Законы природы существовавшие до человека

Законы природы. Часть первая.

Все материальные элементы и системы нахо­дятся в состоянии непрерывного относительного движения и изменения. Возникает вполне уместный вопрос: почему все материальные элементы и системы обязаны двигаться, изменяться или развиваться? Каковы исходные корни всякого движения, изменения или развития?

Атеизм не только при­знает, но и существует всецело на признании того, что всякое развитие происходит закономерно, что движущей силой всякой эволюции от простого к сложному являются законы природы. Что это означает? Рассмотрим примеры.

Первый закон Ньютона гла­сит: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешние силы не выведут его из этого состояния. Этот закон устанавливает обязательную норму поведения материального тела и предписы­вает ему в определенных условиях двигаться (или оставаться в покое) так, как оно двигалось (или оставалось в покое) раньше.

При этом предписание включает в себя не только ускоренный характер движения, но и величину ускорения, кото­рая обязана быть в точности равна внешней силе, деленной на массу тела. Любое тело обязано неукоснительно подчиняться этому предписанию, никак иначе оно вести себя не может.

Существует закон, который предписывает одноименным электрическим зарядом отталкивать­ся, а разноименным – притягиваться. Существуют законы, предписывающие Вселенной расширяться в одних условиях и сжиматься в других. Если мы в плодородную почву опустим семя, то при определенных условиях оно должно прорасти, оно должно развиваться и дать плоды.

Он не может оставаться в живых, если настало время умереть. Человек не мо­жет плакать тогда, когда ему суждено смеяться. Он не может наслаждаться тогда, когда его насилуют. Таких примеров можно было бы привести несметное множество. Рассматривая любое количество других примеров, мы пришли бы к таким же выводам.

Законы природы не есть сама природа точно так же, как знания человека о материи не есть сама материя. Если сознание человека управляет пове­дением его тела, то законы природы управляют природой. Природа является материальной категорией, а законы природы – идеальной категорией.

Смысловое содержание законов природы является бестелесной, невесомой и незримой категорией, способной существовать без своей материальной противоположности. Поэтому законы природы являются идеальными, а не материальными категориями. Они управляют природой, стоят над природой, но ни в коем случае не являются частью природы или разновидностью материи.

Источник



Почему наша Вселенная такая странная и существуют ли законы физики?

Природа может быть разной для разных людей. Природа может быть чудесной. Природа может быть странной. У природы есть законы. Природа продолжает удивлять ученых, которые пытаются эти законы понять. За последние несколько десятилетий научное сообщество пришло к принятию концепции «естественности» – это термин, придуманный Эйнштейном, который описывает изящно сложные законы природы. Ученые считают, что если Вселенная естественна, то ее можно объяснить математически. Но если ее природа неестественна, то некоторые законы физики произвольны и кажутся чрезвычайно тонко настроенными, чтобы позволить жизни (как мы ее знаем) возникнуть и существовать. И все же, ученые стремятся к единому описанию реальности. Но современная физика допускает множество различных описаний, многие из которых эквивалентны друг другу и связаны ландшафтом математических возможностей.

Как хорошо мы знаем Вселенную, чтобы утверждать, что известные законы физики существуют?

Тайны Вселенной

В череде обыденных будней может показаться, что мы знаем о мире и Вселенной достаточно, чтобы утвердительно ответить на вопрос о том, существуют ли все известные законы физики. Однако ученые, изучающие квантовый мир могут с этим не согласиться. Как пишет Quanta Magazine, физики нашли много примеров двух совершенно различных описаний одной и той же физической системы.

Итак, если физические ингредиенты – это частицы и силы, то рецепты – это математические формулы, кодирующие их взаимодействия. В таком случае, сам процесс приготовления пищи – и есть процедура квантования, которая превращает уравнения в вероятности физических явлений. Вот почему квантовые физики задаются вопросом, как разные «рецепты приготовления» приводят к одинаковым результатам.

Еще больше увлекательных статей о том, как устроена наша Вселенная, читайте на нашем канале в Google News

Альберт Эйнштейн, как известно, считал, что, учитывая некоторые общие принципы, существует уникальный способ построить последовательную, функционирующую вселенную. С точки зрения Эйнштейна, если бы мы достаточно глубоко исследовали сущность физики, существовал бы один и только один способ, которым все компоненты — материя, излучение, силы, пространство и время — сочетались бы вместе, чтобы заставить реальность работать, подобно тому, как уникально сочетаются шестеренки, пружины, циферблаты и колесики механических часов.

