Животные севера для дошкольников лексическая тема



Лексическая тема "Животные Севера"
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Учебно-методический материал для развития, коррекции устной и письменной речи учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
zhivotnye_severa.doc 156 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Животные Севера.

белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж,

тюлень,Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись,

опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

Прилагательные: пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый.

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одетсюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — . (пингвина)?

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-

падежных конструкций); развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать

операции звукового анализа и синтеза.

1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе,

под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети

отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и

объясняют, где она стоит.

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],

а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных

Игра «Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа

существительных во множественном числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название

животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

При необходимости игру повторяют.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных

севера и просит назвать признаки животных.

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) . У песца лапы (чьи? какие?) . У моржа

бивни (чьи? какие?) . У оленя рога (чьи? какие?) . У пингвина клюв (чей? какой?) .

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с

Изображением животных севера и жарких стран.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество

слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

Источник

Конспект по развитию речи в старшей группе на лексическую тему «Животные севера»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных севера.

• рассказать детям о севере, животных севера, их образе жизни, внешнем виде и тд. ;

• Учить ориентироваться в глобусе;

Развивающие:

развивать внимание;

развивать образное мышление;

• обогащение словарного запаса;

развитие памяти;

развитие координации речи с движением;

развитие мелкой моторики.

• воспитывать любознательность, интерес к животному миру;

Материалы для занятия: глобус, картинки животных жарких стран, животных севера и животных наших лесов, фигурки животных севера, тряпичный мешочек.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня у нас начинается новая тема, но как она называется, я забыла. И картинки у меня все перепутались. Давайте разберемся, какая тема у нас уже была, а какой пока не было. Сейчас 3 ребят пойдут, разберутся с картинками и расскажут нам позже, что же там за животные на картинках и почему они их объединили в одну группу. (на отдельный стол выкладываются картинки животных жарких стран, животных севера и животных наших лесов, дети должны их рассортировать) А картинки тех животных, про которых мы еще не говорили, отдавайте мне (3 детей встают и раскладывают картинки по столам).

А с остальными мы пока тоже вспомним, каких животных мы уже знаем. Назовите животного и что вы про него уже знаете, где живет, чем питается, какие у него есть части тела и тд.

Сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало». На доске я прикреплю картинки, вы закроете глаза, и я кого-нибудь уберу, а вы мне скажете, кто же убежал у нас с доски. Будьте внимательны и не подглядывайте.

Стихотворение про глобус

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Глобус – это уменьшенная копия нашей земли.

Прежде всего,на глобусе есть два полюса:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

А вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое, а то и вовсе его нет. Эти места называются Арктика и Антарктика. Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.

Вот туда-то мы сегодня и отправимся в путешествие.

Воспитатель: А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться в такое путешествие? (нет, холодно)

Воспитатель: Правильно. Ведь не зря на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства …. Чего? (снега и льда.) Поэтому нам надо …. (утеплиться.)

Игра-имитация «Одеваемся теплее»

Мы на север собираемся,

Надеваем мы штанишки,

Не замёрзли чтоб детишки.

Тёплые носки на ноги,

Не замёрзнуть чтоб в дороге.

Обуваем мы сапожки,

Не замёрзнут наши ножки.

Чтоб от холода берёг.

Сверху — тёплое пальто –

Не замёрзнем ни за что!

Шапочку не забываем.

Мягкий шарф в мороз согреет

Подбородок, грудь и шею.

Ну все готовы. Арктика от нас очень далеко, поэтому мы полетим на самолете. Расправили все свои крылья и полетели. Приземлились, глазки закрыли, открыли, выходим из самолета и что мы видим? Везде снег, толстый лед, вьюга, холод, температура – 35, мерзлота. Как думаете, здесь кто-нибудь живет? Живет, и люди живут и животные.

Но мы поподробнее остановимся на животном мире севера.

Арктика – это владение белого полярного медведя. Он самое крупное животное в Арктике.

Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы.

— Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются, они приспособились к условиям вечного холода. Это белый медведь, морж, тюлень.

(демонстрация картинок с изображением белого медведя, моржа, тюленя)

Эти животные живут на севере, потому что они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, он умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, он хищник и охотится на тюленей).

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Еще здесь обитают полярный волк, северный олень, песец, рассомаха,горностай: все хищники питаются мясом, рыбой имеют теплый густой светлый мех, гагара и белая сова имеют пушистое оперение, светлую окраску, питаются насекомыми и мышами — пеструшками.

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков и отправимся дальше.

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Вот мы и побывали в Арктике. А теперь летим в Антарктиду. Все готовы?

