Жанр поэмы о природе



Жанр — пейзажная или городская лирика

Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта:

Вариант 1. Простодушный поэт. Автор самым обычным, разговорным языком, четко в рифму радостно сообщает нам о том, что: «пришла весна, и стало не до сна, птицы прилетели, а ручьи запели, зеленеют травы, небо синим стало, значит, сердце ВНОВЬ ждет свою ЛЮБОВЬ». Вот так я сейчас, прямо с ходу, не сильно утруждая себя, сочинила новое стихотворение! Можно ли отнести его к пейзажной лирике? Нет, конечно, — его даже к поэзии нельзя отнести, потому что поэзии здесь никакой нет. Есть только рифмовка хорошо известных и очевидных фактов , которая легла в самый простой стихотворный размер.

Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это?

Давайте вспомним, что такое лирика. ЛИРИКА — это род литературного творчества, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей.

Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком.

№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.

Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.

Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом. Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.

На реке туман осядет
И озвучит шелест фильм.
В беспросветной этой пяди,
Камыша не видно ширм»
…..
Ну, и так далее. Это пример из стихов моего «любимого» автора СТИХИ.РУ, за образами и мыслями которого я обычно никогда не могу угнаться.

Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА подразумевает, что личное переживание автора происходит через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать. Не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто сообщение фактов – того, что у автора перед глазами, сколько бы он их ни наполнял экзотическими сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой. Если же стихи написаны легким, разговорным языком вообще без образов – еще хуже: это рифмованный рассказ в стихах — есть тема (описание природы), но отсутствует поэтический язык, который с помощью образов и тропов выражает личное отношение автора к природе, его настроение, его ощущения от общения с ней, его мысли, которые природа в нем вызвала.

№2
Ночью ветер поутих,
Засветилось утро,
В рифму лезет слово «стих» —
Тут ему уютно.

Ёжась, высунулся март
Из февральской стужи.
Рифма просится – «на старт».
Что ж, пускай послужит!

Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: "не до сна".
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)

Казалось бы, стихи написаны без видимых технических ошибок, и даже вроде бы о природе (присутствуют слова «март» и «весна»!), но можно ли их отнести к жанру пейзажной лирики? Есть ли здесь пейзаж, как таковой? Есть ли внутренний монолог-размышление, переживание автора? Нет. Это иронические или шуточные стихи, стихи разговорно-бытового жанра. Из всех выразительных средств, использованных поэтических образов – одно только слово «ежась». Маловато для пейзажной лирики. ..

А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:

№3
Непостоянство — марта амплуа.
Изменчив он, как девушка — кокетка:
То тёплый ветерок ласкает ветки,
То, в одночасье — снег на тротуар,
То солнце, как сойдя с ума, печёт,
Сугробы тают, на глазах сжимаясь,
И, кажется, не март — преддверье мая,
То каждый тёплый час — наперечёт.
И настроение — подстать весне.
То, разомлев от солнца на скамейке,
Любуюсь я подснежников семейкой,
То, вдруг, я — как сомнамбула, во сне,
Где никаких просветов, перспективы —
Ни в небе, ни на сердце, ни в душе.
Смотрю в окно на третьем этаже.
Печали не найдя альтернативы.

Сечёт уныло дождик по стеклу.
Что март преподнесёт нам поутру.

№4
Мне календарь напомнит, что — весна,
Под переливы тающего снега.
Как хороши весенние тона
В кровосмешенье мартовского неба…

Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…

Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!

. отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…

На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!

Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения — это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора.

Город в художественном произведении — это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека,как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы. Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе — одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики.

№5.
Город в огнях, словно в шали прозрачной со стразами,
Душ миллионы, плененные связкой одной…
Небо терзают иголки антенн безобразные…
Ночь не для всех. Телецентру не ведом «отбой»…

Рев от движенья машин… преступленья на улицах…
Вечный кошмар ребятишек в пространстве двора —
Грязные монстры, что ездят, смердят и паркуются,
Там, где представить немыслимо было вчера…

Жизнь мегаполиса. Мы — наслаждения пленники,
К пошлости просто привыкнуть и мерзость принять.
Жертвы услуг и прогресса… сил темных подельники,
Смолоду страстью отравлены — все потреблять!

Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)

№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.

Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.

Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.