Физика элементарных частиц

Современная Стандартная модель физики элементарных частиц действительно представляет собой плотно сконструированный механизм, состоящий всего из нескольких компонентов. Однако вместо того, чтобы быть уникальной, Вселенная кажется одним из бесконечного множества возможных миров. Мы понятия не имеем, почему именно эта комбинация частиц и сил лежит в основе структуры природы.

Возможно, мы живем в Мультивселенной

Кроме того, стандартная модель содержит 19 констант природы — такие числа, как масса и заряд электрона, которые должны быть измерены в экспериментах. Значения этих «свободных параметров», по-видимому, не имеют более глубокого смысла.

Если наш мир – всего лишь один из многих, то как мы можем существовать одновременно с альтернативными вселенными? Нынешнюю точку зрения можно рассматривать как полярную противоположность эйнштейновской мечте об уникальном космосе. Современные физики охватывают огромное пространство возможностей и пытаются понять его всеобъемлющую логику и взаимосвязь. Из золотоискателей они превратились в географов и геологов, детально описывающих ландшафт и изучающих силы, которые его сформировали.

Теория струн

Теория струн стала переломным моментом для современной физики. На данный момент она является единственной теорией, ближе всех подобравшейся к той самой «теории всего» – мечте Альберта Энйштена, способную описать все частицы и силы, включая гравитацию, а также подчиняясь строгим логическим правилам квантовой механики и теории относительности.

Хорошей новостью во всей этой истории является то, что у теории струн нет циферблата (как у механических часов). Не имеет смысла спрашивать, какая теория струн описывает нашу Вселенную, потому что существует только одна. Отсутствие каких-либо дополнительных признаков приводит ученых к выводу о том, что все числа в природе должны определяться самой физикой. Они не являются «константами природы», а лишь переменными, фиксируемыми уравнениями (возможно, неразрешимо сложными).

Однако важно понимать, что существует сложное, огромное количество решений теории струн. В физике это не является чем-то необычным. Мы традиционно различаем фундаментальные законы, заданные математическими уравнениями и решения этих уравнений. Как правило, существует всего несколько законов, но бесконечное число решений. Возьмем законы Ньютона. Они четки и элегантны, но описывают невероятно широкий спектр явлений, от падающего яблока до орбиты Луны.

Читайте также:  Коллаж природа времена года

Если вы знаете начальные условия конкретной системы, то сила этих законов позволяет решать уравнения и предсказывать, что произойдет дальше. Мы не ожидаем и не требуем априори уникального решения, которое описывает все.

В теории струн некоторые особенности физики, которые мы обычно рассматриваем как законы природы — такие как конкретные частицы и силы, на самом деле являются решениями. Они определяются формой и размером скрытых дополнительных измерений. Пространство всех этих решений часто называют «ландшафтом», но это преуменьшение. Даже самые впечатляющие горные пейзажи бледнеют в сравнении с необъятностью этого пространства.

Ландшафт Вселенной

Но как ученые изучают обширный ландшафт физических моделей Вселенной, которые легко могут иметь сотни измерений? Чтобы это понять, давайте представим себе ландшафт как в значительной степени неразвитую пустыню, большая часть которой скрыта под толстыми слоями неразрешимой сложности. Только на самых окраинах мы находим пригодные для жизни места. Здесь мы находим основные модели, которые полностью понимаем. Они не имеют большой ценности для описания реального мира, но служат удобной отправной точкой для изучения местных окрестностей.

Возможно, законов физики не существует

Хорошим примером может служить теория квантовой электродинамики (КТП), описывающая взаимодействие материи и света. Эта модель имеет единственный параметр, называемый константой тонкой структуры α, которая измеряет силу силы между двумя электронами. В теории квантовой электродинамики все процессы можно рассматривать как возникающие из элементарных взаимодействий. Например, силу отталкивания между двумя электронами можно представить в виде обмена фотонами. КТП просит нас рассмотреть все возможные способы, которыми два электрона могли бы обмениваться фотоном, что на практике означало бы, что физики должны решить сложнейшую задачу, с бесконечным множеством решений.