Мы подлетели к Южному полюсу. Что вы видите? (снег, лёд)

А что это за ледяная гора плывёт по воде? (Айсберг) (показать картинку айсберга)

Плывет такой огромный и не тонет! А почему? Потому что лед в воде не тонет, он легче воды.

Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.

Антарктида включает в себя Южный полюс, добраться до неё можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

Теперь, чтобы узнать какие животные живут в Антарктиде угадаем загадки.

Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь — я. (пингвин)

В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день. С легкостью!

Ведь он — (тюлень)

В синем море бьёт фонтан!

Чудо — юдо великан.

Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит, обитает в море. (синий кит)

У китов — китовый ус, воду пробуют на вкус.

У других — зубастый рот. Кит зубастый -. (кашалот)

Огромная морская птица.

Штормов и бури не боится.

Им не свернуть её с пути, она ведь всё равно летит.

Её чтут боцман и матрос. А птица эта — (альбатрос)

Игра «Чудесный мешочек»

Фигурки всех животных севера попрыгали к нам в чудесный мешочек, давайте каждый достанет по одной, но с закрытыми глазками и на ощупь определим кто это может быть.

Понравилось Вам наше путешествие? Ух, и замерзли мы. Мы не привыкшие к такой мерзлоте. Полетели лучше домой.

Домой прилетели и давайте вспомним животных которых мы видели.

«Животные Крайнего Севера». Краткосрочный проект в старшей разновозрастной группе«Животные Крайнего Севера». Краткосрочный проект в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера» Цель: Закрепление знаний детей о животных и птиц Севера, их внешнем виде, образе жизни их в природе. Закрепить умение аккуратно выполнять.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства» Цель: ознакомление детей с российским государственным праздником. Задачи: • Проведение патриотическо-воспитательной работы среди воспитанников;.

Конспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группеКонспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группе Конспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группе Цель: — познакомить детей с животными Севера – белым медведем и северным.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран»Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию методическую разработку — викторину, проведенную в старшей группе в завершение педагогического.

Занятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группеЗанятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группе Цель: систематизация и обобщение имеющихся представлений о домашних животных Задачи: развитие устной диалогической речи.

Источник

Задание учителя-логопеда воспитателям. Лексическая тема «Животные Севера»

1. Накопление, уточнение, обогащение и активизация словаря.

Предметный словарь : названия диких животных и птиц Севера (медведь, пингвин, тюлень, морж, кит, песец, олень, сова, названия детенышей (медвежонок, пингвиненок, тюлененок, моржонок, китенок, олененок, совенок, названия частей тела животных и птиц (туловище, голова, лапы, хвост, крылья, север, снег, лед, холод, мороз, животные, мех, пух, перья, жир.

Глагольный словарь: жить, спать, лежать, плавать, бегать, ходить, ловить.

Словарь признаков: белый, черный, серый; большой, маленький; северный, дикий, хищный; пушистый, мягкий, теплый, толстый; ленивый, быстрый, злой, добрый.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка.

-Различение единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже (медведь — медведи).

-Образование уменьшительно-ласкательных имен существительных (лапа -лапка).

-Подбор однородных определений, дополнений.

-Согласование имен числительных с именами существительными (1 медведь … 10 медведей).

-Образование имен существительных в форме винительного падежа без предлога, родительного падежа единственного числа без предлога.

3. Развитие связной речи.

-Составление простых распространенных предложений по демонстрируемому действию.

-Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам.

4. Список рекомендуемой художественной литературы.

-Бажов П. «Серебряное копытце»

-Корольков Г. «Тюлень»

5. Развитие психических процессов.

-Развитие слухового внимания и памяти («Запомни и повтори»)

-Развитие зрительного внимания и памяти («Кого не стало?», «Кто спрятался?»)

-Развитие мышления («4-ый лишний»)

1. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

Предметный словарь: названия диких животных и птиц Севера (медведь, тюлень, пингвин, морж, песец, олень, кит, горностай, котик, ласка, овцебык, калан, волк, лемминг, сова, гага, куропатка, названия их детенышей (медвежонок, тюлененок, пингвиненок, моржонок, олененок, китенок, волчонок, совенок,названия частей тела животных и птиц (туловище, голова, лапы, хвост, ласты, уши, бивни, рога, усы, клюв, крылья, клыки, север, снег, лед, льдина, холод, мороз, мех, шерсть, пух, жир, кожа, перья, хищник, моллюски, рачки, ягель).

Глагольный словарь: жить, спать, ходить, бегать, лежать, плавать, нырять, зимовать, мерзнуть, защищать, охотиться, спасать, заботиться, помогать, прятаться, ловить, выуживать, питаться, грызть, жевать.

