы может быть понята из ее Законов. И это мы осветим позже.

Часто в обществе Идею (Цель и Идеологию) либо камуфлируют из политических соображений, либо имеют Цели не совместимые с Идеологией по причине безграмотности. Природу не обманешь: не точные Цели, не точные Законы (Идеология) Природа исполняет с удивительной точностью, корежа общество. («москоляку на гиляку»).

Законы философии

Кроме приведенных выше, существует еще большое множество законов Природы, которые можно обобщить до уровня философии. Вот некоторые из них.

1.Повторимся, информация есть виртуальное отображения Мира Живым. Информация в двух формах: формальная (последовательность букв книги, например) и содержательная (содержание книги).

Закон Творчества. Преобразование формальной информации (в общем случае) ведет к потере содержательной. Преобразование содержательной (в общем случае) порождает новую информацию.

(Изменения в ДНК осуществляется на содержательном уровне).

2.Закон Необходимого Многообразия. Закон Природы. Закон Кибернетики. Его можно сформулировать в трех частях:

— познать систему может только более сложная система,

— управлять системой может только более сложная система,

— творить систему может только более сложная система.

Неживая Природа преодолевает этот закон абсолютной Номологичностью . Каждый новый элемент Природы уже несет закон будущих форм взаимодействия. Так, водород одновалентен (один электрон на орбите). Кислород двух валентен, и эти их качества ведут к образованию воды (более сложному образованию Природы).

Природа в Живом преодолевает этот закон, используя «случайное» изменение ДНК, рекомбинацию, естественный отбор в почти бесконечном количестве опытов.

Закон преодоления Человеком Закона необходимого многообразия . Человек – как угодно сложная Система (внутри него своя копия Мира, его Мировоззрение, сложнее реального Мира), отсюда его неограниченные возможности. Знания Человечества, обобщенные до высокого уровня, до уровня философии, до уровня виртуальных миров, бесконечных по количеству, есть база преодоления Человеком Закона Необходимого Многообразия. Творчество Человека беспредельно, Человек Богоподобен. Творчество человека задано бесконечностью виртуальных миров людей.
Но и бесконечность опытов Природы и виртуальных миров Человека было бы недостаточно для преодоления закона, если бы не Закон последовательного закрепления результатов творчества в Природе и в головах людей.

Последовательное закрепление есть вторая часть закона, и отвечает, почему возможно творчество вообще. Творцы исходят не от нуля, а от достигнутого уровня в обществе. Творчество тоже общественно.

Выбор человека не полностью формализован, в нем есть этика, эстетика, эвристика и многое другое.

Творчество Человека начинается не от первичных знаний предметов и явлений, а тогда, когда эти предметы, эти явления доведены до высокой степени обобщения, до уровня мировоззрения.

Отсюда следует утверждение: нельзя о сложном рассказать просто.

3.Закон Замены Элементов Полем Законов. Элементы Системы могут быть заменены Полем Законов. Мозг (носитель поля законов) эффективней рогов, панцирей и копыт доисторических животных. Микропроцессор (носитель поля законов) эффективней множества механических деталей машин. Капитал (его духовная сущность) на рынке заменяет материалы, машины, раб. силу.

4. Закон материализации Духа. Идеи, мысли (Дух) изменяют Поле Законов Системы. Измененное Поле Законов порождает в Системе новые Элементы (вспомним Гегеля и его мировой дух).

5. Закон Преобразования Информации в Поле Законов. Условные рефлексы, законы парламентов становятся Законами.

6. Закон Эмерджентности. Итоговые качества объединенных систем отличаются от суммы исходных. Протон и электрон образуют водород, качество которого существенно отличаются от суммы качеств исходных. Два атома водорода и атом кислорода образуют воду, качества которой существенно отличается от качеств исходных. Верно и обратное утверждение: качества элементов разъединенной системы существенно отличаются от качеств системы. (Высокое сотрудничество республик в СССР, и жалкое прозябание «независимых в веках»).

7. Законы Духа. Рождение (изменение) Духа (Идеи) «бесплатно» — не требует не энергетических, не материальных затрат.

Работа Духа «бесплатна» — не требует ни работы, ни энергии.

Носитель Духа всегда материален, его любое движение не «бесплатно».

9. Идиократия Мира – Столп Мирозданья, (Исключение — государство Россия, по конституции. Горькая шутка).

10. Природа мультипликативна. Множественность систем родит наибольшую скорость развития Мира, при этом множество систем вновь увеличивается. В экономике нужны мультипликативные организации. Капитализм не способен создать такую организацию, ибо в первом понимании нет мгновенного экономического эффекта. (Сталин о Стоимости в социализме). В современной политэкономии мудрецы заметили мультипликативность только инвестиций.