Чтобы всегда быть в курсе последних новостой из мира науки и высоких технологий, подписывайтесь на наш канал в Telegram

Почему все это так волнительно для физики? Прежде всего, вывод о том, что многие, если не все, модели являются частью одного огромного взаимосвязанного пространства, является одним из самых удивительных результатов современной квантовой физики. Это изменение перспективы, достойное термина «сдвиг парадигмы». Он говорит нам, что вместо того, чтобы исследовать архипелаг из отдельных островов, мы обнаружили один огромный континент.

В некотором смысле, изучая одну модель достаточно глубоко, мы можем изучить их все. Мы можем исследовать, как эти модели связаны, освещая их общие структуры. Важно подчеркнуть, что это явление в значительной степени не зависит от того, описывает ли теория струн реальный мир или нет. Это неотъемлемое свойство квантовой физики, которое останется здесь, какой бы ни оказалась будущая “теория всего”.

Источник

Законы Природы

1.Неживая Природа: звезды, планеты, горы, камни, моря, воды, мосты, здания и так далее. Все Материальные элементы и Дух подчиняются Законам Природы. Здесь нет случайностей, законы исполняются с абсолютной точностью. Это для человека камень в горах может упасть случайно, для физики процесса это явление абсолютно закономерно, и обусловлено только Материальными элементами и Полем Законов системы.

Абсолютный детерминизм неживой Природы есть Закон.

Физики протестуют. Они видят неопределенность во многих природных явлениях. Особенно умиляют их жалобы на свои приборы, разрушающие природные процессы, которые они хотят изучить. У человека есть один универсальный инструмент познания Природы, не разрушающий ее – Разум. Неопределенность здесь – вопрос уровня знаний и качества инструментария.

2. Растения. Здесь материя, кроме законов физики, химии, следует законам биологии и программам (Дух) записанным на материальных элементах – молекулах ДНК. Здесь возможна случайность. С некоторой вероятностью может пройти неслучайный физический или химический сбой в ДНК (радиация, температура и т. д.), приводящий к случайному изменению ДНК, изменению качеств растения. И, если эти новые качества положительны в данных природных условиях, они закрепляются в потомстве.

Примечание. Неживая природа имеет большое множество законов физики, химии, познанные и не познанные человеком, среди них предшественники законов жизни – законы катализаторов и ингибиторов.

И вторым источником изменения качеств является половое размножение, более точно – рекомбинация наследственных признаков.

Случайное изменение ДНК и Рекомбинация являются источниками изменений качеств растений.

Примечание. Список источников открыт, как впрочем, список любых идей данной философии.

Рекомбинация есть один из законов приобретения новых качеств любых систем.

Дарвиновский естественный отбор есть суть развития живой Природы.

3. Животные. Наследуют все законы от растений и дополнительно приобретают нейронную систему. Врожденные инстинкты на нейронах и сеть нейронов для будущих условных рефлексов. Это подсознание. Вот где первично в живое закладывается добро и зло. Здесь еще нет «Я», нет сознания. Эту Духовную часть живого Природа создала для защиты вида животного.

Выжить виду – цель подсознания.

Нам нужно дать философское определение этой Духовной части Живого. В религиях есть понятие Душа. Думаю, что подсознание, дарованное животному Природой, в религиях названо Душой.

Симбиоз растений и животных. Сложные эволюционные процессы привели к совершенным формам жизни и созданию Биосферы Земли (Вернадский)– очень сложному материально-духовному комплексу условий существования живого.

Живое и Биосфера едины, неразделимы. Одно не может существовать без другого. Ничто не первично, это исторично. Единство Живого и Биосферы есть закон.

4. Человек. Человек особо выделился из животного мира. Человек создал Общество, Общество создало Человека.

Ничто не первично, это исторично. Единство Человека и Общества есть закон.

Кроме наследования всех видов Духа животных, человеку даровано Природой Сознание (точнее Разум и его операционная часть — Сознание), Божественное качество Творца.

Реальный Мир (Природа) абсолютен, абсолютно точен, как он есть на самом деле, независимо от Человека, хотя человек в нем. Реальный Мир один. Но есть другие, виртуальные Миры. Это та часть Абсолюта, которая у нас в головах, в наших науках, в наших книгах. Это наши знания о Природе, отражение Природы на наших нейронах мозга, в нашем Сознании. Мир мы познаем на бытовом уровне, науками. Отражаем его законами, формулами. Это часть Абсолюта доступная нам. Приблизительная, неполная, недостаточная. Мы, люди, хотели бы эту часть увеличить, познать как можно больше.