Словарь признаков: белый, черный, серый, синий; большой, маленький, крупный, мелкий, длинный, короткий; теплый, густой, пушистый, толстый, подкожный, мягкий, красивый; дикий, северный, полярный, ледяной, холодный, тундровый; быстрый, ленивый, неуклюжий, медлительный, заботливый.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка.

-Образование имен существительных в форме творительного падежа (чем покрыто тело? Чем питается).

-Образование имен существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа (нет кита — много китов).

-Образование уменьшительно-ласкательных имен существительных (хвост-хвостик).

-Образование относительных имен прилагательных (север — северный).

-Образование сложных имен прилагательных (белоснежный, холодостойкий).

-Подбор антонимов (крупный — мелкий).

-Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

-Согласование имен числительных с именами существительными (1 морж…10 моржей).

3. Развитие связной речи.

-Составление распространенных предложений по сюжетной картинке.

-Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом «а» (Бурый медведь живет в лесу, а белый медведь живет на севере).

-Составление предложений с однородными определениями.

-Составление описательного рассказа по плану:

. Из каких частей состоит тело?

. Чем покрыто тело?

. Повадки и характер.

. Как называются детеныши?

-Составление рассказа по сюжетным картинкам.

4. Список рекомендуемой художественной литературы.

-Топорышкин И. «Как тюлень стал тюленем»

-Снегирев Г. «Про пингвинов»

-Флинт В. «Животные Севера»

-Шульжин В. «Белый медвежонок»

5. Развитие психических процессов.

-Развитие слухового внимания и памяти («Запомни и повтори»).

-Развитие зрительного внимания и памяти («Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кого не стало?»).

-Развитие мышления («4-ый лишний», «Ералаш», «Правильно или нет?», «Чей хвост?», «Чья голова?»).

Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда»Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда» «Неделя логопеда» «Неделя логопеда» успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Домашнее задание учителя-логопеда «Библиотека. Детские писатели» Побеседуйте с ребенком о библиотеке и работе библиотекаря. Рассказать о том, что нужно беречь книги и том, как много людей разных профессий.

Сценарий итогового развлечения «Дикие животные и животные крайнего севера» в средней группе Итоговое мероприятие по теме «Дикие животные и животные крайнего севера» Развлечение «Дикие животные в гостях у детей». В средней группе.

Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» В современном дошкольном.

Лексическая тема «Весенние работы на селе» Тема недели: «Весенние работы на селе». Цель: Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Задачи: Формирование.

Лексическая тема «Зоопарк» Лексическая тема: зоопарк. Цель: Познакомить детей с названиями крупнейших зоопарков России (Новосибирский, Московский, с профессиями.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Животные Севера.» Беседа с просмотром презентации «Животные Севера» Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Совместное занятие воспитателей и учителя-логопеда в подготовительной группе «Теремок». Тема: «Водица-волшебница». Совместное занятие воспитателей и учителя-логопеда в подготовительной группе «Теремок». Тема:«Водица-волшебница». Цель: создание целостного.

Тема НОД: Лексическая тема «Зима». Формирование слоговой структуры слова. Т Цель: формирование слоговой структуры слова на базе лексической темы «Зима». Коррекционно – образовательные задачи: — формировать представления.

Источник

Группа № 8. Лексическая тема "Животные севера".

лексическая тема животные севера

Правда, толстокожий морж

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» — меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Источник

Животные Севера
Картинки по запросу животные севера

Тема нашего занятия непростая, но очень интересная. Ведь у этих животных совершенно другая жизнь!
Как они выживаю в сильные морозы, о которых мы даже не имеем представлений, потому что у нас не было таких морозов. Мы забыли, что значит «трескучий мороз».
Дикие животные Севера, какие это животные? Какой у них внешний вид? Как они живут? Чем они питаются, и как они добывают себе пищу? Можем ли мы их увидеть в живую и где? Чем они отличаются от наших диких животных? Вот, сколько вопросов можно обсудить со своим чадом.

Что бы с ними познакомиться, можно сходить в зоопарк, посмотреть фильм про животных Севера или мультик. Включайте свою фантазию и посвящайте своему ребенку как можно больше внимания и времени. Ведь дети — это шкатулка, которую мы должны заполнять знаниями. И не забываем, что не просто рассказать и посмотреть, а обязательно в виде игры, так как игра для детей это ведущая деятельность!

Рекомендации для родителей от учителя-логопеда по теме занятия «Северные животные»

Прочитайте детям стихи и рассказы про животных. П окажите ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя и т.д.;

— расскажите об их внешних признаках, характерных поводках;

— спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке.

Примерный словарь, который должен освоить ребенок по теме:

Существительные: белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень, Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты, шерсть, вожак, стая.

Прилагательные: белый, пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый, большой, густая, мягкая.

Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

Источник

Читайте также:  Если нашел клык животного