11. Каждая система имеет уровень в иерархии Природы, и, как правило, имеет еще и свои законы. Иерархия законов систем. Законы уровня ядра, атома, растений, животных, человека, общества.

12. Пирамида материальных элементов Мира. Мы видим расширяющийся ряд элементов Мира: три в атоме (нейтрон, протон, электрон). Чуть больше ста в химических элементах. Почти бесконечно в элементах материального мира сегодня. Необходимо предположить всего один элемент в начале пирамиды.

13. Пирамида духовных законов Мира. Не большое количеств в начале и большое количество сегодня. Сложность законов увеличивается с течением времени Мира. Необходимо предположить в основании Мира их минимум.

Источник

Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология. — презентация

Презентация на тему: » Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология.» — Транскрипт:

1 Законы и правила единства человечества и природы Земли 11 класс экология

2 Из истории вопроса Философы Древней Греции – всё в мире подчинено единым законам развития «Человек в его индивидуальном и в его социальном проявлении теснейшим образом, закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует» (В.И. Вернадский) «Природа не признаёт ошибок; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда права; ошибки и заблуждения исходят от людей» (Гёте)

3 Основные законы и правила Закон незаменимости биосферы Закон развития системы за счет окружающей среды Закон бумеранга (четвёртый закон Б.Коммонера) Правило ускорения исторического развития Правило соответствия условий среды генетической предрасположенности организма Правило социально-экологического равновесия Закон ноосферы В.И. Вернадского

4 Закон незаменимости биосферы Биосфера – единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания. Человечество живёт за счёт природных ресурсов и природных условий окружающей природной среды, согласно закону развития системы за счет окружающей среды. Необходимо сохранить естественную природу на значительной части поверхности Земли.

Читайте также:  Цвета и тона в природе

5 Правило ускорения исторического развития Чем стремительнее происходит изменение среды обитания человека под антропогенным воздействием, тем скорее по принципу обратной связи происходят революционные изменения в социально- экономическом развитии. Результатом НТР стал глобальный экологический кризис. На смену ему, как считают учёные, должна прийти гуманитарно-экологическая революция

6 Закон бумеранга (ничто не даётся даром) Ход исторических изменений между природой и человеком приводил к одновременным переменам в природе и формах хозяйствования, которые менялись вследствие затруднений, проистекающих от перемен в природе

7 Правило соответствия условий среды генетической предопределённости организма Вид организмов может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к её колебаниям и изменениям Человечеству нужны природные условия того эволюционного отрезка. В котором оно возникло и эволюционировало. «Коренное» преобразование среды жизни было бы смертельным для человечества Адаптация к изменениям окружающей среды – это достаточно медленный процесс, не совпадающий по скорости с антропогенными изменениями природы и среды жизни человека.

8 Правило социально-экологического равновесия Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на природную среду и восстановлением этой живой среды. Эпоха «натиска» на природу должна замениться временем гармоничного отношения во взаимодействии человечества и природы Земли

9 Концепция ресурсных циклов (И.В. Комар) Научная основа гармонизации отношений человечества и природы, реализации правила социально- экологического равновесия Воплощением взаимосвязи компонентов природы являются круговороты воды и отдельных химических элементов: углерода, кислорода, азота, фосфора, серы…, имеющих замкнутый характер Антропогенная деятельность приводит к глобальному загрязнению природной среды, обострению глобальных проблем Антропогенный вынос в окружающую среду достиг больших масштабов, так как производственная деятельность – незамкнутый процесс, технологический цикл – это не круговорот, а линейный отрезок. Воплощение концепции – разработка и внедрение малоотходных технологий

10 Закон ноосферы В.И. Вернадского Биосфера неизбежно превращается в ноосферу, т.е. сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы «человечество – природа Земли» Хаотичное саморазвитие, основанное на процессах саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на экологически оправданной деятельности

11 Только предельная гуманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на принципе экологической целесообразности, может спасти человечество.

Источник

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!

Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.

В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.

В отличаем от метафизика диалектика основана:

Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и

Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.

Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:

— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.

Разберем каждый из них.

Закон Перехода количественных изменений в качественные

Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.

Количествовнешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.

Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.

По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.

Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.

Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.

Закон Отрицания отрицания

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

В качестве примера можно привести эволюциях рода: дети — частично родители, но уже на новой ступени. Из общественных наук можно вспомнить смену общественно-экономических формаций: когда феодализм сменяет капитализм, а капитализм — социализм.
Каждая последующая формация несёт на себе «родимые пятна» предыдущей в виде феодальных пережитков при капитализме, капиталистических при социализме, но организация общества в целом оказывается на более высоком уровне развития.

Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:

Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.

В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.

Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.

Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.

Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.

«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.

Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.

Источник