Удивительно, но эти виртуальные миры есть составная часть Абсолюта. Со смертью каждого человека исчезают его виртуальные миры. И рождаются в детях. Если человечество уничтожит себя, будет голый Абсолют.

Отражают Природу растения: они корни устремляют в низ, к воде. Отражают природу животные: они отыскивают пищу, уклоняются от опасностей. Человеку этого мало. Мало брать необходимое от Природы, уклоняться от опасностей. Человек уже давно понимает Природу, сознательно преобразует ее для себя.

Читайте также:  Экологическое сознание в обществе природа

А это возможно лишь потому, что он создал вторую Природу, виртуальную Природу – Мировоззрение.

Мировоззрение – виртуальная копия Природы, отражение Природы на нейронах.

Формализованное мировоззрение есть Философия Природы. Одна из множества возможных из них перед Вами.

Мировоззрение во многих формах, в виде бытового, религиозного, научного. И чем ближе Мировоззрение к Природе, чем более точно отражает Природу, тем на большее количество вопросов оно отвечает.

Сложность Миров Мировоззрения больше, сложнее реального Мира.

Математика Человека сложнее математики реального Мира.

Искусство человека сложнее реального Мира.

И так далее по всем отношениям человека с Природой.

Человек, Общество и Мировоззрение неразделимая триада.

Законы Единства могут быть сведены в один

Закон Единства Объекта и Среды.

В каждом человеке сформировано мировоззрение, разное, как угодно сложное. Виртуальная копия Природы на нейронах мозга. Поле законов деятельности человека. Философия человека.

От животных Человеку досталось подсознание, почти не подвластное Сознанию (Йоги Индии могут частично управлять подсознанием). Очень многие функции организма подвластны подсознанию, и, по прежнему, подсознание стоит на страже вида, но ни особи человеческой. Врать не хорошо, знает подсознание, и, краснеет человек, отделяется пот при вранье на полиграфе.

Подсознание контролирует физиологические процессы человека и, значит, управляет здоровьем.

В подсознание животного и Человека Природой заложены нормы видового поведения, по существу Законы Природы (в религиях заповеди Божьи, Дух святой, который нельзя хулить, как говорил Иисус).

Для здоровья человека между сознанием и подсознанием не должно быть противоречий.

Человек может иметь изуверское сознание от «воспитания», но оно разрушительно для него, ибо противоречит подсознанию, Духу Природы, цели Природы.

Общество обязано давать каждому человеку Мировоззрение, не противоречащее Природе.

Растения и животные сформировали Биосферу, Человек существенно изменил ее, нужно, чтобы эти изменения были от Царства Разума – Ноосфера (Вернадский).

Идея: Цель и Идеология систем

Первая клетка организма (зигота) имеет ДНК, определяющую Цель – конкретный взрослый объект живой природы и Идеологию – процесс временных и функциональных преобразований.

Можно сказать, что ДНК несет Идею организма: Цель и Идеологию.

Но ДНК, сколь длинной не является, не может нести всю полноту законов организма. Кроме ДНК, для создания и существования организма используются еще общие законы Природы: химические, биологические, информационные, другие. Природа обеспечивает необходимую полноту и материальную и духовную. Законы полноты, правильно понятые.

Общественный пример: конструирование авиационного двигателя. Вначале задается Цель – создать новый, более совершенный, чем существующие, двигатель (волевой акт достаточной полноты, обеспеченный обществом). Определяется всего три параметра достаточной полноты данного уровня (включающей все): Тяга двигателя в кг, Вес двигателя в кг, Расход топлива на 1 кг тяги. Далее, используя законы газовой динамики, термодинамики, определяют температуры, давления, скорости истечения, обороты турбин (опять же достаточной полноты). Подключаются специалисты по авиационным материалам, системам, блокам, деталям. Станки и технологии. Рабочие множества специальностей. Испытатели. И каждый уровень проектирования обеспечен необходимой полнотой и материальной и духовной. Тысячи специалистов, тысячи технологий.

Громадное количество соисполнителей, вооруженных знаниями, опытом есть в любом человеческом труде. Сумма знаний и опыт есть производственный менталитет предприятия, общества в целом.

Вот где видно, что Труд человека общественен всегда.