И украшенье северной столицы —
сгоревшие на ярком солнце лица.
(автор СТИХИ.РУ)

Пейзажная лирика это описание пейзажа, а не передача настроения с помощью описания пейзажа.
Пример № 3, это скорее какие-то любовные переживания мучают героя, чем март волнует солнцем и теплом.
Весну используют для передачи влюблённости, осень разлуки и т.д.
Не согласен с Вами категорически.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Пейзажная лирика — это… Особенности и анализ стихотворений

красивая картина природы Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Читайте также:  Д бруно природа либо

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – семь мужиков-правдоискателей, поспоривших о счастливцах на Руси, которых не сыскать среди крестьян, но спорщики предполагают, что «живется весело, вольготно» помещикам, чиновникам, священникам, купцам, вельможным людям и царю.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, они отправляются на поиски «счастливцев», решив не возвращаться домой, «покуда делу спорному решения не найдут». Эти семеро мужиков представляют собой единое целое, поэтому отдельно о каждом почти ничего не говорится. О Романе ничего не сказано, Демьян слыл «грамотным»,умея читать по слогам, Луку считали упрямым, речистым и глупым, братья Губины – любители выпить, занимались лошадьми, Пахом – догадливый старик, пчеловод; крепкий мужик Пров был угрюмым, суровым. Эти мужички представляют собирательный образ русского крестьянина у Некрасова, в котором без идеализации переданы темнота, забитость и бедность всего русского народа. Да и названия населенных мест говорит об убогом положении крестьян по всей России: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, волость Пустопорожняя, деревни Заплатово, Разутово, Дырявино, Неурожайка, Неелово, и многие другие.

Путешествуя, мужички встречают массу людей, рассказывающих свои истории в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». В этих рассказах откровенно и без прикрас представлена крестьянская жизнь. Почти за каждой фразой возникает характер, сюжет или личная драма. Наиболее яркими образами стали такие, как Яким Нагой или Ермил Гирин.

Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, которая поведала о своей судьбе семерым странникам в главе «Крестьянка». Много испытаний и горя выпало на долю этой красивой тридцативосьмилетней женщины, которую окрестили счастливицей и прозвали губернаторшей. Выросшая в хорошей, работящей, непьющей семье, она рано была отдана замуж, попав с «девичьей холи» в кромешный ад мужниной семьи, где она стала «последней рабой», на которую взвалили самую тяжелую работу. Когда погиб ее первенец Демушка, которого по недосмотру столетнего деда Савелия загрызли свиньи, чуть не тронулась рассудком. Но вырастила пятерых сыновей. Страдала от суеверной родни, оттого, что вопреки приметам младенца кормила грудью в пост, в Рождество надела чистую рубашку, за что ее обвинили в неурожае и чуть не забили насмерть. За сынишку Федота, пастушка, не отнявшего у волчицы овцу, приняла наказание. В голодный год мужа забрали в рекруты, и она с ребятишками вынуждена была просить подаяние. Решившись на отчаянный шаг, пошла хлопотать за мужа к губернатору. Лишь благодаря заступничеству и жалости губернаторши, ей удалось вернуть мужа в семью и избежать горькой участи.

Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.

Из рассказа Матрены Тимофеевны ходоки узнали о судьбе деда Савелия, который жил уединенно, проводя время в молитвах. Огромный, сгорбленный, с седой гривой Савелий прозван клейменным и каторжным. Он отбыл 20 лет в каторге за то, что управляющего немца Фогеля, сделавшего существование крестьян невыносимым, закопал заживо с девятью подельниками. Этот каторжанин назван святорусским богатырем за недюжинную силу духа, он представлен в поэме Некрасова народным заступником, хотя «клейменый, да не раб». Но протест Савелия – это бунт, ведь «у мужиков на супостатов есть топоры», которые, лишь благодаря долготерпению, «молчат до поры». Даже вернувшись с каторги, Савелий не утратил величия своего духа, презирая покорность и раболепство крестьян перед господами.

В поэме появляется еще один образ народного заступника– молодого Гриши Добросклонова, сына сельского дьячка, который обладает даром повести за собой людей. Он рано определил для себя цель – учиться и служить для счастья «убогого и темного родного уголка» ради спасения страждущих и терпящих лишения и притеснения.

Сатирически переданы в поэме образы помещиков, о которых узнаем из рассказов крестьян. Привыкший властвовать в своей усадьбе, где все ему «покорствовали» и не смели противоречить, а он мог казнить и миловать, ведь законом было его желание, крепостник Оболт-Оболдуев своим кулаком вершил правосудие. Князь Утятин, прозванный «последышем», всю жизнь «чудил, дурил». Не смирившийся с отменой крепостного права, тронувшись умом, он отдает бестолковые распоряжения своим крестьянам: сторожем ставит глухонемого дурачка, пастуху велит запрещать мычать коровам и пр. Крестьяне по договору с родственниками барина притворяются крепостными и терпят его выходки, но остаются обманутыми, не получив награды.

Свое отношение к помещикам крестьяне определили в поговорке, что нужно «хвалить траву в стогу, а барина в гробу».