Даже тогда, когда творец один, он «опирается на плечи гигантов», как говаривал один мудрец. На самом деле на общественные достижения Духа Общества.

Обобщаем это до уровня философии.

Любая система имеет Идею: Цель и Идеологию.

Идея Систем достаточна (полна), но уже предусматривает использование и элементов и законов системы.

Отсюда следует философский закон: Закон необходимой полноты. В любой момент развития системы необходима полнота Идеи, пополняемая законами Природы.

В человеческом обществе законы Природы представлены в Производственном менталитете конкретного общества. Тот же двигатель в Германии или США будет сконструирован по-другому.

Но так как в развитии любой системы используются и материальные элементы, то существует еще Закон необходимой материальной полноты: развитие системы возможно, если существует набор необходимых материальных элементов.

Более обобщенным является Закон Существования: Для существования Системы должен быть достаточным набор ее атрибутов. И, наоборот, если система существует, то набор ее атрибутов достаточен. Все сущее прекрасно, все прекрасное существует — утверждал Гегель.

Природа как Система тоже имеет Идею: Цель и Идеологию. Идеология Природы есть ее Законы.

Цель Природы может быть понята из ее Законов. И это мы осветим позже.

Часто в обществе Идею (Цель и Идеологию) либо камуфлируют из политических соображений, либо имеют Цели не совместимые с Идеологией по причине безграмотности. Природу не обманешь: не точные Цели, не точные Законы (Идеология) Природа исполняет с удивительной точностью, корежа общество. («москоляку на гиляку»).

Законы философии

Кроме приведенных выше, существует еще большое множество законов Природы, которые можно обобщить до уровня философии. Вот некоторые из них.

1.Повторимся, информация есть виртуальное отображения Мира Живым. Информация в двух формах: формальная (последовательность букв книги, например) и содержательная (содержание книги).

Закон Творчества. Преобразование формальной информации (в общем случае) ведет к потере содержательной. Преобразование содержательной (в общем случае) порождает новую информацию.

(Изменения в ДНК осуществляется на содержательном уровне).

2.Закон Необходимого Многообразия. Закон Природы. Закон Кибернетики. Его можно сформулировать в трех частях:

— познать систему может только более сложная система,

— управлять системой может только более сложная система,

— творить систему может только более сложная система.

Неживая Природа преодолевает этот закон абсолютной Номологичностью . Каждый новый элемент Природы уже несет закон будущих форм взаимодействия. Так, водород одновалентен (один электрон на орбите). Кислород двух валентен, и эти их качества ведут к образованию воды (более сложному образованию Природы).

Природа в Живом преодолевает этот закон, используя «случайное» изменение ДНК, рекомбинацию, естественный отбор в почти бесконечном количестве опытов.

Закон преодоления Человеком Закона необходимого многообразия . Человек – как угодно сложная Система (внутри него своя копия Мира, его Мировоззрение, сложнее реального Мира), отсюда его неограниченные возможности. Знания Человечества, обобщенные до высокого уровня, до уровня философии, до уровня виртуальных миров, бесконечных по количеству, есть база преодоления Человеком Закона Необходимого Многообразия. Творчество Человека беспредельно, Человек Богоподобен. Творчество человека задано бесконечностью виртуальных миров людей.
Но и бесконечность опытов Природы и виртуальных миров Человека было бы недостаточно для преодоления закона, если бы не Закон последовательного закрепления результатов творчества в Природе и в головах людей.

Последовательное закрепление есть вторая часть закона, и отвечает, почему возможно творчество вообще. Творцы исходят не от нуля, а от достигнутого уровня в обществе. Творчество тоже общественно.

Читайте также:  Красота летней природы рисунки

Выбор человека не полностью формализован, в нем есть этика, эстетика, эвристика и многое другое.

Творчество Человека начинается не от первичных знаний предметов и явлений, а тогда, когда эти предметы, эти явления доведены до высокой степени обобщения, до уровня мировоззрения.

Отсюда следует утверждение: нельзя о сложном рассказать просто.

3.Закон Замены Элементов Полем Законов. Элементы Системы могут быть заменены Полем Законов. Мозг (носитель поля законов) эффективней рогов, панцирей и копыт доисторических животных. Микропроцессор (носитель поля законов) эффективней множества механических деталей машин. Капитал (его духовная сущность) на рынке заменяет материалы, машины, раб. силу.

4. Закон материализации Духа. Идеи, мысли (Дух) изменяют Поле Законов Системы. Измененное Поле Законов порождает в Системе новые Элементы (вспомним Гегеля и его мировой дух).

5. Закон Преобразования Информации в Поле Законов. Условные рефлексы, законы парламентов становятся Законами.

6. Закон Эмерджентности. Итоговые качества объединенных систем отличаются от суммы исходных. Протон и электрон образуют водород, качество которого существенно отличаются от суммы качеств исходных. Два атома водорода и атом кислорода образуют воду, качества которой существенно отличается от качеств исходных. Верно и обратное утверждение: качества элементов разъединенной системы существенно отличаются от качеств системы. (Высокое сотрудничество республик в СССР, и жалкое прозябание «независимых в веках»).

7. Законы Духа. Рождение (изменение) Духа (Идеи) «бесплатно» — не требует не энергетических, не материальных затрат.

Работа Духа «бесплатна» — не требует ни работы, ни энергии.

Носитель Духа всегда материален, его любое движение не «бесплатно».

9. Идиократия Мира – Столп Мирозданья, (Исключение — государство Россия, по конституции. Горькая шутка).

10. Природа мультипликативна. Множественность систем родит наибольшую скорость развития Мира, при этом множество систем вновь увеличивается. В экономике нужны мультипликативные организации. Капитализм не способен создать такую организацию, ибо в первом понимании нет мгновенного экономического эффекта. (Сталин о Стоимости в социализме). В современной политэкономии мудрецы заметили мультипликативность только инвестиций.

11. Каждая система имеет уровень в иерархии Природы, и, как правило, имеет еще и свои законы. Иерархия законов систем. Законы уровня ядра, атома, растений, животных, человека, общества.

12. Пирамида материальных элементов Мира. Мы видим расширяющийся ряд элементов Мира: три в атоме (нейтрон, протон, электрон). Чуть больше ста в химических элементах. Почти бесконечно в элементах материального мира сегодня. Необходимо предположить всего один элемент в начале пирамиды.

13. Пирамида духовных законов Мира. Не большое количеств в начале и большое количество сегодня. Сложность законов увеличивается с течением времени Мира. Необходимо предположить в основании Мира их минимум.

Источник

Законы природы

Зако́ны приро́ды — сово­куп­ность объ­ек­тивно суще­ству­ю­щих зако­нов, дей­ству­ю­щих в види­мом мире (физи­че­ских, хими­че­ских, био­ло­ги­че­ских и др.), обу­слов­ли­ва­ю­щих бытие и раз­ви­тие как отдель­ных Божьих тво­ре­ний, так и всего мира в целом; законы миро­устрой­ства.

Законы при­роды — законы Божьи?

В стро­гом зна­че­нии тер­мина под Божьим зако­ном Божьим зако­ном обычно под­ра­зу­ме­ва­ется закон, направ­лен­ный на духовно-нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние чело­века, упо­доб­ле­ние Богу.

Во вре­мена Вет­хого Завета такой рели­ги­озно-нрав­ствен­ный закон был пре­по­дан Изра­илю. С При­ше­ствием в мир Сына Божьего, совер­ше­нием им Искуп­ле­ния чело­века закон Божий был пре­по­дан Единой и Истин­ной Церкви. К испол­не­нию этого закона (а он под­ра­зу­ме­вает при­об­ще­ние к Церкви) при­званы все люди, вне зави­си­мо­сти от их наци­о­наль­ной, реги­о­наль­ной, соци­аль­ной, поло­вой или иной при­над­леж­но­сти.

Законы при­роды, как уста­нов­лен­ные Твор­цом, тоже можно опре­де­лить как Боже­ствен­ные. Они рас­про­стра­ня­ются не только на людей, но и на весь мир. В отли­чие от нрав­ствен­ного закона их соблю­де­ние или несо­блю­де­ние людьми не зави­сит от сво­боды про­из­во­ле­ния так, как зави­сит испол­не­ние духовно-нрав­ствен­ных норм. Скажем, закон при­тя­же­ния дей­ствует и на чело­века, и на без­душ­ный камень. Хочет чело­век или не хочет, но он под­вер­жен дей­ствию этого закона, не может взять его и отме­нить.