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Изображая народную жизнь, Некрасов использует живую, яркую и образную речь. В поэме используются элементы фольклора: сказки, легенды, загадки, причитания, приметы и пословицы. В повествовании задан песенный ритм и включены как народные, так и авторские песни. Например, песня «Барщинная» из главы «Горькое время – горькие песни» является переработанной фольклорной, а песня Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о родина-мать» создана Некрасовым как образец гражданской лирики. Песни помогают передать тяжесть положения крестьян и развернуто показать картины их быта через праздники, свадьбы, крестины, жатву, похороны и пр. Названия песен говорят сами за себя: «Веселая», «Голодная», «Соленая», «Солдатская» и др.

Глеб Успенский назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой о «народе и для народа». Эпическое[8] повествование с использованием фольклорных жанров придает поэме неповторимый народный колорит.

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.
История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая“, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение – “ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».
Читайте также:  География россии природа население 8 класс пятунин гдз

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

Пейзажная лирика — это. Особенности и анализ стихотворений

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

красивая картина природы

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Саврасов "Весна"

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

чудесная зима

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор. «

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега. «, «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело. «.
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь. «.
  • «Есть в осени первоначальной. «.

Айвазовский "Закат"

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

Русская природа в поэзии

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет — и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

русская природа

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Выпал снег — и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

русские поэты о природе

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение — порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Читайте также:  Картинка декабрь для детей природа

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном — они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

стихи о природе русских поэтов

Так, Пушкин в своем стихотворении «Цветы последние милей» показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире — рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

родная русская природа

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

Источник

Детские авторы, которые писали о природе. Как привить ребёнку бережное отношение к природе: 15 художественных книг о природе.

Любые идеи лучше прививаются не «в лоб», а между делом: в повседневном общении, через пример родителей и, конечно, во время чтения книг. Особенно художественных.

Предлагаю вашему вниманию 15 книг, которые ненавязчиво учат заботе о природе и уважению ко всему живому. Расположены книги по возрастам.

Бренда З. Гиберсон «Жизнь в тайге»

Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зелёного покрова нашей планеты, в нём живут тысячи видов животных и птиц. Сегодня, когда такая уникальная экосистема находится под угрозой, обязательно стоит читать эту книгу.
Авторский текст довольно простой – коротенькие рассказики-зарисовки о жизни зверей в тайге. Но, конечно, самое главное достоинство книги – это великолепные иллюстрации Геннадия Спирина. Все детали прорисованы очень тщательно – шерсть животных, цветочки, травинки, комарики.
Рекомендуемый возраст: от 3 лет

Николай Сладков. Рассказы и сказки о природе.

Писатель нашего детства, Николай Сладков, написал более 60 книг о природе. «Лесные тайнички», «Бюро лесных услуг», «Лесной каледнарь» и многие другие книги этого автора рассказывают интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.

Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо много узнать о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Михаил Пришвин. Рассказы и сказки о природе.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и доступны. Мастерство автора, его манера передать непревзойдённость окружающей природы действительно восхищают. Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что читатель при прочтении невольно попадает в эту среду, переживая всё вместе с писателем.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Агостино Траини «Жизнь и приключения синьора Вишни»

Книга рассказывает о долгой и увлекательной жизни вишнёвого дерева – как оно выросло из вишнёвой косточки, как пережило свою первую зиму, как превратилось в большое красивое дерево, на котором появились вишни и как потом, когда дерево стало уже старым, его спилили и сделали из него кровать.

В конце книги приведены интересные опыты для детей и их родителей.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Дженни Десмонд «Синий кит»

Книга посвящена самому большому животному нашей планеты – синему киту. Написанная правдиво и в то же время увлекательно, эта книга создана для тех, кто не любит энциклопедии с сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Тамара Михеева «Шумсы — хранители деревьев»

Шумсы – загадочные существа, со своим наивным, трогательным взглядом на жизнь и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их.

Сказка наполнена запахом леса и шуршанием листьев. Здесь нет каких-то невероятных приключений, зато много внутреннего спокойствия. Шумсы учат юных читателей доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому.

Внимание! Первая книга про шумсов заканчивается на грустной ноте, это стоит учитывать, читая чувствительным детям.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Это рассказ-притча, рассказ-аллегория. В нём повествуется о пастухе, неустанно и кропотливо превращающем долину в Альпах из скалистой, холодной и неуютной местности в приветливый сад. В произведении есть ответ на вопрос: что может сделать один человек против всего мира?

«Я стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев», — говорит автор. И это сработало: хотя сам персонаж книги вымышлен, множество реальных людей последовали литературному примеру. Например, Джадав Пайенг в одиночку посадил лес площадью в 5 квадратных километров в Индии, а вдохновлённый книгой активист Бхошеб Торат посеял 45 млн семян.