Утвер­жде­ние мате­ри­а­ли­стов, что нали­чие зако­нов при­роды можно объ­яс­нить исходя из есте­ствен­но­на­уч­ного знания (без опоры на учение о Творце мира) в дей­стви­тель­но­сти осно­вано не на науке, а на вере в веч­ность и само­быт­ность мате­рии.

Наука может иссле­до­вать содер­жа­ние зако­нов при­роды (выяв­лять мате­ма­ти­че­ские, хими­че­ские или иные зако­но­мер­но­сти), но ника­кая наука, опи­ра­ясь на ате­изма, не в силах объ­яс­нить пер­во­при­чину их про­ис­хож­де­ния, при­чину их посто­ян­ства.

Напро­тив, долж­ное, не пред­взя­тое, ответ­ствен­ное отно­ше­ние уче­ного к резуль­та­там науч­ных иссле­до­ва­ний окру­жа­ю­щего может при­ве­сти его к пра­виль­ному выводу о Едином Зако­но­да­теле, Едином Творце и Миро­пра­ви­теле. Соб­ственно, именно на созер­ца­нии мира осно­вано пости­же­ние есте­ствен­ного Боже­ствен­ного откро­ве­ния (см. подроб­нее: Что такое есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие и есте­ствен­ное бого­по­зна­ние?).

Про­ти­во­ре­чат ли чудеса зако­нам при­роды?

Когда гово­рят «чудеса про­ти­во­ре­чат зако­нам при­роды», путают две вещи.

Первое: мы живем в высо­ко­упо­ря­до­чен­ном мире, где бла­го­ра­зумно ожи­дать, что при­рода ведет себя сооб­разно опре­де­лен­ным зако­нам, если вода 1000 раз заки­пела при 100 гра­ду­сах, то и на 1001 она заки­пит. Наука обра­ща­ется именно к этой упо­ря­до­чен­но­сти мира.

Второе: мир закрыт, то есть не суще­ствует каких-либо сил за его пре­де­лами, кото­рые могли бы вме­ши­ваться в про­ис­хо­дя­щие внутри него собы­тия.

Тезис первый под­твер­жда­ется всем нашим опытом — мир упо­ря­до­чен, более того, упо­ря­до­чен строго таким обра­зом, что в нем воз­можна жизнь. Все­лен­ная выгля­дит уди­ви­тельно слож­ной и при этом тща­тельно сба­лан­си­ро­ван­ной и точно настро­ен­ной, чтобы под­дер­жи­вать усло­вия, необ­хо­ди­мые для нашего суще­ство­ва­ния.

Из этой упо­ря­до­чен­но­сти, однако, никак не сле­дует тезис номер два (мир закрыт от вме­ша­тельств извне). Не суще­ствует ника­кой логи­че­ской связи между упо­ря­до­чен­но­стью и закры­то­стью. «Чудес не бывает» — это просто миро­воз­зрен­че­ская уста­новка, и мы не можем ее дока­зать или опро­верг­нуть, ссы­ла­ясь на данные есте­ствен­ных наук, поскольку есте­ствен­ные науки в прин­ципе имеют дело с упо­ря­до­чен­ными, повто­ря­ю­щи­мися явле­ни­ями, а не с экс­тра­ор­ди­нар­ными внеш­ними вме­ша­тель­ствами. Чудеса не про­ти­во­ре­чат науке и не под­твер­жда­ются ей. Они просто нахо­дятся вне сферы ее ком­пе­тен­ции. Можно ска­зать, что упо­ря­до­чен­ность мира скорее побуж­дает к при­зна­нию воз­мож­но­сти чудес – сами законы при­роды ука­зы­вают на Зако­но­да­теля, и нет ничего несо­об­раз­ного в том, чтобы при­знать, что тот же, Кто явля­ется Твор­цом порядка, явля­ется и Твор­цом чудес.

Если при­ве­сти ана­ло­гию из про­грам­ми­ро­ва­ния, то Богом была создана система, в кото­рой у людей права поль­зо­ва­те­лей, а у Него Самого — права супер­поль­зо­ва­теля. И то, что выгля­дит для чело­века, как нару­ше­ние зако­нов при­роды не гово­рит о том, что Бог про­ти­во­ре­чит Сам Себе, когда решает напря­мую вме­шаться в те или иные собы­тия (вос­поль­зо­ваться пра­вами супер­поль­зо­ва­теля).
Евге­ний Михай­лов

Источник