По рассказу также снят прекрасный анимационные фильм.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Кир Булычёв «Речной доктор»

Давным-давно люди селились у целебного родника и поклонялись богу воды. Прошло время, бога забыли, а родник завалили мусором.

И вот однажды пришёл странный молодой человек, чтобы спасти родник. Речной доктор. Бороться с экологической катастрофой ему помогали дети Гарик и Ксюша.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Классика, которая, увы, многим набила оскомину. Но попробуйте прочесть это стихотворение не когда задали в школе, а просто так. Прочесть вслух ребёнку, разбирая непонятные слова по ходу чтения. И вы увидите, сколько доброты и нежной заботы к братьям нашим меньшим там заключается.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Тамара Михеева «Дети дельфинов»

Мальчик Серёжа живёт на острове в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды он с двумя друзьями стал исследовать окрестности и обнаружил, что остров гораздо многолюднее, чем он думал.

В этой повести – как и бывает в сознании ребёнка – переплетаются выдумка и реальность. Кажется, что это лишь приключенческая книга, но она гораздо глубже.

Это книга о взрослении, о том, что в жизни наступает момент, когда нам приходится взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире. Просто, чтобы не дать этому миру исчезнуть навсегда.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Леена Крун «В одежде человека»

Искренняя и трогательная повесть о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему мир людей большого города. И вот пеликан раздобыл человеческую одежду и отправляется в город, где никто даже не обратил внимания на то, что это птица, а не человек.

Пеликана привлекало в людях умение работать, создавать музыку и прочие шедевры. Но оказалось, что за этими преимуществами человека перед птицей таится боль, жестокость и печаль. Пеликан узнаёт, что «без дома ты бродяга, без образования ты не можешь работать, без денег не можешь попросту жить». Это тяжело понять птице, которая вольна жить, как ей вздумается.

Дочитав повесть до конца, мы получаем урок любви и доброты, сопричастности всему живому на земле.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Игорь Шпиленок «Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига»

Автор книги, фотограф-натуралист, основатель заповедника "Брянский лес", рассказывает о том, как он прожил чуть более года в удалённом от цивилизации Кроноцком заповеднике.

Эта книга полна прекрасных профессиональных фотографий, интересных историй и познавательных фактов. Почему, например, нельзя оставлять кашу на туристической стоянке? Чем это может быть опасно для медведей?

Книга написано живо, с юмором и, главное, это не вымысел, а заметки натуралиста. Читая, невозможно не полюбить соседей автора – лис Злодей Злодеича и Алису, медведей Робинзона и Суземку – и, конечно, прекрасную первозданную природу.

Книга призвана привлечь внимание широкой общественности к проблемам охраны природы нашей планеты.
Рекомендуемый возраст: от 8 лет

Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса»

В такой экологической подборке просто не обойтись без книг Джеральда Даррела, великолепного писателя-натуралиста, знаменитого путешественника.

«Под пологом пьяного леса» – живой, захватывающий рассказ о том, как автор с женой в течение полугода путешествовали по Южной Америке в поисках новых экземпляров для уникальной зооколлекции. Всё свое время молодые супруги посвящали заботе об экзотических питомцах: броненосцах, опоссумах и редких видах птиц. Но в грандиозные планы Дарреллов вмешались неожиданные политические обстоятельства – вывоз уникальной коллекции оказался под вопросом.
Даррел пишет легко и с юмором. Его книги помогают по-новому взглянуть на мир живой природы и ощутить себя неотъемлемой его частью.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет

Джой Адамсон «Рождённая свободной»

Удивительная история о том, как природа становится для кого-то делом всей жизни. Джой Адамсон, художница, писательница и натуралистка, исследует дикую природу в Африке и жизнь львицы Эльзы. Вместе со своим мужем Джой воспитывает львицу, так как после трагического случая маленькие львята, включая Эльзу, остались без матери.

Эльза стала первым львом, который был успешно возвращён в дикую природу, и Адамсон описала этот опыт в книге. Книга читается на одном дыхании, а от мысли, что всё это происходило на самом деле, просто дух захватывает.

Произведение долго держалось в списке бестселлеров. Вырученные деньги писательница потратила на привлечение внимания к проблемам дикой природы и браконьерства в Африке.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

Габова Е. «Плыли облака»

В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку – и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев, но, увы, порой безрезультатно.

Вот и подростки Яна с Володей, отправившись на прогулку, поняли, что заблудились. С этого момента развиваются две сюжетные линии. Первая – как выжить в тайге совершенно городским жителям. Ребятам приходится вспоминать все, что они знали и читали о жизни на природе, до чего-то – доходить своим умом. Вторая сюжетная линия – отношения ребят. Они начинают иначе ценить друг друга, зарождается первая любовь, причём в таких экстремальных условиях.

Источник